-ii.^'fe-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕКТЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОД ОХРАНОЙ ГОСУДАРСТВА
Е.В. ХРОМОВ,
кандидат технических наук, помощник прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-m ail: Hrom o v_Evgeniy@m ail. ru
Аннотация. Уголовный кодекс РФ содержит такие различные по своему смысловому содержанию понятия, как «источник жизнеобеспечения», «объект жизнеобеспечения», «объект жизнеобеспечения населения». Легальное толкование указанных понятий отсутствует. Особое внимание уделено источникам жизнеобеспечения. При этом в статье рассмотрены актуальные вопросы разграничения объектов жизнеобеспечения и объектов жизнеобеспечения населения.
Ключевые слова: источник жизнеобеспечения, объект жизнеобеспечения, объект жизнеобеспечения населения.
SOURCES AND CRITICAL INFRASTRUCTURE UNDER STATE PROTECTION
E.V. KHROMOV,
candidate of technical sciences, assistant prosecutor Gavrilovo-Posadsky region of the Ivanovo area
Annotation. The criminal code of the Russian Federation contains such various concepts according to the semantic contents, as «a life support source», «object of life support», «object of life support of the population». Legal interpretation of the specified concepts is absent. The special attention is given to life support sources. Thus in article topical issues of differentiation of objects of life support and objects of life support of the population are considered.
Keywords: life support source, object of life support, object of life support of the population.
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №77-ФЗ УК РФ был дополнен ст. 215.1. Позднее, с принятием ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ (ред. от 7 апреля 2010 г.) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в диспозицию названной нормы были внесены существенные изменения. По нашему мнению, под источниками жизнеобеспечения, указанными в диспозиции ст. 215.1 УК РФ, необходимо понимать электрическую, тепловую энергию, газ и воду, используемые потребителями для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С принятием постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее — постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) в целях унификации правовых норм целесообразно внести изменение в диспозицию ч. 1 ст. 215.1 УК РФ и заменить понятие «источники жизнеобеспечения» на «коммунальные ресурсы». Коммунальными ресурсами, согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 является холодная вода, горячая вода, водоотведение, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. О необходимости расширения объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 215.1 УК РФ, а также о замене в диспозиции статьи понятия «источник
жизнеобеспечения» на «коммунальные ресурсы» подробно изложено в научной статье Е.В. Хромова [1, с. 151—154]. В настоящее время уголовная ответственность по ст. 215.1 УК РФ наступает за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения при наступлении определенных последствий. При этом законодатель при принятии уголовно-правовой нормы и впоследствии не дал легального толкования понятию «источник жизнеобеспечения».
В ст. 215.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения. В диспозиции ст. 215.2 УК РФ законодатель частично дает легальное толкование понятия «объект жизнеобеспечения». В ст. 215.2 УК РФ прямо указаны лишь часть объектов жизнеобеспечения — объекты энергетики (электростанции, подстанции, линии электропередач и т.п.), электросвязи (телефонной, телеграфной, радио связи и др.), жилищного (лифты, водопроводы, канализация и т.д.) и коммунального хозяйства (общественный транспорт, магистральный водопровод, водозабор и т.д.). По мнению Г.А. Есаковой, объекты жизнеобеспечения — здания, сооружения, устройства и (или) их комплекс, предназначенные для выработки, хранения, передачи, накопления и транспортировки электроэнергии, тепла, воды, газа, связи (электростанции, линии электропередачи, водоочистительные станции, газопроводы), очистительные сооружения, объекты вентиляции [2, с. 268]. Уголовная ответственность по ст. 215.2 УК РФ наступает за разрушение (на-
№ 1 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
75
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
рушение конструктивной целостности объекта жизнеобеспечения, в результате которого указанный объект прекращает свое существование), повреждение (нарушение конструктивной целостности объекта жизнеобеспечения, которое не приводит к прекращению физического существования рассматриваемого объекта, и он может быть восстановлен), иные действия, которые хотя и не нарушают физической целостности объекта жизнеобеспечения, но приводят к невозможности его эксплуатации. Оперируя понятиями «объект жизнеобеспечения», «источник жизнеобеспечения», законодатель непоследователен, а иногда и противоречив. При этом, источники жизнеобеспечения, указанные в ст. 215.1 УК РФ, — производные не всех объектов жизнеобеспечения, указанных в ст. 215.2 УК РФ.
Понятия «источник» и «объект жизнеобеспечения» должны быть близки по своему смысловому содержанию. Общественные отношения в области охраны объектов жизнеобеспечения более регламентированы на законодательном уровне. Таким образом, приведение в негодность такого объекта жизнеобеспечения, как объект электросвязи, из корыстных или хулиганских побуждений должно квалифицироваться по ч. 1 ст. 215.2 УК РФ. При этом, отключение от систем электросвязи при наступлении тяжких последствий не может квалифицироваться по ст. 215.1 УК РФ, так как электросвязь не является источником жизнеобеспечения, однако объекты электросвязи являются объектами жизнеобеспечения.
Более того, непоследовательность законодателя выражается и в том, что в УК РФ введены созвучные, но не тождественные понятия «объект жизнеобеспечения» и «объект жизнеобеспечения населения». Так, в ст. 281 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за диверсию. Под диверсией, согласно диспозиции названной нормы, необходимо понимать совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений транспортной инфраструктуры и транспортных средств, связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом, ни в Законе РФ № 2446-1, ни в иных нормативных, правовых актах не раскрывается сущность понятия «объект жизнеобеспечения населения». Анализируя диспозиции ст. 215.2 УК РФ и ст. 281 УК РФ, можно прийти к вы-
воду, что понятия «объект жизнеобеспечения» и «объект жизнеобеспечения населения» не тождественны.
Под «объектом жизнеобеспечения населения» принято понимать объекты коммунальной сферы, которые обеспечивают нормальную жизнь городов, населенных пунктов (хлебозаводы, ТЭЦ, аптечные склады, станции скорой помощи и т.п.), централизованные системы водоснабжения и коммунальной канализации, объекты газоснабжения и т.п. [3, с. 550]. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой объекты жизнеобеспечения, упомянутые в ст. 215.2 УК РФ, тождественны объектам жизнеобеспечения населения в ст. 281 УК РФ [4, с. 816]. Мнение о том, что объект жизнеобеспечения тождественен объекту жизнеобеспечения населения, противоречит законодательству, так как под объектом жизнеобеспечения понимаются, в том числе, объекты электросвязи, в отличие от объектов жизнеобеспечения населения, что прямо указано в диспозициях ст. 215.2 и 281 УК РФ. Следовательно, понятие «объект жизнеобеспечения населения» по смысловому содержанию намного шире понятия «объект жизнеобеспечения».
В целях унификации уголовно-правовых норм, преодоления сложностей в правоприменительной практике целесообразно из ст. 215.2 УК РФ исключить указание на объект жизнеобеспечения, при этом, непосредственно в диспозиции нормы, прямо указав на объекты, за приведение в негодность которых будет наступать уголовная ответственность по ст. 215.2 УК РФ. После замены понятия «источник жизнеобеспечения» на «коммунальные ресурсы» в диспозиции ст. 215.1 УК РФ, а также исключения понятия «источник жизнеобеспечения» из диспозиции ст. 215.2 УК РФ за счет перечисления всех объектов жизнеобеспечения будут устранены указанные выше противоречия уголовного законодательства РФ. При этом, уголовный закон будет содержать лишь одно понятие «объект жизнеобеспечения населения» в ст. 281 УК РФ.
Литература
1. Хромов Е.В. Уголовно-правовая защита права потребителей на надежное энергоснабжение // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 3(24).
2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / под ред. Г.А. Есакова; 4-е изд. М., 2012.
3. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога; 3-е изд., изм. и доп. М., 2009.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры (постатейный) / под ред. В.В. Малиновской. М., 2011.
76
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2013