Научная статья на тему 'Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы'

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная работа / исследовательская деятельность / познавательный процесс / научное мировоззрение / project activity / research activity / cognitive process / scientific worldview

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысяк Валентина Владимировна

Статья посвящена исследовательской деятельности как современному и эффективному методу обучения, способствующему развитию творческого мышления, коммуникативной и культурологической компетенций. Автор описывает собственный опыт организации исследовательской и проектной работы школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысяк Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Activity in Russian Language and Literature Classes

The article is devoted to research activity as a modern and effective method of teaching, which contributes to the development of creative thinking, communicative and cultural competences. The author describes own experience of organizing school students’ research and project activity.

Текст научной работы на тему «Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»

Лысяк Валентина Владимировна

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы

Research Activity in Russian Language and Literature Classes

Аннотация. Статья посвящена исследовательской деятельности как современному и эффективному методу обучения, способствующему развитию творческого мышления, коммуникативной и культурологической компетенций. Автор описывает собственный опыт организации исследовательской и проектной работы школьников.

Ключевые слова: проектная работа, исследовательская деятельность, познавательный процесс, научное мировоззрение

Abstract. The article is devoted to research activity as a modern and effective method of teaching, which contributes to the development of creative thinking, communicative and cultural competences. The author describes own experience of organizing school students' research and project activity.

Keywords: project activity, research activity, cognitive process, scientific worldview

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит,, что предела достижений совершенства не существует Дело не в том,, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни.

Е. И. Рерих

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе послания Федеральному собранию в феврале 2019 года сказал: «Хочу обратить внимание молодежи: ваш талант, энергия, креативные способности — в числе самых сильных конкурентных преимуществ России» [Послание В. Путина, 2019]. Он также отмечал: «Мы обязательно должны добиться того, чтобы каждый ребенок мог найти, реализовать себя, открыть свои таланты, свой дар» [Путин, 2019].

Лысяк

Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы, учитель-методист МБОУ Средняя школа № 37, г. Макеевка, Донецкая Народная Республика

e-mail: lysyak.valentinka@ mail.ru

Valentina

Lysyak,

Teacher of Russian language and Literature, Methodologist of School No. 37, Makeevka, Donetsk People's Republic

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

Новый Государственный стандарт основного и среднего общего образования Донецкой Народной Республики также ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы: креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, владеющий основами научных методов познания окружающего мира [Новый ГОС, 2020].

И одним из способов реализации данных задач выступает организация исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления учащегося к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию.

Исследовательская деятельность в педагогике наших дней не является инновационной. Идея использования исследовательского подхода в обучении в России возникла во второй половине XVIII века, но только спустя более ста лет она стала востребованной в педагогических кругах. Впервые использовать термин «исследовательский метод» предложил в 1924 году Б. Е. Райков. Он понимал это как «...метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

Современная наука занимается рассмотрением новых требований к организации исследовательских работ в школе. Это работы кандидата психологических наук А. В. Леонтовича, кандидата педагогических наук А. В. Абрамовой, профессора, кандидата педагогических наук Т. М. Пахновой и др.

По словам А. В. Леонтовича, исследовательская деятельность учащихся позволяет задать приоритеты развития, социализации, обретения ценностных оснований человека в масштабе его жизни. Это достаточно сложная задача, поскольку предполагает длительный мониторинг учащихся в младшем возрасте [Леонтович, 2002].

Важно отметить, что в системе общего образования среди всех учебных дисциплин русский язык имеет важнейшее значение: вместе с родным языком ребенок усваивает множество понятий и взглядов на предметы, постигает огромное количество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Выходит, что применение эффективных методов обучения русскому языку не только актуализирует знания, но и развивает языковую личность. С. В. Абрамова утверждает, что «...русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная

Лысяк Валентина Владимировна

почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения — проблемы, с которыми сталкиваются на своих уроках учителя-словесники.

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет развивать: навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов; ассоциативное мышление; логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы; умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал» [Абрамова, 2012].

Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) формируют не просто умения, но и компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем [Клочкова, 2015].

По мнению Т. М. Пахновой, исследовательская деятельность при изучении русского языка может быть для школьника таким процессом «самовключения в хорошую речевую среду», когда создаются благоприятные условия для достижения эффективных результатов как на предметном, так и на внеурочном уровне [Пахнова, 2013]. В урочной деятельности применимы такие ее виды, как урок-исследование, урок-практикум, лабораторная работа, исследовательский проект, лингвистический эксперимент, экскурсия. Внеурочная деятельность в зависимости от мотивации обучающихся может быть представлена как массовая (конференции, экскурсии, предметные недели), групповая (научное общество, групповые занятия и занятия по выбору), индивидуальная (проект, домашний эксперимент, консультации, лабораторные работы).

Сочетание всех этих форм в учебном процессе позволяет каждому ученику проявить свои способности, а также, что очень важно, сформировать компетенции, то есть умения, основанные на практической деятельности.

В своей практике я организовываю исследовательскую работу как массовую, групповую, так и индивидуальную. Я выделяю основные критерии сформированности навыков исследовательской деятельности обучающихся 5-11-х классов: • умение работать с критической и дополнительной литературой;

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

• умение ориентироваться в художественном произведении, прослеживать судьбы героев, их взаимоотношения;

• умение отслеживать разрабатываемый вопрос или проблему по одному произведению или целому циклу произведений, обобщать, делать выводы;

• умение во время дискуссии отстаивать свое мнение, подтверждать его убедительными аргументами, высказывать свою точку зрения;

• умение грамотно составлять и оформлять устные и письменные сообщения разных видов и жанров.

Также применяю основные виды научно-исследовательской деятельности обучающихся:

• экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

• проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта;

• проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирования возможных вариантов ее решения;

• аналитико-систематизирующий: наблюдение, анализ, синтез, систематизация конкретных данных.

Всем известно, что методика исследования предполагает индивидуальную работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, а также групповую и парную работу. Такая методика применяется и в моей практике.

Например, работа над любым исследованием включает определенные этапы выполнения задания, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности исследовательской работы. Для этого каждый «исследователь» получает алгоритм его действий в подготовке работы.

I этап — подготовка к исследованию:

• выбор темы, составление списка литературы по проблеме исследования;

• определение объекта и предмета исследования;

• изучение литературы по теме;

• выбор методов исследования.

II этап — подготовка и проведение исследования:

• сбор материалов;

• обработка полученного материала;

• формулирование выводов.

III этап — оформление исследовательской работы:

• написание основной части работы, ее введения и заключения;

• определение построения работы, выбор стиля и языка исследования;

Лысяк Валентина Владимировна

• составление списка литературы;

• составление списка иллюстраций, приложений, оформление титульного листка.

IV этап — защита работы.

В помощь детям мною готовятся «Информационные листки» по работе со справочной литературой, список интернет-ресурсов, памятки «Требования к оформлению исследовательской работы», «Как защищать исследовательскую работу», «Требования к оформлению тезисов». Предложенная схема помогает создать проблемно-мотивационную среду. Обучающийся не получает готовые задания, а добывает их самостоятельно, видит в языковом явлении проблему и пытается ее решить. Переходя от этапа к этапу, ребята учатся работать с первоисточниками.

Продуктом исследовательской деятельности детей являются доклады, статьи рефератного характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения, лингвистические сказки, интервью с частями речи, с героями произведений и, конечно, мультимедийные презентации, которые потом успешно используются на уроках русского языка и литературы.

Например, одним из таких видов исследовательской деятельности стал групповой проект по русскому языку в 6-м классе после изучения темы «Диалектизмы» под общим названием «Региолект Донецкого края». Мои воспитанники защищали его в период проведения в школе Недели русского языка и литературы в рамках научно-практической конференции. Темы исследований и презентаций были таковы: «Особенности лексики нашей местности», «Двадцать слов из шахтерской лексики», «Из разговоров донецких металлургов», «Сленг учащихся нашей школы», «Топонимика Донбасса».

Метод проектов, безусловно, успешен, но хочу отметить, что среди современных педагогических исследовательских технологий достойное место сегодня занимает организация лингвистических и литературных веб-квестов, особенностью которых является то, что информация для исследований представлена на разных сайтах и обучающиеся, самостоятельно или группой, собирают материал по той или иной теме, решают поставленные перед ними цели и задачи.

В моей практике организации ученических исследований была применена и эта технология. Например, в 8-м классе был подготовлен и проведен литературный исследовательский веб-квест по теме «Исследование концепта «праведник» в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор», в 9-м классе — веб-квест по теме «Краеведческий компонент в «Слове о полку Игоревем». Одиннадцатиклассники подготовили и провели веб-квест по теме «Исследование концепта «чудик» в рассказе В. М. Шукшина «Гринька Малюгин».

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

Преимуществами таких исследований является то, что они способствуют развитию творческого мышления и навыков решения проблем, дают возможность осуществлять индивидуальный подход, мотивируют обучающихся к изучению нового материала, помогают организовать работу в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени. Немаловажное значение имеет и то, как ученик сумеет представить и защитить свою работу на конференции. Необходимо тщательно продумать заранее подготовленное выступление, как правило, ограниченное во времени (7-10 минут). В выступлении должны прозвучать цель исследования и его результаты, достигнутые в соответствии с поставленными задачами. Особую роль играют четкость, логичность и последовательность изложения, сопутствующие научному стилю сообщения.

При подготовке дидактического материала по литературе, предназначенного для совершенствования навыков работы с художественным текстом, обязательно ввожу пункт исследовательской работы, что развивает речь учащихся, их творческие способности, умения самостоятельно мыслить. Помимо работы на уроках, мои воспитанники занимаются исследовательской деятельностью во внеурочное время. Это и познавательные игры, интернет-олимпиады, конференции, круглые столы, конкурсы, работа в МАН. И как итог — призовые места обучающихся: Федека Павел, ученик 9-го класса, победитель Всероссийского Суворовского конкурса юношеских исследовательских работ (2017 г.), Славенко Дарья, ученица 10-го класса, победитель IV Международного конкурса исследовательских и творческих работ «Г. Я. Седов. Цель-Полюс» в номинации «Буктрейлер «Арктические капитаны» по литературным произведениям об Арктике» (2020 г.), Сайфуллина Амина, ученица 10-го класса, участница VI Республиканской очно-заочной научной конференции исследовательских работ «Язык и культура», публикация ее тезисов состоялась в сборнике материалов мероприятия.

Итак, как показывает мой опыт, исследовательская деятельность затрагивает личность учащегося и вовлекает в учебный процесс его чувства и эмоции, делает активным действующим лицом в учебном процессе, учит самостоятельно добывать информацию, систематизировать ее и проводить исследование. Эта работа обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, предусматривает разнообразные формы занятий, которые стимулируют творчество учащихся, предполагает общение в коллективе сверстников и взаимодействие со старшими, позволяет реализовать творческий потенциал школьников, дает им стимул к дальнейшему развитию и самообразованию, повышает интерес к изучению русского языка и литературы, а также других предметов, помогает в выборе будущей профессии. щ

Лысяк Валентина Владимировна

Литература:

Абрамова, 2012 — Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9-11 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. С. 176.

Клочкова, 2015 — Клочкова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы // Образовательная социальная сеть, 2015. Режим доступа: https://nsportal.ru/ shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/03/29/ proektno-issledovatelskaya-deyatelnost.

Леонтович, 2002 — Леонтович А. В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся, 2002. Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/107/1385.php.

Маслова, Мочалова, 2009 — Маслова А. Ю, Мочалова Т. И. Исследовательские работы по русскому языку // Сайт «Знай! Умей!! Твори!!!», 2009. Режим доступа: http://obras-ruo.ucoz.ru/publ/ issledovatelskie_raboty_po_rasskomu_jazyku/1-1-0-8.

Новый ГОС, 2020 — Новый Государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования Донецкой Народной Республики. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой народной Республики от 07 августа 2020 года № 121-НП.

Пахнова, 2013 — Пахнова Т. М. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности (УШ-Х1 классы) // Русский язык в школе, 2013. № 12. С. 3-6.

Послание В. Путина, 2019 — Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента России, 2019. Режим доступа: http://special.kremlin.ru/events/president/news/59863.

Путин, 2019 — Владимир Путин рассказал о поддержке талантливых детей // Российская газета, 2019. Режим доступа: https:// rg.ru/2019/08/06/reg-ufo/vladimir-putin-rasskazal-o-podderzhke-talantlivyh-detej.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.