РОМАНОВ В.В.
ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РАМКАХ ВТО
В статье рассматриваются факторы и условия привлечения внешних инвестиций для финансирования инновационной деятельности в условиях недостаточности собственных финансовых ресурсов в лесопромышленном комплексе в рамках ВТО, раскрытию возможностей использования проектного финансирования как технологии финансовой поддержки инновационной деятельности российскими лесопромышленными компаниями.
Ключевые слова: инвестиционно-инновационное развитие, механизм управления, проектное финансирование, лесопромышленный комплекс, структурный кризис, модернизация.
ROMANOV V.V.
INVESTMENT AND INNOVATION DEVELOPMENT OF TIMBER INDUSTRY IN THE WTO
The article deals with the identification of factors and conditions to attract foreign investment to finance innovation in a failure of their own financial resources in the timber industry in the WTO, the disclosure of the possibilities of using project finance as financial support for technology innovation by the Russian timber industry. Keywords: investment and innovation development, management mechanism, project finance, timber industry, structural crisis, modernization.
Введение
Российская Федерация 22.08.2012 на основании протокола о присоединении к Марракеш-скому соглашению, подписанному в Женеве 16 декабря 2011г., стала полноправным членом ВТО. Экономические и политические причины необходимости присоединения к ВТО обусловлены тем, что современная Россия является крупной державой со своим достаточно мощным экономическим и ресурсным потенциалом, во многом определяющим ход развития мировой экономики [1].
Согласно В. Петрову [2], членство России в ВТО сопровождается следующими преимуществами и рисками для лесопромышленного комплекса (табл. 1).
Таблица 1
ВТО и лесопромышленная отрасль: преимущества и риски
Преимущества Риски
—Либерализация доступа на лесные рынки высокотехнологичных машин и оборудования для лесной промышленности, лесного хозяйства и деревопереработки, аналоги которого не производятся в России, что будет способствовать модернизации производства и повышению качества выпускаемой продукции —Упрощение процедур доступа лесозаготовительных и деревопе-рерабатывающих компаний на иностранные рынки, что повлечет возрастание конкурентных возможностей на мировых лесных рынках — Повышение прозрачности и упрощение таможенных процедур, сокращение и упрощение таможенной документации — Приближение отечественных технических норм, стандартов, методов учета круглых лесоматериалов и контроля качества древесины к международным — Получение равных конкурентных условий доступа на мировые рынки лесных товаров и услуг на основе обеспечения предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО — Гармонизация лесного законодательства по вопросам международной торговле лесными материалами с законодательством других стран-членов ВТО — Снижение таможенных пошлин на конечную продукцию импортного производства (бумага, картон и др.), что может привести к усилению конкуренции с крупными и более развитыми иностранными компаниями, заполнению внутреннего рынка товарами иностранного производства, повлечь закрытие неконкурентоспособных производств, вызвать рост безработицы, сокращение налоговых поступлений в региональный и федеральный бюджеты — Появление дефицита древесного сырья для предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностей из-за снижения экспортных таможенных пошлин и изменения потоков древесины в сторону экспорта — Сокращение производства в ЦБП, деревообработке и других секторах ЛПК — Возможное незначительное снижение уровня среднедушевых доходов населения — Полная остановка отечественного лесного машиностроения
Продолжительность использования в производственном процессе морально устаревших машин и механизмов, несовременных технологических схем отражается на длительности производственного цикла, замедляет темпы роста производительности труда, снижает конкурентоспособность продукции ЛПК [3]. Преодоление отрицательных тенденций развития отрасли может быть достигнуто на основе полного технического перевооружения в соответствии с современными темпами НТП [4]. Техническое перевооружение выступает в форме расширенного воспроизводства, целью которого является полное или частичное устранение морального и физического износа [5-7].
Основными сдерживающими факторами для развертывания многоаспектной инновационной деятельности в ЛПК являются высокая стоимость и длительные сроки нововведений, закрытость информации о прогрессивных технологиях и новых продуктах, низкий инновационный потенциал, невысокий уровень инновационного менеджмента и нехватка собственных средств предприятий для реализации перспективных инновационных проектов, низкий уровень инвестиционной привлекательности, недостаточность государственной поддержки (незначительность прямого государственного субсидирования, неурегулированность многих процедурных вопросов, неразвитость поддерживающей институциональной среды, низкая социальная ответственность бизнеса, неэффективность существующих мотивационных механизмов частного капитала к инвестированию и др.), высокая степень неопределенности и риска.
Необходимо отметить, что, несмотря на высокую значимость проблемы формирования эффективного механизма реализации политики устойчивого управления лесными ресурсами, усилия по созданию и использованию такого механизма продолжают оставаться все еще недостаточными. Позитивную роль оказало Постановление правительства «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» [8], согласно которому органы государственной власти или органов местного самоуправления были наделены полномочиями по отбору проектов, осуществлению контроля за ходом их реализации и по инициированию процедуры исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов1.
Проектное финансирование для инвестирования инновационной деятельности в ЛПК
Важнейшая задача сегодняшнего дня — поиск эффективных механизмов привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов для финансирования инновационной деятельности по обеспечению структурно-технологической модернизации лесопромышленного комплекса.
Преимущественное направление привлечения притока инвестиций — стимулирование инвестиционно-инновационной активности внутренних и внешних потенциальных инвесторов путем разработки адаптивного рыночного инструментария и нивелирования рисков. Государственная политика стимулирования стратегического инвестирования предполагает определенные экономические и налоговые преференции посредством предоставления крупному частному бизнесу лесных участков в аренду на 49 лет, установления льготного размера арендной платы в размере 50% от минимального размера по сроку окупаемости инвестиционного проекта (Постановление правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» [8].
В условиях ограниченности финансовых ресурсов у лесопромышленных компаний особое внимание следует уделить вопросам организации инновационной деятельности на основе системы проектного финансирования. Поскольку прямое заимствование зарубежного опыта в современную российскую практику существенно ограничено неразвитостью отечественной нормативно-правовой базы проектного финансирования, недоверием потенциальных контрагентов друг к другу, несовершенством, асимметричностью и неполнотой информации, то необходимы: тщательный учет особенностей и традиций национального предпринимательства, обобщение накопленного отечественного опыта в сфере привлечения инвестиций, теоретическое переосмысление зарубежных подходов к организации проектного финансирования и механизмов их реализации с последующей адаптацией к нестабильным российским условиям.
Исследование возможностей применения проектного финансирования для инвестирования инновационной деятельности в лесопромышленном комплексе можно проводить на основе следующего алгоритма (рис. 1).
1 Основанием для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления. Предусмотрены следующие льготы для инвесторов: предоставление лесного участка без проведения аукциона и установление льготного размера арендной платы в размере 50% от ее минимального размера на срок окупаемости проекта.
Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013
I | Анализ инвестиционного климата лесопромышленного комплекса
Рис. 1. Алгоритм исследования возможностей применения проектного финансирования в лесопромышленном комплексе2
Отраслевой анализ инвестиционной активности ЛПК
Успешность перехода на инновационное развитие ЛПК во многом зависит от интенсивности привлечения инвестиций в отрасль3.
Наибольшее значение для развития ЛПК, относящегося к числу сложных производственно-экономических подсистем, имеют инвестиции инновационной направленности для целей структурной и технологической модернизации (путем реконструкции и полного технического перевооружения; создания в среднесрочной перспективе высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья; формирования институциональной среды, способствующей благоприятному инвестиционному климату и др.) [9]. По разным оценкам, ежегодная потребность ЛПК в инвестициях (2-4 млрд долл.) превышает сложившуюся в отрасли в современных условиях примерно в 2-3 раза4.
Статистические данные показывают, что при росте физического объема инвестиций в основной капитал по экономике страны в целом за период 2000-2011 гг. в 9,25 раза, а в обрабатывающие производства — в 7,28 раза увеличение соответствующего показателя для сектора «обработка древесины и производство изделий из дерева» составило 7,54 раза, а для сектора «целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность» — 5,99 раза. Таким образом, для секторов ЛПК характерна общая тенденция роста физического объема инвестиций, характерная для обрабатывающих производств. Однако на протяжении исследуемого периода структура поступающих инвестиций в лесопромышленное производство практически не менялась, оставаясь в среднем на уровне 0,5%, что явно не соответствует потребностям ЛПК.
В условиях глобализации существенно повышается роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Современное состояние иностранных инвестиций в лесопромышленный комплекс отличается небольшими абсолютными объемами и невысокими долями в общем итоге (табл. 2).
Таблица 2
Поступления иностранных инвестиций в ЛПК [11] за 2005-2011 гг.
Показатели 2005 2007 2008 2009 2010 2011
млн долл. % к итогу млн долл. % к итогу млн долл. % к итогу млн долл. % к итогу млн. долл. % к итогу млн долл. % к итогу
Иностранные инвестиции, всего 53651 100 120941 100 103769 100 81927 100 114746 100 190643 100
Обрабатывающие производства 17987 33,5 31948 26,4 33914 32,7 22216 27,1 33157 28,9 41086 21,6
Из них:
— обработка древесины и производство изделий из дерева 512 1,0 528 0,4 812 0,8 682 0,8 353 0,3 854 0,4
— целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 269 0,5 934 0,8 1336 1,3 1208 1,5 875 0,8 853 0,4
2 Алгоритм анализа возможностей применения проектного финансирования в лесопромышленном комплексе (рис. 1) разработан в ходе выполнения диссертационной работы.
3 В результате рыночных преобразований 1990-х гг. отрасль оказалась малопривлекательной для инвестиций в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством лесного законодательства, отсутствием четкой государственной политики в отношении ЛПК. Многие предприятия лесной отрасли убыточны и находятся на грани разорения.
4 По свидетельству Ю. В. Пискулова [10], в то время как все инвестиции в развитие производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них в 2009 г. составили 11,7 млрд руб., строительство лишь одного целлюлозно-бумажного комбината требует не менее 60 млрд руб.
На отрасли российского ЛПК в 2011 г. пришлось всего лишь 0,8% совокупных иностранных инвестиций в экономику РФ. Между тем очевидно, что динамичное развитие лесопромышленных компаний, обеспечивающее удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на продукцию ЛПК, невозможно только за счет внутренних источников — необходимы иностранные инвестиции. Однако иностранных инвесторов останавливает слишком рискованный бизнес в лесопромышленном комплексе России, неразвитость законодательства лесопользования и управления лесными ресурсами.
Поскольку в вопросах поддержки инновационного бизнеса наиболее заинтересованным лицом является инвестор, то важнейшее условие разработки и реализации инновационных проектов — создание благоприятного инвестиционного климата по привлечению инвестиций в страну (регион, отрасль, лесопромышленную компанию). В этой связи следует, однако, отметить, что на сегодня не выработан единый подход в вопросах выделения понятия «инвестиционный климат» , синонимом которого может являться сочетание инвестиционной привлекательности, инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и инвестиционной активности (на уровне страны, региона, отрасли, лесопромышленной компании). Данное обстоятельство также негативно сказывается на привлечении инвестиций.
В свою очередь, другое не менее важное экономическое понятие как «инвестиционная привлекательность» (восприимчивость) также не имеет устоявшейся трактовки. Так, если в понимании Л. С. Валинуровой и О. Б. Казаковой [12] инвестиционная привлекательность — совокупность признаков, свойств, средств и возможностей, обусловливающих потенциальный платежный спрос на инвестиции, то, по мнению В. Власовой, И. В. Журавковой и Э. Крылова [13], сущностью инвестиционной привлекательности является комплексная оценка эффективности использования собственного и заемного капиталов.
Поэтому как мера способности воспринимающего инвестиции субъекта/объекта деловой среды к успешному внедрению нововведений инвестиционная привлекательность во многом зависит от оценки, основанной на субъективном мнении конкретного финансового инвестора как заинтересованного лица. В контексте этих соображений Т. В. Теплова [14] и В. Ф. Максимова [15] утверждают, что в основе этого понятия лежит субъективная оценка (характеристика) конкретного инвестора, формируемая на основе сочетания объективных признаков (характеристик).
В трактовке автора статьи понятие «инвестиционная привлекательность» ассоциируется с предпосылками для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил объекта инвестирования посредством его активной инвестиционной деятельности, которые могут быть описаны совокупностью многочисленных факторных признаков, учитывающих уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационных и других требований или интересов инвестора, выраженных в соответствующих аналитических и прогнозных показателях, отражающих уровень риска и доходности предполагаемых инвестиций.
Необходимо различать понятия «инновационный потенциал» страны (макроуровень), региона и отрасли (мезоуровень), лесопромышленной компании (микроуровень) как совокупности научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих субъектов, обеспечивающих восприятие и диффузию инноваций, и «инновационную активность» как меру интенсивности проведения инновационных преобразований.
И, тем не менее, можно отметить, что современная наука об инвестициях, в целом являющаяся сформировавшейся, опирается на практику зарубежного инвестиционного менеджмента, основанного на развитом терминологическом аппарате классификации инвестиций и инвестиционных процессов, способах и приемах управления инвестициями, подходах к изучению различных аспектов управления инвестиционными проектами и оценке их эффективности.
Анализ специальных источников информации указывает: современные инвестиционные проблемы российского лесопромышленного комплекса связаны с недостаточностью притока инвестиций, вызваны отсутствием эффективного собственника, недостаточностью собственных финансовых ресурсов ЛПК, несовершенством законодательства, нецелевым использованием амортизационного капитала, высоким уровнем инвестиционных рисков, налоговым прессингом, невниманием к использованию уникальных конкурентных преимуществ, неопределенностью инвестиционной политики, отсутствием инвестиционных и информационных институциональных структур в отрасли и др.
Значительное отставание ЛПК по уровню инновационной активности в сфере исследований и разработок, приобретения новых технологий, маркетинговых исследований, приобретения прав на патенты и патентные лицензии свидетельствует об отсутствии мотивированных
5 Инвестиционный климат представляет особую институциональную подсистему для развития производственных отношений и производительных сил общества за счет активизации инвестиционной деятельности.
стимулов для инвестирования инновационной деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный уровень привлекательности инновационной деятельности лесопромышленных компаний [11, с. 573-578]
Сфера инновационной деятельности Уровень инновационной активности предприятий и организаций От- клоне ние (4-3)
№ обрабатывающие производства, % обработка древесины и производство изделий из дерева, %
1 2 3 4 5
1 Удельный вес организаций, осуществлявших: — технологические инновации; — процессные инновации; — продуктовые инновации 11,6 6,1 8,0 3,8 3,0 1,7 -7,8 -3,1 -6,3
Затраты на технологические инновации по видам инновационной деятельности:
2 — исследования и разработки; — приобретение машин и оборудования; —приобретение новых технологий; — из них приобретение прав на патенты, лицензий; — приобретение программных средств; — производственное проектирование; — другие виды подготовки производства; — обучение и подготовка персонала; — маркетинговые исследования 14,50 59,35 0,05 0,26 0,78 6,34 10,35 0,34 0,26 0,10 57,18 0,03 0,15 0,28 1,55 4,15 0,12 0,00 -13,5 -2,17 -0,02 -0,11 -0,70 -4,79 -6,20 -0,22 -0,26
3 Объем инновационных товаров в % от общего объема отгруженных товаров 6,8 1,3 -5,3
4 Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями, % 58,0 0,5 -57,5
Кроме того, специалисты отмечают, что принятая в 2008 г. «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 г.» в настоящее время фактически не действует — многие ее положения в кризисные 2008-2009 гг. нуждаются в значительных корректировках, а Лесной кодекс РФ, предоставивший преимущества для крупного бизнеса, создал особые трудности развитию малого и среднего предпринимательства в ЛПК.
Особые трудности ЛПК вызваны низким инновационным потенциалом. Так, А. Копылова [16] отмечает, что инновационный потенциал российского ЛПК, определяемый наличием научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, учебных заведений, высококвалифицированного персонала и т. п., значительно уступает инновационному потенциалу стран-лидеров инновационного развития.
Тем не менее нельзя не видеть и определенных шагов к лучшему, позволяющих рассчитывать на успешное развитие инновационного потенциала отрасли в дальнейшем — реализация инновационных проектов в лесопромышленном комплексе России находится на начальном этапе становления.
Анализ возможностей использования проектного финансирования
ЛПК по динамике развития является явным аутсайдером российской экономики, резервы интенсивного роста отрасли практически исчерпаны, однако производство находится на минимально возможном низком уровне. Трансформация пассивных предпринимательских структур отрасли в активных конкурентоспособных участников международных отношений, что требует членство России в ВТО, возможно на основе поиска уникальных конкурентных преимуществ, организации новых эффективных форм организационно-экономического сотрудничества в инновационной сфере, создания предпосылок для повышения инвестиционной активности, реализации разнообразных форм государственной поддержки.
Для инновационного развития отрасли необходимо рациональное сочетание многоканальных источников инвестирования, привлекаемых на внутреннем и внешнем рынках, использование апробированных зарубежной и отечественной практикой эффективных финансово-экономических механизмов и инструментов, одним из которых является проектное финансирование, под которым понимаются долгосрочные инвестиции, когда активы соответствующего инновационного проекта выступают залоговым имуществом, а источником возврата вложенных средств являются генерируемые проектом денежные потоки.
Анализ специальной отечественной литературы в сфере проектного финансирования при-
менительно к задачам модернизации лесопромышленного комплекса показал неразработанность проблемы в предлагаемой автором прямой постановке вопроса — непосредственные исследования в сфере инвестирования инновационной деятельности на принципах проектного финансирования применительно к задачам ЛПК практически отсутствуют, многие затронутые в конкретных работах аспекты фактически носят постановочный характер и не имеют ясной практической направленности. Кроме того, следует отметить, что сама проблема разработки и применения проектного финансирования в ЛПК находится на начальной стадии своего становления — необходима интеграция государства, науки и бизнеса6 в части объединения научно-образовательного и производственного потенциалов отрасли.
Прямая адаптация успешного зарубежного опыта в области проектного финансирования в практику российских лесопромышленных компаний ограничена специфическими условиями, которые отличаются высоким уровнем нестабильности, несовершенством и асимметричностью информации. С учетом данных обстоятельств основой формирования отечественной модели проектного финансирования, наиболее полно учитывающей особенности национальной экономики и традиций развития лесопромышленного предпринимательства, может стать симбиоз, построенный на переосмыслении выработанной развитыми странами теории и методологии проектного финансирования и обобщении наработанного отечественного практического опыта лесопромышленных компаний и компаний других обрабатывающих производств в инвестиционно-инновационной области.
Существование многочисленных сложностей в отношении разработки и внедрения в полном объеме проектного финансирования в отечественную практику ЛПК, не должно, тем не менее, создавать непреодолимые препятствия развитию проектного финансирования в отрасли, поскольку наиболее правильным является мнение об отсутствии какой-либо иной альтернативы. Преодоление структурных и технологических диспропорций в ЛПК сегодня возможно лишь за счет осуществления целенаправленного финансирования инновационной деятельности на регулярной основе, причем наиболее целесообразным способом следует рассматривать использование технологий многоканального проектного финансирования.
В последние годы в остро актуальную превратилась проблема стимулирования опережающего притока инвестиционных средств для финансирования инновационных проектов и программ, обеспечивающих структурную и технологическую модернизацию, инновационный рост ЛПК. Сложность получения долгового или бюджетного капитала превращает проектное финансирование в наиболее удобный и эффективный инструмент привлечения средств в условиях современной нестабильной экономики ЛПК. Основным условием предоставления капитала потенциальными кредиторами и будущими партнерами является подтвержденная способность обособленного инновационного проекта, разработанного инициатором (заемщиком), стабильно производить (генерировать) денежные потоки, которые и станут источником обслуживания и возврата долга на инвестированный капитал.
Таким образом, гарантией для многочисленных кредиторов в проектном финансировании является экономический эффект, извлеченный в ходе реализации уникальной инновационной программы. Причем, размеры активов заемщика, которые также могут рассматриваться в качестве дополнительной поддержки, нередко оказываются несопоставимыми с общей стоимостью проекта. Важнейшими качествами проектного финансирования являются: экономическая деятельность юридически обособленной проектной компании по реализации инновационного проекта; профессиональное управление выявленными рисками и уникальной инновационной деятельностью на основе тщательно разработанной финансовой модели, являющейся базой проектного финансирования. От корректного моделирования проектной деятельности во многом зависит правильность расчета денежного потока, оптимальность ее структуры. Проектное финансирование как никакая другая деятельность тяготеет к высокой культуре менеджмента.
Сложная предынвестиционная стадия связана с выявлением и оценкой рисков специфической инновационной деятельности, поиском поставщиков капитала, которых следует убедить в реальности предлагаемого проекта, управление которым следует сделать приемлемо прозрачным для кредиторов. При этом контролируемый денежный поток — ключевой фактор успешности.
Сложнейшие проблемы финансирования лесного хозяйства и лесной промышленности могут быть решены только совместными усилиями государства и частного бизнеса на принципах государственно-частного партнерства. Следующие факты, подтверждающие значимость активной поддержки государства, убеждают в пользе и перспективности государственно-частного партнерства в реализации масштабной инновационной перестройки отечественного лесопромышленного комплекса: организация национальных высокозатратных производств по
6 Лесной кодекс в новой редакции, включающей специальную статью 22, связанную с инвестиционной деятельностью в области освоения лесов, (2006 [17]) предоставляет возможность эффективно использовать в крупных проектах частный капитал под контролем государства. ЛПК может быть превращен в такую же бюджетообразующую отрасль экономики России? как нефтегазовая.
глубокой переработке лесных, формирование инновационной отрасли — деревянного домостроения, создание экспортно-ориентированных производств; использование мощностей закрывающихся и/или незагруженных зарубежных предприятий (путем полной или частичной покупки предприятий, ассортиментного обмена и т. п.); инновационное сотрудничество путем специализации и производственно-технологической кооперации по актуальным направлениям инновационной деятельности и др.
Несмотря на значительное количество публикаций в области развития инновационной деятельности и механизмов государственно-частного партнерства, экономической наукой не решены многие вопросы построения концепции и стратегии формирования партнерских взаимоотношений, недостаточно внимания уделено практической проработке вопросов, связанных с оценкой эффективности реализации ГЧП-проектов, и др.
Вопросы минимизации рисков проектного финансирования инновационной деятельности в ЛПК
Проектное финансирование как метод финансирования инновационной деятельности имеет свои преимущества и недостатки (табл. 4).
Таблица 4
Преимущества и недостатки проектного финансирования
Преимущества Недостатки
1. Ограниченная ответственность инициатора (заказчика) проекта перед внешними инвесторами 2. Распределение рисков между участниками проекта 3. Достоверная оценка платежеспособности и надежности заемщика 4. Возможность прогнозировать результат реализации инвестиционно-инновационного проекта 5. Возможность привлечения к финансированию финансово-кредитные учреждения и др. 1. Высокие затраты инициатора (заказчика) проекта — большая часть финансируется за счет собственных средств 2. Сравнительно длительные периоды до принятия соответствующего решения о финансировании 2. Высокая степень риска, дополнительные затраты, связанные с резервированием средств для покрытия непредвиденных издержек и др.
Необходимо отметить, что любое инвестиционное решение принимается на основе соотношения риск-доходность, поскольку проектное финансирование инновационной деятельности в значительной степени сопряжено с высокими рисками для кредиторов из-за отсутствия полной гарантии достижения благополучного результата и вероятности потери или недополучения запланированных доходов.
Заключение
В условиях неопределенности и риска особо актуальной и высоко-значимой для проектного финансирования является проблема анализа, оценки и управления проектными рисками, сопутствующих кредитным и инвестиционным операциям. Анализ рисков проектного финансирования (на основе экспертной оценки рыночной конъюнктуры и соответствующих аналитических методов) направлен на выявление количества видов рисков и факторов их влияния, проведение оценки рисков с целью последующей разработки эффективных мер по их минимизации. Принятие решения о реализации инновационного проекта означает переход инициатора и кредитующих структур к этапу управления выявленными рисками проектного финансирования.
При проектировании инновационной деятельности определенного типа и уровня радикальности необходимо разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на снижение (ограничение) рисков инновационного инвестирования как вероятности неполучения конечного результата (конкурентоспособной продукции, прибыли, денежных потоков от конкретных инновационных инвестиций и т. п.).
Инновационный риск возникает при следующих обстоятельствах: при внедрении более дешевого метода производства товара (оказания услуг) по сравнению с уже использующимися (риск возможной неправильной оценки спроса на производимый товар); при создании нового товара (оказании услуг) на старом оборудовании (риск несоответствия уровня качества товара (услуги) в связи с применением не позволяющего обеспечивать необходимое качество оборудования); при производстве нового товара (оказании услуг) с помощью новой техники и технологии (совокупность рисков: риска ненахождения покупателя на новый товар (услугу), риска несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара (услуги), риска невозможности продажи созданного оборудования).
Наиболее эффективный путь снижения риска — квалифицированный выбор инвестицион-
но-инновационного управленческого решения (проекта). Важность выбора инновационных проектов на предпроектной стадии определяется следующими обстоятельствами: большими масштабами и высокими темпами затрат на инновационные разработки; ограниченностью средств, выделяемых на отдельные направления инновационных разработок; стремлением на основе выбора более перспективных и актуальных тем к получению максимального эффекта (экономического, социального и др.); большим разнообразием предлагаемых проектов заказчиками и непосредственно научно-техническими работниками; необходимостью снижения научно-технического риска, достижения мирового уровня на перспективных направлениях поисковых исследований и инновационных разработок; необходимостью соответствия результатов инновационных разработок стратегии деятельности лесопромышленной компании.
Распространенными способами снижения риска являются: самострахование, предусматривающее создание натуральных и денежных страховых фондов непосредственно на лесопромышленных компаниях, деятельность которых подвергается различным рискам; страхование, представляющее защиту имущественных интересов лесопромышленных компаний при наступлении страховых случаев, создание денежных фондов, формируемых из страховых взносов, для возмещения возможного ущерба; перестрахование; хеджирование, означающее создание встречных производственных, научно-технических, коммерческих, валютных требований и обязательств.
Литература
1. Муталимов, В. А. Безопасность уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО : тенденции и прогнозы // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. 2010. № 4 (24).
2. Петров, А. П. Лесные отношения в Российской Федерации : коррупционные факторы и риски, пути их устранения. — Пушкино, Моск. обл. : ФАУ ВИПКЛХ, 2010.
3. Чуваева, А. И. Основные производственные фонды на предприятиях лесного комплекса, их роль в производстве и методы оценки. — М., 2007. — Деп. в ВИНИТИ РАН. № 904. В2007.
4. Новиков, Н., Щетинин, А. Планирование технического перевооружения предприятия // Экономист : науч.-практ. журн. 2006. № 6. С. 42-44.
5. Экономика предприятия : учебник ; под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2004.
6. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия) : учеб. для сред. спец. учеб. заведений. — М. : Экономисту, 2004.
7. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) : учеб. пособие ; под ред. В. К. Скляренко [и др.]. — М. : ИНФРА-М, 2004.
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». URL : : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/2602.html? ref=subscr#. USTsy6XvgV8.
9. Жизнь вносит свои коррективы // ЛесПромИнформ. 2008. № N3 (52).
10. Пискулов, Ю.В. Международная конкурентоспособность лесопро-мышленного комплекса России (Аналитическая записка). URL : http://www.vcci.ru/vtpp/adinf/andetail.php?ID=18163.
11. Российский статистический ежегодник. 2012 : Стат. сб./Росстат. — М., 2012. С. 660.
12. Инвестирование : учебник для вузов / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. — М. : Волтерс Клувер, 2010.
13. Власова, В. М., Журавкова, И. В., Крылов, Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. — М. : Финансы и статистика, 2003.
14. Теплова, Т. В. Инвестиции : учебник для бакалавров. — М. : Изд-во Юрайт ; ИД Юрайт, 2011.
15. Максимова, В. Ф. Инвестиции: учебно-методич. комплекс. — М. : ЕАОИ, 2009.
16. Копылова, А. Проблемы перевода лесопромышленного комплекса России на рельсы инновационного развития // Власть. 2012. № 4. С. 65-68.
17. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск. № 4243. 08.12.2006.
18. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике //Вопросы структуризации экономики. 2008. № 1. С. 36-43.