Латушко Н.А., к.э.н.
доцент Асеев А.Н. студент 4 курса ВШБ ЮФУ Россия, г. Ростов-на-Дону ИСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: в статье выделены основные институты господдержки малого предпринимательства
Ключевые слова: институт, малый бизнес, государственная поддержка, регулирование.
Современное состояние МСБ в Ростовской области, так же, как и в России в целом, обладает сложным и противоречивым характером, однако нельзя не отметить достижения в области согласованной работы по поддержке предпринимательства.
По итогам 1 квартала 2014 года в Ростовской области было зарегистрировано свыше 54,6 тысяч субъектов МСП, в том числе, 602 средних предприятия, 5942 малых и 48071 микропредприятий. Вместе с тем необходимо отметить, что из-за ухудшения качества предпринимательской среды, замедления экономического роста, не только в нашем регионе, но и в целом по стране, зафиксировано снижение количества малых и средних предприятий [1, с. 69-80].
Регулирование и поддержка малого предпринимательства заключаются в стимулировании развития предпринимательства со стороны государства в соответствии с определенными целями и принципами осуществления поддержки. Последние годы происходят значительные изменения в государственной политике в области поддержки малого предпринимательства.
Одной из таких мер можно считать Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии МСП в Российской Федерации», принципиальным новшеством которого явилось введение основных принципов поддержки МСП органами государственной власти и местного самоуправления.
В статье 6 Закона № 209-ФЗ указаны основные цели государственной политики в области развития МСП в Российской Федерации, к которым относятся:
1) развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП;
4) оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов МСП;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На рисунке 1 представлены перечисленные в пункте 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ формы государственной поддержки МСП, на которые при соблюдении определенных условий может претендовать субъект малого предпринимательства.
Координацию государственной поддержки осуществляет Минэкономразвития России совместно с другими министерствами и ведомствами. Ими же проводится мониторинг и оценка эффективности программ поддержки. Комплекс программ финансовой поддержки осуществляется различными министерствами и ведомствами (Минэкономразвития, Минсельхоз России, Министерство труда, Минобрнауки, Внешэкономбанк).
Рисунок 1 - Способы оказания государственной поддержки МСП
На территории Ростова-на-Дону сформирована и действует инфраструктура поддержки СМСП городского и регионального уровня, включающая в себя агентства поддержки МСП, общественные объединения предпринимателей, информационно-консультационные центры,
инновационно-технологические центры, потребительские кооперативы, предпринимательства-инкубаторы:
- некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»;
- некоммерческое партнерство «Ростовское городское агентство поддержки МСП»;
- некоммерческая ассоциация «Совет директоров предприятий города Ростова-на-Дону»;
- Ассоциация «МСБ»НА «Совет директоров предприятий г. Ростова-на-Дону»;
- Ростовское городское и региональное отделения общероссийской
общественной организации МСП «ОПОРА РОССИИ»;
- Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и другие.
Одной из форм государственной поддержки СМСП являются предпринимательства-инкубаторы - организации для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений на льготных условиях и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. В настоящее время в Ростове-на-Дону действуют два предпринимательства-инкубатора: предпринимательства-инкубатор при НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» и Муниципальный предпринимательства инкубатор.
Использованные источники: 1. Роль единого налога на вменённый доход в развитии малого предпринимательства / В.Н. Курочкин, Ю.В. Курочкина. - Зерноград: АЧИИ ФГБОУ ВПО ДГАУ, 2014. - 195 с.
Латушко Н.А., к.э.н.
доцент Беридзе Д.Т. магистрант 2 курса ВШБ ЮФУ Россия, г. Ростов-на-Дону СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: в статье на основе данных социологических исследований, проведен анализ социальных условий формирования малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, социальные условия, факторы, мотивация и институты развития.
Малое предпринимательство является сферой социально-значимой в организации жизнедеятельности людей [3]. Социальное значение оно приобретает благодаря большей доступности, простоте организации и легкости ведения, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание новых дополнительных рабочих мест и т.д., по сравнению с другими видами предпринимательства.
В настоящий момент в вопросе развития малого предпринимательства на перспективу достаточно остро стоит проблема существенного сокращения численности трудоспособного населения.
Согласно стратегии социально-экономического развития России до 2020 доля граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства должна увеличиться до 60%. На 2014 год доля занятых россиян в малом предпринимательстве составила 35% от общей численности населения. При этом, демографические сдвиги создают ограничения к будущим тенденциям развития рынка труда. Возрастная структура населения направится в зону старения, численность экономически-активного населения снизится.