Научная статья на тему 'Исследовательско-информационный проект «Метеоклуб»'

Исследовательско-информационный проект «Метеоклуб» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТЕОКЛУБ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Ф. Х.

В статье представлены основные мероприятия разработки проекта «Метеоклуб», который был успешно реализован в практической среде и показал высокие итоговые результаты. По содержательной части проект отличается высокой разнонаправленностью в видах используемой деятельности, а также наличием опытно-исследовательской части при проведении занятий. При использовании данного проекта у детей наблюдается высокая степень усвоения материала и, одновременно, раскрываются до необходимого уровня творческо-личностые задатки ребенка. Представленный материал может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательско-информационный проект «Метеоклуб»»

там, в театр, на озёра, после чего дети делятся своими впечатлениями и рассказами с родителями и другими детьми. В настоящее время приобрели широкое распространение «Дни открытых дверей». Мы применили современный подход, который предлагает не только демонстрацию педагогического процесса, но и непосредственное участие родителей в режимных моментах, играх, прогулках. Особый отклик у родителей получил такой способ наглядно-информационной работы, как организация видеозаписей режимных моментов, общеобразовательных ситуаций на игровой основе, которые способствовали преодолению поверхностного суждения родителей о роли детского сада в воспитании ребенка.

Эмоциональные связи родителей и детей укрепляют современную семью. Общение с ребёнком является одним из важнейших факторов, влияющих на его развитие. Задача взрослых - помочь ребёнку войти в современный мир. Формы взаимодействия, наполненные новым содержанием, помогают сделать родителей участниками педагогического процесса. В процессе работы складываются доброжелательные и дружеские отношения, родители видят в педагогах заинтересованность в судьбе их ребят, проникаются доверием и уважением. Принимая во внимание важность совместной работы ДОУ и семьи в воспитании и образовании полноценной личности, хочется отметить важность использования современных подходов, форм, методов и приёмов взаимодействия педагогов ДОУ и семьи.

Список литературы:

1. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. - М.: Изд. «Панорама», 2006.

2. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей (методические рекомендации). -М., 2007.

3. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка (взаимодействие ДОУ и семьи). - М., 2007.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «МЕТЕОКЛУБ»

© Джафарова Ф.Х.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546, г. Екатеринбург

В статье представлены основные мероприятия разработки проекта «Метеоклуб», который был успешно реализован в практической среде

* Воспитатель 1 категории.

и показал высокие итоговые результаты. По содержательной части проект отличается высокой разнонаправленностью в видах используемой деятельности, а также наличием опытно-исследовательской части при проведении занятий. При использовании данного проекта у детей наблюдается высокая степень усвоения материала и, одновременно, раскрываются до необходимого уровня творческо-личностые задатки ребенка. Представленный материал может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: метеоклуб, тематическое планирование, погодные явления, опытно-исследовательская деятельность, план реализации.

Название: «Метеоклуб».

Тип: групповой, краткосрочный, имеющий исследовательско-информационную направленность.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Образовательная область: познавательная.

Цель и направление деятельности: исследовательская деятельность по формированию различных видов отношения к природе; развитие исследовательской деятельности детей в рамках понятий «погода», «природные явления» в ходе совместной практической деятельности.

Задачи исследовательско-информационного проекта:

- расширить представления детей о понятиях «погода», «природные явления», «метеоцентр»;

- проводить экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках полученных знаниях, развивать умения проведения экспериментов и опытов в природной среде;

- развить навыки подведения возможных причин явлений к обобщенному результату;

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость друг к другу, желание содействовать в коллективной работе;

- повысить уровень взаимодействия ребенка и родителя посредством взаимодействия в рамках домашних работ проекта «Метеоклуб».

Актуальность. Дети старшего дошкольного возраста уже имеют базовые представления о понятиях «погода», «природные явления», сформированы основные умения для исследовательской деятельности. Поэтому актуальным в рамках проекта «Метеоклуб» будет расширение и углубление знаний по основным явлениям погоды с непосредственным использованием опытно-исследовательской среды. Когда детям по результатам освоения материала предоставляется возможность поучаствовать в постановке того или иного эксперимента, провести аналогии с уже изученным материалом и конкретизировать определенные общие значения исследований в конкретные

результаты. Неслучайно, китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - пойму».

Таблица 1

План реализации проекта «Метеоклуб»

Тематическое название

Цель

Задачи

«Кладовая Уточнить и расширить пред-погоды» ставления детей о значении

(1 неделя) погоды и природных явлениях

Развивать знания детей о погодных явлениях, сформировать представления об исторической значимости погодных явлений для урожайности и жизни людей

ФОРМЫ РАБОТЫ

познаватель- беседа с детьми о важности погоды в жизни человека, вспомнить значение ная природных явлений для прогноза урожайности (мы обращаемся к народным

приметам, которые передаются из поколения в поколения, зная приметы о погоде по народному календарю, легче планировать текущие работы на садовых участках)

художествен- чтение художественной литературы, в которой проговаривается взаимосвязь ная погодных явлений и состояния окружающего мира (пахотной земли, урожая):

Дож-дик, дож-дик, По-ли-вай, Будет хлеба каравай. Будут булки, Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки.

Дождь! Дождь! Надо нам — Расходиться по домам! Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек. Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят, Только мой сынишка в луже. Ловит рыбу нам на ужин.

Свети, свети, солнышко, На зеленое полюшко, На белую пшеницу На чистую водицу, На наш садочек, На аленький цветочек.

речевая проговаривать с детьми пословицы и поговорки о погоде, поддерживая смы-

словую интонацию, объяснение детям и последующее проговаривание ранее неизвестных слов:

Кошка спит или лежит брюхом вверх — к теплу. Мыши вылезают из-под подстилки и бегают по снегу — к оттепели. Когда ветер дует ночью, днем появится вода. Мерцают звезды — будет плохая погода с ветром. Перед наступлением сырой погоды кожаные вещи гибки и мягки. Утром слышен гром — вечером дождь. Когда гром гремит беспрерывно — будет град. Если ласточки летают низко — быть дождю. После захода солнца трава сухая — будет дождь. Фазаны прячутся в кусты — быть дождю и ветру. Гусь поджимает лапу или прячет голову под крыло — к холоду. Кошка умывается, лижет лапу — к ветру, в печурку садится — к морозу, скребет пол — к ветру и метели, стену царапает когтями — к непогоде.

игровая игра «Времена года»: расширяет запас слов о погоде, необходимо ознакомить

детей со следующим стихотворением и попросить назвать и показать всякие дела, которыми они могут заниматься в разное время года, но которые будут связаны с природой

Что вы можете делать зимою, зимою, зимою?

Что вы можете делать зимою, когда зимнее время придет?

Что вы можете делать весною, весною, весною?

Что вы можете делать весною, когда время весны настает?

Что вы можете летом, да, летом проделать?

Что вы можете летом проделать, когда летнее время придет?

Что вы можете осенью, осенью делать?

Что вы можете осенью делать, когда осень к нам в гости придет?

Каждое время года актуализирует в речи детей слова, характеризующие деятельность взаимосвязанную с природой. Например, весна - высаживание семян, первые цветы, осень - падающие листья, уборка урожая и т.д.

опытная исследовательская деятельность «Радуга - каждый охотник желает знать, где сидит фазан»:

- во-первых, стоит напомнить детям о понятие «радуга» - это лучи солнца, проходящие сквозь дождевые капли, цвета радуги всегда расположены в одном порядке

- проведение опыта: поставить зеркало в воду под небольшим углом, поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стенку; необходимо поворачивать зеркало до тех пор, пока не появится радужный спектр на стене; дети должны четко увидеть все цвета радуги

творческая совместное изготовление с детьми из подручных материалов лесной поляны, разделенной на четыре времени года «зима», «весна», «лето», «осень»; представление в каждом времени года характерных элементов - грибов и ягод из пластилина летом, высушенных листочков из гербария - осенью, построение деревянного домика усыпанного ватой и снегирями зимой, грядки и семена -весной; после создания данной поляны следует позволить детям придумать свои рассказы о времяпрепровождение здесь в разное время

взаимодейст- родителям необходимо совместно с детьми подготовить дневник природных

вие с родите- наблюдений:

лями - тетрадку следует украсить картинками природных явлений, следует про-

явить творчество, чтобы ребенок активно участвовал в создание своего дневника;

- разлиновать каждый лист на 4 столбца: дата, температура (утром и вечером), осадки, особые отметки;

- стоит объяснить правильность заполнения дневника (необходимость отчеркивания таблицы в завершение каждого дня и нанесение новых отметок ежедневно);

- объяснить родителям необходимость контроля за заполнением (в первое время напоминать ребенку о необходимости заполнения, поощрять самостоятельность)._

Тематическое название Цель Задачи

„ Углубить представления детей о р погодных явлениях и изменени-погоды» ях в природе, их влияниях на ( ) окружающий мир Развивать знания детей о погодных явлениях, научить определять основные характеристики погоды: «температура воздуха», «осадки», «конденсат»

_ФОРМЫ РАБОТЫ_

познаватель- беседа с детьми о понятиях, которые характеризуют погоду - «температура ная воздуха», «осадки», «влажность»:

- поговорить о значении прогноза погоды, называть и описать профессии, которые непосредственно занимаются планированием погоды, определить их важность;

- помощь в формирование представлений о ведение дневника природных наблюдений, занесение первых записей: уточнение правил определение температуры по термометру, внимательность во время внесения показателей (одно значение в верхнюю графу утром, другое в нижнюю графу вечером), желательно в одинаковое время проводить заполнение дневника, разбор знаков указания осадков (тучка - облачность, солнышко - солнечная погода, тучка с дождиком - дождь), особые отметки, которые вносятся символами в последний столбец (поведение животных, состояние самочувствия ребенка, первые погодные явления в текущем периоде, например, первый снег).

художествен- чтение потешек о погоде, самостоятельное объяснение детьми рассматривае-ная мого погодного явления:

Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти — Дай капусте подрасти. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!

Радуга-дуга Ах ты, радуга-дуга, И туга, и высока! Не давай нам дождичка, Подавай нам ведрышко. Чтоб ребятам погулять, Чтоб телятам поскакать, Нужно солнышко, Колоколнышко!

Дождик, дождик, посильней — будет травка зеленей, Вырастут цветочки на нашем лужочке. Дождик, дождик, пуще, расти, трава, гуще.

речевая заучивание с детьми стихотворений на выбор, грамотно используя средства

речевой выразительности, дополнительно - привязывание движений в процессе исполнения (интонационно обозначить силу ветра, визуально изобразить выражения «в окна ворвался», «грохнул на крыше»):

Во двор заявился непрошеный гость. И сразу такое кругом началось! Он в окна ворвался, встревожив весь дом! Он грохнул на крыше железным листом! Он стайку бумажек вертел, как юлу! Песчаную бурю устроил в углу! Он вырвал газету из рук старичка! Штанам на веревке задал трепака! У нас погостил — и к соседям умчал. Лишь тополь верхушкою вслед покачал.

игровая игра «Действуй по погоде»: творческая игра включает в себя звуки, издаваемые с

помощью рук и ног необходимо повторять следующий текст с разной интонацией:

Дождик, дождик, погоди, к нам в другой день приходи, Мы все поиграть хотим, забери скорее...

Затем выполняются следующие действия, детям необходимо отгадывать погодные явления, до начала следует объяснить значение того или иного действия: тихо падают первые капли дождя, - щелканье пальцами; более громкие и частые капли - щелканье пальцами громче и быстрее; шумные удары тяжелых капель ливня - хлопанье ладонями по бедрам; гром - топот ногами; молния -резкие хлопки в ладоши;

опытная Исследовательская работа «Воздух-пар-облако»:

- сколько весит воздух: для проведения исследования необходимо подготовить линейку, привязанную к центру подвешенной веревки, два одинаково надутых воздушных шарика, подвешенных на одинаковой длине от центра линейки; опыт: проколоть один шарик, надутый опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший, затем лопнуть второй шарик и они уравновесятся, это говорит о том, что воздух занимал пространство внутри шариков и определенный вес, а теперь вновь снаружи;

- испарение воды: необходимо вскипятить воду, налить кипяток в прозрачный стакан, накрыть его крышкой, через некоторое время сконденсированный пар превратится снова в капли и упадет в воду;

- делаем облако: необходимо налить в трехлитровую банку 2,5 см горячей воды, сверху положить противень, а на него несколько кубиков льда; результат - воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться, водяной пар будет конденсироваться, образуя облако (т.е. когда теплый воздух охлаждается, формируются облака);

творческая изготовление детьми рисунков с возможностью явного определения погодного явления, дальнейшая игра «Новостная рубрика погода»:

- предварительно следует посмотреть сюжет новостей погоды местного телевидения и подготовить: стол, доска с магнитом, указка, микрофон;

- роли - ведущий рубрики и рассказывающий о погоде, после каждого разыгрывания стоит менять детей, чтобы каждый смог поделиться погодой со своего рисунка и побыть ведущим рубрики;

- ход игры: ведущий рубрики говорит: «А сейчас нам Аня представит прогноз погоды, Аня о погоде где, ты будешь рассказывать?», рассказывающий о погоде указкой показывает свой рисунок, закрепленный на доске, и отвечает: «В деревне на Волге - здесь погода теплая, солнечная, 25 градусов тепла!» (все то, что рассматриваем в дневниках погодных);

- игру можно продолжить, если ведущий рубрики спросит: «А что можно в такую погоду делать?», здесь остается дело за детской фантазией и знаниями;

взаимодейст- необходимо подготовить заготовку «секретного письма»: на листе белой бумаги вие с родите- кисточкой, смоченной в молоке или лимонном соке, нарисовать один из симво-лями лов погодного явления (тучка, солнце, дождик, снежинка, гроза, ветер и т.д.), _заготовку положить в файл;

Тематическое название

Цель

Задачи

«Метеоцентр» (3 неделя)

Создание в рамках участка группы «Метеоцентра»

Углубить познания детей о погодных явлениях в процессе прививания интереса к организации деятельности по анализу погоды, явлений

ФОРМЫ РАБОТЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

познаватель- беседа с детьми о значение «Метеоцентра», выявить интерес к созданию соб-ная ственного центра погоды, поговорить о понятиях «флюгер», «ветроуказатель»,

«солнечные часики»

художественная

речевая

отгадывание детьми загадок о природных явлениях - смерч, погода, роса, звезды, солнце, небо, ветер, дождь, туман, капели дождя:

Так темно осенней ночью, Что не видно даже кошке, Только точки-огонечки В небе светятся немножко

Голубое, голубое! Голубее не бывает! И неспешною гурьбою Облака на нем летают.

Папа, папа, посмотри! Да, быстрее, ну же, ну же! От чего же эти лужи Надувают пузыри!?

Кончен день, темнеет вечер, Все сонливо, все устало... И на ночь укрылась речка Легким, белым одеялом.

Он может лить и сеять, И просто так идет, Летать он не умеет, А в небе ведь живет!

И невидим, а шумит, Дружен с тучами и хмурью, Штилем будет, если спит, А когда бушует — бурей!

Темный, сильный и большой, От земли и до небес, Даже целой полосой Повалить он может лес!

Дождь не шел сегодня ночью, Звездочки мерцали, А на травке и листочках Капли засверкали!

О, наше яркое светило, Источник жизни на Земле! Все без тебя бы камнем было И пребывало бы во мгле!

Если новости идут, То, в обычной моде, Что в конце передают? Верно! — О...!

чтение с детьми стихотворений, грамотно используя средства речевой выразительности, определение описываемого состояния природы:

Осенний дождик барабанит мне в окошко, У дома — лужи и опавшая листва. И тучи серые, и мокрая дорожка, И всюду грязь, и хочется поспать!

Земля окутана хрустальной пеленою, В сугробы белые ныряет детвора, Коньки наточены, и лыжи предо мною, Метель закончилась, и в лес давно пора. Полно на улице веселого народу! Зима-проказница зовет меня играть!

Лучи весенние всю землю отогрели, Повсюду буйствует зеленая трава, И разливаются над нами птичьи трели, И светит солнце, и кружится голова!

Ласточка примчалась из-за бела моря, Села и запела: «Как, февраль, ни злися, Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик — Всё весною пахнет!»

Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень; От черёмухи душистой И от лип кудрявых — тень...

игровая игра «Мартовский ветер» - развивает творческий потенциал, позволяет на

практике детям проиграть одно из погодных явлений:

- дети образуют круг и изображают деревья, каждый ребенок может быть деревом любой породы, необходимо узнать у каждого из детей, каким деревом он решил быть;

- выбирается один из детей, который будет ветром; ветер так и сяк набрасывается на деревья, издавая при этом звук наподобие дующего ветра, а деревья сгибаются во все стороны под напором так сильно дующего ветра;

- по сигналу ветер останавливается и меняется местами с каким-либо деревом;

опытная исследовательская деятельность «Секретное письмо»:

- дети складывают все заготовки в общую стопку, предварительно снимая с них файл;

- воспитатель нагревает утюг и проглаживает каждый из листов (импровизированные чернила темнеют и дети начинают определять зашифрованные символы - тучка, солнце, дождик, снежинка, гроза, ветер и т.д.).

творческая Индивидуальная работа «Изготовление солнечных часов»: воспитатель подготавливает на каждого ребенка набор для лепки солнечных часов (пластилин, скребок, лист картона, фломастеры), проверяет работу фонарика.

Ход проведения занятия воспитателем:

1. Ребята у каждого из вас есть пластилин, разогрейте его в руках и теперь, отщипывая по маленькому кусочку, размазывайте пластилин на листе картона, чтобы получился круг.

2. Теперь посмотрите, как правильно разделить наш круг на часы: находим центр, теперь скребком проводим линию горизонтальную, а теперь вертикальную. У нас получилось четыре одинаковых кусочка. Теперь каждый нужно разделить еще на две части, попробуйте.

3. Теперь сделаем столбик, он будет нашей стрелочкой, для этого скатаем кусок пластилина в длинную палочку, но не очень тонкую, чтобы наша палочка не упала и долго простояла. Теперь прилепим столбик в самый центр.

4. Давайте вместе подпишем цифры рядом с делениями, а кто быстро справиться с этим заданием может придумать и нарисовать рамочку к своим часам.

5. Смотрите, какой у меня фонарик, он будет нашим солнцем, ведь в помещение лучики с улицы не всегда попадают. Солнце движется, поэтому и фонарик должен двигаться. Сейчас каждый может попробовать, как работают его солнечные часы: берите фонарик и двигайте им вокруг своей палочки. Видите, как тень от палочки показывает время?

Коллективная работа «Метеоцентр» - на основании полученных знаний создать для активного и долгосрочного использования на площадке метеоцентр, включающий «флюгер», «ветроуказатель», «солнечные часики», провести познавательные игры, выбрать ребят, которые будут проводить экскурсии, и объяснять правильность использования приборов другим группам.

Рис. 1. «Флюгер» и «ветроуказатель», организованные в «Метеоцентре»

Рис. 2. «Солнечные часики» подготовленные для «Метеоцентра»

Тематическое название Цель Задачи

«Меняя природу - меняем погоду» (4 неделя) Усилить у детей бережное отношение к окружающему миру посредством установления значимости его решений на природу Помочь понять детям, что человек, совершая изменения в природе, меняет и то, что не может контролировать - погоду, определить, что такие изменения очень серьезны, и нужно быть осторожным, беречь природу

ФОРМЫ РАБОТЫ

познаватель- беседа с детьми о том, что чем больше человечество изменяет землю (постройная ка городов, дорог, заводов, вырубка лесов для этих целей), тем больше нарастает угроза над людьми - исчезают животные, становится меньше чистого воздуха, загрязняется окружающим мир (реки, поля); необходимо провести дискус-

сию, чтобы дети поняли о том, что мы зависим от природы, и ее надо беречь (высаживать новые деревья, леса, создавать заповедники для животных, заводам устанавливать защитные фильтры); стоит провести аналогию с движением воды - если воздух грязный, то и когда пойдет дождь все вредные примеси попадут в воду и т.д.

художествен- предложить детям послушать рассказ и найти следующие ошибки неправильная ного поведения, которые несут большую опасность, так как способны изменить природу, а она в свою очередь погоду:

- громкая музыка в лесу недопустима - она пугает зверей;

- нельзя сбивать ненужные вам или ядовитые грибы: они - корм для животных;

- для костра собирают сушняк; костер следует гасить;

- нельзя оставлять мусор: полиэтилен разрушится через 220 лет, а металлические банки - через 100;

- трогать яйца нельзя, птица может не сесть на них потом;

- брать зверят и птенцов из леса в город не надо;

- не следует что-либо вставлять в муравейник;

- прятаться от грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния;

- гадюка сама на человека не нападает, а уж, которого встретили ребята, и вовсе безвреден;

- луговые и лесные цветы рвать не следует (жизнь сорванных цветов недолга, и в букет могут попасть редкие и охраняемые растения).

Предлагаемый текст следует прочитать несколько раз, вначале полностью, чтобы дети поняли его содержание, а затем по небольшим частям, обсуждая ошибки:

Дети запаслись продуктами, взяли компас и поехали в лес. Взрослых с ними не было. Веселой музыкой мы оповестили лес: мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к березовой роще. Стали часто попадаться грибы. Кто срезал грибы, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше. Иванов бросил банки и полиэтиленовые мешки под кусты, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы.. Подержали теплые яички в руках и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой — в школе пригодится. В лесу много муравейников. Иванов решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали кислые палочки. Постепенно набежали тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева. С неба упало несколько капель, но дождь так и не пошел. Оживленно беседуя, мы шли на станцию. И вдруг заметили на дороге змею. «Это гадюка!» — закричал кто-то и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. С охапками лесных и луговых цветов мы возвращались домой.

речевая предложить детям совместно поработать по сюжетной картинке - составление

рассказа о том, как загрязнение окружающей среды повлияло на здоровье человека (предприятие выбрасывало отходы в реку - река стала грязной - рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества):

игровая

опытная

творческая

взаимодеист-вие с родителями

Рис. 3. Сюжетная картинка для речевой деятельности

игра «Сезонные звуки» - расширяет запас слов: ЗИМА - 1 группа: «Зима, зима, холодный ветер», 2 группа: «Бррр, бррр, бррр»;

ВЕСНА - 1 группа: «Весенняя пора, щебечут птицы», 2 группа: «Фью-фью, чик-чирик»; ЛЕТО - 1 группа: «Летняя пора, жаркое солнце», 2 группа: «Вода, вода, хочу воды»; ОСЕНЬ - 1 группа: «Теперь осень, шелестят листья», 2 группа: «Шшш, хрусь-хрусь»;

исследовательская деятельность «Всасывание воды»:

- поставить цветок в воду, подкрасить его краской;

- в течение дня понаблюдать как изменилась окраска;

- провести аналогию с окружающим миром (цветок окрасился, так как вода это его питание).

предложить детям создать рисунок:

- лист бумаги разделить на две части вертикальной линией, по центру изобразить зернышко, слева хорошую природное состояния (солнышко, чистую воду с горы, густой лес), а справа плохое состояние природы (дождь, загрязненные реки, вырубленный лес - даже птички не захотят лететь сюда);

- после данного этапа, когда будут созданы состояния природы, детям нужно спрогнозировать, какое растение / дерево / цветок вырастит из их зернышка (здоровое или больное, и какое захотят съесть дети, а от какого откажутся): нарисованные рисунки разместить на выставке в группе.

с родителями обсудить результаты заполнения дневника природных наблюдений: выявить возникшие трудности в процессе работы;

Итоговые результаты проекта

- расширены представления детей о понятиях «погода», «природные явления», «метеоцентр», «температура воздуха», «осадки», «конденсат»;

- проведена экспериментально-исследовательская деятельность в рамках полученных знаниях, повышен уровень проведения экспериментов и опытов в природной среде;

- усиление навыков подведения возможных причин явлений к обобщенному результату работ, развития логического мышления;

- сформирована положительная мотивация бережного отношения к окружающему миру;

- у детей развиты качества эмоциональной отзывчивости друг к другу, а также желание содействовать в процессе коллективной работы;

- повышен уровень взаимодействия ребенка и родителя посредством работ для совместного выполнения.

Список литературы:

1. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2013.

3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. - М., 2004.

4. Сигарева В.С. Воскресенье в лесу. Экологический рассказ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bio.1september.ru/2002/08/6.htm (дата обращения: 20.04.2013).

5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. -Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-н/Д.: РГПУ 2001.

7. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Н.М. Зубкова. - СПб.: Речь, 2012.

8. Занимательные эксперименты и опыты / Под ред. Ф. Ола. - М., 2012.

9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.

10. Стихи о весне для детского сада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://domovenok-as.ru/ (дата обращения: 10.05.2013).

11. Загадки о погоде для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.clubochek.ru/ (дата обращения: 14.05.2013).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Кузнецова Е.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 830 (дошкольное отделение),

г. Москва

Статья посвящена сюжетно-ролевому танцу как средству развития невербальных средств общения дошкольников. Автор раскрывает понятие

* Преподаватель ритмики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.