Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
419
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектно-исследовательская деятельность / лингводидактика / современные направления языкознания / проект / исследование / project-research activity / language education / modern directions of linguistics / project / research.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю.Ю. Данилова, Я.А. Солунова

В современном образовательном процессе все большее значение приобретают технологии и методы, направленные на активизацию самостоятельности и познавательного поиска. Широкие возможности использования проектно-исследовательской деятельности в качестве таковой технологии не вызывают сомнения. Однако проектно-исследовательская деятельность в этом смысле не должна быть общепредметной – необходимо разграничивать формы, методы, тематику и т.п. для каждой отдельной дисциплины, что позволит использовать эту технологию более эффективно. В рамках данной статьи определяется место и значение проектно-исследовательской деятельности в современной педагогической науке и лингводидактике. Рассматривается и подвергается анализу методический потенциал направлений современного языкознания в качестве узконаправленного профильного средства организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в школе. Актуальность исследования обусловлена не вполне четким пониманием о том, как правильно организовать и структурировать проектно-исследовательскую деятельность для достижения качественно высоких и продуктивных результатов в рамках изучения того или иного предмета в школе. Приводится краткий обзор проектов и исследований, реализованных в действительной образовательной практике по тому или иному лингвистическому направлению. Делается и подкрепляется объективными доводами вывод о том, что необходимо разграничивать общепредметные направления проектно-исследовательской деятельности и узкопредметные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ю.Ю. Данилова, Я.А. Солунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF LINGUISTICS AS A PROMISING RESOURCE OF PROJECT-RESEARCH ACTIVITY AS PART OF THE RUSSIAN LANGUAGE LEARNING

In the modern educational process, technologies and methods aimed at enhancing independence and cognitive search are becoming increasingly important. The wide possibilities of using project-research activity as such this type of technology are beyond doubt. However, project-research activity in this sense should not be general subject it is necessary to distinguish forms, methods, topics, etc. for each individual discipline, which will allow you to use this technology more effectively. In the work, the place and significance of project-research activity in modern pedagogical science and language teaching methods is determined. The methodological potential of the directions of modern linguistics as a narrowly focused specialized means of organizing design and research activities in the studying of the Russian at school are considered and analyzed. The relevance of the study is due to a not quite clear understanding of how to properly organize and structure project-research activity to achieve qualitatively high and productive results in the study of a particular subject at school. A brief overview of projects and research implemented in actual educational practice in a particular linguistic direction is provided. The conclusion that it is necessary to distinguish between general subject areas and narrow subject areas of project-research activity is made and supported by objective arguments.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 372.881.161.1 Б01: 10.26907/2658-3321.2021.4.1.126-137

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Ю.Ю. Данилова, Я.А. Солунова 15о1ипоуа@таИ. ги

Казанский Федеральный Университет, Елабужский институт»,

г. Елабуга, Россия

Аннотация. В современном образовательном процессе все большее значение приобретают технологии и методы, направленные на активизацию самостоятельности и познавательного поиска. Широкие возможности использования проектно-исследовательской деятельности в качестве таковой технологии не вызывают сомнения. Однако проектно-исследовательская деятельность в этом смысле не должна быть общепредметной - необходимо разграничивать формы, методы, тематику и т.п. для каждой отдельной дисциплины, что позволит использовать эту технологию более эффективно. В рамках данной статьи определяется место и значение проектно-исследовательской деятельности в современной педагогической науке и лингводидактике. Рассматривается и подвергается анализу методический потенциал направлений современного языкознания в качестве узконаправленного профильного средства организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в школе. Актуальность исследования обусловлена не вполне четким пониманием о том, как правильно организовать и структурировать проектно-исследовательскую деятельность для достижения качественно высоких и продуктивных результатов в рамках изучения того или иного предмета в школе. Приводится краткий обзор проектов и исследований, реализованных в действительной образовательной практике по тому или иному лингвистическому направлению. Делается и подкрепляется объективными доводами вывод о том, что необходимо разграничивать общепредметные направления проектно-исследовательской деятельности и узкопредметные направления.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, лингводидактика, современные направления языкознания, проект, исследование

Для цитирования: Данилова Ю.Ю., Солунова Я.А. Современные направления языкознания как перспективный ресурс проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка. Казанский лингвистический журнал. 2021; 1 (4): 126-137.

MODERN DIRECTIONS OF LINGUISTICS AS A PROMISING RESOURCE OF PROJECT-RESEARCH ACTIVITY AS PART OF THE

RUSSIAN LANGUAGE LEARNING Yu. Yu. Danilova, Ya.A. Solunova

isolunova@mail.ru Kazan Federal University, Yelabuga Institute, Elabuga, Russia

Abstract. In the modern educational process, technologies and methods aimed at enhancing independence and cognitive search are becoming increasingly important. The wide possibilities of using project-research activity as such this type of technology are beyond doubt. However, project-research activity in this sense should not be general subject - it is necessary to distinguish forms, methods, topics, etc. for each individual discipline, which will allow you to use this technology more effectively. In the work, the place and significance of project-research activity in modern pedagogical science and language teaching methods is determined. The methodological potential of the directions of modern linguistics as a narrowly focused specialized means of organizing design and research activities in the studying of the Russian at school are considered and analyzed. The relevance of the study is due to a not quite clear understanding of how to properly organize and structure project-research activity to achieve qualitatively high and productive results in the study of a particular subject at school. A brief overview of projects and research implemented in actual educational practice in a particular linguistic direction is provided. The conclusion that it is necessary to distinguish between general subject areas and narrow subject areas of project-research activity is made and supported by objective arguments.

Keywords: project-research activity, language education, modern directions of linguistics, project, research.

For citation: Danilova Yu.Yu., Solunova Ya.A. Modern directions of linguistics as a promising resource of project-research activity as part of the Russian language learning. Kazan Linguistic journal. 2021; 1 (4): 126-137. (In Russ.)

В эпоху бурной модернизации системы школьного обучения и стремления повысить самостоятельную активность учеников в образовательном процессе, приобретают широкую популярность и значение дидактические методы и технологии, способствующие развитию личности, ее познавательных и созидательных возможностей, получению системно-комплексных знаний и умений. Особое место среди таких технологий принадлежит проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность получила большое признание в современной дидактике в связи с тем, что с помощью нее может быть сформирована содержательная и многовариантная база для стимуляции

познавательно-исследовательской самостоятельности учеников -следовательно, получены знания и умения на качественно более высоком уровне. Несмотря на большой интерес исследователей (А.В. Леонтович, С.А. Новоселов, Т.В, Зверева, О.В. Брыкова) к этой технологии, она остается относительно новым методом как в дидактической, так и в лингвистической науке, требующим дополнительных как теоретических, так и специальных практических исследований.

Один из наиболее разработанных аспектов в его изучении -классификация проектно-исследовательской деятельности. Типология форм организации проектно-исследовательской деятельности может иметь разные основания классификации. В педагогической науке довольно часто как одна из самых теоретически обоснованных используется классификация, предложенная Е.С. Полат и классифицирующая проектно-исследовательскую деятельность по доминирующему методу, характеру координации, контактов, количеству участников, продолжительности проекта [8, с. 60]. Такая классификация является общедисциплинарной, т.е. универсальной и релевантной для всех школьных дисциплин - именно в этом русле создается большинство классификаций проектно-исследовательской деятельности. Однако подобный подход не исключает и другого - выделения направлений данной деятельности в узкоспециальных рамках (на уроке русского языка, литературы, математики и проч.). Заметим, что эти подходы не должны являться взаимоисключающими, а наоборот призваны существовать в неразрывном единстве, обеспечивающим целостность содержания проекта или исследования. Следовательно, научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка дать опорные пункты классификации проектно-исследовательской деятельности, берущей за основу современную научную парадигму языкознания и являющейся узкопредметной (русский язык).

Цель исследования - проанализировать и описать современные направления языкознания как перспективный классификационный ресурс

узкоспециальной проектно-исследовательской деятельности с опорой на сформированные компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности при изучении русского языка.

Современная научная парадигма языкознания включает в себя множество направлений, в рамках которых могут быть реализованы те или иные проектно-исследовательские работы. Анализ литературных и Интернет-источников выявил, что, хотя в них и присутствуют косвенные упоминания тех или иных лингвистических направлений (например, при формулировке тем: «Лингвокультурологический словарь к художественным текстам», «История имён собственных» [9]), конкретного указания на работу в рамках какого-либо направления, а также указания на его актуальность и перспективность авторы (как ученые-исследователи, так и практикующие учителя), как правило, не предоставляют. Вследствие этого мы считаем необходимым самостоятельно определить данные направления и обосновать степень целесообразности работы в рамках каждой отдельной отрасли языкознания.

По степени целесообразности и значимости в достижении предметных результатов на уроках русского языка нами выделено 5 основных направлений языкознания (здесь и далее в качестве ориентира на предметные результаты использован ФГОС основного общего образования [14]).

1. История языка (диахронный подход к описанию и анализу различных фактов языка). Рассматриваемое направление дано первым, поскольку оно во многом выступает как историческая справка к разнообразным процессам, отраженным в современном русском литературном языке и влияющим на него в синхронии. Диахронный аспект в процессе проектно-исследовательской деятельности обусловливает достижение трех значимых предметных результатов в рамках изучения русского языка: формирование представления о языке как о целостной взаимосвязанной системе и понимания взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа слова, в частности, фонетического и морфемного; закрепление знаний по какой-либо теме, более тщательное усвоение материала по ней (например, при изучении темы

«беглые» гласные в 5 классе с помощью метода проектов возможно добиться формирования представления о процессе падения редуцированных, понимания его механизмов и влияния на современный строй русского языка). Также это направление расширяет базу знаний учеников об этимологии слов, понятии внутренней формы слова и фразеологизма. Кроме того, вопросы, связанные с историей языка, частотны на олимпиадах по предмету [3], поэтому данное направление в рамках проектно-исследовательской деятельности делает возможным привлечение обучающихся к научно-практической деятельности на более качественном содержательном уровне.

В качестве примера проекта, выполненного в рамках данного направления, может быть приведен следующий: «Альбом правил «Кто командует корнями?» - практико-ориентированный проект ученицы 2 «Б» класса Гавриловой Д.А. (г. Оренбург, Гимназия №7), учитель русского языка и литературы Белоусова О.Ю. Своей целью авторы видят создание альбома, способствующего быстрому и прочному запоминанию правил, необходимых для проверки чередующихся гласных в корнях [4].

2. Еще одно перспективное (точнее - популярное) направление в современной лингвистике, потенциал которого может быть использован при организации проектно-исследовательской деятельности - коммуникативная лингвистика, основными задачами которого, по Э.С. Ветровой, являются: формирование знаний о коммуникативных процессах и движении информации в коммуникации; организация средств языка в различных коммуникативных ситуациях; изучение отношений между людьми в экстремальных, конфликтных условиях, в бесконфликтном общении <...>; анализ коммуникативных ситуаций повседневной жизни» [2, с. 135]. В связи с этим указанное направление видится нам как основополагающее при формировании и совершенствовании у учеников навыков говорения, восприятия и анализа речи на слух и письма, а также успешно развивающее коммуникативную и речевую компетенции учащихся. Коммуникативная лингвистика в рамках проектно-исследовательской деятельности направлена на достижение следующих предметных результатов: способность свободно, правильно

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля.

С опорой на фундаментальные положения коммуникативной лингвистики был реализован прикладной проект учениц 9 класса Максимовой С.П., Мавриной М.С. («Волжская СОШ» Курманаевского района) «Юный корреспондент. Студия Юнкор» под руководством учителя русского языка и литературы Полянина Е.А. Цель проекта определена следующим образом: разработка плана деятельности школьного кружка «Юный корреспондент», способствующего эффективному развитию коммуникативной и предметной компетентности старшеклассников [11].

3. Лингвокультурология изучает соотношения между языком и культурой, ее концептами. Это перспективное для развития интереса к предмету русского языка и необходимое направление для понимания того, каким именно образом язык становится орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры. Данное направление имеет в основе достижение следующих предметных результатов: представление о русском языке как языке русского народа <...>, а также о связи языка и культуры народа; формирование культурно-языковой компетенции (важными составляющими которой являются умение интерпретировать лексическую и грамматическую семантику в категориях культуры; умение выявлять культурные установки, стереотипы, эталоны, представления с опорой на лексическое и грамматическое значение и значимость языковых единиц; способность к межкультурной коммуникации, уважение собственной и чужой культуры; знание основных прецедентных имён и текстов русской культуры) [13, с. 6]; усвоение углубленных знаний по той или иной теме или изучаемому разделу («Фразеологизмы», «Лексика»)

в рамках выполнения какого-либо проекта или исследования. Примечательно, что лингвокультурные аспекты языковых фактов часто рассматриваются и описываются в рамках диахронного подхода (т.е. опираются на историю языка). В качестве примера можно привести следующий проект: «Русская и мировая история в зеркале фразеологии» - информационный проект учеников 9 класса Сафронова Е. С., Филина А. А., учитель русского языка и литературы Сафронова Ю. А. Цель данного проекта сформулирована авторами так: определить, какие события русской и мировой истории и культуры нашли отражение в русской фразеологии [12].

4. Социолингвистика - направление языкознания, способное через проектно-исследовательскую технологию помочь ученикам найти ответы на вопросы, связанные с социальной обусловленностью языка, социальной дифференциацией языка, с языковой нормой и т.д. Главными предметными результатами при этом становятся: умение пользоваться языковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств и проч.

В качестве примера проекта данного направления приводим следующий проект: «Тенденция огрубления в современном русском языке» - творческий проект-видео учеников 10 М и 10 И класса (МАОУ «СОШ №13 с УИОП» г. Электросталь Московской обл.), учитель русского языка и литературы Перова И. Н. Целью проекта стала «попытка иллюстрации проникновения ненормативной лексики (жаргона, матизмов и просторечий) в русский язык и привлечение внимания к данной проблеме» [10].

5. Межкультурная коммуникация как направление, исследующее коммуникативное взаимодействие представителей разных культур, является основополагающим в развитии поликультурной компетенции, включающей в себя знания и понимание социокультурных различий, законов

поликультурного мирового пространства, а также умение выстраивать свое поведение по этим законам. Поликультурная компетенция в совокупности с коммуникативной и культурно-языковой способна значительно расширить кругозор учащегося и повысить его конкурентоспособность в динамично развивающемся многокультурном мире. Кроме того, межкультурная коммуникация способна помочь в достижении узкопредметных результатов: например, в расширении знаний о заимствованной лексике в русском языке, данных через призму культурно-исторической ситуации взаимодействия с тем или иным народом.

Проект по данному направлению представлен следующим образом: «Аниме как объект лингвистического изучения» - творческий видео-проект ученицы 11 класса Макаревич В. А. (ГУО "Средняя школа № 4 г. Витебска"), учитель русского языка и литературы Трощинская-Степушина Т.Е. Цель проекта: выявить лексико-семантическую специфику речи персонажей аниме и определить состав японской по происхождению лексики в русском языке, произвести ее систематизацию [6].

Рассмотренные направления являются тем ресурсом, который, являясь в высшей степени содержательным и практико-ориентированным, в урочной деятельности не может быть использован в полной мере, поэтому так важно сказать о них при обращении к теме организации проектно-исследовательской деятельности. Вышерассмотренные направления - это та база вариативного получения знаний на уроках русского языка, которая обеспечивает цель современного образования - многостороннее и целостное развитие личности. Каждое из этих направлений призвано расширить представление учащегося о языке, увидеть в нем динамичный, живой и развивающийся организм, а также актуальное и всепроникающее явление, не должное оставаться без внимания -в итоге, такой подход должен стать определяющим на пути повышения интереса учеников к предмету «Русский язык» и стимулирования их познавательной активности как приоритетной задачи современного учебного процесса. Конечно, тематика проектов, рассмотренных и проанализированных

нами, выходит далеко за пределы тех направлений, которые мы рассмотрели: так можно найти темы, связанные с психолингвистикой, этнолингвистикой, эколингвистикой, лингвострановедением, структурализмом и т.д.

Заключая вышесказанное, заметим, что разграничение общедисциплинарного и узкодисциплинарного компонента в организации проектно-исследовательской деятельности является принципиально важным, т.к. дает научные теоретико-практические образцы, позволяет более четко увидеть цель и задачи того или иного проекта или исследования, определить его методы, теоретическую и тематическую базу, а также расширить круг научных интересов учителя и обучающихся в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Литература

1. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.

2. Ветрова Э.С. Методология и методы лингвистических исследований: Учебное пособие. Донецк: ДонНУ, 2019. 158 с.

3. Всероссийская олимпиада школьников 2017/18 гг. Муниципальный этап. Русский язык, 9 класс. Задание 3 [Электронный ресурс]. // URL: http://tasks.olimpiada.ru/upload/files/tasks/80/2017/ans-russ-9-Omsk-mun-17-18 .pdf (дата обращения: 18.11. 2020)

4. Гаврилова Д.А. Альбом правил «Кто командует корнями?» // Знанио -Образовательный портал для педагогов, родителей и школьников, 2017 [Электронный ресурс]. // URL: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_albom_pravil_russkogo_yazyka_kto_komandu et_kornyami_2_klass-114241 (дата обращения: 18.11. 2020)

5. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2003. № 4. C. 18-24.

6. Макаревич В.А. Аниме как объект лингвистического изучения: лексико-семантический аспект // Обучающие программы и исследовательские

работы учащихся «Обучонок», 2014. [Электронный ресурс]. // URL: https://obuchonok.ru/node/3719 (дата обращения: 15.10. 2020)

7. Новоселов С.А., Зверева Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе // Педагогическое образование в России, 2009. C. 38-42.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

9. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучонок» [Электронный ресурс]. // URL: https://obuchonok.ru/node/1163 (дата обращения: 25.09.2020)

10. Перова И.Н. Тенденция огрубления в современном русском языке // Видеохостинг YouTube, 2007 [Электронный ресурс]. // URL: https://www.youtube.com/watch?Y=j7DQxGoXyyY&feature=emb_logo (дата обращения: 10.10. 2020)

11. Полянина Е.А. Кружок «Юный корреспондент» как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников // Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 2014. [Электронный ресурс]. // URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/13/kruzhok-yunyy-korrespondent-kak-sredstvo-razvitiya (дата обращения: 20.11. 2020)

12. Сафронов Е.С., Филин А.А. Русская и мировая история в зеркале фразеологии // Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучонок», 2019 [Электронный ресурс]. // URL: https://obuchonok.ru/node/5341 (дата обращения: 15.10. 2020)

13. Токарева И.Ю. Культурно-языковая компетенция: новый термин или новый объект методики преподавания родного языка // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2011. C. 1-8.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Гарант.ру: Информационно-правовой портал. 2015. 31

декабря [Электронный ресурс]. // URL:

http://base.garant.ru/55170507/53f89421 bbdaf741 eb2d1 ecc4ddb4c33/ (дата

обращения: 16.09.2020).

References

1. Brykova O.V. (2006). Proektnaya deyatel'nost' v uchebnom protsesse. 32 p. Moscow, Chistye prudy. (In Russian)

2. Vetrova E.S. (2019). Metodologiya i metody lingvisticheskikh issledovanii: Uchebnoe posobie.158 p. Donetsk. (In Russian)

3. Vserossiiskaya olimpiada shkol'nikov (2017/18). // URL: http://tasks.olimpiada.ru/upload/files/tasks/80/2017/ans-russ-9-Omsk-mun-17-18 .pdf (accessed: 18.11. 2020) (In Russian)

4. Gavrilova D.A. Al'bom pravil «Kto komanduet kornyami?» (2017). URL: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_albom_pravil_russkogo_yazyka_kto_komandu et_kornyami_2_klass-114241 (accessed: 18.11. 2020) (In Russian)

5. Leontovich A.V. (2003). Ob osnovnykh ponyatiyakh kontseptsii razvitiya issledovatel'skoi i proektnoi deyatel'nosti uchashchikhsya. Pp. 18-24. Moscow. (In Russian)

6. Makarevich V.A. (2014). Anime kak ob"ekt lingvisticheskogo izucheniya: leksiko-semanticheskii aspect. // URL: https://obuchonok.ru/node/3719 (accessed: 15.10. 2020) (In Russian)

7. Novoselov S.A., Zvereva T.V. (2009). Fenomen proektno-issledovatel'skoi deyatel'nosti v obrazovatel'nom protsesse. Pp. 38-42. Ekaterinburg. (In Russian)

8. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya (1999). 224 p. Moscow, Academy. (In Russian)

9. Obuchayushchie programmy i issledovatel'skie raboty uchashchikhsya «Obuchonok». // URL: https://obuchonok.ru/node/1163 (accessed: 25.09.2020) (In Russian)

10. Perova I.N. (2007). Tendentsiya ogrubleniya v sovremennom russkom yazyke. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=j7DOxGoXyyY&feature=emb_logo (accessed: 10.10. 2020) (In Russian)

11. Polyanina E.A. (2014). Kruzhok «Yunyi korrespondent» kak sredstvo razvitiya kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov. // URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiY-YazYk/librarY/2014/03/13/kruzhok-yunyy-korrespondent-kak-sredstvo-razvitiya (accessed: 20.11. 2020) (In Russian)

12. Safronov E.S., Filin A.A. (2019). Russkaya i mirovaya istoriya v zerkale frazeologii [Russian and world history in the mirror of phraseology]. URL: https://obuchonok.ru/node/5341 (accessed: 15.10. 2020) (In Russian)

13. Tokareva I.Yu. (2011). Kul'turno-yazykovaya kompetentsiya: novyi termin ili novyi ob"ekt metodiki prepodavaniya rodnogo yazyka. Pp. 1-8. Tula. (In Russian)

14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (2015). // URL: http://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 16.09.2020). (In Russian)

Авторы публикации Authors of publication

Данилова Юлия Юрьевна - кандидат Danilova Yuliya Yur'evna -

филологических наук, доцент Candidate of Philology, Associate Professor

Казанский федеральный университет, Kazan Federal University, Yelabuga Institute

Елабужский институт Elabuga, Russia

г. Елабуга, Россия E-mail: danilovaespu@mail.ru E-mail: danilovaespu@mail.ru

Солунова Яна Алексеевна - студентка 5 Solunova Yana Alekseevna - 5th year student of

курса факультета филологии и истории philology and history department

Казанский федеральный университет, Kazan Federal University, Yelabuga Institute

Елабужский институт Elabuga, Russia

г. Елабуга, Россия E-mail: isolunova@mail.ru E-mail: isolunova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.