Научная статья на тему 'Стимулирование инвестиций в трансформирующейся экономике'

Стимулирование инвестиций в трансформирующейся экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЛЬГОТА / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуримухаметов Рашит Миргарифанович

Инвестиционная привлекательность страны и ее регионов является важнейшим фактором конкурентоспособности отечественной экономики. Для активизации процесса привлечения инвестиций в реальный сектор экономики страны и ее регионов необходимо уметь научно обоснованно оценивать инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов. Зарубежный опыт привлечения инвестиций в реальный сектор экономики следует внимательно изучать и использовать, адаптируя его к российским условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF INVESTMENTS IN CONVERTED TO ECONOMY

Investment appeal of the country and its regions is the major factor of competitiveness of domestic economy. For activization of process of attraction of investments into real sector of a national economy and its regions it is necessary to be able scientifically is proved to estimate investment potential of managing subjects. Foreign experience of attraction of investments into real sector of economy should be studied and used closely, adapting it to the Russian conditions.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инвестиций в трансформирующейся экономике»

Р.М. НУРИМУХАМЕТОВ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: инвестиции, льгота, кредит.

Инвестиционная привлекательность страны и ее регионов является важнейшим фактором конкурентоспособности отечественной экономики. Для активизации процесса привлечения инвестиций в реальный сектор экономики страны и ее регионов необходимо уметь научно обоснованно оценивать инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов. Зарубежный опыт привлечения инвестиций в реальный сектор экономики следует внимательно изучать и использовать, адаптируя его к российским условиям.

R.M. NURAKHMETOV STIMULATION OF INVESTMENTS IN CONVERTED TO ECONOMY Investment appeal of the country and its regions is the major factor of competitiveness of domestic economy. For activiza-tion of process of attraction of investments into real sector of a national economy and its regions it is necessary to be able scientifically is proved to estimate investment potential of managing subjects. Foreign experience of attraction of investments into real sector of economy should be studied and used closely, adapting it to the Russian conditions.

Современные нормы регулирования инвестиций, принятые в международном сообществе, предусматривают либерализацию инвестиционной политики и исключение дискриминационных мер по отношению к различным категориям инвесторов, а также обеспечение защиты интересов инвесторов. В этой связи региональная инвестиционная политика должна иметь не селективный, а общесистемный характер, предполагающий создание общих институциональных и экономических условий реализации активности всех участников инвестиционного процесса, привлечение и эффективное использование в экономике региона внешних инвестиций, включая как материальные и финансовые ресурсы, так и прогрессивную технику, новые технологии, управленческий опыт.

Любой регион при различных стартовых условиях может стать инвестиционно привлекательным как для иностранного капитала, так и для реализации на его территории крупных проектов национального масштаба и благодаря этому добиться устойчивого социально-экономического развития.

Экономическая политика, проводимая в настоящее время, позволяет значительно расширить возможности стимулирования инвестиционной деятельности на региональном и местном уровнях. Региональная экономическая политика направлена на регулирование экономических отношений в инвестиционной сфере между субъектами федерации и муниципальными образованиями с целью обеспечения эффективного функционирования как экономики страны в целом, так и ее регионов.

Действующий Налоговый кодекс предполагает, что финансовые органы субъекта Федерации и муниципального образования уполномочены принимать решение об изменении срока уплаты по региональным и местным налогам и сборам, включая предоставление инвестиционного налогового кредита (ст. 63 Ч. I Налогового кодекса РФ). Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, изменяется также на основании решения соответствующего финансового органа. Это положение способствует расширению стимулирующих возможностей инвестиционной деятельности в регионах.

Наиболее интересен опыт США в разработке программ привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В США нет специально разработанных на федеральном уровне программ стимулирования привлечения иностранных инвестиций, зарубежным инвесторам предоставляется национальный режим (т.е. одинаковый набор стимулов, как и для национальных предпринимателей).

Основные льготы иностранным инвесторам предоставляются на уровне штатов органами Департамента торговли, которые разрабатывают программы привлечения прямых иностранных инвестиций. От целенаправленности каждой программы зависят виды, объем и количество льгот, которые может получить инвестор. Здесь различают прямые финансовые льготы, предполагающие:

- разработку облигационных программ развития промышленности (штат выпускает облигации, доходы от которых используются на финансирование проекта развития местной промышленности, а процентные поступления по ним освобождаются от уплаты налога с дохода);

- получение займов от штата. Например, администрация штата Нью-Джерси может предоставить гранты в форме снижения ставки регионального налога на перевод доходов на 10-80%-ных пунктов на срок до 10 лет. При этом тщательно анализируются условия деятельности компании-претендента на льготы: содействие экономическому росту штата, совокупный объем капиталовложений, количество создаваемых рабочих мест, характер рабочих мест, которые будут созданы, уровень заработной платы. Приоритет отдается фирмам, которые создают полную занятость;

- власти штатов могут содействовать реализации программы занятости местного населения на основе частичного субсидирования подготовки кадров. В штате Аризона практикуется субсидирование до 75% расходов на обучение в рамках программы набора и подготовки кадров. Если же программа создает менее 85% запроектированных рабочих мест, то работодатель обязан вернуть всю выделенную спонсорскую помощь.

Кроме того, устанавливаются налоговые льготы, которые могут предоставляться в форме освобождения от уплаты налога на собственность средств, предназначенных на исследовательские цели, а также розничным торговцам разрешается использовать часть сумм налога с продаж для финансирования расширения производственных мощностей.

Широко распространена практика налогового кредита. Так, по закону штата Небраска фирма получает налоговый кредит, если содействует росту занятости в штате. При этом она должна удовлетворять двум критериям: нанять не мене двух служащих на полный рабочий день и вложить капитал в экономику штата в сумме не менее 75 тыс. долл. в течение финансового года. Размер налогового кредита равен 1500 долл. для каждого вновь принятого на работу и в размере 1000 долл. на каждые 75 тыс. долл. вложенных инвестиций.

Стимулируют привлечение иностранного капитала также так называемые зоны развития (зоны предпринимательства). Так, например, штат Калифорния принял инновационную программу зон предпринимательства при использовании особых побудительных механизмов, недоступных иностранным компаниям за пределами этой территории: отсрочка на налог с оборота на первые 20 млн долл., потраченные на покупку оборудования; кредиты на найм квалифицированного персонала в первые 5 лет; зачет до 100% оперативных убытков в течение первых 15 лет; вычитание выплат процентов по займам из корпоративного налога; льготные цены на землю и строения; необлагаемое налогом строительство; быстрое утверждение планов и выдача решений властями; помощь в подготовке персонала; привлекательные финансовые условия и низкопроцентные револьверные кредиты, предоставляемые местными банками.

Способствуют эффективному использованию привлекаемых инвестиций качественно подготовленная информация и легко доступные данные. Например, отдел международной торговли штата Индиана консультирует инвестор по всем законодательным и политическим изменениям, которые могут повлиять на организацию бизнеса или налогообложение; ежегодно проводит ин-

формационное обеспечение туристических визитов инвесторов. В Европе отдел проводит 1-2 семинара «Инвестиции в Индиану» в год, а получает от этого 5-6 инвестиционных потоков в Индиану.

Показателен также опыт других стран и, прежде всего, Китая в области стимулирования притока капитала. В настоящее время Китай стал самой привлекательной зоной для иностранных инвестиций. Это выразилось в том, что в 2003 г. Китай вышел на лидирующее место в мире по объему привлеченных инвестиций.

Происходит постоянный рост иностранных инвестиций в Китай, причем прямые инвестиции составляют большую их часть, и, по различным оценкам, в период с 2006 по 2010 г. объемы ежегодных инвестиций в экономику Китая превысят 100 млрд долл. по сравнению с 50 млрд в 2002 г. При этом становится очевидным, что плюсы от вступления КНР в ВТО пока перевешивают минусы и польза «открытости» экономики (кайфан чжэнцэ) довольно значительна. Лучшим свидетельством тому является факт: в настоящее время более 400 из 500 ведущих мировых компаний организовали в Китае свои предприятия.

Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 1980-е годы. Период 1990-х годов характеризуется резким возрастанием объемов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 1980-е годы пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 1990-х годов ведущую роль стали играть прямые инвестиции. Более того, к середине 1990-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешевой рабочей силы и природных ресурсов. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в свое время от Китая (Гонконг, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объема прямых инвестиций в экономику КНР.

Этот потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных вложений. Ее характерная черта - предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как рискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала, с одной стороны, и углубления рыночных реформ - с другой, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки.

Специальные льготы получают прежде всего предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли разрешены только в нескольких городах экономически наиболее развитого приморского пояса Китая.

На практике различные цели принимающей страны (рост экспорта, занятости, заимствование технологий) реализуются путем сотрудничества с разными группами иностранных инвесторов. Обычно инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации проектов лишь в том случае, когда происходит экономия издержек за счет использования дешевой китайской рабочей силы. Поэтому наибольшие валютные доходы приносят, как правило, низкотехнологичные трудоемкие отрасли промышленности. Напротив, предприятия, перспек-

тивные с точки зрения передачи технологии, испытывают наибольшие трудности с валютной сбалансированностью. Они создаются иностранными инвесторами в основном в расчете на освоение внутреннего рынка КНР. Национальные предприятия часто не могут обеспечить им поставки сырья и комплектующих нужного качества, и значительная часть валютных средств уходит на импорт необходимых ресурсов. В этой связи китайская политика по отношению к иностранным инвестициям основана на принципе диверсификации, разнообразия методов стимулирования.

В китайской практике используется ряд организационно-правовых форм иностранного инвестирования. Помимо применения таких достаточно сложных форм, как паевые совместные предприятия и предприятия полной иностранной собственности, зарубежные инвесторы могут прибегать к заключению субподрядных соглашений с китайскими предприятиями, ведению компенсационной торговли (поставки готовой продукции в погашение стоимости поставленного оборудования), созданию контрактных совместных предприятий (имущественных комплексов без юридического лица, в которых распределение доходов происходит не в соответствии с долями в уставном капитале, а по договоренности). Для принимающей стороны использование этих относительно простых форм обычно не предполагает существенную передачу технологии, но зато оно перспективно с точки зрения создания новых рабочих мест и извлечения доходов в валюте.

В результате преобразований экономики в XX в. Китай получил в свое распоряжение эффективные инструменты регулирования (будь то хорошо развитая кредитно-денежная, налоговая, банковская система), которые дают возможность на равных сотрудничать с развитыми капиталистическими странами и корректировать негативные эффекты, возникающие в экономике. В КНР есть экономическая стратегия и экономическая политика. Суть дела не в том, хорошие они или плохие. Главное они есть и последовательно (и успешно) проводятся в жизнь. Опыт КНР, несомненно, очень ценен для стран с социалистической системой организации общества, кроме того, путь развития и реформирования Китая - замечательный пример образцового управления в кризисные моменты для всех остальных государств.

Важным является и тот факт, что, несмотря на продолжительный срок реформ и более чем двадцатилетний период сверхвысокого роста, экономика Китая продолжает развиваться очень высокими темпами. Так, за самый успешный период реформ в 1980-1990-е годы, согласно статистике, ВВП страны возрос в 7,4 раза (640%), в том числе в 11 раз в промышленности, в 8,6 раза увеличился ВВП в сфере услуг. Эти цифры говорят о большом внутреннем резерве китайской экономики, международные эксперты считают, что в весьма недалеком будущем Китай в процессе продолжающегося роста будет ставить новые рекорды производительности.

Согласно самым скромным подсчетам, по абсолютному показателю объема ВВП Китай должен сравняться с США уже в 2010 г. Китай уже вышел на второе место в мире по объему прямых зарубежных инвестиций. Этот факт говорит о том, что он сейчас очень привлекателен для инвесторов. В частности, вкладчиков больше всего интересуют отрасли обрабатывающей промышленности, недвижимости, коммунальных услуг. Вложения в данные сферы, как правило, имеют большие сроки окупаемости и таят в себе большие риски, но огромные массы капитала, идущие в китайскую экономику, показывают, что инвесторы ожидают в целом дальнейшего созидательного процесса в стране, поэтому с уверенностью вкладывают деньги. Также очевиден и тот факт, что иностранные инвестиции способствуют многократному росту внешней торговли, технологическому обнов-

лению национальной экономики. Предприятия, созданные с участием иностранного капитала, способствуют экспортной ориентации экономики, ее подъему.

На первом этапе реформ Китай давал иностранным инвесторам налоговые льготы, дешевую землю и другие стимулы, а также тратил миллиарды долларов на строительство портов, дорог, гостиниц, линий оптоволоконной связи и других объектов инфраструктуры. Сначала от иностранных инвесторов требовали, чтобы они брали себе китайского партнера, при этом они могли свободно экспортировать свою продукцию, но их ограничивали в объемах продаж производимой ими в совместных предприятиях продукции на внутреннем рынке для защиты местных производителей. Также жестко ограничивались иностранные инвестиции в ряде ключевых отраслей, таких, как автомобильная, сталелитейная и телекоммуникации. Однако после вступления в ВТО эти ограничения были ослаблены, и Китай еще больше открыл свою экономику для внешнего мира.

Для создания конкурентоспособных на мировом рынке производств Китай делает все возможное для привлечения иностранных инвестиций, технологий и кадров. Для достижения этой цели в КНР были созданы «зоны высоких технологий», где иностранным инвесторам предлагаются бесплатно земельные участки и освобождение от налогов. Чтобы китайские предприятия использовали микросхемы китайского производства, был введен 17%-ный налог на импортную продукцию и всего 3%-ный - на местную. В результате на территории Китая было создано много предприятий по производству микросхем с японским, американским и тайваньским капиталом.

Пополнение оборотных средств предприятий с 1983 г. стало происходить за счет банковских кредитов. Вместо прежней системы обязательных отчислений от прибыли с 1984 г. предприятия должны были уплачивать налоги в бюджеты разных уровней. С 1987 г. в государственной промышленности начала применяться следующая система: предприятия должны были заключать с вышестоящей организацией договоры на определенный объем производства и сумму налоговых отчислений.

С 1993 г. взят курс на создание «системы современных предприятий», главным образом за счет превращения государственных предприятий в акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью. Использование финансов как инструмента макроэкономического регулирования означает в Китае, как и повсюду в мире, разработку и исполнение эффективного государственного бюджета и совершенствование налоговой и банковской системы.

Постоянная (за исключением 1985 г.) дефицитность бюджета в период реформы с общей тенденцией к росту его относительной величины вынудила китайское руководство решиться на введение «двойного бюджета» - балансируемого «постоянного» и небалансируемого «строительного» (близкого российскому «бюджету развития»). Поскольку консолидированный бюджет КНР состоит из двух ступеней - центрального бюджета и провинциальных бюджетов, то принцип подразделения на доходы и расходы «постоянного» и «строительного» бюджетов был применен и к каждой из них. В результате технически бюджет КНР выглядит сегодня намного сложнее, чем раньше. Дефицит бюджета - 1,43% ВВП в 1994 г. и 1,15% в 1995 г. (без учета доходов и расходов по займам) - формально считается в КНР неприемлемым. Была поставлена задача ликвидировать его к 2010 г.

Налоговая система КНР за годы реформ претерпела два крупных этапа преобразований. В 1985 г. важнейший единый торгово-промышленный налог был разделен на три самостоятельных (на продукцию, на добавленную стоимость и на хозяйственную деятельность), значительно увеличилось общее количество взимаемых налогов, а также осуществлен переход от изъятия государством части прибыли предприятий к взиманию с них подоходного налога.

Начавшаяся с 1994 г. налоговая реформа оказалась половинчатой в плане выполнения задач, которые на нее возлагались. В ходе реформы предполагалось существенно модифицировать существовавшую с начала 1980-х годов двухъярусную банковскую систему. Народный банк Китая (верхний ярус) должен был превратиться в подлинный центральный банк страны, ответственный за стабильность национальной валюты. Для этого должно было быть сведено к минимуму вмешательство в его деятельность со стороны центральных и местных властей.

Расположенные на нижнем ярусе государственные специализированные банки (Сельскохозяйственный банк Китая, Народный строительный банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая), а также так называемые универсальные государственные банки (Банк коммуникаций, Банк «Хуа Ся» и др.) должны были коммерциализироваться, т.е. в их деятельности главным ориентиром должно было стать извлечение прибыли. Функции обычного коммерческого кредитования таким образом предполагалось отделить от функций так называемого политического кредитования (под последним в КНР понимается выдача кредитов «по просьбе» центрального или местных правительств, как правило, под льготные процентные ставки). Политическим кредитованием теперь должны были заниматься только специально созданные для этих целей в 1994 г. банки развития (Экспортно-импортный банк, Банк развития деревни и Государственный банк развития).

Тем не менее принятый в 1995 г. закон о Народном банке Китая (НБК) оставил в силе принцип прямого административного подчинения НБК Госсовету КНР. Не были реализованы проекты административной реформы в самой системе НБК: она по-прежнему воспроизводит общие принципы административного деления страны, что обусловливает значительное влияние местных властей на провинциальные и уездные отделения НБК. Закон о коммерческих банках (также принятый в 1995 г.) подтвердил сохранение общенационального кредитного плана как основного инструмента регулирования финансовых рынков. Сохранена практика административного установления обязательных для всех банков ориентиров процентных ставок по кредитам и депозитам. На деле это приводит к тому, что процентные ставки недостаточно эффективно используются в качестве инструмента воздействия на макроэкономическую ситуацию. Пересмотр ставок становится возможным только после соответствующих решений НБК и Госсовета КНР, и в результате запаздывания таких решений реальные процентные ставки нередко остаются заниженными (в условиях высокой инфляции) или завышенными (в условиях вялого экономического роста).

Медленные темпы реформы в государственном секторе промышленности являются главным ограничителем для процесса коммерциализации банков. Если объемы вновь выданных политических кредитов на поддержку убыточных государственных предприятий за последние годы и сократились, то огромные размеры уже накопленной просроченной задолженности делают большинство банков убыточными. Весной 1998 г. правительство вынуждено было объявить о крупномасштабной эмиссии казначейских облигаций, средства от размещения которых предполагалось использовать на рекапитализацию банковской системы. В целом доля накопленных китайскими банками проблемных долгов оценивается специалистами в пределах 20-40% от общего объема выданных кредитов.

Больше последовательности было проявлено в реформе налоговой системы. С начала 1994 г. ставка подоходного налога для предприятий всех форм собственности была унифицирована и установлена на уровне 33% (до этого по такой ставке налог уплачивали предприятия с иностранными инвестициями, для государственных и коллективных предприятий она достигала 55%, а для индивидуальных предприятий - 60%). Одновременно была уп-

разднена система подрядной ответственности для государственных предприятий, теперь они платят подоходный налог по единым ставкам.

Зарубежный опыт привлечения инвестиций в реальный сектор экономики следует внимательно изучать и использовать, адаптируя его к российским условиям.

Инвестиционная привлекательность страны и ее регионов является важнейшим фактором конкурентоспособности отечественной экономики. В этой связи важно правильно оценивать и анализировать изменения, происходящие с этой сфере. Для активизации процесса привлечения инвестиций в реальный сектор экономики страны и ее регионов необходимо уметь научно обоснованно оценивать инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, а также продукции, степень их инвестиционной привлекательности. Это позволит более серьезно и научно обоснованно подходить к вопросу стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в период трансформации экономических отношений.

НУРИМУХАМЕТОВ РАШИТ МИРГАРИФАНОВИЧ родился в 1963 г. Окончил Казанский финансово-экономический институт. Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры микроэкономики Казанского финансовоэкономического института. Область научных интересов - экономическая теория. Автор 21 научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.