Научная статья на тему 'Выпуски новостных сюжетов «Новостная каша» как результат организации дифференцированных форм деятельности в дошкольном учреждении'

Выпуски новостных сюжетов «Новостная каша» как результат организации дифференцированных форм деятельности в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСТИ / ВЫПУСК / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / "НОВОСТНАЯ КАША"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Ф.Х.

В статье представлены результаты работы по проекту «Новостная каша», который был успешно реализован в практической среде и показал высокие итоговые результаты. По содержательной части проект отличается высокой разнонаправленностью в видах используемой деятельности. Представленный материал может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джафарова Ф.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпуски новостных сюжетов «Новостная каша» как результат организации дифференцированных форм деятельности в дошкольном учреждении»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 43

ния на лекциях. Целесообразно, чтобы эти средства были общими для преподавателя и студента. Современный выпускник вуза должен владеть прикладными профессиональными пакетами, используемыми специалистами данной профессии. Поэтому преподавателю на лекции необходимо применять инструментальные средства, аналогичные тем, которые студент будет использовать на других занятиях, в самостоятельной учебной работе и будущей профессиональной деятельности. Тем самым помимо представления учебного материала по преподаваемой дисциплине лектор обучает приемам работы с современными программными средствами, показывает их возможности и полезность в учебной деятельности студентов и профессиональной деятельности специалистов.

Таким образом, компьютерное моделирование облегчает организацию на лекции процессов восприятия учебной информации, ее осмысления, систематизации и запоминания, а также помогает организовать дальнейшую аудиторную и самостоятельную работу студентов, повысить их мотивацию к изучению предлагаемого материала.

Список литературы:

1. Бирюкова И.П. Компьютерное моделирование в лекциях по физике // Актуальные проблемы современной физики: Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008. - С. 210-211.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

3. Бирюкова И.П. Использование информационных технологий для интеграции фундаментальных и прикладных знаний в курсе физики // Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 58-60.

ВЫПУСКИ НОВОСТНЫХ СЮЖЕТОВ «НОВОСТНАЯ КАША» КАК РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Джафарова Ф.Х.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546,

г. Екатеринбург

В статье представлены результаты работы по проекту «Новостная каша», который был успешно реализован в практической среде и пока-

Воспитатель 1 категории.

44

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

зал высокие итоговые результаты. По содержательной части проект отличается высокой разнонаправленностью в видах используемой деятельности. Представленный материал может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

Ключевые слова новости, выпуск, дифференцированные формы деятельности, «Новостная каша».

В настоящее время для проведения образовательной деятельности в дошкольных учреждениях педагоги используют различные формы и методы обучения, для того чтобы ребенку не только было проще освоить обучающий материал, но и процесс освоения информации стал более увлекательным. Когда данный процесс становится постоянным, со временем уникальность занятий незначительно снижается, так как занятия чаще всего строятся по типовой схеме, отмечается наступление стадии привыкания. Ребенку интересна поначалу такая форма обучения, тем более освоения новой информации в большинстве случаев имеет характер неопознанности, когда информация слышится впервые, интересно попробовать воспроизвести ее -в виде самостоятельного рассказывания, изготовления объектов художественной деятельности, участие в игровой деятельности. Большинство педагогов строят свою работу именно по данным принципам.

Но со временем дети привыкают к однообразности, тем более в старших группах дошкольных учреждений большинство материала преподносится лишь в более усложненном виде, с дополнительными знаниями, которые необходимо изучить в соответствии с возрастными характеристиками ребенка. Организация выпусков новостных сюжетов на базе дошкольного учреждения является той формой работы с детьми, которая объединяет различные виды деятельности, помогает развить детям творческие способности, попробовать себя в публичных выступлениях, повысить самостоятельность и общий уровень своего развития.

Проект «Новостная каша», включающий выпуски новостных сюжетов под аналогичным названием был организован осенью 2012 года воспитателем Ф.Х. Джафаровой в рамках объекта - старшая группа МБДОУ № 546 г. Екатеринбурга.

Сюжет «Новостной каши» объединяет самые интересные моменты, которые происходят с детьми в группе: различные мероприятия, увлекательные истории, которые являются результатом их достижения. В съемках участвуют только воспитанники данной группы, роли ведущих меняются каждый выпуск, каждый ребенок знает, что по прошествии определенного периода именно он может попасть в сюжет нового выпуска. Поэтому дети стремятся отличиться, специально подготовиться к данному мероприятию, неслучайно, со времени первых съемок дети становятся все более эрудированными по сравнению с воспитанниками в аналогичные прошлые периоды, которые не участвовали в данном проекте.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 45

Проект «Новостная каша» также позволяет провести обзор подготовки по различным направлениям за определенные периоды, что является весьма удобным в видеоотчете по результатам проделанной работы, как для родителей, так и для педагогического состава дошкольного учреждения. Фиксация накопленного опыта позволяет проследить тенденции развития детей, повысить уровень творческого потенциала воспитанников.

Съемка сюжетов предполагает выбор двух основных ведущих для комментирования основы сюжета и ведения новостей, к тому же работа в паре помогает детям снизить уровень тревожности и по быстрее научиться взаимовыручки.

Перед каждой съемкой стоит проделать определенные виды работ:

- педагог должен определиться, какие мероприятия за прошедший период являются наиболее важными и актуальными для видео фиксирования;

- далее следует проранжировать данные мероприятия в порядке значимости, отобрать наиболее интересные, именно они станут опорными точками выпуска;

- между выбранными опорными точками стоит пусть различные рубрики, в которых дети также смогут показать себя - исполнение песни, танец, детский мастер-класс, поучительные истории и т.д.

- подготовка обстановки: включает сбор всех необходимых материалов и реквизитов для начала съемки (игрушечные микрофоны для ведущих, стол и декорации вывески «Новостная каша», костюмы для исполнения, материалы для мастер-классов, манная каша в виде неотъемлемого атрибута детских новостей);

- за пару дней до съемок стоит предложить детям поучаствовать в предстоящем выпуске, повторить уже освоенный ранее материал, возможно, это будет танец морячков, который был подготовлен на 23 февраля, или выдержка из театральной постановки в честь Масленицы, или просто повторение стихотворений; повторение способствует освежению в памяти ранее изученного материала, а так как его форма различна (танец, песня, стих, театр, изготовление поделок), то и задействуются различные виды способностей ребенка.

Непосредственно сам выпуск сюжета занимает немного времени, если следовать всем этапам предварительной подготовки. Перед каждым выпуском в течение двух-трех минут стоит вспомнить с детьми пару скороговорок, чтобы размять язычок и почистить дикцию.

В день проведения выбираются ведущие, наверное, данный этап является самым сложным, так как многие дети горят желанием стать главной звездой выпуска новостей.

Далее начинается съемка, для которой подойдет среднестатистическая камера - пользовательская со средним и выше среднего разрешением, чтобы в дальнейшем, возможно, было показать сюжеты на большом экране.

46

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Рекомендуемое время съемки час-полтора, для того чтобы удержать внимание детей и не создать ореол усталости. Данное время включает съемку опорных точек (вступление, основные мероприятия, зачитывание текста перед рубрикой, заключение) и рубрик. Таким образом, за данный период времени большинство детей могут поучаствовать в съемке рубрик, а не только ведущие в записи опорных точек.

Не следует делать слишком много дублей, для того чтобы запись получилась качественной с первого раза (ребенок четко и осознанно говорит свои слова), стоит проговорить с ребенком его речь, пошутить, снять напряжение, возможно, поменять между собой ведущих, иногда соведущий помогает своему партнеру сказать правильно, поправляет его, что в сюжете выглядит весьма удачным кадром и показывает детскую непосредственность.

С начала реализации проекта в рамках объекта (старшая группа МБДОУ № 546) была проведена съемка трех выпусков «Новостной каши» за следующие периоды: осень 2012 года, зима-весна 2013 года, лето 2013 года.

В первый выпуск «Новостной каши» вошли такие сюжеты как: концерт с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов, мастер класс изготовления нетрадиционных музыкальных инструментов, обзор празднования именин, о питание и одежде осенью, парное исполнение стихотворения «Бабочки», мастер-класс по изготовлению авторской открытки на День Матери. Продолжительность видео - 6 минут.

Во второй выпуск вошли мероприятия, главным образом, посвященные празднованию Дня Победы: исполнение песни «Прадедушка», чтение военных стихотворений, военное построение, «Платковый театр», рубрика «Телефонные новости - идем на улицу», напоминание ПДД для летнего периода. Продолжительность видео - 6 минут.

Рис. 1. Кадры со съемок второго выпуска новостей

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 47

Рис. 2. Кадры со съемок второго выпуска новостей

Наиболее оптимальной частотой съемки является видеоотчет по истечении каждого полугода. Во-первых, за данный период происходит определенное количество мероприятий, результаты которых стоит зафиксировать, а, во-вторых, данный вид работы не успевает стать однообразным и с каждый выпуском заинтересованность детей повышается.

Съемки третьего летнего выпуска были организованы на детской площадке группы. Основные сюжеты выпуска: солнечные часики, о солнечных ваннах, диалог «Что любит Соня?», наш огород, экскурсия на альпийскую горку, «Ребята пейте водичку», прогноз погоды в «Метеоцентре», песня «Моряк», летний танец, правила этикета за столом. Продолжительность видео - 4 минуты 22 секунды.

Рис. 3. Кадры со съемок третьего выпуска новостей

48

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Рис. 4. Кадры со съемок третьего выпуска новостей

С каждой новой съемкой можно придумывать различные рубрики, данные рубрики будут формироваться в течение всего периода - при появлении новой идеи она реализуется в рамках учебного процесса, дети осваивают ее, а позже воспроизводится в сюжетах новостей. Съемки можно проводить как в помещение, так и на участке группы, например, летом, для того чтобы разнообразить фон данного мероприятия.

В 2013-2014 учебном году объект проекта будет являться уже выпускной группой, планируется организация двух съемок - за период осень-зима 2013 года и зима-весна 2014 года. Таким образом, объект полностью завершит выполнение проекта, задачи, реализации которого, были направлены на данную возрастную группу.

Данный проект может быть использован участниками образовательного процесса в качестве образца, который при реализации на практике показал высокие результаты - у большинства детей наблюдается высокое и вышесред-нее развитие личностно-психологических качеств. Название новостных сюжетов может быть самостоятельно подобрано педагогами, оно должно нести уникальность названия и подчеркивать возрастную группу его участников.

По данным сюжетам родители могут проследить изменения, которые произошли у детей, как более свободно они общаются перед камерой, создают дискуссии и поддерживают диалог. Для воспитателей это является видом отчета по результатам работы за определенный период, в котором наглядно демонстрируются навыки и умения, освоенные за полгода. К тому же в процессе работы над выпусками используются разнообразные виды

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 49

деятельности, что помогает всесторонне развить ребенка, привить творческие начала и повысить общий уровень заинтересованности в прививании лидерских качеств.

Список литературы:

1. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. -Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-н/Д.: РГПУ 2001.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

© Олесова М.М.*

Октемский филиал Якутской государственной сельскохозяйственной академии,

Республика Саха (Якутия), Хангаласский район, с. Октемцы

В статье рассматривается электронное портфолио кафедры и его применение в образовательно-информационной среде вуза.

Ключевые слова портфолио, рейтинг, достижения, информационные технологии, преподаватель, информационная среда, улучшение.

Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио - новое слово для российской педагогики.

Впервые применили портфолио в 80-х г. в школах США, затем в Европе и Японии. В 90-х г. о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. В 2004 г. группа ученых и специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся школы. Был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников школы, наряду с результатами итого-

Доцент кафедры Агрономии, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.