Научная статья на тему 'Содержание и структура деятельности информационных служб региональных телекомпаний (из опыта работы телеканала ОТС в городе Новосибирске, 2010-2011 гг. )'

Содержание и структура деятельности информационных служб региональных телекомпаний (из опыта работы телеканала ОТС в городе Новосибирске, 2010-2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
559
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / МЕДИАСРЕДА / REGIONAL MEDIA / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW TECHNOLOGIES / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / SOURCES OF INFORMATION / MEDIA-SPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Салихова Василиса Алексеевна

Статья посвящена анализу работы центральных и региональных телекомпаний в формате новых алгоритмов работы. На основании анализа современных тенденций в медиасреде выявлены основы типологии современных методов организации новостного вещания в регионах. С ее помощью выделяются уровни качественных изменений, произошедших за последнее десятилетие в технологии подготовки к эфиру продуктов нового типа. Оценивается перспективность их внедрения в практику региональных служб. Данное исследование будет полезно для исследователей тележурналистики и формирования медиакомпетенций у студентов, обучающихся по специальности «Тележурналистика»; оно было использовано при преподавании спецкурса «Региональные СМИ России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND STRUCTURE OF RUSSIAN REGIONAL NEWS SERVICES (based on personal work experience at the OTC tv channel in Novosibirsk in 2010-2011)

The article analyses the work of Russian central and regional TV companies in the framework of new work algorithms. It summarizes the present day methods of regional news broadcast organization based on the analysis of the latest trends in the media, outlines the different levels of qualitative changes that have taken place in the last decade in this area, and discusses whether or not these changes can be practically implemented into the work of regional news services. This study will be useful for researchers of television journalism and in forming media competentce among students who are studying the discipline Television Journalism; it has been used in teaching a special course on The Russian Regional Media.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура деятельности информационных служб региональных телекомпаний (из опыта работы телеканала ОТС в городе Новосибирске, 2010-2011 гг. )»

$

блемам компьютеризации и информатизации образовательного процесса вузов; необходима налаженная система методической работы в вузах по продвижению информационных инноваций; наличие специалистов, у которых можно перенять опыт в этой области; пример и влияние коллег; поддержка и внимание в этой проблеме администрации; система материального стимулирования и др.

Итак, без умелого руководства и управления учебным процессом со стороны преподавателя, комплексно использующего активные методы обучения, эффективность формирования и развития информационной культуры будущего специалиста будет намного ниже.

Нужно учитывать, что в связи с резко ускорившимися темпами научно-технического прогресса современное образовательное поле стало формироваться по-новому. Если раньше требовалась профессиональная подготовка человека за счет накопления впрок большого объема систематизированных знаний, то теперь стоит задача развития личности, владеющей способами усвоения существующих знаний и умеющей порождать новые. Если суть старой парадигмы выражалась формулой «образование на всю жизнь», то новая парадигма декларирует «образование в течение всей жизни» [3].

По мнению Президента РФ Д. А. Медведева, «современные дети отлично ориентируются в мире коммуникации, привыкли к новым способам поиска информации,

любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя; учителя должны в этом разбираться» [4].

В современной действительности преподаватель должен не только научить обращаться с информацией -иными словами, сформировать определенный уровень общей культуры у обучающегося, но и показать на практике преимущества владения конкретными технологиями поиска и переработки необходимых данных при использовании всех доступных современному обществу источников информации для возможности решения задач, которые будут стоять перед личностью в будущем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3.

2. Известия. - 2011. - № 114 (28375). - 29 июня.

3. Казанцева В. Информационная культура личности // Высшее образование в России. - 2008. - № 12.

4. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2010. - № 271 (5350). - 1 декабря.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЛУЖБ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ (из опыта работы телеканала ОТС в городе Новосибирске, 2010-2011 гг.)

THE CONTENT AND STRUCTURE OF RUSSIAN REGIONAL NEWS SERVICES

(based on personal work experience at the OTC tv channel in Novosibirsk in 2010-2011)

В. А. Салихова

Статья посвящена анализу работы центральных и региональных телекомпаний в формате новых алгоритмов работы. На основании анализа современных тенденций в медиасреде выявлены основы типологии современных методов организации новостного вещания в регионах. С ее помощью выделяются уровни качественных изменений, произошедших за последнее десятилетие в технологии подготовки к эфиру продуктов нового типа. Оценивается перспективность их внедрения в практику региональных служб. Данное исследование будет полезно для исследователей тележурналистики и формирования медиакомпетенций у студентов, обучающихся по специальности «Тележурналистика»; оно было использовано при преподавании спецкурса «Региональные СМИ России».

Ключевые слова: Интернет, медиасреда, новые технологии, региональные СМИ, источники информации.

V. A. Salikhova

The article analyses the work of Russian central and regional TV companies in the framework of new work algorithms. It summarizes the present day methods of regional news broadcast organization based on the analysis of the latest trends in the media, outlines the different levels of qualitative changes that have taken place in the last decade in this area, and discusses whether or not these changes can be practically implemented into the work of regional news services. This study will be useful for researchers of television journalism and in forming media competentce among students who are studying the discipline "Television Journalism"; it has been used in teaching a special course on "The Russian Regional Media".

Keywords: the Internet, media-sphere, new technologies, regional media, sources of information.

$

Технологии конца ХХ - начала XXI вв. диктуют принципиально новую парадигму сознания «медийщика», определяют иные, нежели в эпоху «до Интернета», алгоритмы работы на телевидении, а не привносят в практику работы информационных служб телеканалов некоторые абстрактные «новые технологии». Изменения касаются всех уровней деятельности журналиста и редактора ТВ как в Центре, так и в более 80 регионах России. На основании анализа современных тенденций в медиасреде, особенно в производстве и подготовке к эфиру новостей на региональных каналах, мы предлагаем типологию методов информационной деятельности, которая позволяет выявить уровни качественных изменений, произошедшие за последние 10 лет в технологии подготовки к эфиру продуктов нового типа.

Первый уровень - расширение репертуара источников информации. Изначально СМИ как в центре, так и в регионах были подписаны на «ленты» нескольких ведущих информационных агентств. Для каналов «первой тройки», которые «делают новости» [1], ленты таких информационных агентств, как «ИТАР-ТАСС», «BBC», «РИА «Новости», «Интерфакс» и некоторых других, являются основным источником первичной эксклюзивной информации. Но если на «ленты» подписаны только ведущие центральные телекомпании и их службы новостей в регионах - то есть корреспондентские сети (через программу Mpower или ее аналоги, которые позволяют принимать и обрабатывать информацию в режиме онлайн), то региональные телекомпании не могут себе такого позволить.

Подобная подписка стоит в месяц несколько сотен тысяч рублей. Выход один: использовать в качестве источников первичной информации сетевые оперативные информационные ресурсы, такие как Lenta.ru, Newsru. com и ряд других. Оперативка (то есть новости, непосредственно полученные с лент новостных агентств и размещенные на сетевых ресурсах, а также браузерами сетевых СМИ из пострелизов и сайтов радиостанций и телеканалов) предлагается ресурсами в сжатой форме или как уже отчасти обработанная информация (с оперативными комментариями, бэкграундом и первой аналитикой) и размещаются непосредственно на сайтах. Кроме того, практически все сетевые новостные ресурсы и пресс-службы, «генерируя» постоянных ньюсмейкеров и информационные поводы, предлагают фактически неограниченные возможности по подписке («рассылке») на информационные сообщения и пресс-релизы.

В последнее время более 96% продюсеров, редакторов, корреспондентов региональных СМИ при мониторинге новостного фона и с целью поиска информационных поводов используют браузерные системы. И происходит это не только (и не столько) для того, чтобы найти текст, но и с целью поиска «картинки». Основные источники - такие популярные системы, как Youtube или Twitter. Вряд ли стоит этому удивляться, поскольку их продвиже-

ние осуществляется и на уровне первых лиц государства. Так, информацию через Twitter распространяет Президент РФ Дмитрий Медведев (@MedvedevRussia, бывший @KremlinRussia).

Кроме того, количество посещений этих ресурсов -сигнал для новостного продюсера о том, насколько высок будет рейтинг той или иной новости, - соотносимые параметры можно прогнозировать, ориентируясь на количество просмотров ресурсов. И если каналы «первой тройки» («Первый канал», «Россия 1», «НТВ») в информационные выпуски часто включают подобные новости, что называется, «на бантик» или «под хвост» выпуска (на радио), то региональные СМИ и в последнее время - более крупные вещатели не брезгуют ставить в эфир такое видео даже на перекрышки или лайфы достаточно серьезных тем, даже под вторую и третью новость.

Объясняется это тем, что достаточно часто в сети появляются видеоролики с контентом, который по тем или иным причинам недоступен корреспондентам (невозможно снять, событие не ангажировано, не повторяется, не может быть режиссировано - то есть его нельзя сделать как постановочное). Так, например, на ВГТРК1 (в программе «ВЕСТИ», «Россия 24») уже появилась рубрика «Мобильный репортер», которая транслирует новости, снятые самими зрителями. Разумеется, их доля на региональных телеканалах, в том числе и новостях, еще выше. Тормозит полноценное использование такого источника информации пока только качество (оставляющее желать лучшего) на подавляющем большинстве телеканалов в регионах. Такое видео нужно обрабатывать - закачивать в рабочие монтажные компьютеры, несколько раз «пересчитывать», готовить к монтажу, часто - переозвучивать и так далее. Все это для технической базы регионов, не имеющих зачастую мощных сетей и терабайтных компьютеров (их стоимость - сотни тысяч и миллионы рублей), практически невозможно.

Материальная база региональных телекомпаний -один из решающих факторов, который значительно ограничивает доступ сотрудников информационных служб и аудитории к оперативной первичной информации о событиях, прежде всего, в своем регионе. Так, например, по данным сайта Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) за 2009 г. в России «Всемирной сетью» пользовалось в полном объеме около 10% населения. Получается, примерно 15 млн человек имеют доступ в Интернет, что не означает, что они используют его в качестве главного источника информации. А тем более это не означает, что источниками первичной информации, когда речь идет о профессиональной обработке фото, видео, графических файлов, могут выступать общедоступные СМИ.

Сотрудники службы информации регионального телевидения часто по техническим ограничениям не могут использовать такие источники, потому что это обычно оперативные материалы невысокого качества, снятые так называемыми «народными корреспондентами». К тому же

1 Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания.

статистика распространения высокоскоростных сетей в России неравномерна. Большинство пользователей проживают и работают в центре и на западе страны. В развитии сетевых ресурсов первичной информации и обеспечении неограниченного доступа к ней, а также в возможности профессиональной обработки текстовых, графических и видеомесседжей видится нам самое перспективное направление развития региональных телекомпаний, которые производят новости.

Второй уровень изменений в работе региональных телевизионных служб - принципиально новый подход к верстке выпусков. Он отражает принципиальную перестройку парадигмы информационного сознания новостников. В его основе - изменения в самих моделях вещания, все чаще напоминающих британскую и скандинавскую [2]. Верстка сама по себе - основа менеджмента: как в отношении самой информации, так и деятельности информационных служб. И потому любые изменения в ней автоматически означают принципиальную инверсию всей системы деятельности службы информации.

На центральных каналах этот процесс осуществляется следующим образом. Долгосрочное планирование ближайших тем для выпуска воплощается в развернутый план, так называемую «предверстку» (в продюсерском сленге - «предлагалку»), которая заранее обсуждается на летучке руководством и эфирной бригадой. В нее входит директор канала; креативный продюсер, который следит за общей концепцией программы, ее содержанием, отслеживает этические, правовые, рейтинговые нюансы; шеф-редактор и ведущие, которым и предстоит в дальнейшем работать над выпуском; редактор группы регионов, который курирует работу корреспондентской сети, представляет новости «с мест»; руководитель группы подготовки, то есть бригады продюсеров. На ней обсуждается, какие темы можно взять для выпуска, какие сюжеты есть, какие необходимо снять, какие будут приоритетными в выпуске.

Далее процесс разбивается на этапы. Продюсеры группы подготовки занимаются налаживанием контактов, поиском героев, планированием съемок и времени, чтобы корреспонденты и группа монтажа успели снять, подготовить к монтажу и смонтировать сюжеты. Эфирная бригада состоит из шеф-редактора, эфирного продюсера, ведущего и райтеров (редакторов новостей). Они занимаются подготовкой основного блока выпуска, подводок, обработкой информации, которую подает ведущий в студии, сюжетов, которые можно «собрать». При этом, в отличие от традиционных технологий недавнего времени, отталкиваются медиаменедже-ры не от ТЕКСТА, а от КАРТИНКИ, которая есть (или может оперативно поступить) в распоряжение редакции. Редакторы группы менеджеров корпунктов договариваются с региональными коллегами о предоставлении готовых сюжетов или о съемке так называемых исходников - записи нужных синхронов, лайфов, подсъемов, на основании которых сами создают сюжеты. Чаще все-

го такое происходит, когда сюжет основывается на информации из нескольких регионов.

Все полученные материалы собираются или, как говорят теленовостники, «заверстываются» в общую программу (типа Мромег, ее использует ВГТРК). Это своеобразный электронный медиаменеджер, который способен отслеживать готовность сюжета. Ведущий и шеф-редактор готовят к эфиру текст в том виде, в котором он будет представлен на суфлере, при этом право ведущего - отформатировать текст «под себя», что классическими моделями отечественной новостной тележурналистики не предполагалось. В новых условиях вещания не только во время подготовки, но и перед самими выпусками, и даже в процессе выпуска бригада продолжает отслеживать последние новости на лентах информагентств и на сетевых ресурсах, в универсальных браузерных системах сети, чтобы экстренно, если есть необходимость и возможность, внести изменения в выпуск.

На большинстве региональных новостных телеканалов верстка очень медленно теряет постсоветские очертания, и выигрывает по всем рейтингам тот, кто вслед за современными техническими решениями способен перестроить и свое отношение к семантическим, прагматическим и синтактическим особенностям новости как особого информационного продукта телевизионного формата. В основном на региональных ТВ процесс верстки менее длителен и раздроблен. План тем составляется накануне. Оперативная планерка проводится всем штабом. Зачастую должности продюсеров, креативных продюсеров, редакторов упразднены. Шеф-редактор, ведущий и корреспонденты составляют план выпуска и распределяют темы. Зачастую корреспонденты сами разрабатывают заданные темы, определяются с героями, спикерами, съемками и графиком. Ведущие также могут готовить некоторые сюжеты как корреспонденты. Перед эфиром достаточно редко разрабатываются экстренные новости. Так, и транслирование программы в прямом эфире (даже новостных программ) на региональном телевидении можно встретить далеко не всегда.

Третий уровень - соответствующие изменения в кадровой структуре регионального новостного телеканала: от редакторского цеха к продюсерам. Штаты редакций центральных и региональных телекомпаний качественно различается. Компаративный анализ структуры приведен в таблице.

Из таблицы видно, что работа над выпусками в регионе происходит в более сжатые сроки и при минимальных возможностях: финансовых затратах, технических и кадровых ресурсах. Над сюжетом работает непосредственно сам корреспондент, он должен сам режиссировать сюжет так, чтобы всесторонне представить тему, учитывая и ее полемический потенциал, то есть наличие разных точек зрения. Он, не прибегая к помощи продюсера, выбирает саму тему, весь репертуар источников информации, определяет сроки и график работы съемочной бригады и режиссера монтажа. С одной сто-

Таблица

Структура центральных и региональных СМИ

Центральный канал Функции Местный канал

Директор канала, руководители отделов Координация работы редакции, отслеживание выпусков, координация работы редакции, взаимодействие с органами власти, инвесторами Директор

Креативный продюсер, отдел статистики и рейтингов, маркетинговый отдел Планирование выпуска, разработка тем, стратегического развития канала, работа с рейтингами, разработка стратегии и общей концепции работы, наиболее удачных ракурсов развития и подготовки тем Директор, рекламный отдел

Продюсер отдела группы подготовки, редакторы отдела «городов» по региональной тематики и редакторы международного отдела по международной. Отчасти корреспонденты при наличии личных связей. Работа с гостями - гостевой отдел, ведущий Предложение тем, их разработка, продюси-рование, поиск героев, компаний, экспертов. Планирование съемок. Поиск гостей студии, организация записи синхронов Корреспондент, помощь шеф-редактора, ведущий

Корреспондент, редактор Подготовка текстов, проведение съемок, отсмотр исходников, мониторинг информации по всему репертуару источников Корреспонденты, шеф-редактор, ведущий

Эфирный продюсер, шеф-редактор Составление выпуска, отслеживание готовности материала Ведущий, шеф-редактор

Главный режиссер, режиссер монтажа Распределение монтажа, подбор картинки, монтаж, сгон картинки, составление графики Монтажер, корреспондент

роны, это позволяет самому корреспонденту разобраться в теме досконально, знать все мнения и изначально продумать схему сюжета. С другой стороны, в силу того, что порой не все журналисты способны «видеть» конечный результат работы, не владеют функциями продюсера, качество разработки темы от этого страдает, поскольку не всегда хватает времени найти необходимых ярких героев, распланировать время, что сказывается на качестве сюжета, проявляется в однобокости мнений, неактуальности темы.

Анализ трех позиций, выделенных нами в качестве основы типологии современных методов организации новостного вещания в регионах, позволяет сделать вывод о перспективности внедрения в практику региональных служб современных моделей вещания, которые могут быть определены как продюсерские. Основу их составляет теория менеджмента информации, умение отбирать и подавать информацию. Современные

подходы, признанные мировым медиасообществом, более эффективны в сравнении с традиционными технологиями.

Материалы данного исследования были использованы при подготовке спецкурса «Региональные СМИ России» для студентов Московского педагогического государственного университета, обучающихся по специальности «Журналистика» (специализация «Тележурналистика»).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 159 с.

2. Любимов Б. И. Общественное вещание: британская модель. - М.: ИКАР, 2006. - (Серия «Журналистика»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.