Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ'

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КВЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощилова Анна Александровна, Кобалян Тамара Георгиевна

Статья посвящена проблеме формирования исследовательской компетентности обучающихся 5-7 классов в условиях внеурочной деятельности. Её приоритетность обусловлена личностно-деятельностной парадигмой современного образования, требованиями ФГОС. В статье раскрыты особенности формирования исследовательской компетентности в контексте личностно-деятельностного, экопсихологического и компетентностного подходов. Рассмотрена специфика этапов формирования данного интегрального личностного качества, выстроенных в логике становления субъектности. Показана сопряжённость этапов с системой педагогических технологий, обеспечивающих целостное воздействие на все сферы сознания личности. Представленный процессуально-технологический компонент формирования исследовательской компетентности обучающихся 5-7 классов может быть использован в практике работы школьных учителей и педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощилова Анна Александровна, Кобалян Тамара Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL AND TECHNOLOGICAL ASPECT OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF 5-7 CLASSES

The article is devoted to the problem of the formation of research competence of students in grades 5-7 in extracurricular activities. Its priority is due to the personality-activity paradigm of modern education, the requirements of the Federal State Educational Standard. The article reveals the features of the formation of research competence in the context of the personality-activity, ecopsychological and competence-based approaches. The specificity of the stages of the formation of this integral personal quality, built in the logic of the formation of subjectivity, is considered. The conjugation of the stages with the system of pedagogical technologies is shown, providing a holistic impact on all spheres of personality consciousness. The presented procedural and technological component of the formation of research competence of students in grades 5-7 can be used in the practice of school teachers and teachers of additional education.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ»

3. Каверина О.Г., Менжулина A.C. Формирование готовности будущих инженеров к иноязычной коммуникации (интегративный подход) // Вестник Академии гражданской защиты. - 2019. - Вып. 1 (17). -С. 13-18

4. Кароматова З.Ф. Работа со словарем - эффективный способ изучения английского языка // Достижения науки и образования. - 2017. - №4 (17). - С. 81-82

5. Колесникова А.И., Тинкчян Л.Э. Оценка целесообразности использования электронных словарей и переводчиков в процессе изучения иностранных языков // Аграрный Вестник Верхневолжья. - 2015. - Т.12. -№3. - С. 82-86

6. Кюрегян А.Л., Перцевая Е.А. Формирование лексических навыков у слушателей программы «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» при работе с электронными онлайн-словарями в процессе прохождения переводческой практики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - №74. - С. 42-49.

7. Марус М.Л. Сравнительный анализ современных многоязычных онлайн-словарей на примере словарей Мультитран и ABBYY Lingvo Online // Концепт. -2014. -№S1. - С. 51-55

8. Спирина М. В. Комбинаторика использования традиционных книжных и электронных словарей в практике преподавания иностранного языка в техническом вузе. // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II международной научной конференции. - М.: Буки-Веди, 2014. -С. 177-178

9. Стройков С.А. Лингвопрагматические характеристики англоязычного лексикографического гипертекста (на материале словаря - энциклопедии «The Free Dictionary»): дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2008. - 220 с.

10. Хлыбова М.А. Иноязычная подготовка аспирантов в контексте непрерывного уровневого высшего образования: монография. - Пермь: Прокростъ, 2019. - 161 с.

11. Шаляпина М. Автоматический перевод: эволюция и современные тенденции. // Вопросы языкознания. - 1996. - № 2. - С.105-117.

12. Шидакова М.Б. Развитие мультимедиа в преподавании английского языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-2. - С. 250-252.

Педагогика

УДК 37.033

кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Кобалян Тамара Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования исследовательской компетентности обучающихся 5-7 классов в условиях внеурочной деятельности. Её приоритетность обусловлена личностно-деятельностной парадигмой современного образования, требованиями ФГОС. В статье раскрыты особенности формирования исследовательской компетентности в контексте личностно-деятельностного, экопсихологического и компетентностного подходов. Рассмотрена специфика этапов формирования данного интегрального личностного качества, выстроенных в логике становления субъектности. Показана сопряжённость этапов с системой педагогических технологий, обеспечивающих целостное воздействие на все сферы сознания личности. Представленный процессуально-технологический компонент формирования исследовательской компетентности обучающихся 5-7 классов может быть использован в практике работы школьных учителей и педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, этапы формирования исследовательской компетентности, субъектность, проектная технология, технология кейс-стади, поисково-исследовательские квесты.

Annotation: The article is devoted to the problem of the formation of research competence of students in grades 5-7 in extracurricular activities. Its priority is due to the personality-activity paradigm of modern education, the requirements of the Federal State Educational Standard. The article reveals the features of the formation of research competence in the context of the personality-activity, ecopsychological and competence-based approaches. The specificity of the stages of the formation of this integral personal quality, built in the logic of the formation of subjectivity, is considered. The conjugation of the stages with the system of pedagogical technologies is shown, providing a holistic impact on all spheres of personality consciousness. The presented procedural and technological component of the formation of research competence of students in grades 5-7 can be used in the practice of school teachers and teachers of additional education.

Keywords: research competence, stages of the formation of research competence, subjectivity, project technology, case study technology, search and research quests.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»

Введение. Личностно-деятельностная парадигма современного образования и отражающие её федеральные государственные образовательные стандарты задают новые целевые ориентиры учебно-воспитательному процессу. Одной из важнейших задач становится формирование у обучающихся

исследовательской компетентности, предполагающей владение научными методами познания, умением исследовать и оценивать быстро меняющийся мир в процессе решения разнообразных проблем.

Важность формирования исследовательской компетентности подчёркивается в исследованиях А.В. Хуторского, И.А. Зимней, А.В. Леонтовича, А.И. Савенкова, Л.А. Казариной, Н.М. Соловьёвой и др.

Данные положения актуализируют необходимость формирования исследовательской компетентности как базового качества человека XXI века, обеспечивающего его конкурентоспособность.

Значительные возможности для становления исследовательской компетентности обучающихся 5-7 классов содержит внеурочная деятельность. Обладая широким спектром направлений, она создаёт условия для включения школьников в поисково-исследовательскую и предметно-преобразующую деятельность, способствует расширению и углублению знаний, формированию интереса к изучению проблем окружающего мира, использованию современных образовательных технологий.

Вместе с тем, несмотря на указанный потенциал внеурочной деятельности, недостаточно раскрыты процессуально-технологические аспекты её формирования у обучающихся 5-7 классов в контексте преемственности, системности, субъектности.

Данная проблема определила цель статьи: раскрыть и обосновать особенности процессуально-технологического аспекта формирования исследовательской компетентности у обучающихся 5-7 классов.

Изложение основного материала статьи. Как показал анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Хуторской, С.И. Осипова, А.А. Ушаков, Е.В. Феськова), понятие и структура исследовательской компетентности рассматривается в контексте личностного, деятельностного и компетентностного подходов.

В нашей работе исследовательская компетентность определяется в контексте личностного подхода. Она представляет собой интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностных установок к самостоятельному поиску решения новых проблем, творческой преобразовательной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

Структура исследовательской компетентности раскрывается в единстве мотивационно-ценностного (интерес, направленность на решение проблем), когнитивного (система знаний), деятельностного (планирование, организация и реализация исследовательской деятельности), рефлексивно-оценочного (анализ и оценка результатов исследовательской деятельности) компонентов (Н.М. Соловьёва [14]).

Определено, что одним из условий развития данного личностного качества является исследовательская деятельность, предполагающая этапность реализации: проблематизация, целеполагание, формулировка объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, определение задач, отбор методов и методик, сбор и анализ информации, оформление выводов и презентация результата. Исследовательская компетентность формируется у обучающихся на протяжении всего школьного обучения с учётом их возрастных особенностей, интересов и потребностей[7].

Анализ экопсихологической модели становления субъектности В.И. Панова [10] позволил определить значимость использования экопсихологического подхода для формирования исследовательской компетентности, важность становления обучающихся в качестве субъектов исследовательской деятельности.

Методологической базой исследования также стали личностно-деятельностный и компетентностный подходы, а также реализующие их принципы: научности, субъектности, активности, целостности, природо-и кульутро-сообразности, самореализации, проблемности, положительной мотивации, проектирования, продуктивности, творчества, самоорганизации учебно-исследовательской деятельности, сотрудничества, рефлексии.

Указанные теоретико-методологические положения составили основу разработки процессуально-технологического компонента формирования исследовательской компетентности обучающихся 5-7 классов в условиях внеурочной деятельности.

Процессуальный компонент включает последовательность этапов развития исследовательской компетентности, отражающих логику становления субъектности (А.С. Обухов, Б.А. Киселёв [9]), а также положения экопсихологической модели становления субъектности В.И. Панова [10].

1. Мотивационно-смысловой этап - «Я хочу и понимаю зачем» (5 класс) побуждает обучающихся пятых классов к исследовательской деятельности, создаёт условия для осознания её значимости и важности, что выступает предпосылкой развития ценностного отношения. Предполагает развитие у школьников субъектной потребности в овладении исследовательской деятельностью, тем самым обеспечивая сдвиг мотива на цель.

2. Познавательно-операционный этап «Я могу и действую» (6 класс) предусматривает овладение системой знаний об основах исследовательской и проектной деятельности, а также формирование ключевых исследовательских умений и способов деятельности, необходимых на всех этапах исследовательской деятельности. Обучающиеся выступают в качестве субъектов восприятия и репродуктивного выполнения действий-образцов.

3. Творческо-преобразующий этап «Я действую сам и реализую себя в деятельности для других» (7 класс) связан с формированием опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, заданной схемой «замысел - реализация - рефлексия» (Н.Г. Алексеев [1].). Предполагает работу с обучающимися 7 классов, освоивших материал предыдущих этапов. Обучающиеся находятся в позиции мастера, творца, способного самостоятельно без внешнего контроля применить интериоризированные и субъективированные действий-образцы в новых условиях при решении нестандартных задач.

4. Рефлексивный этап «Я осмысляю себя и свою деятельность» ориентирован на овладение обучающимися разнообразными способами рефлексии исследовательской деятельности, её самоанализа и самооценки. Присутствует контекстно в каждом из предыдущих этапов: на первом - личностная рефлексия, на втором - когнитивная; на третьем - деятельностная рефлексия (по А.С. Обухову) [5]. Школьники выступают субъектом оценки собственной исследовательской деятельности, а также оценки деятельности других обучающихся.

Технологический компонент формирования исследовательской компетентности обучающихся 5-7 классов представлен системой взаимосвязанных друг с другом технологий: «исследовательско-ориентированные квест-игры (5 класс) - структурированные и неструктурированные кейсы (6 класс) -исследовательские проекты (7 класс)». Представленные технологии дополняют методы эвристического обучения (А.В. Хуторского) [15], практическими методы (опыт, эксперимент), а также методы и приёмы рефлексии Л.С. Кожуховская, И.В. Позняк [6].

По утверждению А.И. Савенкова игры-исследования способствуют пробуждению у школьников интереса к познанию социоприродной среды, мотивации к исследовательской деятельности [13], умения видеть и осмыслять различные проблемы.

Структурированные и неструктурированные кейсы позволяют освоить логику исследовательской деятельности, её методологический аппарат, осуществить проблемно-ситуативный анализ, исследовательский поиск, анализ информации, оценку различных вариантов решений.

Исследовательские проекты обеспечивают формирование у обучающихся опыта самостоятельной исследовательской деятельности, включения их в научную работу по изучению интересующих объектов окружающего мира.

Методы технологии эвристического обучения активизируют творческую составляющую исследовательской деятельности.

Использование демонстрационных и фронтальных опытов, экспериментов позволяют наглядно понять изучаемый объект изнутри.

Представленная система технологий по формированию исследовательской компетентности обеспечена также разнообразными организационными формами: экскурсии, конференции, олимпиады, дискуссии, круглые столы.

Далее рассмотрим процессуальный и технологический компоненты в их сопряжённости друг с другом.

Таблица 1

Сопряжённость этапов и технологий формирования исследовательской компетентности

обучающихся 5- 7 классов

№ п/п Этапы формирования исследовательской компетентности Технологии и методы

1 1 этап -Мотивационно-смысловой 1. Исследовательско-ориентированные квест-игры o Квест- игра «Искатели: страт в науку» o Квест-игра «Наука и технологии: путешествие в будущее» 2. Методы эвристического обучения А.В. Хуторского: o Метод «Если бы.», o Метод образного видения o Метод смыслового видения o Метод символического o видения 3. Демонстрационные опыты «Наблюдаю и осмысляю»

2 2 этап -познавательно-операционный 1. Структурированные и неструктурированные учебные кейсы 2. Методы эвристического обучения А.В. Хуторского: o Метод эвристических вопросов o Метод сравненияМетод ученического целеполагания o Метод гипотезМетод ученическго планирования 3. Фронтальные опыты

3 3 этап -творческо-преобразующий 1. Исследовательские проекты o Методы эвристического обучения А.В. Хуторского: o Метод мозгового штурма o Метод синектики o Метод конструирования теорий o Метод самооценки o Метод рефлексии 1. Самостоятельное экспериментирование

4 4 этап -рефлексивно-оценочный Методы и приёмы рефлексии Л.С. Кожуховская, И. В. Позняк: «Острова», «Комплимент», «Телеграмма», «Заверши фразу». Коллективное письмо», «Картина по кругу». «Термометр настроения», «Слово-импульс» и др.

1. Мотивационно-смысловой этап «Я хочу и понимаю зачем» соотносится:

с исследовательско-ориентированными квест-играми:

1) «Искатели: старт в науку»,

2) «Наука и технологии: путешествие в будущее», а также методами эвристического обучения А.В. Хуторского[15]: «Если бы...», метод образного видения, метод смыслового видения, метод символического видения. Исследовательско-ориентированная квест-игра рассчитана на месяц. В ходе неё школьники объединяются в поисково-исследовательские экипажи по интересам, каждый из которых получает исследовательское задание, требующее коллективного выполнения.

2. Процессуально-познавательный этап «Я могу и действую» сопряжён с системой структурированных и неструктурированных кейсов «Юные следопыты: в поисках тайн окружающего мира». Содержание кейсов обеспечивает овладение обучающими логикой научного познания, системой знаний и практических умений проблематизации и целеполагания, постановки объекта, предмета, задач и гипотезы исследования, способствует освоению методов познания и этапов исследовательской деятельности. В качестве вспомогательного инструмента используется комплекс опытов «Учимся экспериментировать вместе».

3. На творческо-преобразующем этапе «Я действую сам и реализуя себя в деятельности других» активно применяется проектная технология. Школьники включаются в работу над индивидуальными и коллективными учебно-исследовательскими проектами, свободно оперируя освоенными на предыдущих

этапах знаниями и умениями, самостоятельно решая стандартные и нестандартные задачи, возникающие в ходе исследовательской деятельности.

4. Рефлексивно-оценочный этап «Я осмысляю себя и свою деятельность» предполагает использование методов и приёмов рефлексии («комплимент», «острова», «телеграмма», «коллективное письмо» и др) для оценки собственной деятельности и работы других. Организуются круглые столы, например, «Ретроспективный взгляд: мой исследовательский опыт».

Выводы. На основе обобщения и систематизации полученных данных были раскрыты и обоснованы особенности процессуально-технологического компонента формирования исследовательской компетентности у обучающихся 5-7 классов в условиях внеурочной деятельности. Определено, что использование системы технологий, подобранных по принципу комплементарности, обеспечивает целостное воздействие на все сферы сознаний личности. Их сопряжённость с этапами формирования исследовательской компетентности, выстроенными в логике становления субъектности, способствует более эффективному овладению личностью данным интегральным качеством.

Литература:

1. Алексеев, Н.Г. Леонтович, А.В. Обухов, С.А. Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся (фрагменты) / Фiзiка: праблемы выкладання. - 2006. - № 5. - С. 3-5.

2. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 7 (82). - С. 115-118.

3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2. URL: https:// https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-6 (дата обращения: 10.12.2020).

4. Демидова Н.Н., А.В. Зулхарнаева. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем: учебнометодическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - 176 с.

5. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - C. 98-109.

6. Кожуховская Л.С., Позняк И.В. Рефлексивные техники, методы и приемы. Проектирование коллективной деятельности и развитие "Я-концепции" // Народная асвета. - 2009. - № 4. - C. 13-17.

7. Леонтович, А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: дис. ... канд. психол. наук / Леонтович Александр Владимирович. - М.: 2003. - 210 с.

8. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф., Шеманаев В.А.. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2018. - № 6. - С. 66.

9. Обухов А.С., Киселев Б.А. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности // Психология и образование. - 2010. - №2. - С. 179-188.

10. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №4. -С. 16-25.

11. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «Благовест», 2019. - 220 с.

12. Прохорова М.П., Ваганова О.И.. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7. -№ 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2 (дата обращения: 20.04.2020).

13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с.

14. Соловьева Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным исзучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «Школа-Вуз» (с учетом региональной специфики): дис. ... канд.пед.наук / Соловьева Наталья Михайловна. - Якутск: 2019. - 194 с.

15. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? -М.: ВладосПресс, 2005. - 383 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

старший преподаватель кафедры управления образованием Омарова Эмилия Магомедсаидовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье изучена проблема правового образования, изучение вопросов уголовного права и уголовного процесса при реализации программ среднего профессионального образования. Сделан вывод о том, что ведущей целью юридического образования становится процесс формирования правовой культуры, поведения, которые проявляются в смысле жизни, основой которого является право, правопорядок, современная система правовых ценностей всего социума. В современных условиях сохраняется актуальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.