ББК 65.9 (2)
О. А. Куличева Кафедра экономики бизнеса и финансов
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
Одной из основных проблем региональной экономики России является отсутствие инвестиций в развитие реального сектора экономики, в создание и внедрение новейших технологий, осуществление на их базе обновления, модернизации и реконструкции основных фондов предприятий.
Региональный инвестиционный климат представляет собой систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций.
Различия в глубине спада инвестиций по регионам, качественные изменения в инвестиционной сфере предопределяются совокупностью факторов, последствия которых рассматриваются как рыночная реакция регионов на реформы. Положительная рыночная реакция означает активное формирование предпосылок для оздоровления инвестиционного климата. Слабая рыночная реакция является причиной подавленности инвестиционных мотиваций в достаточно длительной перспективе.
Анализ положения в инвестиционной сфере российской экономики за годы рыночных реформ свидетельствует о том, что на деле не произошло улучшения инвестиционного климата в регионах, не созданы реальные предпосылки для обновления собственного производственного потенциала. Определенная стабилизация в промышленности была достигнута в основном за счет сырьевого сектора экономики, в перерабатывающих же отраслях спад производства продолжается, что ограничивает в них инвестиционную активность.
Экономическая политика государства, проводимая на федеральном уровне, должна способствовать смягчению межрегиональных диспропорций. В связи с этим к важнейшим задачам современного и перспективного этапов реформирования российской экономики в направлении совершенствования инвестиционной сферы можно отнести следующие:
- определение конкретных региональных инвестиционных приоритетов и осуществление на их основе вложений в развитие региональной экономики;
- проведение постоянного мониторинга финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования;
- обеспечение сочетания отраслевого и регионального подходов при распределении средств федерального бюджета;
- более полный учет региональных особенностей при проведении рыночных реформ, прямо не связанных с инвестиционным процессом, но оказывающих влияние на него (приватизация, акционирование, развитие рыночной инфраструктуры);
- осуществление мероприятий по созданию равных для всех регионов условий формирования и использования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования, что потребует, в частности, определенной корректировки бюджетной и налоговой политики.
Оживление инвестиционной деятельности является единственно возможным путем выхода экономики России из затяжного кризиса. Необходимо как минимум пять лет для того, чтобы изменить структуру инвестиционных заделов в пользу отраслей инвестиционного комплекса регионов в обрабатывающей промышленности, создать условия для роста финансовых накоплений в реальном секторе, повышения эффективности инвестиций.
Создание благоприятного инвестиционного климата и включение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств связаны с использованием всего арсенала мер: как собственно рыночных (развитие конкуренции, ограничение монополизма, обеспечение возможности прибыльного вложения капитала в производство, его свободного перелива между отраслями и регионами), так и мер по целенаправленному государственному регулированию инвестиционной деятельности. Главными задачами инвестиционной политики становятся непосредственное участие государства в капиталовложениях и формирование благоприятной среды для роста инвестиционной активности, оказание поддержки «жизнеобеспечивающим» производствам, объектам инфраструктуры и социальной сферы, поощрение частных инвестиций в приоритетные сферы развития производства. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности определена в работах И. В. Сергеева [1], В. В. Бочарова [2]. Сейчас выдвигаются два требования к высокоэффективным инвестиционным проектам: они должны окупаться в течение двух лет и приносить максимум прибыли.
Для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах необходимы снижение налогового бремени и изменение структуры налогов.
Инвестиционная политика на региональном уровне в перспективе должна строиться на следующих принципах:
- концентрация инвестиционного потенциала в тех сферах, где регион имеет реальное преимущество;
- структурные преобразования в региональных отраслевых комплексах;
- инвестирование в инновационные технологии, способные дать доход, который обеспечивает расширенное воспроизводство.
В современных условиях стратегией развития экономики страны является последовательный переход к устойчивому развитию. При переводе экономических процессов на модель устойчивого роста повышается роль регионального фактора. За годы экономических преобразований отношения центра и регионов изменились. Так, регионы получили право распо-
ряжаться ресурсами территории, но при этом повысилась ответственность за результаты хозяйствования.
Это приводит к необходимости формирования механизма управления инвестиционным процессом, адекватного происходящим переменам, с помощью которого регионы смогли бы концентрировать на своей территории инвестиции для решения важнейших социально-экономических проблем. В связи с этим вопросы формирования, оценки и использования инвестиционного потенциала региона приобретают особую актуальность и значимость.
Для привлечения в регион крупных инвесторов региональным властям необходимо проводить большую работу по созданию в регионе благоприятного инвестиционного климата.
Процесс создания необходимого инвестиционного климата состоит из многих взаимосвязанных компонентов. Во-первых, это формирование благоприятного налогового законодательства, в частности снижение региональных и местных налогов для вновь созданных предприятий с крупными иностранными или отечественными инвестициями. Во-вторых - создание необходимых правовых предпосылок - принятие региональных законов о предоставлении инвесторам дополнительных гарантий по политическим рискам и рискам, связанным с изменением налогового законодательства.
Каждый субъект Российской Федерации является частью общего экономического пространства, его экономика, финансовая система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов России. Для их сбалансированного развития требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Кроме того, следует принять активные меры по реструктуризации как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов Российской Федерации.
Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий отечественного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе должны проводиться мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.
Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. В настоящее время денежный капитал до сих пор остается дефицитным ресурсом отечественной экономики. По-прежнему недооценивается роль региональных банков. Проблема их развития тесно связана с вопросами денежно-кредитной политики, формирования бюджета и прогноза социально-кредитного развития стра-
ны. Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998 г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной мере в сфере реальной экономики. С целью укрепления этой тенденции был принят ряд документов, ориентированных на создание сети надежных региональных банков при участии государства. Но, как свидетельствует статистика, на региональные банки в целом приходится лишь 20 % банковских активов, а 80 % сосредоточены по-прежнему в столичных банках. Изменить данное соотношение в пользу регионов могут только реформа всей банковской системы, усиление экономической активности в регионах, формирование добросовестной конкурентной среды в рассматриваемой отрасли. Такой точки зрения придерживается Ф. С. Тумусов, который считает повышение эффективности функционирования банковской системы необходимым условием наращивания инвестиционного потенциала региона [3].
Важную роль в привлечении инвестиций, как иностранных, так и отечественных, стратегических и портфельных, играет создание благоприятного инвестиционного имиджа региона в средствах массовой информации. Образ динамичной, хорошо развивающейся экономики региона, информация о привлекаемых инвестициях, разрабатываемых и реализуемых инвестиционных проектах, участии в них международных финансовых организаций - все это приносит положительные экономические результаты. Целенаправленная работа со средствами массовой информации, информационными агентствами должна сформировать положительный образ региона, его экономического потенциала и перспектив. Активная работа по созданию привлекательного имиджа региона способна обеспечить полуторакратный и более рост инвестиций.
Одновременно должна быть создана необходимая инфраструктура раскрытия информации о финансовом состоянии региона.
Кроме того, инвестиционный потенциал региона во многом определяется состоянием его бюджета.
В качестве составляющих инвестиционной привлекательности можно выделить две самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность региона факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, а именно: ресурсно-сырьевого; трудового; производственного; инновационного; институционального; инфраструктурного; финансового; потребительского.
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Практика показывает, что активность иностранных инвесторов в целом не соответствует благоприятному инвестиционному климату ряда регионов, имеющих достаточно весомый инвестиционный потенциал и низкий инвестиционный риск.
Анализ региональной концентрации иностранных инвестиций показывает по-прежнему доминирующее положение крупных центров с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также регионов, обладающих значительными запасами сырья.
Причины этого определяются, с одной стороны, общероссийской политической и социально-экономической ситуацией, а с другой - группой факторов, специфических для конкретного региона.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Инвестиционный потенциал Центрального региона многократно превосходит потенциал других российских регионов.
2. Регионы с малым инвестиционным потенциалом не могут обеспечить низкий инвестиционный риск вложений.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Сергеев И. В., Веретенников И. И. Организация и финансирование инвестиций:
Учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 272 с.
2. Бочаров В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности пред-
приятий. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 160 с.
3. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. - М.: Экономика, 1999. - 272 с.
Получено 10.06.04
CONDITIONS OF FORMING
FA VOURABLE REGIONAL INVESTMENT CLIMATE
O. A. Kulicheva
The attention has been called to the absence of investments into the development of the real branch of economy as well as creation and introduction of the latest technologies. There have been defined the most important tasks of the modern reform stage of Russian economy with the purpose of improving the investment sphere: the definition of concrete regional investment priorities and consequent investing into the development of regional economy; conducting constant monitoring of regional financial situation in order to verify the true ability of the region to self-financing; ensuring the combination of sector and regional approaches to the process of federal budget distribution; pursuing activities to create equal conditions of forming and using local investment resources for all the regions. The reviving of investment activity is the only possible way for the Russian economy out of the protracted crisis.