Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латушко Н. А., Беридзе Д. Т.

В статье на основе данных социологических исследований, проведен анализ социальных условий формирования малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

общественной организации МСП «ОПОРА РОССИИ»;

- Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и другие.

Одной из форм государственной поддержки СМСП являются предпринимательства-инкубаторы - организации для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений на льготных условиях и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. В настоящее время в Ростове-на-Дону действуют два предпринимательства-инкубатора: предпринимательства-инкубатор при НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» и Муниципальный предпринимательства инкубатор.

Использованные источники: 1. Роль единого налога на вменённый доход в развитии малого предпринимательства / В.Н. Курочкин, Ю.В. Курочкина. - Зерноград: АЧИИ ФГБОУ ВПО ДГАУ, 2014. - 195 с.

Латушко Н.А., к.э.н.

доцент Беридзе Д.Т. магистрант 2 курса ВШБ ЮФУ Россия, г. Ростов-на-Дону СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: в статье на основе данных социологических исследований, проведен анализ социальных условий формирования малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, социальные условия, факторы, мотивация и институты развития.

Малое предпринимательство является сферой социально-значимой в организации жизнедеятельности людей [3]. Социальное значение оно приобретает благодаря большей доступности, простоте организации и легкости ведения, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание новых дополнительных рабочих мест и т.д., по сравнению с другими видами предпринимательства.

В настоящий момент в вопросе развития малого предпринимательства на перспективу достаточно остро стоит проблема существенного сокращения численности трудоспособного населения.

Согласно стратегии социально-экономического развития России до 2020 доля граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства должна увеличиться до 60%. На 2014 год доля занятых россиян в малом предпринимательстве составила 35% от общей численности населения. При этом, демографические сдвиги создают ограничения к будущим тенденциям развития рынка труда. Возрастная структура населения направится в зону старения, численность экономически-активного населения снизится.

Вследствие этого, Решение демографической проблемы заключается в увеличении темпов производства, за счет увеличения нагрузки на одного работника. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» планируется создать и модернизировать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

Состояние и факторы развития малого предпринимательства зависят от множества социальных составляющих. В ряду наиболее важных факторов в формировании и развитии социальных условий предпринимательской деятельности выступает мотив. По данным социологических исследований «Фонда Общественного Мнения» [2] в рамках еженедельного опроса «ФОМнибус» в 2013 году, главным мотивом ведением собственного бизнеса является получение определенного дохода (65%).

Данный тезис подтверждается данными социологических исследований «Фонда Общественного Мнения» [2] в рамках еженедельного опроса «ФОМнибус» в 2013 году. Число опрошенных респондентов составило 1500 человек. На вопрос «Почему, главным образом, люди занимаются бизнесом, предпринимательской деятельностью?» 65% собственников предприятий ответили - «чтобы заработать деньги». Почти с такими же намерениями выступают респонденты, планирующие предпринимательскую деятельность (67%). На втором месте в числе приоритетных мотивов предпринимательской деятельности находится обретение независимости, и только потом реализация своих идей и замыслов.

Значимым фактором в развитии предпринимательской деятельности является социально-психологические особенности индивида. К таким особенностям эксперты относят: предприимчивость, готовность брать на себя ответственность, умение с максимальной выгодой для себя вести разговор, договариваться. Данные вторичных исследований [2] показывают, что для занятия предпринимательской деятельностью необходимо иметь, в приоритетном порядке, следующие качества: деловитость, предприимчивость, энергичность; ум, сообразительность; образование, грамотность и т.д. Кроме того, 9% отпрошенных респондентов указывают на то, что для занятия предпринимательской деятельностью нужны связи: «не качества, а связи нужны», «связи наверху», «связи, знакомые, друзья», «иметь хороших знакомых», «богатые покровители», «мохнатая рука» .

Изучению условий малого предпринимательства и предпринимательского климата в России посвящено социологическое исследование «Всероссийского центра изучения общественного мнения» [1] 2013 года. Среди опрошенных почти половина респондентов имели опыт ведения предпринимательской деятельности и оценивают его как удовлетворительный (47%). У 15% опрошенных респондентов - удачный, и у 35% - неудачный опыт занятия предпринимательской деятельностью.

Условия для предпринимательской деятельности в России, по оценкам населения, ухудшились в сравнении с 2009 годом. Так, если в 2009 году

условия для ведения предпринимательской деятельности по оценке опрошенных респондентов были «плохие» (44%), то в 2013 году сторонников отрицательной оценки стало больше (55%). Положительную оценку -«хорошие» - дают только четверть опрошенных (25%). Особую настороженность показывают данные ВЦИОМ, характеризующие предпринимательский потенциал населения. Большая часть населения (72%) не планирует заниматься предпринимательской деятельностью. Однако положительное отношение к самому малому предпринимательству возрастает. Если в 2009 году 79% жителей говорили о хорошем отношении к предпринимательской деятельности, то в 2013 этот показатель составил 83%. Таким образом, под социальными условиями малого предпринимательства следует понимать совокупность факторов общественного содержания, определяющие мотивационные и стимулирующие особенности, а также общий предпринимательский климат в развитии малого предпринимательства.

Социальные условия развития малого предпринимательства в настоящее время достаточно противоречивы. С одной стороны, по оценкам действующих предпринимателей, социальные условия развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как удовлетворительные, такие оценки отражаются в стремлении предпринимателей развиваться и вести предпринимательскую деятельность, используя свой опыт. С другой стороны, низкий предпринимательский потенциал населения с общим сокращением численности трудоспособных людей, позволяет говорить о негативных тенденциях в развитии малого предпринимательства.

Использованные источники:

1. Исследование ВЦИОМ: Бизнес-климат в России в 2013 году // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/06/04/5968 (дата обращения: 10.04.2015).

2. Фонд общественного мнения: «О предпринимательстве и условиях для бизнеса в России». URL: http://fom.ru/posts/10969 (дата обращения: 04.04.2015).

3. Роль единого налога на вменённый доход в развитии малого предпринимательства / В.Н. Курочкин, Ю.В. Курочкина. - Зерноград: АЧИИ ФГБОУ ВПО ДГАУ, 2014. - 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.