Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1251
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / RESEARCH ACTIVITIES / SKILLS OF RESEARCH ACTIVITIES / LEVELS OF FORMATION OF RESEARCH ACTIVITIES ENGLISH LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Королева Елена Владимировна

В данной статье рассматривается организация и технология реализации исследовательской деятельности на уроках английского языка. Выявлены уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности учащихся. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования исследовательской деятельности для развития самостоятельности и познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Королева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS

This article examines the organization and technology for the implementation of research activities in English lessons. The levels of formation of skills and abilities of students' research activities are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the expediency of using research activities for the development of independence and cognitive interest.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108).

9. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность // Вестник Мининского университета. 2014. №1(5). С. 19.

10. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). C. 24.

11. Круподерова К.Р., Барсук Н.С., Камзолова Л.А. Сетевые сервисы как инструмент формирования универсальных компетенций будущих бакалавров. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. Сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 114-117.

12. Субетто А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма): научная монографическая трилогия. СПб.: Астерион. 2010. 556 с.

13. ФГОС высшего образования по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125.

14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А, Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. М.: НИУ ВШЭ. 2018. 28 с.

15. Rychen D.S. and Salganik L.H. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society. Göttingen: Hogrefe&Huber Publishers. 2006. 332 р.

16. Sabirova E.G., Zakirova V.G., Masalimova A.R. Development of junior pupils research skills in interrelation with universal learning activities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 4. С. 505-514.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кручинина Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается организация и технология реализации исследовательской деятельности на уроках английского языка. Выявлены уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности учащихся. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования исследовательской деятельности для развития самостоятельности и познавательного интереса.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, умения исследовательской деятельности, уровни сформированности исследовательской деятельности, урок английского языка.

Annotation. This article examines the organization and technology for the implementation of research activities in English lessons. The levels of formation of skills and abilities of students' research activities are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the expediency of using research activities for the development of independence and cognitive interest.

Keywords: research activities, skills of research activities, levels of formation of research activities English lesson.

Введение. Современный этап развития российского общества характеризуется наличием изменений, в которых многие ключевые моменты будет зависеть от молодого подрастающего поколения. В настоящий момент в условиях многозадачности и быстро меняющейся ситуации на рабочих местах наблюдается острая востребованность в ответственных кадрах, способных быстро и качественно найти оригинальное решение в сложной нестандартной ситуации. Более того, стратегической задачей профориентационный работы, как отмечает Т.Г. Мухина является подготовка обучающихся к самостоятельному и осознанному планированию, к саморазвитию и самореализации [5]. Яркая заинтересованность обучающихся в исследовательской деятельности благотворно сказывается на их профессиональном выборе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в блоке познавательных универсальных учебных действий представлены требования к результатам обучения, обусловливающие необходимость развития индивидуальной проектно-исследовательской деятельности. Важно отметить, что самостоятельная проектно-исследовательская деятельность обучающихся реализуется в процессе изучения ряда предметов, в число которых входит иностранный язык. В связи с этим, личностное, познавательное, творческое, общекультурное развитие обучающихся, а также самосовершенствование является одной из актуальных задач обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

Изложение основного материала статьи. Не только требования ФГОС подталкивают педагога к применению современных технологий обучения, в т.ч. организацию исследовательской деятельности, но и сами обучающиеся отмечают привлекательность применения разнообразных методик во взаимодействии педагога с классом, его креативность и способность заинтересовать своим предметом [1]. Исследовательская деятельность является одним из способов сделать дисциплину привлекаемой для обучающихся. Такие ученые, как С.А. Белова, А.В. Леонтович, О.В. Теслина, Н.И. Фурманова, Н.И. Запрудский, Н.Ф. Федотова,

Н.Л. Фесянова, М.Г. Яковлева занимались вопросами, связанными с проблемой организации и технологии проведения исследовательской деятельности на уроках английского языка.

А.И. Савенков характеризует исследовательскую деятельность как специфическую деятельность, направленную на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью [6].

Выделяют следующие дидактические функции исследовательской деятельности:

1. Систематизация и структурирование ранее изученного материала, выявление взаимосвязей между изученным материалом и установление отношений между различными понятиями.

2. Обобщение и углубление учебного материала, а также нахождение различных доказательств изученного материала.

3. Изучение нового материала, то есть установление существенных свойств понятий, выявление закономерностей и др.

4. Развитие учащихся, формирование у них самостоятельности, навыков самоуправления, самореализации, самовоспитания, самообразования.

5. Обучение учащихся различным способам исследовательской деятельности.

Любая программа исследовательского обучения включает в себя следующие обязательные элементы:

• деятельность, направленная на развитие умений и навыков исследовательской деятельности;

• сама исследовательская деятельность, практический ее этап;

• наблюдение и анализ исследовательской деятельности учащихся.

В процессе совершенствования исследовательских способностей следует уделять большое внимание специальным знаниям, умениям и навыкам, характерных для исследовательского поиска. К ним относятся: постановка вопросов; видение проблемы; выдвижение гипотезы; наблюдение; классифицирование; проведение экспериментов; определение значений различных понятий; осуществление умозаключений и выводов; структурирование материала; объяснение, доказательство и защита своих идей; подготовка собственных докладов и проектов.

В результате внедрения учебно-исследовательской деятельности у обучающегося будут сформированы следующие навыки:самостоятельная организация поиска информации; добывание новых предметных знаний, способов и приемов действий; достижение поставленных целей обучения, формирование таких мыслительных операций как обобщение, аналогия, классификация, сравнение и другие.

Следующие показатели служат отправной точкой для реализации учебно-исследовательской деятельности:

1. Интерес к поиску информации и решению проблемы, положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.

2. Вариативный и настойчивый характер исследовательского поиска обучающихся.

3. Инициативность и самостоятельность.

4. Использование различных способов решения проблемы.

5. Результат адекватный цели, частичный результат или отсутствие результата вообще [3; 4].

Для того, чтобы правильно организовать процесс исследовательской работы, необходимо соблюдать все этапы деятельности, в которую входят следующие компоненты: подготовка учащихся к исследовательской деятельности, выбор проблемы, исследование проблемы, решение проблемы исследования, практическая работа и анализ полученных результатов, подготовка к защите исследовательской работы, презентация и защита исследовательской работы, рефлексия.

Как правило, организация учебно-исследовательской работы учащихся протекает в форме урочной деятельности или внеурочная учебно-исследовательская деятельность.

Исследователи данной проблемы отмечают, что на занятиях по иностранному языку следующие виды деятельности выступают в плане креативных исследовательских заданий: высказывание мнений и идей; написание открытки иностранному другу; составление диалога на предложенную тему; высказывание собственного мнения согласия или несогласия; дополнение предложений собственными мыслями; чтение стихотворения, пословицы, сказки и составление вопросов по содержанию произведения; рисование услышанного; описание ситуации из прошлого и испытанных чувств; разработка и защита ответа по грамматическому материалу; написание рассказа, используя картинку.

Оценить сформированность у учащихся навыков исследовательской деятельности позволяют следующие критерии (А.И. Савенков, Л.И. Божович, А.Н. Поддьяков, Н.И. Запрудский, А.Г. Иодко, Г.В. Макотрова, Е.В. Кочановская):

1. Практическая готовность ученика.

2. Мотивированность.

3. Творческий подход.

4. Степень проявления самостоятельности [2; 5].

H.А. Семенова выделяет следующие уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности учащихся:

1) Исходный - низкий уровень проявления интереса к реализации исследовательской деятельности.

2) Начальный уровень - маркируется внешними мотивами к ведению исследования.

3) Продуктивный уровень -отмечаются устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской деятельности, присутствует готовность вести исследование самостоятельно.

4) Креативный уровень - проявляет устойчивый интерес к ведению разнообразных исследований [7].

Наша опытно-практическая работа проводилась на базе МАОУ «Средняя школа № 102 с углубленным

изучением отдельных предметов», города Нижнего Новгорода. Для апробации опытно-практической деятельности мы остановили свое внимание на 7 «А» классе. Опытно-практическая работа осуществлялась с группой в количестве 15 человек. Целью нашего исследования явилось выявление возможных методов организации исследовательской деятельности на уроках английского языка.

Констатирующий этап нашего исследования решал следующие задачи: предполагалось изучить уровень познавательного интереса и кругозора учащихся 7 «А» класса по теме «Mass media» путём проведения наблюдения и первичной диагностики посредством тестирования.

При проведении первичной диагностики было выявлено следующее:

I. Отсутствие понимания письменных форм информационного сообщения.

2. Незнание профессий и обязанностей людей, работающих в СМИ.

3. Непонимание некоторых видов телевизионных передач.

Данные диагностики позволили сделать вывод, что в группе высокий уровень познавательного интереса и кругозора по теме «Mass media» не наблюдается ни у одного из учащихся, средний уровень преобладает у двух учащихся, что составляет 13 % от общего количества обучающихся в группе, низкий уровень - у 13 человек, то есть 87%.

В процессе формирующего этапа нами был спланирован и проведен ряд уроков, где учащимся предлагались разнообразные задания, в основном направленные на совершенствование следующих умений:

1. Умение рассказывать о существующих видах СМИ.

2. Умение составлять монолог о любимом СМИ, используя изученные лексические единицы.

3. Умение составлять диалог с использованием нового грамматического материала.

4. Умение выполнять поисковую деятельность для работы на уроке.

5. Умение составлять вопросы и давать на них ответы.

На формирующем этапе опытно-практической работы применялись несколько методов для формирования умений исследовательской деятельности. Мы проводили ознакомление учащихся с англоязычными СМИ, газетами и журналами. Также в процессе изучения темы, школьники изучали профессии работников СМИ и их обязанности на различных предприятиях, узнали, какие различные рубрики существуют в журналах и газетах, рассказывали о своих любимых подростковых журналах и телевизионных передачах. Кроме того, на одном из уроков учащиеся были разделены на группы, дальнейшей их задачей было распределение обязанностей среди членов команды и представление небольшого выпуска новостей на любую тему. Необходимо отметить, что разнообразие заданий и упражнений способствовало существенному повышению интереса к исследовательской деятельности, к теме «Mass media» и к английскому языку в целом.

Главной задачей формирующего этапа было проведение учащимися самостоятельного исследования. Исследование осуществлялось в пяти группах, каждая из которых получила свою газетную рубрику: Fashion and beauty, Interesting article, Daily horoscopes, Celebrity gossip, Music. Задание для каждой группы было одинаковое - написание небольшой статьи в соответствии с полученной рубрикой. Это задание было дано на дом и учащиеся должны были подготовить его вместе. На следующем уроке все группы объединились и совместными силами создали свою собственную газету, которая содержала рубрики на различные темы, картинки и рисунки учащихся.

Мы полагаем, что каждому учащемуся проще повысить уровень своих знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в том случае, если он будет владеть алгоритмом действий во время проведения исследовательской работы, именно поэтому каждому учащемуся перед самостоятельной работой над исследованием была выдана памятка-рекомендация для проведения исследовательской работы.

Памятка-рекомендация для проведения исследовательской работы:

1) Какова тема исследования?

2) На какие вопросы по этой теме можно найти ответы?

3) Какие варианты ответов на поставленные вопросы вы можете сформулировать?

4) Где можно найти ответы на поставленные вопросы?

5) Какие источники информации необходимы, чтобы найти ответы на вопросы?

6) Каким образом можно эффективно представить результат проделанной работы?

7) Каковы требования к выступлению по представлению исследования?

Таким образом, на формирующем этапе опытно-практической работы мы использовали специальные упражнения и задания, которые были направлены на совершенствование умения проводить исследование, анализировать и оформлять найденную информацию в нужном формате. Можно сказать, что работа по формированию умений исследовательской деятельности нуждается в использовании алгоритма для того, чтобы исследования были качественными и осознанными.

К окончанию формирующего этапа высказывания учащихся на определенную тему характеризовались полнотой и грамотностью. По нашим наблюдениям у детей на более высоком уровне было сформировано умение самостоятельного поиска информации, они четко выделяли необходимые для исследования данные, устанавливали между ними взаимосвязь и уверенно презентовали свои выступления. Но все же, в ряде случаев у обучающихся возникали затруднения при выборе темы и оформлении исследования. В этой связи обучающиеся обращались за помощью к взрослому.

Цель заключительного этапа нашего исследования заключалась в выявлении динамики развития умений исследовательской деятельности в 7 классе и предоставлении анализа результатов.

Проведенные уроки, направленные на развитие умений исследовательской деятельности, показали небольшие изменения. Характер ошибок практически не изменился, но их наличие заметно уменьшилось.

Контрольный этап опытно-практической работы показал следующие результаты обучающихся: высокий уровень познавательного интереса и кругозора по теме «Mass media» преобладает у пяти человек, это 33%, а 10 школьников имеют средний уровень, что составляет 67 % от общего количества обучающихся в классе.

Наряду с этим нами было осуществлено сопоставление результатов, полученных в процессе осуществления подготовительного этапа нашей опытно-практической деятельности. Можно констатировать, что высокий уровень познавательного интереса вырос на 33%, средний уровень увеличился на 54%, а низкий уровень уменьшился на 87%.

Анализ полученных результатов позволил прийти к выводам, что при повторении ранее изученного и изучении нового материала, развитии самостоятельности и мотивации школьников целесообразно использовать исследовательскую деятельность, которая несомненно способствует сознательному и прочному пониманию и усвоению материала.

Выводы. Таким образом, благодаря внедрению исследовательской деятельности не только во внеурочную, но и в урочную деятельность, самостоятельный поиск информации учащимися приобретает для них смысл, а в процессе работы с этой информацией происходит погружение в тему, развитие кругозора и познавательного интереса. Кроме того, исследовательская деятельность является одним из ведущих способов развития заинтересованности в английском языке и самостоятельности учащихся, а также является важным методом познания окружающей действительности.

Литература:

1. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С. 3.

2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. — 2-е изд. / Н.И. Запрудский. — Мн., 2004. — 288 с.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Монография. - М.: Луч, 2016 - 640 с.

4. Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / [и др.]; ред. Н.Г. Алексеев, М.В. Гущина, А.В. Леонтович. - Москва: Народное образование, 2001. - 272 с.

5. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 14.

6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. -Москва: Генезис, 2005. - 203 с.

7. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 45

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кручинина Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Гусева Людмила Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья представляет анализ культурных различий восточного и западного мировосприятия, помогающих школьникам в изучении китайского языка как второго иностранного. Раскрывается роль педагога в изучении не только структуры языка, но и ценностей, культуры и быта стран изучаемого языка. Отмечается положительное влияние на изучение китайского языка как второго иностранного после английского.

Ключевые слова: межкультурное общение, ценности, первый иностранный язык, второй иностранный язык.

Annotation. The article presents an analysis of cultural differences between Eastern and Western world perception which help students in learning Chinese as a second foreign language. The role of a foreign language teacher in learning of not only the language structure, but also in understanding of values, culture and everyday life of the countries of the studied language is revealed. A positive impact on the study of Chinese as a second foreign language after English is described.

Keywords: crossrcultural communication, values, first foreign language, second foreign language.

Введение. В настоящее время изучением английского языка никого не удивишь, его изучают с раннего возраста. Повсюду можно найти заведения с дополнительными курсами по изучению иностранного языка. Более того, изучать любой иностранный язык можно при помощи различных приложений через телефон и компьютерных программ. В настоящее время знания английского языка, который преобладает в современном обществе, это необходимый навык, позволяющий расти профессионально и быть в центре культурной жизни. Политические и экономические изменения в стране послужили причиной преобразования в образовательной сфере и в изучении иностранного языка. Открываются границы, и появляется все больше и больше возможностей для современных людей. Отсюда и появляется потребность в изучении второго иностранного языка. Многие лингвисты и педагоги утверждают, что второй иностранный язык изучается намного легче и быстрее, чем первый (М.И. Калинин, К.Д. Ушинский, Д. Петров). Как же можно использовать свои знания и навыки первого иностранного языка в изучении такого второго иностранного языка, как китайский?

Изложение основного материала статьи. Ценность знаний иностранного языка были подтверждены не одним ученым. При этом, огромную значимость приобретают знания второго иностранного языка. Например, Людвиг Витгенштейн, австрийский философ, писал, что «мир человека таков, каков его язык» [Г. Смилянская, 2018]. А русский писатель Антон Павлович Чехов говорил: «Сколько языков ты знаешь -столько раз ты человек» [Л. Ищенко, 2013]. О формировании и развитии методики обучения китайскому языку как иностранному языку писали такие ученые как: Жень Юань, Люй Бисун, Ли Пэйюань, Лю Сюнь, Чжао Цзинмин и другие.

Люй Бисун в 1984 году в своих работах отметил, что «Обучение языку является наукой. Её объектом исследования является целостный процесс, связанный с обучением языку и с вопросами о теории, принципах и методах обучения на каждом этапе. Её целью являются исследования и анализ закономерностей, которые характерны как для процесса языкового обучения, так и для каждого этапа» [Люй Бисун 1984:40]. Начальным этапом развития методики обучения китайскому языку как иностранному принято считать начало второй половины 20 века. Целью методики являлось преподавание теоретических языковых знаний таких, как грамматические и лексические. Большее внимание уделялось практическому применению языка, тем самым время на объяснении теории сокращалось. Культурные аспекты встречались в учебниках редко.

С 1960х-1970х годов, в методике обучения китайскому языку особое внимание уделяется теории, а именно: подробному объяснению и многочисленному повторению, тренировке. Сравнительно прямой метод является одним из важных методов обучения. Данный метод подразумевает:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.