УДК 332.146:330. 322.5 Г.П. Бутко, Л.В. Малютина
Бутко Галина Павловна родилась в 1955 г., окончила в 1977 г. Уральский государственный лесотехнический институт, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности Уральского государственного лесотехнического университета. Имеет более 90 печатных работ в области оценки конкурентоспособности, инновационных и инвестиционных ресурсов предприятий лесного сектора экономики.
Малютина Людмила Владимировна родилась в 1978 г., окончила Уральский государственный лесотехнический университет, ассистент кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности УГЛТУ.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНЕ
Рассмотрены содержание и структура инвестирования в регионе. Уточнены направления проведения политики прогрессивного развития производственного и инновационного потенциала.
Ключевые слова: инвестиции, их источники, формирование портфеля реальных инвестиционных проектов.
Привлечению и эффективности инвестиций уделялось значительное внимание как в теоретическом, так и методическом аспектах. Существенный вклад в решение этой проблемы на макроэкономическом уровне внесли отечественные и зарубежные ученые Д.М. Кейнс, Р. Коуз, Дж. Стиглер, И.А. Бланк, В.В. Бочаров, В.В.Новожилов, В.С. Немчинов, Д.С. Львов, С.Г. Струмилин, Е.М. Карлик, К.М. Великанов, на отраслевом уровне - Н.А. Бурдин, В.В. Глотов, И.С. Ольшанский и др. Однако изменение условий функционирования хозяйствующих субъектов при переходе к рынку потребовало совершенствования подходов к определению эффективности капитальных вложений, методам их привлечения и реализации. Особую значимость приобретает формирование действенного организационно-экономического механизма привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и оценки их эффективности.
В настоящее время функционирование механизма финансового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений не отвечает потребностям трансформационной экономики, что связано с отсутствием необходимых источников для государственного и частного инвестирования. Не менее важна эффективная деятельность институтов досудебной санации, налогового законодательства, политики ценообразова-
ния, льгот и субсидий. Амортизационная и кредитная политика не в полной мере способствует реализации воспроизводственного процесса, нет реальной базы для трансформации реальных инвестиций в инновации, новые технологии и продукты. Только прогрессивное развитие производственного и инновационного потенциала каждого субъекта федерации способно привести к экономическим преобразованиям в России. Эффективная деятельность возможна в результате интеграции общегосударственных и региональных интересов, создания действенных инструментов финансового регулирования инвестиционной деятельности.
Необходимым условием притока инвестиций в реальный сектор экономики является наличие достаточного количества инвестиционных ресурсов, которые при благоприятном сочетании основных факторов макро- и микросреды могут трансформироваться в инвестиции. На современном этапе развития, когда основанный на централизованной системе распред еления механизм инвестирования разрушен, а новый находится на стадии становления, особое внимание следует уделить оценке возможностей использования альтернативных источников инвестиционных ресурсов.
Государственный бюджет как источник финансирования инвестиций имеет ряд конкретных преимуществ: бюджетные инвестиции базируются на активах государства и гарантируются им; они более управляемы со стороны правительства, в ведении которого находится координация наиболее крупных структурных преобразований.
Однако дефицит государственного (федерального) бюджета не позволяет решать инвестиционные задачи только за счет централизованных источников финансирования. Это связано, прежде всего, с ограниченностью бюджетных ресурсов как источника инвестиций. Государство вынуждено переходить от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию при усилении контроля за целевым использованием льгот в кредитовании.
Уральский регион при падении инвестиционной активности продолжает оставаться крупнейшим иностранным донором-инвестором, причем в роли донора выступает как государство, так и частный сектор. При огромных инвестиционных потребностях экономики национальный частный капитал региона вкладывается преимущественно в краткосрочные активы Западной Европы. Большая часть сбережений населения региона обращается в иностранную валюту, исключая тем самым инвестирование национальной экономики. Это означает, что фактически предоставляется беспроцентный кредит стране происхождения валюты. Портфель реальных инвестиционных проектов формируется в условиях резкого дефицита внутренних и внешних инвестиционных ресурсов региона. В области финансирования инвестиций особое внимание следует уделить выбору критериев и определению приоритетов (см. рисунок).
На современном этапе развития трансформационной экономики финансовое состояние преобладающей части предприятий реального сектора экономики характеризуется как неустойчивое, зачастую находится на грани банкротства. С 1993 г. рост прибыли определяется ценовым фактором.
и
3
и
И
о х л
га
I
«
к Я
а> со X X X 2 X X X
с К
и 3 о о и X га Я я
е
Наличные мощности
Лизинговые
фонды,
кооперация,
аренда,
венчурные
фонды
Средства коммерческих банков и средств внебюджетных фондов
Бюджеты
всех уровней:
налоги,
амортизация,
прибыль,
привлечение
иностранных
инвестиций
Выделение направлений и приоритетов инвестиционной политики
Антикризисное управление убыточными организациями
Размещение бюджетных средств в коммерческих банках на конкурсной основе при условии финансирования реального сектора экономики
Средства населения
Создание
регионального
-*— информационно- —►
координационного
центра по оценке
технологического и
социально-
экономического \
потенциала
Долевое
финансирование 'бизнес-планов на конкурсной основе
Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение гарантий инвестиций, подготовка альтернативных и выбор предпочтительной стратегии развития ЛПК
Этапы реализации
Создание и
поддержание
инновационного
потенциала,
увеличение
объемов выпуска
продукции
глубокой
переработки
древесины
Диверсификация и перепрофилирование убыточных и развитие новых производств для внутреннего российского рынка лесопродукции
Формирование и развитие продуктов глубокой переработки древесины, конкурентоспособных на мировых рынках
Приоритеты региональной инвестиционной политики
Проведенный анализ показал, что для предприятий лесного сектора экономики Уральского региона использование для долгосрочных инвестиций таких источников, как прибыль, амортизационные отчисления, в современных условиях затруднено. Для привлечения сбережений населения на отечественный рынок капиталов необходима действенная инфраструктура - широкая сеть посреднических финансовых организаций (инвестиционные банки и фонды, страховые компании, пенсионные фонды, строительные общества и пр.); при этом необходимо обеспечить защиту инвесторам, установив строгий контроль со стороны государства над соответствующими структурами.
Наиболее перспективным и значимым источником финансирования инвестиций является капитал коммерческих банков. Анализ деятельности банковской системы и консолидированного баланса банковской системы ряда коммерческих банков региона позволил сделать следующие выводы:
- денежная и кредитная политика банковской системы региона и ее субъектов остается рискованной;
- низкий уровень рентабельности продаж промышленной продукции, определяющий неудовлетворительные показатели рентабельности оборотного и основного капитала, приводит к значительному увеличению средних сроков окупаемости вложений в основной капитал, перекрывая предприятиям производственного сектора широкий доступ к банковским кредитным ресурсам для реализации инвестиционных проектов;
- значительное ухудшение общей ликвидности банковской системы региона и углубление тенденций по сокращению объемов ее избыточных резервов доказывают отсутствие достаточного капитала внутри региона.
Из возможных вариантов, позволяющих предотвратить дальнейшее ухудшение общей ликвидности банковской системы, а также замораживание инвестиционных процессов в регионе, наиболее перспективно привлечение иностранных инвестиций.
Методологической основой, позволяющей выявить недостатки как в законодательной базе, так и в работе основных сегментов рынка иностранных инвестиций, по нашему мнению, является общая теория систем.
Цели инвестирования могут быть разными, однако в целом их можно разделить на четыре группы: сохранение продукции на рынке; расширение объемов производства и улучшение качества продукции; выпуск новой продукции; решение социальных и экологических задач.
Основные этапы формирования портфеля реальных инвестиционных проектов региона целесообразно представить в такой последовательности:
1) выявление целей инвестиционной стратегии с учетом сложившихся условий инвестиционного климата и конъюнктуры рынка капитальных вложений;
2) определение приоритетов формирования портфеля инвестиционных проектов региона;
3) оптимизация пропорций в структуре совокупного портфеля инвестиционных проектов по основным его видам на основе оценки инвестиционной привлекательности отраслей промышленности региона.
4) поиск вариантов реальных инвестиционных проектов для возможной их реализации в каждой отрасли;
5) рассмотрение и оценка бизнес-планов инвестиционных проектов;
6) экспертиза отобранных инвестиционных проектов по критериям экономической эффективности в каждой отрасли и по возможности компенсации рисков;
7) ранжирование инвестиционных проектов по каждой отрасли эффективности.
Для финансирования проекта могут быть использованы следующие источники инвестиций:
- собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб, и т. п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т. п.) и привлеченные средства (от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе);
- ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов (если эти органы управления заинтересованы в инвестировании ценных проектов), фондов предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
- иностранные инвестиции в виде финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;
- различные заемные средства, в том числе кредиты, предоставляемые на возвратной основе.
В соответствии с целями исследования рынок иностранных инвестиций классифицируется в плоскостях элементной, функциональной и организационной подсистем.
В контексте функциональной подсистемы рассматривают инвестиции: на модификацию имеющихся и разработку новых предметов труда (изменение номенклатуры продукции, создание новых ее видов, разработка новых месторождений сырья); на модернизацию существующих, а также приобретение или изготовление новых средств производства (освоение нового производства, реконструкция и техническое перевооружение производства, модернизация или замена технологического оборудования); на совершенствование непосредственно «живого труда» (подготовка и переподготовка кадров).
Организационная подсистема отражает инфраструктуру рынка иностранных инвестиций (организации, участвующие в инвестиционном про-
цессе и связи между ними) и подсистему управления. Существующая в настоящее время двухуровневая структура управления рынком иностранных инвестиций (когда сделки по инвестированию иностранного капитала между предприятием и иностранным контрагентом совершаются через Министерство торговли либо через Внешторгбанк) не обеспечивает выполнения важнейшей функции, возложенной на исследуемую систему, - распределения рисков между участниками инвестиционного процесса. Создание трех-или четырехуровневой структуры управления рынком иностранных инвестиций позволит сформировать надежный механизм обеспечения иностранных инвестиций.
Для Уральского региона характерна значительная доля инвестиций с иностранным капиталом, в которой уровень вложений на 1 м3 вывозки превышает среднеотраслевой в 3-8 раз. По сумме инвестиций выделены три группы предприятий. Преобладающая часть предприятий (74 %) имеют уровень инвестиций ниже среднего по региону, 8 % - средний, 18 % вообще не имеют инвестиций. По нашему мнению, соотношение инвестиций и индекса внутренней нормы прибыли целесообразно рассматривать как показатель достигнутого уровня инвестирования хозяйствующего субъекта. Расчетный показатель на уровне региона, равный 35 ... 40, подчеркивает относительную ограниченность инвестиционной активности лесных предприятий. Более 62 % лесных предприятий, имеющих соотношение, равное единице или более данного норматива, достигли своих предельных возможностей инвестирования [1]
Средняя величина инвестиций по лесопромышленному комплексу Уральского региона в 2004 г. составила 75 коп. на 1 р. продукции и 248 р. на
1 м3 вывозки при величине чистой прибыли соответственно 10 коп. и 120 р.
Основная часть инвестиционного потенциала сосредоточена на 24 % предприятий, где удельные вложения составляют 400 ... 800 р. на 1 м3 вывозки [2]. Возможности достижения другими предприятиями этого уровня ограничены низким уровнем рентабельности, что свидетельствует о недостаточном инвестиционном потенциале лесного сектора региона.
Одним из вариантов гарантирования инвестиций должна быть крупная структура по страхованию или перестрахованию, способная взять на себя гарантии по рискам инвестиционных проектов, - фонд содействия инвестиционным процессам в регионе, использующий в качестве залогового обеспечения под инвестиционный кредит пакеты высоколиквидных акций, например, нефтяных, нефтеперерабатывающих и нефтехимических компаний, а также государственных ценных бумаг. Создание фонда позволит, с одной стороны, сделать госпакеты акций доходными, с другой - значительно стимулировать инвестиционные процессы в регионе, сделать более доступным для промышленности банковский капитал региона и мировых финансовых институтов.
Динамика привлечения иностранных капиталов и их рациональное использование зависят от того, насколько стратегия Правительства России и применяемые методы и инструменты отвечают интересам иностранных ин-
весторов. По нашему мнению, механизмом обоснования инвестиционной политики региона могут стать платежный баланс региона и такие институты, как Региональный центр изучения конъюнктуры рынка, Региональный институт конкурентоспособности. На основе этих инструментов можно решить целый комплекс задач: выявить диспропорции в структуре экономики региона; определить степень участия в международном разделении труда; обосновать максимально возможные и минимально допустимые размеры валютных инвестиций в регионе; обосновать их организационно-правовые формы; определить основные направления развития экономики для ликвидации диспропорций; разработать мероприятия лесоэкспортного процесса и внешнеэкономической деятельности.
ШИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутко Г.П. Стратегия управления конкурентоспособностью предприятий лесного комплекса / Г.П. Бутко. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2002. -200 с.
2. Дунаев О.Н. Конкурентоспособность регионального управления / О.Н. Дунаев [и др.]. - Екатеринбург: ИПК УГТУ-УПИ, 2001. - 103 с.
G.P. Butko, L. V. Malyutina Investment Processes in the Region
The content and structure of investment in the region are viewed. The directions of pursuing policy for progressive development of production and innovation potential are defined.