Научная статья на тему 'Выпуски познавательно-информационной газеты «Варенье» как новый вид информационно-отчетной деятельности в дошкольном учреждении'

Выпуски познавательно-информационной газеты «Варенье» как новый вид информационно-отчетной деятельности в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГАЗЕТА "ВАРЕНЬЕ" / СОЗДАНИЕ ОТЧЕТА ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ / РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Ф.Х.

В статье представлены результаты работы по проекту познавательно-информационная газета «Варенье», который был успешно реализован в практической среде и показал высокую востребованность среди участников образовательного процесса. Реализованный проект является авторской разработкой, которая позволяет подвести итоги по результатам деятельности на уровне дошкольного учреждения. Представленный вид работы может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпуски познавательно-информационной газеты «Варенье» как новый вид информационно-отчетной деятельности в дошкольном учреждении»

94

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

шается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.

Ведь в творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки.

Формирование творчества на уроках математики через решение логических задач обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

Список литературы:

1. Алексеева О.В.Логические задачи на уроках математики в начальной школе. - М., 2014.

2. Асмолов А.Г., Буркменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. - М.: 2011.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

4. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидова. - М.: издательский центр «Академия», 2002.

5. Залевская Т.И. Использование логических задач на уроках математики в начальной школе. - М.: 2012.

6. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 59-60.

7. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С. 37-39.

8. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - № 6. - С. 52-54.

ВЫПУСКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОИ ГАЗЕТЫ «ВАРЕНЬЕ» КАК НОВЫЙ ВИД ИНФОРМАЦИОННО-ОТЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Джафарова Ф.Х.*

Детский сад № 546, г. Екатеринбург

В статье представлены результаты работы по проекту познавательно-информационная газета «Варенье», который был успешно реализо-

Воспитатель высшей категории.

Теория и методика обучения и воспитания

95

ван в практической среде и показал высокую востребованность среди участников образовательного процесса. Реализованный проект является авторской разработкой, которая позволяет подвести итоги по результатам деятельности на уровне дошкольного учреждения. Представленный вид работы может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

Ключевые слова познавательно-информационная газета «Варенье», создание отчета проведенной работы, развитие интеллектуальных и творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, организация эффективного взаимодействия ребенка и родителей.

В настоящее время для подведения итогов образовательной и творческой деятельности в дошкольных учреждениях в конце отчетного периода педагоги используют разнообразные формы представления результатов проведенных работ. Это различные организационные собрания с родителями, педагогические советы с другими участниками образовательного процесса, представление аналитических записок в методический кабинет и другие виды деятельности.

Стоит отметить, что данные формы подведения результатов работ являются традиционными и не представляют достаточного интереса для большего увлечения данным процессом и заимствованием предложенных мероприятий для реализации: часто материал проговаривается и на собраниях родителям и на педагогических советах, но наглядных результатов и информации для заимствования не представляется.

Организация выпусков познавательно-информационной газеты на базе дошкольного учреждения является той формой отчетности, которая позволяет не только представить результаты работ за определенный период, но и предложить педагогам разработанный материал для проведения собственных занятий, познавательных игр и увлекательного времяпрепровождения, в том числе, вовлекая родителей в данный процесс.

Познавательно-информационный проект, включающий выпуски газеты «Варенье» был организован осенью 2014 года воспитателем высшей категории Ф.Х. Джафаровой в рамках объекта - младшая группа МБДОУ № 546 г. Екатеринбурга.

Осень 2014 - весна 2015 - стал периодом первого года воспитанников в детском учреждении. За первые два месяца педагогом был разработан стилистический вид издания, определены основные рубрики, тематическое наполнение, проведено годовое планирование, а в завершение организационного периода представлены выпуски газет: ноябрь (первый), декабрь-январь (второй), февраль-март (третий), апрель-май (четвертый).

Варенье - вкусное лакомство знакомое еще с детства, именно им хочется угощаться ложечкой за ложечкой в холодные зимние дни. В теплой об-

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

становке за чаепитием делиться с близкими смешными историями, рассказывать о своих успехах, весело и душевно общаться друг с другом. Именно поэтому газета «Варенье», в которой представлены результаты работ, информационный материал по соответствующему сезону и обучающие рубрики, носит такое аппетитное название.

Рис. 1. Газета «Варенье» выпуск № 1 (внешний и внутренний разворот)

Рис. 2. Газета «Варенье» выпуск № 2 (внешний и внутренний разворот)

Рис. 3. Газета «Варенье» выпуск № 3 (внешний и внутренний разворот)

Теория и методика обучения и воспитания

97

Рис. 4. Газета «Варенье» выпуск № 4 (внешний и внутренний разворот).

Миссией газеты «Варенье» является желание стать уникальным помощником в воспитание послушных Ягодок и неугомонных Фруктиков, которые с каждым днем будут все сочнее наливаться знаниями и умениями в теплой обстановке группы и семьи.

Газета «Варенье» позволяет не только провести обзор результатов работ по различным направлениям за определенные периоды, что является весьма удобным в отчете по результатам проделанной работы, как для родителей, так и для педагогического состава дошкольного учреждения. Представление различных обучающих материалов позволяет способствовать вне дошкольному развитию детей младшего возраста - повысить уровень интеллектуальных способностей и усилить творческий потенциал воспитанников.

Каждый выпуск представляется одним разворотом (4 страницы формата А4), что является удобным для использования. Весь материал красочно иллюстрирован, что влечет интерес не только у непосредственного пользователя издания - родители и педагоги, но и у детей, к тому же в газете представлен материал для практического использования детьми в процессе обучения или игры.

Газета содержит материал различного типа - увлекательные игры, интересные упражнения для совместного времяпрепровождения родителей с детьми, материал для домашнего обучения, также существует несколько постоянных рубрик. При подготовке обучающего материала были использованы игры и упражнения, ранее использованные и показавшие результативность.

В рубрике «Тема выпуска» размещается материал в соответствие со временем года, где представлены грамотные советы и рекомендации по уходу за детьми, упражнения для актуализации у детей соответствующего словарного запаса, разъясняются актуальные вопросы.

Так за период выпуска газеты главными темами становились «Здоровая осень», где были представлены основные правила поддержания иммунитета малыша в этот период. В новогодней теме «Рыбушка-зима» приведено занимательное сравнение ухода за детьми как за аквариумными рыбками, поэтому данные рекомендации легко запоминались. В очередной главной теме

98

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

«Новая весна» были представлены советы по совместному времяпрепровождению с ребенком, которые помогли открыть данное время года совсем по новому - эксперимент с почками и луковицей, наблюдательные прогулки по парку, запуск корабликов. В завершающем выпуске газеты главной темой стала статья «О заботе», где представлены советы по развитию у ребенка желания помогать, необычная игра со сменой ролей, обучение в рамках творческой работы понятиям родословное дерево, пожилой человек.

Рубрика «Знания» всегда представляет несколько увлекательных заданий и упражнений как для индивидуального выполнения ребенком, так и для совместного с воспитателем или родителем. Это упражнения на развитие основных навыков для данного возраста - знаний счета, количества, названий основных цветов, фигур, развитие мелкой моторики, функций речи, углубление представлений об окружающей среде. В данной рубрике представляется не только обучающий материал, но и игры, чтобы разнообразить деятельность ребенка.

В рубрике «Знания» основными темами становились близкие для соответствующей главной темы номера в соответствующий период. Осенью это тема «Чаепитие», где было представлено задание по красочной картинке деревенского дома, направленное на актуализацию слов окружающей среды, основных цветов, количества; игра на развитие мелкой моторики «Лепим вареники»; а также картинки с изображением сока и варенья для обучения ребенка правильному образованию прилагательных.

«Тридесятое королевство» стало темой данной рубрики в следующем выпуске: рисунок с изображением сказочных домиков на извилистой дорожке, ведущей на вершину королевства, - помогает зафиксировать в речи ребенка основные цвета, формы и направления движения. Весной в связи с празднованием государственных праздников 8 марта и 23 февраля было представлена тема «Праздники и будни», задания в этой теме были направлены на развитие мелкой моторики, благодаря, созданию открытки с изображениями танка и цветов, используя метод перерисовывания; упражнение «Последние снежинки» для развития координации; развитие тактильных ощущений в задании перебора гречневой крупы.

В завершающем выпуске в рубрике «Знания» была представлена тема «Здоровье от природы». Задания в этой теме позволили углубиться в окружающее пространство и собственный организм. Такими стали игра по определению размеров животных, изготовление игрушки из шарика с использованием крахмала, отгадывание нового понятия для ребенка - рафинад, игра «Верю - не верю», беседа о городской и сельской жизни, эксперимент с легкими и получение новой информации о сердце.

Рубрика «Эксперимент» очень нравится родителям, так как всегда позволяет удивить детей проведением опытов с использованием различных предметов и наблюдений. Наиболее яркими экспериментами для детей, которые были представлены на страницах газеты, являются: размораживание

Теория и методика обучения и воспитания

99

динозавра, наблюдение за подводной лодкой из винограда, рисование волшебной кисточкой.

Рис. 5. Газета «Варенье» выпуск № 2 (увелич. внешний разворот)

Также в очередном выпуске газеты всегда представляются: полезный кулинарный рецепт, который легко можно приготовить совместно с ребенком, стихотворная форма для заучивания, в соответствии с возрастными особенностями ребенка и главной темой выпуска, одно из ярких фотоснимков за прошедший период.

В заключение на последнем форзаце размещается статья, в которой отражаются результаты исследовательской работы педагога за период, это может быть краткое представление выдержек из новой методики, рекомендаций или способов решения возникших проблем. Так в рубрике были представлены и проведен анализ зефирного теста, в очередном выпуске разобрано значение и роль сказок, весной была описана разработка физических упражнений «Сказочная гимнастика», а в завершающем выпуске поэтапно разобраны упражнения по прививанию у ребенка интереса к реальным играм взамен различных гаджетов. Все эти темы являются актуальными и вызвали значительный интерес у родителей.

Наиболее оптимальной частотой выхода газеты является выпуск каждые 2-3 месяца, таким образом, чтобы выделялся каждый из времени года, и в тоже время у детей наблюдается накопление необходимых знаний для дальнейшего изучения материала. За данный период возможно неоднократное выполнение заданий, представленных в газете, что не успевает стать однообразным, а с каждый выпуском наблюдается повышение заинтересованности у родителей.

100

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

С каждым новым выпуском в основные рубрики, возможно, добавлять новые задания, формировать темы в зависимости от сезонности и характерных возрастных особенностей, что делает данный вид работы еще долго востребованным среди участников педагогического общества.

Данный проект может быть использован участниками образовательного процесса в качестве образца, который был успешно реализован в практической среде и показал высокую востребованность. Реализованный проект является авторской разработкой, которая позволяет подвести итоги по результатам деятельности на уровне дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Козлова А.В., Дешеулина РП. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: Сфера, 2004.

4. Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Просвещение, 1998.

5. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. - М.: Изд-во Скрипторий, 2008.

6. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - М.: ООО Издательство Скрипторий, 2008.

7. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М.: Просвещение, 1994.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ проверки ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ)

© Жовтюк Н.П.*

Тернопольский национальный педагогический университет, Украина, г. Тернополь

Рассмотрены особенности проведения экспериментального обучения говорению английским языком как вторым иностранным. Выделено этапы его проведения. Описано методику и ход экспериментального обучения.

Ключевые слова второй иностранный язык, экспериментальное обучение, лексические единицы, этапы

* Ассистент кафедры Практики английского языка и методики его преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.