4. Парчевская, И.И. Элективный курс по физической культуре в вузе - «эстетическая гимнастика» / И.И. Парчевская // Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №4(170). - С. 259-261.
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, доцент Коренева Анастасия Вячеславовна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); учитель русского языка и литературы, магистр Шилова Наталья Васильевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия №3» (г. Мурманск)
ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость использования проектной технологии при обучении русскому языку. Раскрывается ее эффективность в развитии исследовательских умений учащихся. Выявлены трудности, существующие в практике использования проектной технологии. Описан констатирующий эксперимент, в ходе которого изучался исходный уровень сформированности у школьников исследовательской компетенции. Определены конкретные исследовательские умения. Указаны критерии оценки проектной деятельности. Представлены результаты эксперимента, свидетельствующие о том, что исследовательские умения обучающихся нуждаются в развитии. Подробно описан формирующий этап исследования, в ходе которого была организована систематическая, целенаправленная проектная деятельность учащихся. Определены задачи опытного обучения. Представлены методы работы. Характеризуются групповые и индивидуальные проекты, созданные школьниками. Приводятся итоги контрольного эксперимента, которые свидетельствует о значительном повышении у школьников экспериментального класса уровня сформированности исследовательской компетенции. Результаты исследования подтверждают эффективность использования лингвистических проектов в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку. Доказывается, что проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интенсивным. Учебная деятельность становится разнообразной и приобретает исследовательско-поисковый характер. Развивается познавательный интерес к русскому языку, повышается уровень успешности школьников по учебному предмету.
Ключевые слова: проектная технология, проектная деятельность, лингвистический проект, исследовательские умения, русский язык, лингвистическое образование.
Annotation. The article substantiates the necessity of using project technology in teaching the Russian language. Its effectiveness in the development of students' research skills is revealed. Difficulties existing in the practice of using project technology are revealed. The article describes the ascertaining experiment, during which the initial level of formation of students' research competence was studied. Specific research skills are identified. The criteria for assessing project activities are specified. The results of the experiment, indicating that students' research skills need to be developed, are presented. The formative stage of the research, during which systematic, purposeful project activities of students were organised, is described in detail. The objectives of the experiential learning are defined. The methods of work are presented. The group and individual projects created by students are described. The results of the control experiment are presented, which indicates a significant increase in the level of formation of research competence among students in the experimental class. The results of the study confirm the effectiveness of the use of linguistic projects in the lesson and extracurricular activities in Russian language. It is proved that the project technology allows to individualize the learning process, to make it more intensive. The learning activity becomes diverse and acquires an exploratory and exploratory character. The cognitive interest in the Russian language is developed, and the level of success of pupils in the subject increases.
Key words: project technology, project activity, linguistic project, research skills, Russian language, linguistic education.
Введение. Одной из основных задач современного лингвистического образования является не столько приобретение знаний, сколько способность учащихся приобретать опыт в различных видах исследовательской и творческой деятельности. Решению данной задачи способствует проектная технология, дающая «возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления» [7, С. 61].
Несмотря на достаточно большое количество публикаций в области проектных технологий по русскому языку [1; 8; 10; 11; 14], особенности применения лингвистических проектов в системе работы по развитию исследовательской компетенции учащихся недостаточно изучены. Это во многом связано с тем, что учителя-словесники, отмечая широкие возможности технологии проектов для образования и воспитания детей, крайне редко применяют ее на практике и испытывают определенные трудности при ее реализации [2]. Сложность, в частности, заключается в том, что логика урока не позволяет использовать метод проекта в классе, поскольку почти все учебное время затрачивается на развитие языковых, лингвистических и коммуникативных умений. В связи с этим учителя русского языка предпочитают внеклассную форму организации проектных мероприятий, но с учетом загруженности школьников в течение учебного года можно создать лишь один-два полноценных проекта, в работе над которыми, как правило, задействованы далеко не все учащиеся. В результате исследовательские умения обучающихся сформированы недостаточно и нуждаются в совершенствовании. Это подтверждает проведенный нами педагогический эксперимент.
Изложение основного материала статьи. Цель проводимого нами исследования - выявить влияние проектной технологии на формирование исследовательских умений школьников по русскому языку. Для этого необходимо выявить исходный уровень исследовательских умений школьников; организовать проектную деятельность при обучении русскому языку; провести повторное изучение исследовательских умений.
Эксперимент проводился на базе гимназии №3 г. Мурманска. В нем приняло участие 40 учеников параллельных классов, в контрольном и экспериментальном классе по 20 человек соответственно. На констатирующем этапе эксперимента проводилось первичное исследование готовности школьников к проектной деятельности. На формирующем этапе с помощью проектной технологии мы совершенствовали исследовательские умения обучающихся в экспериментальном классе. В контрольном классе проектная деятельность осуществлялась редко, от случая к случаю. На контрольном этапе проводилась повторная диагностика, систематизировались и обобщались полученные материалы.
Навыки проектной деятельности оценивались по ряду критериев, обозначенных в литературе по проблеме [3; 6; 7; 9; 12; 13; 15]. К диагностическим критериям относятся: практическая готовность к методу проектов; мотивация в
отношении метода проектов; проявление творческого потенциала при осуществлении проектной деятельности; проявление самостоятельности в проектной деятельности.
Были выделены четыре уровня развития у школьников навыков проектной деятельности.
Базовый уровень: низкий уровень заинтересованности в проведении исследований, недостаток знаний об исследовательской деятельности, опора на помощь взрослых при выполнении проектов.
Начальный уровень: способность выполнять краткосрочные проекты по заданию, умение самостоятельно выполнять исследовательские действия по аналогии с коллективным выполнением того же задания, имеются знания об основах организации исследования.
Продуктивный уровень: наличие устойчивых мотивов для проведения исследований, готовность проводить исследования самостоятельно, достаточный уровень знаний для создания проекта, способность предложить оригинальный подход к решению исследовательских задач, умение представить результат своей деятельности.
Креативный уровень: заинтересованность в проведении проектов, способность самостоятельно подходить к выбору темы, ставить задачи, находить их решения, высокая доля самостоятельности; умение представить оригинальный результат деятельности.
Кроме того, в ходе педагогического наблюдения проверялся уровень развития у школьников таких конкретных исследовательских умений, как умение работать с первоисточником, умение наблюдать явления и факты, умение анализировать явления и факты, умение выявлять проблему, умение формулировать гипотезу, умение разработать и провести эксперимент, обработать и обобщить результаты, умение сделать выводы, умение использовать достижения смежных наук [4, С. 73]. Каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов - низкий уровень развития, 1 балл -средний уровень, 2 балла - высокий уровень развития.
Рассмотрим показатели сформированности навыков проектной деятельности у школьников (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1
Критерии сформированности навыков проектной деятельности у школьников экспериментального класса
Критерии Уровни сформированности (%)
базовый начальный продуктивный креативный
Практическая готовность 50% 25% 25% -
Мотивация 55% 35% 10% -
Проявление творческого потенциала 45% 45% 10% -
Проявление самостоятельности 65% 25% 10% -
Таблица 2
Критерии сформированности навыков проектной деятельности у школьников контрольного класса
Критерии Уровни сформированности (%)
базовый начальный продуктивный креативный
Практическая готовность 45% 30% 25% -
Мотивация 60% 30% 10% -
Проявление творческого потенциала 50% 45% 5% -
Проявление самостоятельности 60% 35% 5% -
Констатирующий эксперимент показал, что большинство учеников имеют базовый и начальный уровни сформированности навыков проектной деятельности. Креативный уровень не показал ни один участник эксперимента. Показатели развития исследовательских умений отражены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень развития исследовательских умений школьников по русскому языку
Исследовательские умения Уровни сформированности (%)
Экспериментальная группа Контрольная группа
высокий средний низкий высокий средний низкий
умение работать с первоисточником - 10% 90% - 15% 85%
умение наблюдать явления и факты - 25% 75% - 20% 80%
умение анализировать явления и факты - 15% 85% - 10% 90%
умение выявлять проблему - 10% 90% - 15% 85%
умение формулировать гипотезу - 10% 90% - 5% 95%
умение разработать и провести эксперимент, обработать и обобщить результаты - 15% 85% - 10% 90%
умение обобщить результаты исследования, сделать общие выводы - 20% 80% - 15% 85%
умение использовать достижения смежных наук - - 100% - 5% 95%
Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют, что основные исследовательские умения школьников, необходимые для создания лингвистических проектов, нуждаются в совершенствовании.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал слабую подготовку учеников к проектной деятельности. Недостаточно развиты самостоятельность, мотивация и творческий потенциал обучаемых. Нуждаются в совершенствовании основные исследовательские умения. Анкетирование школьников свидетельствует, что с теорией проектной деятельности они не знакомы (соответствующие вопросы остались без ответов или были даны неверные ответы). В обоих классах проектная деятельность осуществлялась редко: в разработке проектов участвовало в среднем 12,5% учащихся.
Полученные результаты подтвердили необходимость развития у обучаемых исследовательских умений путем использования проектной технологии. Эффективность технологии была проверена в ходе формирующего этапа эксперимента путем организации деятельности учащихся по разработке групповых и индивидуальных проектов. Как уже говорилось выше, проектная деятельность систематически и целенаправленно осуществлялась только в экспериментальном классе. В контрольном классе проектная технология использовалась редко.
Задачи экспериментального обучения:
1. Создать в классе условия для организации постоянной проектной деятельности по русскому языку.
2. Определить темы для групповых и индивидуальных проектов по лингвистике.
3. Сформировать у школьников знания о проектной деятельности и развить основные исследовательские умения.
4. Отработать методические приемы проектной деятельности.
В начале опытного обучения было проведено занятие, на котором ученики экспериментального класса получили необходимые теоретические сведения о технологии проектов, об этапах проектной деятельности, о видах проектов и формах их защиты. Школьники познакомились с проектами, которые были разработаны учениками других классов, проанализировали их.
Затем учащимся были предложены темы групповых и индивидуальных проектов. Подчеркнем, что тема индивидуального проекта не навязывалась преподавателем. Ученики сами выбирали интересующее их направление исследования, некоторые предлагали свою тему, а учитель как научный руководитель корректировал названия проектов и помогал в их реализации. Охарактеризуем ряд проектов.
Важным групповым проектом, разработанным в рамках экспериментального обучения, был проект по лингвокраеведению «Образы Кольского Севера в творчестве мурманских поэтов». Цель проекта - выяснить, какие явления северной природы вдохновили поэтов на создание ярких поэтических образов. Предмет исследования - тексты мурманских поэтов. Конечный продукт - презентации-анализы стихотворений мурманских поэтов, рисующих образ нашего края.
Остальные проекты носили индивидуальный характер: «Имена собственные в русском фольклоре», «Прозвища в школьной жизни», «Популярность русских имен», «Отражение истории города в его топонимии», «Отражение истории и культуры поморов в этноактуальной лексике», «Бренды товаров для детей: смысл и бессмыслица», «Роль фразеологизмов в современном русском языке» и другие. Коротко остановимся на некоторых.
Цель проекта «Популярность русских имен»: выявить динамику изменения популярности русских имён на протяжении первого десятилетия 21 века и определить причины изменений. На основе исследования автор создал буклет «Самые распространенные имена в гимназии №3».
Еще одна проектная работа посвящена теме «Роль фразеологизмов в современном русском языке». Цель работы: проанализировать речь учащихся гимназии №3 с точки зрения количественного и качественного использования ими фразеологизмов. Проектными продуктами исследования стали «Словарик фразеологизмов в картинках» и словарик наиболее частотных современных фразеологизмов, употребляемых молодежью.
Цель проектной работы «Бренды товаров для детей: смысл и бессмыслица»: выяснить, какое смысловое наполнение имеют названия торговых марок детских товаров. В качестве конечного продукта автор создал буклет «Бренды товаров для детей».
Цель проекта «Отражение истории и культуры поморов в этноактуальной лексике»: определить роль этноактуальной лексики Поморья в сохранении исторической памяти. В процессе работы были выделены и изучены с точки зрения семантики, частотности, сферы и цели употребления следующие тематические группы слов: поморские названия ветров и состояния погоды; поморские названия семги; поморские названия судов; предметы труда и быта, орудия лова; профессии рыбаков-поморов. Проектными продуктами данного исследования стали предназначенные для занятий по лингвокраеведению: презентация «Отражение истории и культуры поморов в этноактуальной лексике», учебный словник по теме «Рыболовство - основное занятие поморов», подборка поморских пословиц и поговорок по теме «Рыболовство».
Экспериментальное обучение показало, что проектная деятельность на занятиях по русскому языку способствует развитию исследовательских умений учащихся, помогает формированию их личности. Об этом свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента, который был проведен по тем же критериям и компонентам.
После опытного обучения большинство школьников экспериментального класса показали продуктивный и креативный уровни готовности к проектной деятельности. Хорошо развиты самостоятельность, творческий потенциал, мотивация к осуществлению проектной деятельности, практическая готовность ее осуществлять.
В контрольном классе половина школьников по-прежнему находится на базовом уровне. У второй половины -начальный и продуктивный уровни сформированности исследовательских умений. Креативный уровень по-прежнему не показал ни один из участников эксперимента.
Показатели развития исследовательских умений в экспериментальной и контрольной группах после опытного обучения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень развития исследовательских умений школьников по русскому языку
Исследовательские умения Уровни развития (%)
Экспериментальная группа Контрольная группа
высокий средний низкий высокий средний низкий
умение работать с первоисточником 80% 20% - - 20% 80%
умение наблюдать явления и факты 80% 20% - - 20% 80%
умение анализировать явления и факты 75% 25% - - 30% 70%
умение выявлять проблему 80% 20% - - 25% 75%
умение формулировать гипотезу 80% 20% - - 15% 85%
умение разработать и провести эксперимент, обработать и обобщить результаты 75% 25% - - 10% 90%
умение обобщить результаты исследования, сделать общие выводы 80% 20% - 20% 80%
умение использовать достижения смежных наук 85% 15% - - 10% 90%
Результаты диагностики показывают, что высокий уровень развития исследовательских умений не продемонстрировал ни один ученик из контрольного класса. В экспериментальном классе показатели значительно выросли, о чем свидетельствует сравнение данных в таблицах 3 и 4. Кроме того, у детей произошло развитие познавательного интереса к предмету, повысился уровень успешности по русскому языку.
Выводы. Многоаспектное сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует о значительном повышении у школьников экспериментального класса уровня сформированности исследовательской компетенции. Гипотеза исследования доказана: целенаправленное и систематическое использование технологии проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку способствует эффективному развитию исследовательских умений учащихся.
Литература:
1. Беднарская, Л.Д. Проектные мероприятия на каждом занятии / Л.П. Беднарская // Русский язык в школе. - 2015. -№ 5. - С. 3-4.
2. Белова, Т.А. Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся / Т.А. Белова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011. - 10 (112). - С. 153-156
3. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе: учебное пособие / А.В. Бычков. - М.: АБВ-ИЗДАТ, 2018. - 100 с.
4. Духанина, Н.В. Психолого-педагогические основы изучения проблемы развития творческого потенциала учащихся / Н.В. Духанина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. - 3(28). - С. 71-75.
5. Киселева, Л.С. Инноватика в научно-педагогической деятельности: учебное пособие / Л.С. Киселева. - Москва: Проспект, 2018. - 143 с.
6. Макотрова, Г.В. Школа исследовательской культуры: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Г.В. Макотрова. - Белгород: БелГУ, 2007. - 299 с.
7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителей начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - Москва: Вентана-Граф, 2013. - 106 с.
8. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстрова [и др.]; под ред. Е.А. Быстровой. - Москва: Дрофа, 2004. - 240 с.
9. Осипова, Г.И. Опыт организации научно-исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук» / Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 153 с.
10. Панина Е.П. Использование метода проектов на уроках русского языка в современной начальной школе / Е.П. Панина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. - 2018. -№28. - С. 91-95.
11. Пахнова, Т.М. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности (8-11 классы) / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2013. - №12. - С. 3-7.
12. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2018. - 192 с.
13. Савенков, А.И. Методика исследовательского и проектного обучения школьников: учебное пособие / А.И. Савенков. - Москва: Издательство «Дом Федорова», 2016. - 128 с.
14. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова // Русский язык в школе. - 2008. - № 6. - С. 3-4.
15. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении учебно-методическое пособие для учителей / М.В. Степанова; под ред. А.П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 91 с.