Научная статья на тему 'Особенности инвестиционных процессов в регионе'

Особенности инвестиционных процессов в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутко Г. П.

Рассмотрены необходимые условием обеспечения притока инвестиций в реальный сектор экономики на примере лесопромышленного комплекса. Отмечены конкретные преимущества государственного бюджета как источника финансирования инвестиций. Акцентировано внимание на особенностях инвестиционных процессов Уральского региона, где национальный частный капитал вкладывается в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы Западной Европы. Большая часть сбережений населения региона вкладывается в иностранную валюту, исключая инвестирование в национальную экономику. Обоснованы наиболее перспективные направления из всевозможных вариантов инвестирования в регионе. Исследованы основные этапы формирования портфеля реальных инвестиционных проектов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционных процессов в регионе»

35 (92) - 2008

Инновации и инвестиции

особенности инвестиционных процессов

в регионе

Г. П. БУтко, доктор экономических наук, профессор Уральский государственный лесотехнический университет

Проблемам правового обеспечения привлечения и эффективности инвестиций уделялось значительное внимание как в теоретическом, так и методическом аспектах. Существенный вклад в этой области на макро- и мезоэкономическом уровнях внесли труды отечественных и зарубежных ученых Д. М. Кейнса, Р. Коуза, Дж. Стиглера, И. А. Бланка, В. В. Бочарова, В. В. Новожилова, В. С. Немчинова, Д. С. Львова, С. Г. Струмилина, Е. М. Карлика, К. М. Великанова, Н. А. Бурдина, А. Глотова, И. С. Ольшанского, Е. С. Романова и др. Однако изменение условий функционирования хозяйствующих субъектов при переходе к рынку потребовало совершенствования существующих подходов к оценке эффективности капитальных вложений и методов их реализации. Особую значимость приобретает проблема формирования действенного организационно-экономического механизма привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Практика подтверждает, что в настоящее время функционирование механизма финансового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений не совсем отвечает потребностям трансформационной экономики. Основная причина такого положения — отсутствие необходимых источников для государственного и частного инвестирования. Не менее важной составной частью этого процесса является эффективная деятельность институтов досудебной санации, налогового законодательства, политики ценообразования, льгот и субсидий. Амортизационная и кредитная политика не в полной мере способствуют реализации воспроизводственного процесса, нет реальной базы для трансформации реальных инвестиций в инновации, новые техноло-

гии и продукты. Только при проведении политики прогрессивного развития производственного и инновационного потенциалов каждого субъекта Федерации возможны экономические преобразования в России.

Эффективная деятельность возможна в результате интеграции общегосударственных и региональных интересов, создания действенных инструментов финансового регулирования инвестиционной деятельности.

Необходимым условием обеспечения притока инвестиций в реальный сектор экономики является наличие достаточного количества инвестиционных ресурсов, которые при благоприятном сочетании основных факторов макро- и микросреды могут трансформироваться в инвестиции. На современном этапе развития, когда основанный на централизованной системе распределения механизм инвестирования разрушен, а новый находится на стадии становления, особое внимание следует уделить оценке возможностей использования альтернативных источников инвестиционных ресурсов.

Как источник финансирования инвестиций государственный бюджет имеет ряд конкретных преимуществ. Прежде всего, отметим:

во-первых, высокую эффективность инвестиционных ресурсов, так как бюджетные инвестиции базируются на активах государства и гарантируются со стороны государства;

во-вторых, более высокую степень управления бюджетными инвестициями со стороны правительства, в ведении которого находится координация наиболее крупных структурных преобразований.

В то же время рост профицита государственного (федерального) бюджета не позволяет полностью решать инвестиционные задачи только за счет

централизованных источников финансирования. Прежде всего, это связано с ограниченностью бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций. В результате такого подхода государство вынуждено переходить от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию при ужесточении контроля над целевым использованием льгот в области кредитования.

Опыт показывает, что Уральский регион при падении инвестиционной активности продолжает оставаться одним из крупнейших доноров-инвесторов для зарубежной экономики, причем в роли донора выступает как государство, так и частный сектор. При огромных инвестиционных потребностях экономики Уральского региона национальный частный капитал вкладывается в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы Западной Европы. Большая часть сбережений населения региона вкладывается в иностранную валюту, исключая тем самым инвестирование в национальную экономику. Это означает, что фактически предоставляется беспроцентный кредит стране происхождения валюты. Для привлечения сбережений населения на отечественный рынок капиталов необходима действенная инфраструктура — широкая сеть посреднических финансовых организаций (инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и пр.); при этом необходимо обеспечить защиту инвесторам, установив строгий контроль со стороны государства над соответствующими структурами банковской системы. Анализ деятельности ряда коммерческих банков региона позволил сделать следующие выводы:

• денежная и кредитная политика банковской системы региона и ее субъектов продолжает оставаться рискованной;

• низкий уровень рентабельности продаж промышленной продукции, определяющий неудовлетворительные показатели рентабельности оборотного и основного капитала, приводит к значительному увеличению средних сроков окупаемости вложений в основной капитал, перекрывая, таким образом, предприятиям производственного сектора широкий доступ к банковским кредитным ресурсам для реализации инвестиционных проектов;

• значительное ухудшение общей ликвидности банковской системы региона и углубление тенденций по сокращению объемов ее избыточных резервов доказывают отсутствие достаточной величины капитала внутри региона.

Наиболее перспективным из всевозможных вариантов, позволяющих предотвратить дальнейшее ухудшение общей ликвидности банковской системы, а также замораживание инвестиционных процессов в регионе, является привлечение в регион иностранных инвестиций.

Практика привлечения иностранного капитала в регион показала несостоятельность государства, а также самоорганизующихся объединений профессиональных участников внешнеэкономической деятельности в регулировании, а главное — в создании рынка иностранных инвестиций, способного удовлетворить возрастающие потребности промышленного сектора региона в инвестиционных ресурсах. Именно поэтому возникла объективная необходимость в последовательном и глубоком развитии соответствующей теории вопроса. Методологической основой, позволяющей выявить недостатки как в законодательной базе, так и в работе основных сегментов рынка иностранных инвестиций, по нашему мнению, является общая теория систем.

Цели инвестирования могут быть разными. Однако в целом их можно свести в четыре группы:

1) сохранение продукции на рынке;

2) расширение объемов производства и улучшение качества продукции;

3) выпуск новой продукции;

4) решение социальных и экологических задач.

Основные этапы формирования портфеля

реальных инвестиционных проектов региона целесообразно представить в следующей последовательности:

1) определение целей инвестиционной стратегии с учетом сложившихся условий инвестиционного климата и конъюнктуры рынка капитальных вложений;

2) определение приоритетов формирования портфеля инвестиционных проектов региона;

3) оптимизация пропорций в структуре совокупного портфеля инвестиционных проектов по основным его видам на основе оценки инвестиционной привлекательности отраслей промышленности региона;

4) поиск вариантов реальных инвестиционных проектов для возможной их реализации в каждой отрасли;

5) рассмотрение и оценка бизнес-планов инвестиционных проектов;

6) экспертиза отобранных инвестиционных проектов по критериям экономической эффективности в каждой отрасли и по возможности компенсации рисков;

7) ранжирование инвестиционных проектов в каждой отрасли по эффективности.

Инвестиционная деятельность непосредственно связана с достигнутым уровнем конкурентоспособности предприятия — способностью предприятия сохранять и увеличивать свои конкурентные преимущества по отношению к конкурирующим предприятиям. При этом сохранение и увеличение конкурентных преимуществ возможно только за счет достижения целей субъектов экономической деятельности: собственников, инвесторов, поставщиков, персонала и потребителей. Целью каждого является удовлетворение своих потребностей. Потребности субъекта удовлетворены в наибольшей степени, когда субъект получает максимальный положительный результат при минимальных затратах, необходимых с его стороны для получения этого результата.

При этом потребности инвесторов удовлетворяются за счет удовлетворения потребностей потребителей. Между объектами прослеживается прямо пропорциональная зависимость: чем значительнее удовлетворены потребности потребителей, тем больше доход предприятия, который может быть использован для укрепления его конкурентных позиций. В данном случае доход может быть назван источником конкурентоспособности предприятия.

Как правило, уровень конкурентоспособности в большей степени характеризует конкурентную позицию предприятия в статике и создает базу для ее изменения в перспективе. Поэтому показатель конкурентоспособности должен включать в себя два компонента:

• первый компонент должен характеризовать текущее конкурентное положение предприятия, которое зависит от эффективности распределения дохода между факторами конкурентоспособности;

• второй компонент должен характеризовать возможность изменения конкурентного положения предприятия в будущем, а оно зависит от величины дохода, которым предприятие может распоряжаться и который еще не распределен между факторами конкурентоспособности. Как правило, конкурентное преимущество

возникает при реализации предприятием конкурентной стратегии, учитывающей процессы конкуренции на разных уровнях: между участниками предприятия, потенциальными потребителями, предприятиями-конкурентами. Это означает усложнение источников конкурентных преимуществ и необходимость осуществления инноваций. Источником финансирования инноваций и создания

конкурентных преимуществ является приток капиталовложений.

Современная конкурентная ситуация характеризуется неопределенностью и динамизмом. Ее называют гиперконкуренцией (М. Брун и Д. Авени). Основными движущими силами гиперконкуренции являются глобализация конкуренции по пути гомогенизация спроса, поляризация рынков, размывание отраслевых границ и дерегулирование рынков.

В свою очередь стратегия развития любого производства является одним из обязательных компонентов его экономической безопасности. Однако, в условиях перехода к рыночной экономике в России не были разработаны не только научно обоснованная лесная национальная политика, но и стратегия, которые являются определяющими направлениями в развитии отрасли. Потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной политики развития лесопромышленного комплекса и разработке стратегии, как и прежде, остается актуальной проблемой.

Основной целью стратегии является преодоление кризиса и последующее динамичное функционирование всех отраслей лесопромышленного комплекса, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Необходима разработка эффективной структурной политики, а также стратегии управления конкурентоспособностью.

Стратегия управления конкурентоспособностью предполагает обоснование проектных решений. Для финансирования проекта могут быть использованы следующие источники инвестиций:

• собственные средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб, и т. п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т. п.) и привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе);

• ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов (если соответствующие органы управления заинтересованы в инвестировании ценных проектов), фондов предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

• иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также

в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;

• различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые на возвратной основе.

В соответствии с целями исследования классификация рынка иностранных инвестиций проводится в плоскостях трех важнейших подсистем: элементной, функциональной и организационной.

В контексте функциональной подсистемы рынок иностранных инвестиций может быть классифицирован следующим образом:

• инвестиции на модификацию имеющихся и разработку новых предметов труда (изменение номенклатуры продукции, создание новых видов продукции, разработка новых месторождений сырья);

• инвестиции на модернизацию существующих, а также приобретение или изготовление новых средств производства (освоение нового производства, реконструкцию и техническое перевооружение производства, модернизацию или замену технологического оборудования);

• инвестиции на совершенствование непосредственно «живого труда» (подготовку и переподготовку кадров).

Организационная подсистема отражает инфраструктуру рынка иностранных инвестиций (организации, участвующие в инвестиционном процессе и связи между ними) и подсистему управления. Существующая в настоящее время двухуровневая структура управления рынком иностранных инвестиций (когда сделки по инвестированию иностранного капитала между предприятием и иностранным контрагентом совершаются через Министерство внешних связей и торговли либо через Внешторгбанк) не обеспечивает выполнения важнейшей функции, возложенной на исследуемую систему, — распределения рисков между участниками инвестиционного процесса. Создание трех- (четырех) уровневой структуры управления рынком иностранных инвестиций позволит сформировать надежный механизм обеспечения иностранных инвестиций.

Одним из вариантов гарантирования инвестиций должна быть крупная структура по страхованию или перестрахованию, способная взять на себя гарантии по рискам инвестиционных проектов — Фонд содействия инвестиционным процессам в регион, использующий в качестве залогового обеспечения под инвестиционный кредит пакеты

высоколиквидных акций предприятий нефтяных, нефтеперерабатывающих и нефтехимических компаний, а также государственных ценных бумаг.

Создание фонда позволит, с одной стороны, сделать «доходными» государственные пакеты акций, с другой стороны, значительно «стимулировать» инвестиционные процессы в регионе, сделать доступным для промышленности банковский капитал региона и мировых финансовых институтов.

Динамика привлечения иностранных капиталов и их рациональное использование будут зависеть от того, насколько стратегия российского правительства и применяемые методы и инструменты будут отвечать интересам иностранных инвесторов. По мнению авторов, механизмом обоснования инвестиционной политики региона может стать платежный баланс региона, а также Региональный центр изучения конъюнктуры рынка и Региональный институт конкурентоспособности. В целях создания благоприятного инвестиционного климата Правительством Российской Федерации инициировано принятие следующих законов:

— Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

— Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге»;

— Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. Закон устанавливает порядок взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов в инвестиционной деятельности, при этом роль субъектов РФ значительно возрастает в вопросах создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на их территории.

В вопросе привлечения инвестиций все большую роль играют субъекты Российской Федерации.

В настоящее время более чем в 50 регионах приняты соответствующие законы об инвестиционной деятельности. В этом списке ряд основных лесопромышленных регионов: Архангельская, Вологодская, Новгородская, Тверская, Иркутская области, Пермский край, республики Коми и Башкортостан. В законах субъектов Российской Федерации в целях создания благоприятного ин-

вестиционного климата, как правило, предусмотрено, в том числе и для иностранных инвесторов, освобождение от уплаты региональных налогов на срок с момента подписания кредитного соглашения до реализации проекта.

В соответствии с принятым законом приоритетными направлениями активизации инвестиционной деятельности на территории являются:

• экономическая поддержка предприятий независимо от их форм собственности, принимающих участие в реализации областных программ в производственной и социальной сферах;

• создание производства социально значимой продукции и услуг;

• разработка, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом;

• реализация быстро окупаемых проектов по производству конкурентоспособной продукции;

• поддержка малого предпринимательства и предприятий, привлекающих инвестиции за пределами области.

Доля лесопромышленного комплекса в общем объеме инвестиций в основной капитал промышленных предприятий составляет лишь — 3 %. По этому показателю отрасль занимает последнее место среди крупных отраслей российской индустрии.

Большинство исследователей инвестиционной деятельности в лесопромышленном комплексе РФ приходят к выводу, что лесопромышленный комплекс использовал практически все имеющиеся резервы для роста. Необходимы качественные преобразования, а именно — масштабная модернизация лесопромышленных предприятий, привлечение значительных инвестиций для технического перевооружения действующих и строительства новых современных производств.

Аналитики ведущих инвестиционных компаний говорят о необходимости привлечения в комплекс не менее 2 млрд долл. США в год. По оценкам других специалистов, для оптимального развития лесного комплекса требуется 1, 3 трлн руб. в течение ближайших 5 лет.

По состоянию на начало 2004 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 42,8 млрд долл. США, что на 20,7 % больше предыдущего года. Основными странами-инвесторами являются Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. В лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленности РФ в 2004 г. поступило 441 млн долл. иностранных инвестиций, в том числе прямых

— 213, портфельных — 37, прочих — более 191.

Что касается структуры иностранных капиталовложений в ЛПК в 2007 г., то она мало изменилась по сравнению с предшествующим периодом, если не считать роста доли портфельных инвестиций. По-прежнему половину зарубежных инвестиций составляют прямые, а доля кредитных ресурсов (группа «прочие») находится в пределах 43—45 %.

В соответствии с этой методикой для достижения высокой эффективности вложений необходимо учитывать следующие принципы инвестирования:

1) принцип предельной эффективности инвестирования. Основными законами экономики являются законы убывающей доходности и убывающей предельной полезности. Особенности, присущие стадиям производства и реализации продукции, справедливы и для процесса инвестирования;

2) принцип необратимости инвестиций;

3) принцип сочетания материальных и денежных оценок эффективности капиталовложений;

4) принцип адаптационных затрат (издержек);

5) принцип мультипликатора (множителя);

6) принцип акселерации;

7) Q-принцип;

8) принцип объединения риска.

Любое производство нуждается в средствах, чтобы финансировать свою деятельность как с позиции перспективы, так и в плане текущих операций. На практике предприятия финансируют свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. При этом, как правило, используют следующие основные направления развития производства:

• развитие за счет собственных средств;

• развитие за счет привлеченных источников

(внешних по отношению к производству инвестиций).

Особое значение приобретают факторы, характеризующие отраслевую привлекательность и конкурентное положение лесопромышленных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутко Г. П. Стратегия управления конкурентоспособностью предприятий лесного комплекса региона. Екатеринбург. Институт экономики УрО РАН. 2003. - 200 с.

2. Бутко Г. П. Инвестиции. Уч. пособие. — Екатеринбург. УрГИ. 2006. — 177 с.

3. Бард В. С. Финансово-инвестиционный комплекс / В. С. Бард. М. : Финансы и статистика, 2006. — 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.