Научная статья на тему 'Исследовательское обучение как основа развития исследовательских способностей будущих педагогов-психологов'

Исследовательское обучение как основа развития исследовательских способностей будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раздульева Елена Михайловна

В статье автор анализирует результаты развития исследовательских способностей будущих педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательское обучение как основа развития исследовательских способностей будущих педагогов-психологов»

- развивать в себе умения и способности ставить и решать собственно математические задачи разных типов и видов, переводя задачный текст в математическую модель и обратно.

В определенной степени оно должно показать каждому обучаемому, что периодическое изменение модели окружающего нас мира предполагает, что фактически человек должен учиться всю жизнь, если он хочет быть востребованным в обществе, профессионально компетентным в своей области, адекватно отражая этот мир.

Библиографический список

1. Введение в математическое моделирование // Под ред. П. В. Трусова. - М.: Логос, 2005

2. Карпов, А. О. Интегрированное знание // Человек. - 2003, - № 4

3. Клименко, Н. Е. Мозг и поведение; ситуация выбора жизненных стратегий // Мозг и разум. - М.: Наука,. 1994

4. Мельников, Ю. Б. Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей. - Екатеринбург, 2004

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1988

6. Паск, Г. Значение кибернетики для наук о поведении (кибернетика поведения и познания, расширение понятия «цель») // Кибернетические проблемы бионики, Ч. 2. - М.: Мир, 1972

7. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997

8. Симонов, П. В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987

9. Шадриков, В, Д. Деятельность и способности, - М., 1994

10. Штоф, В. А. Моделирование и философия. - М. - Л.: Наука, 1966

УДК 378.01

Е. М. Раздульева

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

В современном стремительно меняющемся мире ни у кого не вызывает сомнения, что дальнейшее развитие научно-технического прогресса, цивилизации и общества в целом, зависит от людей, обладающих творческим потенциалом и высоким уровнем самостоятельности, умеющих быстро и оригинально решать нестандартные задачи, ставить и достигать разнообразные цели, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому для

успешной реализации в любой выбранной профессии, в том числе и психолого-педагогической, студент уже на этапе обучения в высшем учебном заведении должен в полной мере овладеть исследовательскими способностями.

Рассмотрению и изучению разнообразных по содержанию аспектов развития исследовательских способностей посвящено много как зарубежных (Д. Е. Берлайиа, А. Деметроу, Г. Г. Файна и др.), так и отечественных (А. С. Обухова, А. Н. Поддьякова, А. И. Савенкова и др.) исследований.

В ходе проведенного теоретического анализа и на основе изученных концепций в рамках исследования была создана и описана модель структуры исследовательских способностей будущих педагогов-психологов. Согласно данной модели в структуре исследовательских способностей студентов были выделены мотивационный, содержателыго-знаниевый, операционно-исполнительный, интеллектуально-творческий компоненты.

В основе мотивационного компонента исследовательских способностей лежит познавательный мотив, представленный познавательным интересом и познавательной активностью (любознательностью).

Познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности, развивается в сознательных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения [9].

Познавательный интерес студентов педагогического вуза связан со стремлением к познанию ими сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки. Эта ступень активного воздействия человека на мир, которая характеризует его как деятеля, субъекта, личность.

Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью.

Познавательная активность - очень сложное в структурном и функциональном отношении качество познающей личности. Само слово «активность» происходит от латинского «actus» - «действие» [9].

Г И. Щукина познавательную активность определяет как личностное образование, выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания [9].

В основе познавательной активности, но мнению некоторых учёных (Д. Е. Берлайн [1], Л. И. Котлярова [3], С. JI. Соловейчик [8] и др.), лежит любознательность, которая ярко проявляется в процессе выполнения самостоятельной научно-исследовательской работы, обнаруживая такие характеристики, как настойчивость, самостоятельность. Также проявлениями познавательной активности будущих педагогов-психологов являются: желание задавать вопросы, настойчивость в усвоении и осмыслении материала, способность переноса знаний, стремление к самостоятельному получению дополнительной информации.

Таким образом, познавательный интерес и познавательная активность достаточно сложные психологические явления, которые выступают, основным мотивом проявления исследовательских способностей.

Вторым компонентом, выделенным в структуре исследовательских способностей студентов, является содержатель/ю-знаниевый, который включает специальные знания о 'теории и методике исследовательского поиска.

В теорию исследовательского поиска входят знания:

- о психологии исследовательского поведения;

- о теории исследовательской деятельности;

- о психологии исследовательских способностей.

Методика исследовательского поиска представлена знаниями о:

- проблеме исследования и её видах, проблемной ситуации, специфики их выделения;

- теме исследования, приёмах и способах её выбора, обосновании актуальности;

- объекте и предмете исследования, особенностях их определения;

- цели и задачах исследования, особенностях их определения;

- гипотезе исследования, основных требованиях к её построению и способах проверки;

- методах и методиках исследования;

- процессе исследования, видах научной информации, способах изложения научного стиля, выводах, умозаключениях и их видах.

Анализ проблемы, рассматриваемой в контексте нашего исследования, показывает, что никакие знания не могут быть усвоены без включения их в какую-то деятельность. Знать что-то - это, значит, уметь оперировать полученными знаниями. Применение знаний на практике свидетельствуе т о том, что они стали достоянием личности. Качество знаний можно определить тем, что же умеет делать с ними студент. Поэтому следующий компонент, который мы выделяем в структуре исследовательских способностей — операционно-исполнительный. Он представлен исследовательскими умениями и навыками.

Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях.

К исследовательским умениям и навыкам мы относим:

- умение выделять проблемы исследования;

- умение выбирать темы исследования;

- умение определять объект и предмет исследования;

- умение ставить цель и конкретные задачи исследования;

- умение выдвигать гипотезы исследования;

- умение выбирать и применять методы и методики исследования;

- умение структурировать материал, выбирать и анализировать литературные источники;

- умение формулировать выводов и умозаключения.

В интеллектуально-творческий компонент исследовательских способностей входит дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление — это альтернативное мышление, отступающее от логики, допускающее варьирование путей решения проблемы и приводящее к неожиданным выводам и результатам. Оно порождает множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Конвергентное мышление рассматривается как последовательный, логический процесс, протекающий строго от ступени к ступени и приводящий к единственному правильному, обусловленному исходными данными решению.

Таким образом, модель структуры исследовательских способностей студентов педагогического вуза представлена мотивационным, содержа-тельно-знаниевым, операционно-исполнительным, интеллектуально-творческим компонентами. В соответствии с предложенной нами моделью были выделены следующие критерии исследовательских способностей: выраженный познавательный интерес и познавательная активность, наличие специальных знаний о теории и методике исследовательского поиска, наличие исследовательских умений и навыков, развитость дивергентного и конвергентного мышления.

В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие студенты факультета дошкольного воспитания специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

С целью выявления исходного уровня выделенных критериев исследовательских способностей со студентами была проведена диагностическая работа, которая включала в себя следующий инструментарий:

- опросник для выявления наличия познавательного интереса;

- наблюдение за проявлениями познавательного интереса и познавательной активности студентов на лекционных занятиях;

- анкета на выявление уровня специальных знаний о теории и методике исследовательского поиска;

- изучение и анализ продуктов деятельности студентов (курсовые работы) для выявления уровня развития исследовательских умений и навыков;

- «необычное использование» и «прогрессивные матрицы Дж. Равена» для диагностики дивергентного и конвергентного мышления.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что в основном у будущих педагогов-психологов преобладают уровни средний, ниже среднего и низкий. Это говорит о том, что в высшем учебном заведении необходимо проводить специальную целенаправленную работу, обеспечивающую

развитие всех выделенных компонентов. Данный вид работы предполагает организацию в вузе исследовательского обучения. Поэтому проблема исследовательского обучения и развития всех компонентов в структуре исследовательских способностей является одной из важнейших как с точки зрения теории, так и с точки зрения психолого-педагогической практики.

После завершения диагностического этапа исследования были условно созданы экспериментальная и контрольная группы, равноценные по количеству, составу и одинаковым уровнем развитости исследуемых критериев.

Рассматривая вопрос об организации в педагогическом вузе целенаправленного исследовательского обучения, немного хотелось бы сказать о теоретическом аспекте изучаемой проблемы.

Вопрос исследовательского обучения изучался и анализировался в исследованиях М. В. Кларина [2], А. В. Леонтовича [4], А. С. Обухова [5], А. И. Савенкова [6; 7] и других.

По мнению А. И. Савенкова, организация исследовательского обучения -это особый подход к обучению. Учёный полагает, что в современном образовательном процессе педвуза исследовательское обучение должно включать три основных самостоятельных блока (подпрограммы) .[6;. 7].

В первый блок - «Тренинг исследовательских способностей» входят специальные занятия по приобретению студентами специальных знаний и развитию у них умений исследовательского поиска [7].

Второй блок исследовательского обучения - «Исследовательская практика» [7]. Основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы-проведение студентами самостоятельных исследований и выполнение заданий и упражнений исследовательского характера. Исследования студентов могут быть как индивидуальными (самостоятельная работа с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение конкретных заданий по теме исследования и т. д.), так коллективными (групповыми) (постановка и проведение экспериментов, совместное обсуждение проектов, предложений и т. д.). Данный блок выступает в качестве основного, центрального, так как приоритетным здесь является самостоятельность студентов, а это, в свою очередь, имеет важное значение в подготовке будущего профессионала.

Третий блок - «Мониторинг исследовательской деятельности» - организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (научно-практические конференции, проблемные кружки, защита курсовых и дипломных работ и др.) [7]. Студентам необходимо знать, что результаты проведенных ими работ, исследований интересны другим, и они будут представлены на обсуждение.

За основу исследовательского обучения в педагогическом вузе мы взяли разработанные и предложенные А. И. Савенковым три относительно самостоятельных блока (подпрограммы), представленные выше.

Организацию исследовательского обучения в высшем учебном заведении мы осуществляли путём внедрения в образовательный процесс разработанного курса по выбору «Развитие исследовательских способностей у студентов», который предполагал проведение тренинга (занятий по приобретению специальных знаний), исследовательскую практику (самостоятельное выполнение заданий и упражнений) и мониторинг (организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения). Данный курс проводился со студентами экспериментальной группы в количестве 16 человек.

В процессе изучения данного курса решались следующие задачи:

— познакомить студентов с психологическими основами теории исследовательского поиска;

- познакомить студентов с методологией и методикой исследовательского поиска и помочь овладеть ею;

- развить и выработать у студентов умения и навыки проведения самостоятельных исследований;

— сформировать потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании профессиональной деятельности.

В содержании занятий выделены следующие темы:

1. Теория исследовательского поиска. Психология исследовательского поведения.

2. Теория исследовательской деятельности: сущность и структура.

3. Психология исследовательских способностей: сущность и структура.

4. Методология и методика исследовательского поиска. Проблема исследования.

5. Тема исследования.

6. Объект и предмет исследования.

7. Цель и задачи исследования.

8. Гипотеза исследования.

9. Методы и методики исследования.

10. Материал исследования, выбор и анализ литературных источников.

11. Выводы или умозаключения исследования.

Курс по выбору проводился в форме практических занятий, которые включали в себя информационную часть, задания и упражнения для практической и самостоятельной (исследовательской) работы.

Основной целью информационной части являлось получение новых специальных знаний о теории и методике исследовательского поиска, содействие процессу их осмысления, обмен суждениями, позициями, мнениями, открытие многомерности изучаемых явлений.

Информационная часть была тесно связана с практической и самостоятельной работой, то есть полученные на занятиях теоретические знания подкреплялись и закреплялись в практической и самостоятельной работе.

Содержание данной работы студентов (исследовательская практика) было многопланово. Оно включало задания и упражнения разного типа и уровня сложности: составление банка основных идей исследователей проблемы общих способностей, исследовательского поведения, исследовательских способностей; написание творческих сочинений; работу с художественной литературой; анализ психолого-педагогической литературы; подбор различных тем для дальнейших исследований и обоснование их актуальности; выдвижение всевозможных гипотез; пополнение психолого-педагогической копилки играми, заданиями, упражнениями, направленными на развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста; составление кроссвордов; подбор диагностических методик; выявление исследовательских способностей дошкольников; составление библиографического списка по проблеме исследования; конспектирование статей; формулирование выводов и др. Данные виды работ ставили студентов в позицию исследователей и способствовали развитию их исследовательских способностей.

Блок «Мониторинг» в МГПИ имени М. Е. Евсевьева представлен следующими формами подведения итогов научно-исследовательской деятельности студентов: научно-практические конференции, проблемные кружки, защита курсовых и дипломных работ и др. В рамках проведения данных работ молодые исследователи получают возможность выступить со своей исследовательской работой перед широкой аудиторией, публично обсудить полученные результаты и их пути решения, рассмотреть и изложить состояние выбранной темы или изучаемого вопроса наиболее глубоко и в различных аспектах и т, д.

После внедрения и проведения разработанного курса по выбору со студентами контрольной и экспериментальной групп был проведен контрольный срез, который показал наличие количественных изменений и качественных преобразований в развитии основных критериев исследовательских способностей. Изменения отмечены как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Однако темп и уровень изменений в данных группах отличается. Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе достигнута более выраженная динамика развития исследовательских способностей студентов, которая произошла в результате проведения разработанной и внедренной системы исследовательского обучения в виде курса по выбору и характеризуется увеличением количества испытуемых с высоким уровнем и уменьшением количества студентов с более низким уровнем развитости исследуемых критериев. Результаты отражены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень развития исследовательских способностей студентов педагогического вуза (в %)

Компонент Критерии Параметр Уровни э К

Конст. Коитр. Конст. Контр.

Мотивацион- ный Познавательный интерес и познавательная активность Высокий - 25 - -

Выше среднего 12,5 31,25 12,5 12,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний ' 43,75 25 43,75 43,75

Ниже среднего 31,25 18,75 31,25 37,5

Низкий 12,5 - 12,5 6,25

Содержательно- знаниевый Знания о теории и методике исследовательского поиска Высокий - 43,75 - -

Выше среднего 18,75 25 18,75 18,75

Средний 37,5 18,75 37,5 56,25

Ниже среднего 31,25 12,5 31,25 12,5

Низкий 12,5 - 12,5 12,5

Операционно- исполнитеяьный Умения и навыки исследовательского поиска Высокий - 25 - -

Выше среднего 25 62,5 25 25

Средний 56,25 12,5 56,25 68,75

Ниже среднего 18,75 - 18,75 6,25

Низкий - “ - -

Интеллектуально- творческий Дивергентное мышление Б. 13,7 16,7 11,7 11,8

Г. 11,3 15,9 11,3 11,3

О. 27,62 39,4 27,62 27,75

Конвергентное мышление Высокий - 25 - -

Выше среднего 32,25 37,5 31,25 31,25

Средний 56,25 37,5 56,25 56,25

Ниже среднего 12,5 - 12,5 12,5

Низкий - - - -

Результаты, полученные в ходе исследования, также можно представить следующим образом (рис. 1-4).

Э1 Э2 К1 К2

Рис. 1. Мотивационный компонент

Условные обозначения: Э1 - экспериментальная группа на констатирующем этапе; К1 -контрольная группа на констатирующем этапе; Э2 - экспериментальная группа на контрольном этапе; К2 — контрольная группа на контрольном этапе.

□ Низкий

□ Ниже среднего

□ Средний

□ Выше среднего

□ Высокий

100%

90%

80%

70%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ Низкий

□ Ниже среднего

□ Средний

□ Выше среднего

□ Высокий

Рис. 3. Операционно-исполнительный компонент

Условные обозначения: Э1 - экспериментальная группа на констатирующем этапе; К1 -контрольная группа на констатирующем этапе; Э2 - экспериментальная группа на контрольном этапе; К2 — контрольная группа на контрольном этапе.

Рис. 2. Содержательно-знаниевый компонент

Условные обозначения: Э1 - экспериментальная группа на констатирующем этапе; КЗ -контрольная группа на констатирующем этапе; Э2 - экспериментальная группа на контрольном этапе; К2 - контрольная группа на контрольном этапе,

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

] оригинальность ] гибкость з беглость

Интеллектуально-творческий компонент исследовательских

способностей

Рис. 4. Интеллектуально-творческий компонент (дивергентное мышление)

Условные обозначения: Э1 - экспериментальная группа на констатирующем этапе; К1 -контрольная группа на констатирующем этапе; Э2 - экспериментальная группа на контрольном этапе; К2 - контрольная группа на контрольном этапе.

а Низкий

□ Ниже среднего

□ Средний

□ Выше среднего

□ Высокий

Рис. 5. Интеллектуально-творческий компонент (конвергентное мышление)

Условные обозначения: Э1 - экспериментальная группа на констатирующем этапе; К1 -контрольная х руппа на констатирующем этапе; Э2 — экспериментальная группа на контрольном этапе; К2 - контрольная группа на контрольном этапе.

Таким образом, анализ проведенного эмпирического исследования свидетельствует о том, что специально-организованное целенаправленное исследовательское обучение в образовательном процессе выступает главным инструментом и является важной основой, обеспечивающей развитие исследовательских способностей будущих педагогов-психологов.

Библиографический список

1. Б ер л айн, Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн II Вопросы психологии. — 1966. — № 3. - С. 54-60.

СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ НА ПАРКЕТЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО...

2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. - Рига, НПЦ, Эксперимент, 1995. - 176 с.

3. Котлярова, Л. И. Изучение познавательных запросов учащихся / Л. И. Кот-лярова // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 132-136.

4. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Школьные технологии. - 1999. -№ 1-2, - С. 132-137.

5. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов // Народное образование. - 2004. - № 2. — С. 146-148.

6. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А, И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2004. - № 1. — С. 22-31.

7. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А. И. Савенков. - М.: Ось, 2006. - 480 с.

8. Соловейчик, С. Л. От интересов к способностям / С, Л. Соловейчик // Воспитание школьников. — 1968. - № 6. - С. 28—35.

9. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

УДК 371. 487: 796

Е. С. Борисенкова

СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ НА ПАРКЕТЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основы эстетического воспитания личности, как известно, закладываются с раннего возраста. Но ведущая роль в этом принадлежит школе, призванной создать фундамент для дальнейшего совершенствования данного процесса. Вопросы эстетического воспитания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач воспитания личности с широкими эстетическими запросами, высокой культурой эстетических способностей и потребностью в активной творческой деятельности - веление времени в изменяющихся социальных условиях. Всё это требует поиска новых подходов к гармоническому развитию личности, формированию эстетической компетенции как показателя уровня развития растущей личности.

Центральное место в решении данной проблемы педагогика отводит воздействию на субъект средствами искусства. Это отмечают многие учёные -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.