Научная статья на тему 'Источники инвестирования'

Источники инвестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко П. Е., Горшенина Н. С.

Рассмотрена возможность получения дополнительных денежных потоков для реализации приоритетных проектов в лесной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники инвестирования»

ционной политики ЗАО «Илим Палп Энтер-прайз». И основываясь на результатах деятельности компании в последние годы, мы можем констатировать положительные сдвиги

в этом направлении, что еще раз подтверждает возможность привлечения реальных инвестиций в лесопромышленный сектор России.

ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

П.Е. КРАВЧЕНКО, аспирант каф. эк и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, Н.С. ГОРШЕНИНА, доцент каф. эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, к.э.н.

К числу фундаментальных понятий рыночной экономики относятся так называемые инвестиции - «затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов».1 Инвестиции - это совокупность затрат реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства; - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Наиболее содержательное определение инвестиций из множества, следующие. Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование; лицензии, в том числе на товарные знаки; кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. К сожалению, в России, более необходимы инвестиции в форме технологий, машин и оборудования для последующей реновации, как в целом в народное хозяйство, так и в ЛПК в частности. Одна из причин такой узкой направленности сильный износ оборотных и основных фондов на производственных предприятиях. На сегодня средний возраст машин и оборудования в ЛПК уже

'Кэмпбэлл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. ЭКОНОМИКС: принципы, проблемы и политика. Т.2. - М.: Республика, 1992. - С. 388.

превысил 25 лет, а их износ соответственно составляет 57-60%. Наиболее устаревшее и изношенное оборудование по лесной отрасли преобладает в целлюлозно-бумажной и лесозаготовительной промышленности. Вследствие этого Россия по глубине переработки древесного сырья значительно отстает от других государств: из 1000 м3. древесины у нас производится фанеры в 2,3 раза меньше, чем в США, а бумаги и картона - в 5,2 раза меньше, чем в Финляндии и Швеции. Поэтому неудивительно, что в общем объеме валютной выручки от лесного экспорта более 35 % приходится на древесину низкой степени обработки.

Что касается рынка ценных бумаг, то он на сегодня развит довольно слабо по сравнению с западными странами, поэтому использование этой формы инвестиций сейчас незначительно, как и кредиты коммерческих банков, которым выгодно кредитование на краткосрочной основе с минимальным сроком окупаемости инвестиций.

Общий спад в производстве продукции в последнее десятилетие правления рыночного механизма в ЛПК, в некоторой степени, связан с неспособностью самостоятельно разобщенных в процессе приватизации предприятий лесной отрасли выйти из сложившейся трудной ситуации, поэтому только структурная реорганизация, государственная поддержка и дополнительные внешние финансовые поступления смогут дать толчок к их развитию. Не дает должной поддержки очень скромное внутреннее инвестирование предприятий производственного сектора экономики (инвестирование - совокупность практических действий граждан, юридических лиц и

государства по реализации инвестиций). Так внутренний инвестиционный потенциал (инвестиции ресгюндетов) последние годы в стране невелик, это видно из довольно скромных показателей фонда накопления относительно фонда потребления и, что еще характерно на сегодняшний день, в большей части он сконцентрирован в Европейской части страны. В первую очередь, это относится к таким регионам как г. Москва, Московская область и Санкт-Петербург, именно там находится подавляющее число коммерческих банков и инвестиционных компаний с огромными финансовыми ресурсами, в поле зрения которых не попадают предприятия лесной промышленности, в большей части расположенные в регионах.

Сегодня, по данным экспертов, динамика такова - фонд потребления по отношению к фонду накопления сократился на -40%. Естественно, это сокращение накопления напрямую связано с внутренней инвестиционной деятельностью физических и юридических лиц, в сравнении с 1990 г. она уменьшилась на 50 %. При этом объем инвестиций в ЛПК за последние десять лет сократился почти в четыре раза (с 4,2 млрд. руб. в ценах 1990 года до 1,1 млрд.). Существующий объем сейчас в большей части внутренних инвестиций даже недостаточен для необходимого обновления активной части основных производственных фондов, большинство предприятий имеют средства только на капитальный ремонт действующего оборудования, удельный вес которого в общем объеме намечаемых инвестиций в основной капитал постоянно увеличивается.

Во многом из-за нехватки инвестиций последние десять лет объем заготавливаемой древесины сократился в три раза (до 100 млн. куб. м.), производство лесобумажной продукции в среднем упало в 3-5 раза, доля России в мировом производстве сократилась с почти 10 % до 2,5 %, а средняя загруженность мощностей в отрасли в 90-е годы составляла лишь 25-40%. Поэтому, сегодня специалисты оценивают потребности лесопромышленного комплекса минимум в 18-20 млрд. руб. ежегодно. Такие внутренние финансовые потоки

на развитие просто невозможно найти только в одном источнике инвестиций, таком как собственные средства, кредиты банков, инвестиционных фондов или государственного бюджета. Потому что, например, инвестиционная политика банков основывается на минимизации рисков при кредитовании и высокой прибыли. Им выгодно выделять более доходные краткосрочные ссуды или кредиты, например в торговлю, а не долгосрочные, которые в основном и необходимы на производство и строительство. Вот и получается что, только из-за вероятности небольшого дохода и высокого риска невозвратности кредита в портфелях банков, уровень долгосрочных кредитов составляет всего 20 %. И то приоритетными направлениями кредитования производственной деятельности банков является электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия как более прибыльные, а не лесная промышленность. Хотя специалисты ЛПК оценивают ее как рентабельную с неплохим уровнем доходности, конечно, преимущественно в ряде производств деревообработки. К примеру, в прошлом году выручка от экспорта древесины и лесобумажной продукции составила около 4 млрд. долл.

Тем не менее, все также большинство банков игнорируют предприятия ЛПК и об этом свидетельствуют факты — доля инвестиций российских коммерческих банков в отрасль составила не более 12% общей суммы вложений.

Рассчитывать на основной источник инвестирования, которым всегда являлись основные средства предприятий, не могут большинство предприятий. Об этом неоспоримом факте можно судить из данных о финансовом положении большинства предприятий лесной промышленности.

Возможна ли поддержка государства отраслям лесной промышленности? Очевидно, что на поступление из него не стоит особенно рассчитывать, они остаются по-прежнему, невелики. Единственно новая возможность получения дополнительных денежных потоков заключается в признании приоритетными проектов в лесной промышлен-

ности, но конкурентами будут проекты других не менее достойных отраслей народного хозяйствования России.

Отбор проектов проводится на конкурсной основе Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики РФ, которая образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 г. № 744 « О порядке размещения централизованных ресурсов на конкурсной основе». Комиссией разрабатывается и утверждается регламент работы, афишируются условия проведения конкурсов и требования к участникам. На такой же конкурсной основе предприятиям под развитие приоритетных проектов предоставляется право получить государственные гарантии, как было законодательно установлено «в целях стимулирования инвестиционной активности в России и привлечения средств для реализации важнейших видов деятельности в РФ».

В целях регламентации этой деятельности Правительством РФ разработан и утвержден 22 ноября 1997 г. № 1470 «Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ». В нем определен механизм гарантий. Организация работы по проведению конкурсов и использованию полученных результатов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ. Она создается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 года № 744. В качестве критерия для отбора проектов Комиссия использует возможный доход государства после реализации проекта.

Внешний инвестиционный потенциал безграничен, точнее он ограничен желанием иностранных инвесторов заниматься инвестиционной деятельностью на территории Российской Федерации, как большого региона с колоссальными природными богатствами.

Основополагающим при выборе инвестиционного объекта нереспонденты, как специалисты, рассматривают, кроме допустимого уровня доходности (коммерческой эффективности и коммерческих рисков), уровень некоммерческих рисков, политическую стабильность, инфляцию, информационное обеспече-

ние, совершенство законодательства, развитость производственной и социальной инфраструктуры в стране или регионе, где будут осуществляться инвестиции. Так уровень регионального инвестиционного некоммерческого риска в регионах РФ свидетельствует, что в первую группу (существует 5 групп) с очень низким уровнем риска входят районы, где в основном нет предприятий ЛПК или нет предпосылок для развития его отраслей, особенно лесозаготовки, кроме Республики Карелия.

Так, например, если средний российский показатель принят за 1 то город Москва оценивается -0,401, республика Карелия -0,699 (1-я группа), республика Коми - 0,757( 2-я группа), Архангельская область - 0,938, Хабаровский край - 0,970, Красноярский край - 1,073, Иркутская область- 1,098 (3-я группа). Во всех этих районах и республиках, кроме города Москвы, большое количество лесопромышленных предприятий, к сожалению 70 % их убыточны. Уровни региональных некоммерческих рисков были определены при использовании восьми важнейших частных показателей, формирующих в совокупности уровень некоммерческих региональных инвестиционных рисков: уровень преступности; уровень безработицы; уровень экологической безопасности и комфортности климата в регионе; отношение региональных органов государственной власти к формированию рыночной среды; уровень благоприятности регионального законодательства для инвестиций в основной капитал; отношение населения региона к рыночным реформам; дифференциация доходов населения. Такой набор показателей можно считать минимально допустимым для анализа и прогнозирования риска.

Увеличение иностранных инвестиций можно ожидать, только при условии, если произойдет улучшение правового обеспечения, будут разработаны и вступят в силу государственные рекомендации по соблюдению обязательного страхования инвестиций от некоммерческих рисков по правилам МИГА (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций).

Далее необходимы изменения в законах как для отечественных инвесторов, так и

для иностранных. В этой области вселяют определенную надежду проводимые мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного климата, а именно, первым шагом в этом направлении служит Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999 г., который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, гарантии компенсации при национализации и обязательство государства не менять определяемые им «правила игры» для инвесторов до конца срока окупаемости и устанавливает правила предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Сегодня основные его положения могут особенно благоприятно повлиять на привлечения иностранных инвестиций в ЛПК, если при организации масштабных про-

ектов на правительственном и региональном уровне им будет присвоено все-таки значение приоритетных проектов и даны государственные гарантии, утвержденные в законе. И возможно при эффективном решении всех перечисленных аспектов Россия в международном масштабе поднимет свой авторитет как грамотно хозяйствующего субъекта, что скажется и на рейтинге отдельных регионов.

Литература

1. Абрамов С. И. Инвестирование. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 435 с.

2. Игошин Н. В. Инвестиции — М.: Юнити, 1999.

3. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: Учебник.

— М.: Перспектива, 2001. — 655 с.

4. Г. Наздарешвили. Только объединив наши усилия, мы сможем помочь русскому лесу // Лесная газета.

— 2001. — № 8.

5. Национальная лесная политика Российской Федерации // Лесная газета. — 2001. — № 8.

ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

П.Е. КРАВЧЕНКО, аспирант каф. экон. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, Э.В. АНЧИКОВ, аспирант каф. экон. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, Н.С. ГОРШЕНИНА, доцент каф. эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, кэ.н.

Макроэкономические факторы, влияющие на деятельность предприятий всего народного хозяйства, в том числе и лесопромышленного комплекса, во многом являются индикатором состояния объектов инвестирования. Отечественный и иностранный инвестор должен иметь четкое представление об уровне и динамике макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт, инфляция, процентные ставки, валютный курс. Естественно на них оказывает влияние состояние федерального бюджета, денежной сферы, торгового и платежного баланса. В свою очередь, все эти показатели прямо зависят от проводимой макроэкономической политики, и, прежде всего, кредитно-денежной. Перечисленные показатели являются факторами развития экономики страны, поскольку

определяют протекания тех или иных инвестиционных и экономических процессов. Поэтому необходимость анализа данных процессов очевидна.

Для инвестора экономический рост в стране или отдельной отрасли является сигналом для вложения средств. Конечно, необходимо отметить, что для инвестора важна не просто констатация факта роста или снижения ВВП, а выявления тренда и его динамики.

Особую важность для инвестора имеют реальные показатели при анализе функционирующего рынка труда. Таких как уровень заработной платы в отраслевом разрезе, распределение численности населения по размерам душевого дохода, структура использования денежных доходов населения, уровень и динамика безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.