Научная статья на тему 'Исследовательски-информационный проект летнего оздоровительного периода «Большое путешествие»'

Исследовательски-информационный проект летнего оздоровительного периода «Большое путешествие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ В ГОРОДЕ / НА ПРИРОДЕ / В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ / НА ВОДНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСКА / БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ В НЕЗНАКОМОЙ МЕСТНОСТИ / УКРЕПЛЕНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ОЛИМПИАДЫ / САМО ЗАНЯТОСТЬ РЕБЕНКА / КОМАНДНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Ф.Х.

В статье представлены материалы исследовательски-информационного проекта «Большое путешествие», который был успешно реализован в практической среде и показал высокую востребованность среди участников образовательного процесса. Реализованный проект является авторской разработкой, которая позволяет разнообразить деятельность дошкольников младшего и среднего возраста, в летний оздоровительный период. Представленный вид работы может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательски-информационный проект летнего оздоровительного периода «Большое путешествие»»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА «БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

© Джафарова Ф.Х.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546,

г. Екатеринбург

В статье представлены материалы исследовательски-информацион-ного проекта «Большое путешествие», который был успешно реализован в практической среде и показал высокую востребованность среди участников образовательного процесса. Реализованный проект является авторской разработкой, которая позволяет разнообразить деятельность дошкольников младшего и среднего возраста, в летний оздоровительный период. Представленный вид работы может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: исследовательски-информационный проект «Большое путешествие», оздоровление, времяпрепровождение в городе / на природе / в горной местности / на водных пространствах, творческая деятельность посредством использования песка, безопасность и поведение в незнакомой местности, укрепление чувства патриотизма, организация детской олимпиады, само занятость ребенка, командная работа.

Познавательная активность детей младшего и среднего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях. В летний период педагоги большое внимание уделяют ориентировочно-исследовательской деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнавать и открывать вокруг себя как можно больше.

Исследовательски-информационный проект «Большое путешествие» ориентирован не только на оздоровление организма ребенка, но и на повышение активности, а также знаний в рамках исследовательской и игровой деятельности. В рамках проекта с детьми проводятся наблюдения и познавательные беседы, осуществляются целевые прогулки, организуются различные опыты.

Тип проекта: групповой, среднесрочный, имеющий исследовательски -информационную направленность. Продолжительность: 3 месяца. Участники: воспитатель, дети, родители.

Цель и направление деятельности: комплексный проект реализует современный подход к организации летнего отдыха детей в ДОУ направленный на активное времяпрепровождение ребенка с включением исследовательской и творческой деятельности.

Задачи исследовательски-информационного проекта:

Воспитатель высшей категории.

Теория и методика дошкольного образования

81

1. Расширить знания детей об основных принципах оздоровления в летний период.

2. Разнообразить времяпрепровождение детей, заняв большую часть времени игровой и исследовательской деятельностью.

3. Ознакомить детей с правилами безопасного поведения в различных ситуациях.

4. Привить интерес к активному отдыху.

5. Повысить уровень взаимодействия ребенка и родителя посредством совместных мероприятий.

Очень важным является своевременное усиление у ребенка интереса к активному и безопасному отдыху, в процессе которого можно увлекательно осваивать новый материал, а значит формировать необходимые для дальнейшего развития навыки и умения.

План реализации проекта

Таблица 1

Тематическое название Цель Задачи

1 неделя

Усилить у детей привязанность к активному отдыху Расширять представления детей о безопасном поведении в рамках городской местности.

«Лето в городе» Уточнить представления детей о способах времяпрепровождения и отдыхе в летний период в рамках города

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная беседа с детьми о формах активного отдыха в городе: обычные игры, игры со спортивным инвентарем, загорание на солнышке, принятие гостей, посещение общественных мест (зоопарк, театр, музей); представление информации о правилах безопасности

речевая отгадывание загадок про спортивный инвентарь (велосипед, бадминтон, скакалка и др.); упражнения для тренировки речевого аппарата: игра в теннис -отталкивающие движения языком по внутренней части щек, самокат - быстрые поглаживающие движения кончиком языка внутренней стороны десны, имитируя разгон, упражнение пузырьки

пальчиковая гимнастика упражнения «Клубок», «Паучок», «Корзиночка» для разогревания кистей рук перед проведением игр

игровая игра «Город»: предварительно, вспомнив с детьми правила дорожного движения, организовать на участке и прилежащей территории мини-город с установкой и нанесением соответствующих атрибутов (светофор, дорожная разметка, пешеходный переход); проведение игры едем в магазин (на участок), прикрепление пешеходов к водителю общественного транспорта на остановах

творческая совместное изготовление с детьми атрибутов для игры «Город», лепка «Спортивный инвентарь для моей игры»

взаимодействие с родителями организовать совместное посещение в выходные общественного места на выбор; по результатам мероприятия подготовить рисунок «Выходной день»

2 неделя

«На пикник!» Расширить представления детей о городской среде, привить желание совместного времяпрепровождения на природе Представить детям понятие пикник, значение и основные правила организации данного мероприятия. Вспомнить основные сезонные фрукты и ягоды.

82

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Продолжение табл. 1

Тематическое название Цель Задачи

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная беседа с детьми о понятии пикник и его значение; ответь на вопросы: как правильно организовать данное мероприятие, что необходимо подготовить заранее (корзинку, коврик для размещения на земле, одноразовую посуду, основные продукты и игры для пикника)

речевая чтение с детьми стихотворений об основных фруктах и ягодах летнего периода, подготовка стенда «Загадки о витаминах»

пальчиковая гимнастика упражнение «Сбор ягодок» направлено на усиление четкости хватательных движений мелкой моторики: на веревку прикрепить прищепки с изображением ягод, предложить детям снимать плоды по одному

игровая игра «Пикничок»: подготовить корзинку и продукты для пикника, предложить детям сложить необходимое для данного мероприятия в корзинку, из нарезанных продуктов совместно с детьми подготовить бутерброды; указать детям на важность чистоты - очищать руки перед едой (водой, влажными салфетками), а также уборки за собой; принятие солнечных ванн, игры с водой

творческая рисование красками «Продукты для пикника», по результатам рисования организовать выставку работ

взаимодействие с родителями для следующей тематической недели подготовить заготовку: в небольшую емкость, предварительно засыпав землей, посадить несколько семян овоща / косточек фрукта; подготовить карточку поливки: перенести даты трех календарных месяцев на картон, предложить ребенку обвести кружком каждый следующий четвертый день; объяснить, что по мере роста растения его необходимо поливать (1 раз в 4 дня), а чтобы не забыть стоит заштриховывать день (закрашивать кружок)

3 неделя

«В огороде у бабушки» Сформировать у детей правильное отношение к сельскохозяйственным работам Представить детям понятия огород и сад. Вспомнить названия овощей. Оценить значение огородных работ.

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная на основании иллюстративного материала вспомнить с детьми овощи, которые выращиваются на грядках; подчеркнуть важность сельскохозяйственных работ: что вырастим за лето, тем будем питаться всю осень и зиму; познакомить детей с семенами различных овощей и фруктов, показать рост от семени до овоща / фрукта

речевая вспомнить с детьми образование уменьшительно ласкательных слов, тренироваться в их употреблении на примере названий овощей; актуализировать в речи детей понятия корнеплод, вторых названий овощей (помидор / томат, лук / луковица, картошка / клубень); игра «Пирог»: тренироваться образовывать прилагательные в зависимости из названий овощей (Пр.: из капусты получится капустный пирог и т.д.)

пальчиковая гимнастика упражнение «Урожай для зайчиков»: на полу группы разместить в хаотичном порядке мячики и шары - капуста, а также элементы конструктора - морковка; предложить детям собрать в мешки урожай, разделив капусту и морковку между собой; упражнение «Семена»: в мешок гречки поместить несколько бусинок, предложить отыскать их с закрытыми глазами; лепка «Овощной пирог», показать способы украшения пирога

игровая игра «Клумба и садовник»: проводится по аналогии игры «Краски», только между участниками распределяются не названия цветов, а названия овощей

Теория и методика дошкольного образования

83

Продолжение табл. 1

Тематическое название Цель Задачи

творческая рисование «Жизнь картошки»: на середине листа изобразить картофель, изобразить блюда, в которых его можно использовать (пюре, салат, суп, запеканка, корм для животных); ввести эффект соперничества (побеждает тот, кто нарисует больше способов применения)

взаимодействие с родителями проводить наблюдение за ростом семени, продолжать поливку; подготовить с ребенком животного из овоща

4 неделя

Привить детям важность планирования путешествия. Вспомнить понятия основных материков, географические название местностей.

«Собираемся дорогу» Представить детям основные мероприятия, которые необходимо провести перед путешествием

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная используя глобус вспомнить с детьми названия материков, уточнить понимание погодных явлений (на экваторе жарко, а к полюсам становится холодно), разместить животных и продуктов на карте мира; рассказать детям о планирование отдыха: нельзя с собой взять все предметы, только необходимое, необходимо узнавать информацию о месте путешествия, аптечке, а также лекарственных травах (подорожник)

речевая научить детей четко представлять информацию о себе, для того чтобы при необходимости (потерялся) суметь рассказать о себе; беседа «Опасайся конфет!» - тренировка в различных способах привлечения внимания окружающих, если хочет увести чужой человек

пальчиковая гимнастика упражнение «Утрамбовываем багаж»: научиться помещать в небольшие пространства (сумка, коробочка) лоскутки ткани, предметы одежды; показать детям правильное помещение вещей в чемодан

игровая на детской площадке организовать игру «Природная здравница»: разделить детей на несколько групп (собирают лечебные травы, врачи, больные люди и животные); рассказать о пользе подорожника, других травах, показать правила наложения повязок; в группе заварить ромашковый чай

творческая лепка «Матрешка»: предложить детям подготовить гостинец для иностранца; показать метод изготовления полого пространства внутри большой матрешки для помещения маленькой куколки

взаимодействие с родителями подготовить небольшие карточки мест, в которых ребенок хочет побывать, изображения экзотических животных, интересных экспонатов, нанести их совместно с ребенком на ватман, создав «Карту путешествий»

5 неделя

«Наедине с природой» Расширить представления детей о лесе и правилах безопасного поведения в лесной среде Привить бережное отношение к природе. Напомнить основные понятия леса, в рамках ранее изученного материала.

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная второй месяц проекта начинается с введения детей в новую игровую среду: так как в города они все знают, то могут отправиться в путешествие - первым остановочным местом будет лес; обсудить особенности леса, животных, которые там обитают, показать технику подготовки костра, беседа «Опасный клещ»

речевая перед сончасом чтение небольших рассказов о лесных приключениях: подготовить импровизированный костер, задвинуть шторы, создать атмосферу сумеречного леса (нанести несколько капель масла ели в аромолампу)

84

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Продолжение табл. 1

Тематическое название Цель Задачи

пальчиковая гимнастика мастер-класс «Гнездо»: подготовить на каждого ребенка пучок соломы, показать, как правильно создавать углубление для гнезда, по завершении работы подготовить из пластилина птичку и ее яички

игровая задание «Поход за сокровищами»: представить детям карту с нанесением основных мест территории садика, включить в процесс похода игры: «Орешки бельчат», «Съедобное - несъедобное», «Солнечный зайчик», «Кочки», «Волшебная туча», «Паутинка»; в процессе игры должны быть запланированы следующие мероприятия: привал, переход реки, сбор веточек для костра, установка шалаша

творческая рисование-фантазия «А что если ягодки будут большими?»: предложить детям представить ягоды большими как, например, дом / машина, представить, что можно было бы сделать из них, изобразить на рисунке

взаимодействие с родителями представить родителям технику выполнения упражнения «Велосипед» и «Мельница», предложить каждое утро начинать подъем с выполнения данного упражнения

6 неделя

Углубить знания детей о природных явлениях, привить навыки поведения

«Движемся на поезд» Научить детей ориентироваться по природным указателям

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная представить детям информация о том, что делать, если потерялся в лесу на обратном пути домой: история о природных ориентирах (деревья, солнце, звезды, компас), что можно есть и как безопасно провести ночлег; упражнения из зарядки «Согрейся»; объяснить понятие «Зеленый патруль»; беседа с детьми о значение насекомых: комар, муха, бабочка, жук, муравей

речевая чтение с детьми поговорок о природных явлениях; тренироваться произношению звуков, которые издают насекомые (ж-ж-ж, з-з-з)

пальчиковая гимнастика упражнения: «Еж» - использую массажную расческу слегка покалывать кончики пальчиков, «Комарик» - мелкие пощипывания ладошек

игровая игры: «Кручу, верчу, запутать хочу», «Уголек», «Одуванчик»; организация мероприятия «Зеленый патруль»: подготовить ленточки детям, пройтись по детским площадкам других групп и рассказать (мини-сценки), чем страшен непотушенный костер в лесу, чего стоит опасаться ночью и почему нельзя ломать деревья

творческая рисование «Бабочка»: на одной стороне красками рисуется бабочка, согнув лист пополам, рисунок переносится на вторую половинку; закаливание «Обливайся»: заранее проделать различные отверстия в крышках от бутылок, предложить детям поиграться лейками; эксперимент «Лакомство для муравьев»: предложить детям изготовить две дорожки из соли, а вторую из сахара, предположить, куда быстрее они придут

взаимодействие с родителями предложить родителям посетить с детьми детскую железную дорогу, уточнить у ребенка, чем отличается трамвай и поезд, подготовить рисунок «Я в вагоне»

7 неделя

Расширить представления детей о горной местности, привить желание командной работы

«Высоко в горы» Уточнить и углубить знания детей о горах. Повысить двигательную активность.

Теория и методика дошкольного образования

85

Продолжение табл. 1

Тематическое название Цель Задачи

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная дети добрались до следующего этапа путешествия - железной дороги, потренироваться в произношение звуков поезда, показать, что вместе можно намного сильней создавать звуки (стук колес, гул гудка), обучение на основе презентации «Поезд»: рассмотреть внутреннее убранство вагона, различные типы поездов и вагонов; в завершении презентации поезд прибывает на станцию «Горы», создать атмосферу следующего этапа пути

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

речевая чтение детям произведений П. Бажова: «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка»

пальчиковая гимнастика упражнение «Взбираемся по стенке»: закрепить на стене с покрытием из краски препятствия в виде пластилина, предложить детям прошагать пальчиками вдоль стены, преодолевая препятствия

игровая при проведении игр разбить детей на пары, отметить важное условие: все задания нужно выполнять вместе, помогать друг другу; игра «Через пропасть»: ходьба по бревну с рюкзаком на спине, упражнение направлено на развитие координации; игра «Взбираемся в гору»: проводить на спортивной площадке с использованием турника «Радуга»; игра «Обвал»: из мягких блоков (материал для конструирования) создать подобие горного завала, предложить детям аккуратно преодолеть его

творческая изготовление принадлежностей для похода: шапка-кораблик, походные флажки на палочке, демонстрация нанесения опознавательных знаков на деревья и скалы; спортивная гимнастика для двоих: тянемся за руки с опорой на одну из ног, поднять напарника - исходное положение: на корточках спинками друг другу, в таком положении вес напарника кажется незначительным

взаимодействие с родителями после очередной прогулки в парке / на детской площадке создать коллекцию камней, прикрепив их на ватман

8 неделя

«Воздушный шар» Расширить представления детей о различных видах водных пространств Актуализировать в речи детей понятия, связанные с воздушной сферой

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная беседа с использованием иллюстраций воздушного шара, игра «Задержи дыхание» - выявить необходимость всем живым существам дышать, а значит как можно дольше сохранять воздух чистым; опыт «Сколько весит воздух»

речевая заучивание песни «Облака белогривые лошадки»; упражнения: «Насос» -продувать через плотно сжатые губы воздух, «Жаба» - показывать как жаба надувает и сдувает щечки, групповое упражнение «Шарик» - каждой команде (5 человек) без помощи рук необходимо удержать шарик в воздухе как можно дольше

пальчиковая гимнастика упражнение «Невидимый шар»: до начала выполнения упражнений дети тренируются надувать воздушные шарики, убрать шарики, попросить показать, как заполняется шарик воздухом (как движутся ручки)

игровая игры: «На горе не слышно» - предложить детям показать жестами и движениями слова, не используя речь, «Волшебные щечки» - перечислять различных по размеру животных, услышав названия больших, дети вытягиваются вверх и максимально надувают щеки, услышав название маленького, приседают вниз

86

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Продолжение табл. 1

Тематическое название Цель Задачи

творческая опыт «Облако»: пар, подобный настоящему облаку образуется в стеклянной банке, если влить горячую воду; соревнование «Самый быстрый нос»: находясь спиной к детям, предложить отгадать появляющиеся запахи (разрезать апельсин, потушить свечу, заварить ромашку), выигрывает тот, кто быстрее отгадает все ароматы; рисование и аппликация «Мороженое»: используя краски, изобразить горы, когда рисунок подсохнет, показать детям как, используя шаблон сладкого лакомства, изготовить аппликацию, украсить получившуюся поделку

взаимодействие с родителями оставшиеся после предыдущей прогулки камушки использовать в создание рисунка «Полет на воздушном шаре»: изобразить воздушный шар, прикрепить камушки, дорисовать им части тела, создав семью

9 неделя

«Другая суша» Повысить у детей интерес к творческой деятельности посредством использования песка Использовать песок как материал для развития мелкой моторики. Привить интерес к творческой деятельности.

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная третий месяц проекта, календарно выпадающий на август, подразумевает перемещение на другой материк поближе к песку и морю; беседа с детьми о том, кто живет в песке; наблюдение за песочными часами: рассмотрение различных видов следов на песке

речевая упражнение «Горячая картошка»: дети представляют, что они положили в рот картошку, которая нагрелась на солнышке, выполнять соответствующие выдохи ртом

пальчиковая гимнастика упражнения, в т.ч. для профилактики плоскостопия: «Раскопки» - спрятать в песочницу несколько предметов, предложить отыскать их с закрытыми глазами, «Возьми камешек» - тренироваться поднимать с песка мелкие предметы пальцами ног, «Медвежата» - ходьба с опорой на руки, «Угольки» - движения на ребре стопы

игровая игры: «След» - предложить детям отыскать следы животных и птиц на детской площадке, уточнить, кому они принадлежат, дополнительно воспитателю следует заранее нарисовать гигантский след (примерно 3 м в длину); «Волшебная палочка» - устроить конкурс рисунка на песке, используя ветки

творческая работа в песочнице «Строим королевство»: в солнечный день организовать с детьми постройку различных домов и проходов в песочнице, начиная с центра располагая большие башенки и мелкие, двигаясь к краям, разместить флаги на домах, в завершение создать ручей, пустив воду от центра постройки

взаимодействие с родителями подготовить рисунок карандашами «Раскопки древности»: пофантазировать с детьми на тему, кого могут найти в земле археологи в настоящее время; воспитателю стоит оценить эмоциональное состояние ребенка по особенностям рисунка: цвета, формы, герои

10 неделя

Уточнить и углубить знания детей о

«Море» Расширить представления детей о различных формах воды водоемах. Привить интерес к опытноисследовательской и творческой деятельности.

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная дети переносятся к морю: беседа «Вода на глобусе», представить важность, рассмотреть различные способы использования воды людьми; подготовка презентации «Жизнь на дне»: проследить движение воды в природе (капелька, ручей, река, море, океан), тренировать детей в название основных морей и океанов, рассмотреть обитателей аквариума

Теория и методика дошкольного образования

87

Продолжение табл. 1

Тематическое название Цель Задачи

речевая подготовив травяной отвар, показать детям лечебные свойства воды: полоскать горло, издавая характерный звук

пальчиковая гимнастика упражнение «Водный массаж»: подготовить тазик с водой, предложить детям ударяя рукой, создавать волну, чередовать интенсивность ударов

игровая игры: «Крабик», «Ручеек», «Морская фигура», «Невод»

творческая рисование свечками «Аквариум»: нарисовать морское дно, использую краски темных оттенков, поверх изобразить рыбок, используя в качестве инструмента для рисования свечки; опыт «Растворение»: показать детям как растворяются в воде различные вещества (песок, сахар, краска, мыло), отметить разную скорость растворения, специфику образования осадка, предположить из каких веществ образуется морской ил, попробовать изготовить его подобие из песка и глины; опыт «Водоросли» - подготовить с детьми мини-модель моря, закрепив траву на дне смесью глины и песка, смешанной в равных пропорциях, налить воду

взаимодействие с родителями совместное рисование «Рыбки»: макая пальчики в разноцветные краски, разместить больших (отпечатки родителей) и маленьких (отпечатки детей) рыбок в «аквариуме» на листе бумаги, дорисовать плавники, глазки, использую фломастеры

11 неделя

Развить физическую выносливость, со-

«Олимпиада» Сформировать у детей представление о понятие олимпиада стязательность. Укрепление физического состояния, знакомство с понятием

олимпиады.

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная завершив отдых у солнышка и моря, детям выдается возможность посетить город в другой стране, где сейчас проходит олимпиада: коллективный просмотр на проекторе отрывков видео и фото олимпиад различных годов

речевая рассказать детям понятие жребия в определение порядка участия в конкурсах, обучить нескольким считалкам, которые можно использовать в игре; упражнение-соревнование «Дольше всех»: предложить детям посоревноваться в протягивание гласных звуков (а, о, у, ы), а также рычание согласной буквы (р), объяснить, необходимость набора большего количества воздуха

пальчиковая гимнастика упражнение «Победа»: разделить детей на две группы, предложить оценить, какая группа сможет громче и сильнее хлопать в ладоши

игровая проект «Олимпиада»: совместно с педагогом по физическому воспитанию провести конкурс для детей по мотивам взрослой олимпиады, включив различные задания - прыжки, меткость, ходьба на корточках, бег через препятствия и другие, определить победителей; игра «Забег»: представить детям различные роли (кенгуру, собака, черепаха), предложить разыграть ситуацию как быстро они преодолеют круг на площадке

творческая рисунок «Символ олимпиады» - каждый ребенок изображает свой символ олимпиады; конструирование «Пьедестал» - собрать с детьми из мягких форм конструктора место для награждения, объяснить, что если первое место занимает конкурсант, то он будет располагаться выше на пьедестале

взаимодействие с родителями подготовить эмблему для участия ребенка в олимпиаде: на листе картона разместить имя, символ, подготовленный в группе, закрепить лист на резинке так, чтобы удобно было надевать

88

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Окончание табл. 1

Тематическое название Цель Задачи

12 неделя

«Домой с гостинцами» Показать важность возращения из путешествия, пояснение фразы «в гостях хорошо, а дома лучше». Значение дома и родных.

Укрепление чувства патриотизма

ФОРМЫ РАБОТЫ

познавательная в завершении олимпиады, а также всего путешествия дети отправляются домой: беседа с детьми о том, почему нужно возвращаться домой, что можно привести с отдыха, вспомнить, в каких местах побывали дети за время проекта и какие специфические сувениры они могли бы привести в память (из леса - шишки, с моря - камушки и т.д.)

речевая чтение стихотворений о родине и стране; проговаривание сложных по произношению и составных названий городов (Екатеринбург, Ставрополь, Санкт-Петербург)

пальчиковая гимнастика упражнение «Пирожки для путешественников»: показать детям технологию изготовления из пластилина «пирожков», использовать различные движения для формирования изделия (прищипнуть, оторвать, скатать)

игровая игра «Транспорт»: организовав движение детей по кругу, называть различные виды передвижения (самолет, машина, поезд, велосипед, ролики), дети должны как можно быстрее начинать двигаться в соответствие с обозначенным транспортом, имитируя его звуки и скорость движения

творческая лепка «Гостинец» - предложить детям пофантазировать на тему того, что можно привести родственникам из путешествия, помочь в лепке гостинца; рисование «Семейный отдых» - изобразить свою семью в одном из мест, где ребенок оказывался в процессе путешествия в течение проекта (лес, море, горы, город, огород)

взаимодействие с родителями совместная организация фотовыставки «Мы путешествуем»; подготовка листа «Новые умения» - дети изображают знания и умения, которыми набрались за лето, проведение конкурса, кто больше обрел навыков

Итоговые результаты исследовательско-информационного проекта:

- проект реализует комплексный подход к формированию у детей представлений об активном времяпрепровождении и оздоровлении в летний период;

- проект фактически состоит из трех основных блоков «Город», «Путешествия рядом», «Путешествия далеко», каждый из которых включает равные периоды (4 недели) и различные виды деятельности направленные на дополнительную проработку умений и развитие творческих способностей:

Таблица 2

«Город» «Путешествия рядом» «Путешествия далеко»

i Лето в городе 5 Наедине с природой 9 Другая суша

2 На пикник! 6 Движемся на поезд 10 Море

3 В огороде у бабушки 7 Высоко в горы 11 Олимпиада

4 Собираемся в дорогу 8 Воздушный шар 12 Домой с гостинцами

Июнь Июль Август

Теория и методика дошкольного образования

89

- каждая из тем плавно перетекает в другую, таким образом, что если ребенок пропустит одну из тем, что вполне возможно в рамках летнего периода (отпуска родителей, выезд загород), то это ни в коем случае не отразиться на результатах освоения или потери сюжетной линии;

- усиление мотивации работы для работы в команде, развитие умений оказывать первую помощь;

- прививание бережного отношения к окружающей среде, безопасному поведению на природе;

- расширение представление детей по основным понятиям проекта, актуализация слов в речи;

- разностороннее развитие детей, за счет проигрывания ситуаций таким образом, чтобы дети не только запомнили правила поведения, но и могли легко воспроизводить их в повседневной жизни;

- повышение уровня взаимодействия ребенка и родителей посредством взаимодействия по интересным обеим сторонам вопросам.

Список литературы:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - М.: ООО Издательство Скрипторий, 2008.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Карпова М.В.* *, Воронина Л.В.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделены условия, способствующие формированию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; психолого-педагогические условия; логические приемы мышления.

* Студент факультета педагогики и психологии дошкольного образования Института педагогики и психологии детства.

* Профессор кафедры Теории и методики обучения математике и информатике в период детства Института педагогики и психологии детства, доктор педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.