ким, чтобы вынудить торговые организации произвести закупки товара,
- стратегия проталкивания - адресуется посредникам в расчете на то, что они будут сами продвигать товар по торгово-распределительным каналам к конечному потребителю. Стратегии товародвижения: интенсивная - через возможно большее количество торговых точек;
эксклюзивная - сбыт эксклюзивных товаров ограниченному кругу потребителей (престижных);
селективная - промежуточная между интенсивной и эксклюзивной.
Это далеко не полный перечень известных маркетинговых стратегий. Их применение руководителями и специалистами лесных предприятий в повседневной работе позволит побеждать в конкурентной борьбе на
лесном рынке, успешно решать задачи по удовлетворению потребностей общества в продуктах и полезностях леса на основе непрерывного неистощительного пользования лесом.
Литература
1. Алексунин В.А. Международный маркетинг. -М.: «Дашков», 2000. - 160 с.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: «Финпресс»,2000. - 469 с.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.-736 с.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИМПЭ, 1999.-398 с.
5. Разработка стратегий деятельности сельских лесхозов по обеспечению потребностей сельскохозяйственных организаций в древесине и других лесных ресурсах, эффективному использованию древесной и недревесной продукции на региональных лесных рынках.- Отчет о НИР. - М.: ФГНУ «Росинформаг-ротех», 2001.- 60 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Н.С. ГОРШЕНИНА, доцент каф. эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, к.э.н., Э.В. АНЧИКОВ, аспирант каф. эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности
Отличительной чертой в развитии лесопромышленной индустрии является вертикальная интеграция, основным звеном которой являются ЦБК. Капиталоемкость и особенности технологии обуславливают высокий уровень концентрации производства, которое сосредоточено на 10 крупнейших предприятиях, три из которых входят в состав лесопромышленной корпорации «Илим Палп Энтер-прайз», являющейся ярким примером для отрасли по привлечению финансовых потоков в развитие и модернизацию производственной базы.
Компания входит в первую десятку мировых лидеров по уровню собственных запасов и заготовке леса и в двадцатку по производству товарной целлюлозы. Объем собственных заготовок леса составляет 3,5 млн. куб м. На предприятиях группы производится 35 % российской целлюлозы и картона, 73 % от
общего объема выпускаемой продукции идет на экспорт.
Следует отметить, что корпорации «Илим Палп» в российских условиях следует передовым тенденциям в развитии мировой целлюлозно-бумажной промышленности. Высокий уровень вертикальной интеграции, диверсификация рынков сбыта, региональных рисков, видов используемого сырья, а также активная инновационная, природосберегающая производственная политика воплотились в реальность благодаря стратегии корпорации.
Достижения компании наблюдаются на фоне значительного падения мировых цен на продукцию ЦБП. Далеко не все предприятия российской ЦБП демонстрируют результаты на уровне «Илим Палп». Позитивное мнение о работе предприятий «Илим Палп» в последнее время высказывали аудиторы Рпселуа1егЬошеСоорегз. Вывод очевиден: со-
четание перспективного стратегического планирования с качественным оперативным управлением дали усиливающий эффект в развитии каждого из предприятий корпорации.
В настоящее время группа «Илим Палп» развивается по трем основных направлениям, целью которых является, прежде всего, рост эффективности производства и обеспечение необходимой доходности предприятий и Группы в целом.
Во-первых, модернизация действующих предприятий, доведение производственных мощностей до проектных при повышении качества, снижении себестоимости и расширении номенклатуры товарной продукции. Создана система регулярного менеджмента, обеспечившая переход от антикризисного управления к стабильному высокорентабельному производству с загрузкой производственных мощностей более 80%. Дальнейший рост мощностей связан с привлечением значительных инвестиций. Средства, привлеченные на финансовых рынках, запланировано инвестировать на долгосрочной основе в производство целлюлозы и в развитие нового направления в деятельности корпорации - механическую переработку древесины.
Во-вторых, для оптимизации производства необходима вертикальная интеграция предприятий Группы. Головная компания владеет 75 % + 1 акция практически во всех предприятиях - субсидиарах, создана система планирования и отчетности, обеспечивающая прозрачность ведения бизнеса. По каждому из основных предприятий группы разработан 3-летний план развития.
И в третьих, большое внимание уделяется увеличению доли лесозаготовок собственными леспромхозами. В группу входят 28 лесозаготовительных предприятий в Архангельской и Иркутской областях, таким образом создана основа собственной лесосырьевой базы, суммарный лесосечный фонд которой составлял на 2001 год - 4580 тыс. м3. Решена задача обеспечения сырьем существующих производственных мощностей.
Компания не забывает и про горизонтальную интеграцию, что подразумевает при-
обретение новых активов с целью обеспечения лидирующего положения в российской ЦБП, совершенствование системы управления, переход на консолидированный баланс и западные стандарты в бухгалтерском учете и внедрение стандартов 180-9 000 и ВО-14 000.
Необходимо отметить, что стратегическое развитие российской целлюлозно-бумажной промышленности подразумевает, прежде всего, глубокие качественные изменения в ее экономике и технологиях. Исходя из этого, головная структура компании «Илим Палп Энтерпрайз» просчитывает все возможные изменения конъюнктуры рынка, проводит мероприятия по минимизации издержек производства, оказывает кадровую поддержку дочерним предприятиям и помогает им принимать важные организационные решения.
Существующая прибыльность компании обеспечивает необходимые отчисления для проведения капитального ремонта и восстановления действующего оборудования, но ее недостаточно для масштабных инвестиций в качественное обновление основных фондов, износ которых составляет до 70 %.
В связи с этим ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» привлекает значительные средства для развития собственного производства. Однако существующие возможности проектного финансирования имеют существенные ограничения, так привлечение значительных кредитных ресурсов для приобретения новых активов затруднено в связи с низкой ликвидностью акций предприятий как залога. Решить эту проблему поможет открытие компании и размещение ценных бумаг.
В ближайшие два года ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» намерено инвестировать в группу своих предприятий за счет собственных средств порядка $250 млн. Эти средства инвестируются в передовые современные технологии и решение экологических задач. Компания «Илим Палп Энтерпрайз» намерена формировать экологическую политику, направленную на увеличение экологической эффективности производства, взаимодействие с региональными, местными властями и природоохранными органами в области создания взаимовыгодных условий для развития
экологически эффективного бизнеса, и развивать диалог со всеми заинтересованными сторонами.
Так же компания планирует привлечь денежные средства на рынке частного капитала через долговое финансирование. Другим возможным способом привлечения капитала может стать продажа инвесторам части акций компаний, входящих в «Илим Палп Энтер-прайз». Переговоры на эту тему уже ведутся с рядом потенциальных инвесторов.
Основываясь на примере финансовопроизводственной деятельности корпорации «Илим Палп Энтерпрайз», можно сделать вывод, что возможно проведение широкомасштабной инвестиционной политики в лесопромышленной отрасли, но для этого требуются ряд изменений, как со стороны государства, так и самих хозяйствующих субъектов.
Ни для кого не секрет, что одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования техникоэкономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. Упрощение системы согласования технико-экономических обоснований проектов и получения инвесторами исходно-разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов позволит существенно усилить привлекательность России и стимулировать деятельность отечественных инвесторов.
Защита прав собственников и инвесторов по-прежнему является слабым местом в России. Хотя наметились положительные сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров ряда компаний в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала.
Многие исследования указывают на то, что российская налоговая система препятствует привлечению отечественных и иностранных инвестиций, как из-за своей структуры, так и способов, которыми она реализуется. Частные изменения правил создают неопреде-
ленность, которая в первую очередь влияет на развитие бизнеса в целом.
Реформы правил бухгалтерской отчетности, применяемой в российской экономике, является необходимым условием для оживления инвестиционной активности. Действующие правила не позволяют внешним пользователям отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовых результатах предприятий, что создают дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. Для самих экономических субъектов существующие правила бухгалтерского учета также создают ненужные трудности и дополнительные издержки при принятии управленческих и инвестиционных решений и попыток привлечь иностранные инвестиции или займы, так как приходится трансформировать имеющуюся отчетность, согласно международным стандартам. Кроме того, для предприятий, чьи акции обращаются на российском фондовом рынке, возникает проблема неадекватной оценки рыночной стоимости акций.
Одной из самых серьезных и больных проблем в российской экономике является проблема низкого качества корпоративного управления. Очевидно, что сложившаяся система менеджмента сдерживает инвестиции в российскую экономику и в значительной степени влияет на низкую эффективность большинства российских компаний. Среди основных проблем управления компаниями в России выделяются: несоблюдение требований раскрытия информации; низкая квалификация менеджмента; нарушение прав собственников при реорганизации компаний; перераспределение активов в пользу организаций, контролируемых менеджментом или кем-либо из собственников; занижение рентабельности финансовых операций с помощи трансфертных цен.
Все перечисленные выше моменты, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности как России в целом, так и отдельных отраслей народного хозяйства, вплотную изучаются и применяются на практике при организации и управлении инвести-
ционной политики ЗАО «Илим Палп Энтер- в этом направлении, что еще раз подтверждает прайз». И основываясь на результатах дея- возможность привлечения реальных инвести-
тельности компании в последние годы, мы ций в лесопромышленный сектор России, можем констатировать положительные сдвиги
ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
П.Е. КРАВЧЕНКО, аспирант каф. эк и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, Н.С. ГОРШЕНИНА, доцент каф. эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности, к.э.н.
К числу фундаментальных понятий рыночной экономики относятся так называемые инвестиции - «затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов».1 Инвестиции - это совокупность затрат реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства; - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Наиболее содержательное определение инвестиций из множества, следующие. Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование; лицензии, в том числе на товарные знаки; кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. К сожалению, в России, более необходимы инвестиции в форме технологий, машин и оборудования для последующей реновации, как в целом в народное хозяйство, так и в ЛПК в частности. Одна из причин такой узкой направленности сильный износ оборотных и основных фондов на производственных предприятиях. На сегодня средний возраст машин и оборудования в ЛПК уже
‘Кэмпбэлл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. ЭКОНОМИКС: принципы, проблемы и политика. Т.2. - М.: Республика, 1992. - С. 388.
превысил 25 лет, а их износ соответственно составляет 57-60%. Наиболее устаревшее и изношенное оборудование по лесной отрасли преобладает в целлюлозно-бумажной и лесозаготовительной промышленности. Вследствие этого Россия по глубине переработай древесного сырья значительно отстает от других государств: из 1000 м3. древесины у нас производится фанеры в 2,3 раза меньше, чем в США, а бумаги и картона - в 5,2 раза меньше, чем в Финляндии и Швеции. Поэтому неудивительно, что в общем объеме валютной выручки от лесного экспорта более 35 % приходится на древесину низкой степени обработки.
Что касается рынка ценных бумаг, то он на сегодня развит довольно слабо по сравнению с западными странами, поэтому использование этой формы инвестиций сейчас незначительно, как и кредиты коммерческих банков, которым выгодно кредитование на краткосрочной основе с минимальным сроком окупаемости инвестиций.
Общий спад в производстве продукции в последнее десятилетие правления рыночного механизма в ЛПК, в некоторой степени, связан с неспособностью самостоятельно разобщенных в процессе приватизации предприятий лесной отрасли выйти из сложившейся трудной ситуации, поэтому только структурная реорганизация, государственная поддержка и дополнительные внешние финансовые поступления смогут дать толчок к их развитию. Не дает должной поддержки очень скромное внутреннее инвестирование предприятий производственного сектора экономики (инвестирование - совокупность практических действий граждан, юридических лиц и