Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учителя как основа развития современной школы'

Исследовательская деятельность учителя как основа развития современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / TEACHERS' RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товарищева Фекла Дмитриевна, Софронов Родион Павлович

В статье рассматривается организационно-управленческий аспект поисковой работы учителя, которая является основой развития образовательного пространства школы. Выделены организационно-управленческие этапы в создании совместной творческой исследовательской активности учителей. Определены психолого-педагогические условия творческого включения преподавателей в инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Товарищева Фекла Дмитриевна, Софронов Родион Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ research activity as a basis of contemporary school development

The article studies the management aspect of teachers’ research work, which is considered as a basis of education space development in the school. The managerial stages in the development of teachers’ joint creative research activity are distinguished. The authors define the psychological and pedagogical conditions of creative participation of teachers in the innovative activities.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учителя как основа развития современной школы»

УДК 373.1 Товарищева Фекла Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Софронов Родион Павлович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и географии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация:

В статье рассматривается организационно-управленческий аспект поисковой работы учителя, которая является основой развития образовательного пространства школы. Выделены организационно-управленческие этапы в создании совместной творческой исследовательской активности учителей. Определены психолого-педагогические условия творческого включения преподавателей в инновационную деятельность.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность учителей, профессионально-педагогический процесс, психолого-педагогический потенциал, инновационный процесс, поисковая деятельность.

Tovarishcheva Fyokla Dmitrievna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Sofronov Rodion Pavlovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Teaching Methodology of Biology, Chemistry and Geography Department, Institute of Natural Sciences, North-Eastern Federal University

TEACHERS' RESEARCH ACTIVITY AS A BASIS OF CONTEMPORARY SCHOOL DEVELOPMENT

Summary:

The article studies the management aspect of teachers' research work, which is considered as a basis of education space development in the school. The managerial stages in the development of teachers' joint crea-tive research activity are distinguished. The authors define the psychological and pedagogical conditions of creative participation of teachers in the innovative activities.

Keywords:

teachers' research activity, professional and pedagogical process, psychological and pedagogical potential, innovative process, research activity.

Новые рыночные отношения, складывающиеся в России, существенно повлияли и на сферу образования. Включение педагогических коллективов в инновационную деятельность способствует переводу образовательных учреждений из режима функционирования в режим развития. Этим обусловлено то, что современная школа все в большей степени становится автономным субъектом своих преобразований.

Развитие преобразований внутри школы определяют два обстоятельства: первое - профессионально-педагогический потенциал коллектива; второе - инновационные процессы, происходящие в учреждении. В конечном счете все это регулируется качеством и уровнем творческой поисковой деятельности учителей. До сих пор лишь констатировалось, что учитель - творческий работник, что без творческого отношения к труду он не может быть профессионалом. Сегодняшние образовательные парадигмы в профессионально-педагогической деятельности преподавателя на первый план выдвигают исследовательскую активность как новую его функцию.

Исследовательская работа учителя в новых условиях становится органичной частью его профессиональной деятельности. Этого требуют обстоятельства жизни, диктующие необходимость воспитания творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки предписанных стандартов, готовой не только к постоянным изменениям, но и к их принятию как возможности реализовать себя. Развитие у школьников этих качеств предполагает включение всех участников образовательного процесса в творческую деятельность. В первую очередь учителей, поскольку известна аксиома: личность формируется личностью, то есть творческую личность ученика может создавать только творчески работающий преподаватель, находящийся в перманентном поиске нового.

Выполнение учителем новой исследовательской функции прежде всего определяется его профессионально-педагогическим потенциалом. Под потенциалом (от лат. potential - сила) подразумеваются источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, то есть возможности определенного лица, коллектива, общества. Изучение данного вопроса показывает, что личностный потенциал субъектов педагогической деятельности и профессиональное развитие коллектива находятся в прямой зависимости друг от друга.

Понятие «личностный потенциал работника» ориентировано на представление о человеке как целостном субъекте трудового процесса, что означает стремление самореализации; полноту представленности персональных качеств; структурное единство, сбалансированность всех элементов. Потенциал педагога состоит из следующих компонентов: профессиональных знаний, умений и навыков (квалификационного потенциала); работоспособности (психофизиологического); академических и дидактических способностей (образовательного); креативности (творческого); предрасположенности к сотрудничеству, коллективной организации, взаимодействию (коммуникативного); ценностно-мотивационной базы (идейно-мировоззренческого, нравственного, эмоционально-ценностного потенциала).

Исследовательская активность всегда связана с поиском нового. В связи с тем что она занимает в профессиональной деятельности учителя заметное место, в последние годы специалисты, рассматривая аспекты проблем инновационных процессов в образовании, отмечают появление новой области знания - педагогической инноватики. Например, О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов подчеркивают: «Педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой (во всяком случае для конкретной школы) практики образования» [1]. Для выяснения сущности данного термина обратимся к содержанию таких понятий, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный потенциал коллектива».

В словаре С.И. Ожегова находим следующее определение: «Новое - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, или к настоящему времени недостаточно знакомый, малоизвестный» [2]. Его придерживаются все специалисты. «Новшество» в этом источнике рассматривается как новый метод, порядок, изобретение. Более емкую характеристику данному понятию дает П.И. Третьяков, подчеркивая, что новшество - это явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии, организации и содержания нового [3]. Ряд авторов термины «новшество» и «инновация» считают тождественными, хотя другие различают их. Однако целесообразно исходить из последнего.

Справедливо то, что новшество - средство решения актуальных педагогических проблем, достижения новых целей образования. Это могут быть учебные программы, методики, технологии, образовательные системы, структуры, технические средства обучения и др. Инновации -управляемый процесс создания, освоения и применения новшеств. В данном контексте прав А.И. Пригожин, предлагающий следующее определение: «Инновация - целенаправленное изменение, которое вносит в социальную единицу - организацию, население, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» [4]. Иначе говоря, инновация тождественна нововведению и всегда содержит новое решение актуальной задачи.

Все это в совокупности представляет собой инновационный процесс, под которым понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Он протекает через определенные фазы: а) становление (осмысление опыта, поиск идей, создание модели); б) активное формирование (целенаправленное практическое моделирование педагогических проектов, организация сообществ, ориентированных на совместное развитие образования); в) трансформирование (широкое применение инновационных форм деятельности).

Условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования является инновационный потенциал школы. Под ним понимается способность педагогического коллектива к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов, технологий. Показателями подобных возможностей учителей можно считать: восприимчивость к новшествам, подготовленность к освоению нововведений, уровень новаторства и творческой активности, развитость коммуникативных связей. Такова общая характеристика новой функции, которую условно назовем исследовательской.

Профессионально-педагогический потенциал коллектива в создании нового складывается из приведенных в творческое взаимодействие инновационных возможностей отдельных учителей. В результате формируется новое интегральное качество - инновационный потенциал школы. Рассмотрим в организационно-управленческом аспекте поисковую работу преподавателей, которая выступает основой развития образовательного пространства учреждения. Здесь следует обозначить, что коллектив педагогов - не аморфное явление, он состоит из личностей. В связи с этим возникает необходимость остановиться на общей характеристике личности.

Проблема личности - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, может ли он стать господином собственной судьбы. На первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, то есть понятие «личность» практически сливается с понятием «Я». Дж. Локк считал, что «личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах» [5]. Аналогичной точки зрения придерживался И. Кант. Он подчеркивал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону [6].

Каково бы ни было влияние среды на личность, важны роль и место самого человека в развитии своего «Я». Экзистенциальная психология (В. Франкл) на первый план выдвигает вопросы бытия человека, его свободы, ответственности, выбора, поиска смысла существования. Аналогичную мысль также находим у С.Л. Рубинштейна, который подчеркивает активную позицию человека в обеспечении психического роста и личностного самосовершенствования [7]. Из этих мыслей вытекает положение: саморазвитие с опорой на собственные сущностные силы, способности и потребности нуждается в своеобразной социальной апробации. То есть для каждого учителя должны быть найдены условия, пути, стимулирующие его деятельность, творчество, становление как профессионала. Данный постулат подтверждается и исследованиями А.Н. Леонтьева. По его утверждению, внутренние потенциалы личности находят поле для актуализации во внешнем мире, в процессе общения и контактов с окружением. В этом и сила взаимодействия субъектов, когда они нацелены на совершенствование работы [8].

Все это в теоретико-методологическом плане определяет творческое начало личности в целом, она формируется лишь в творческой деятельности. Такой подход полностью объясняет, что личность учителя-профессионала проявляется и развивается в постоянном поиске нового в работе, самом себе.

Поисковая активность учителя - не единовременный акт, а целая система, подчиняющаяся как объективным законам, так и субъективным закономерностям. Интенсивность и направленность инновационного движения коллектива определяются совершенствованием управленческой технологии. Деятельность строится на необходимости создания рациональных условий: разработки це-леполагания и организационно-функциональных структур учебного заведения, обеспечивающих инновационное движение коллектива; формирования нового мировоззрения, базирующегося на новых парадигмальных основах развития научной сферы; непрерывного обучения преподавателей современным технологиям; подготовки системы оценки и самооценки управления школой для выявления профессиональной значимости каждого члена педагогического сообщества; стимулирования инициатив и перевода инноваций в режим саморазвития заведения.

Интересные мысли мы находим у А. Адлера. Он, утверждая, что каждый человек представляет собой единство личности и индивидуального формирования этой личности, направленность психологического роста видит в движении «изнутри - наружу», «...от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития» [9]. Данное положение автора полностью подтверждается нашими наблюдениями. В школах мы видели, как учителя, активно занимающиеся профессиональным самосовершенствованием, открыто делились идеями с коллегами, что давало им положительный импульс в работе. А другие по разным причинам (личностного характера, неприятия других и т. д.) все держали при себе, предъявляя находки в тех или иных ситуациях (в процессе контроля, самоотчета, аттестации и т. п.). Найденные таким путем нововведения все равно играют существенную роль в улучшении образовательной деятельности.

Поисковая активность в конечном счете обеспечивает повышение педагогического потенциала каждого учителя. Формируется и развивается мотивационная (на индивидуальном, субъектном, личностном уровнях), когнитивная (педагогическая, творческая, методологическая грамотность), операциональная (овладение технологией творческого поиска), рефлексивная (способность критериально-критического анализа творческих подходов) готовность педагогов к профессионально-поисковой деятельности.

Участие в любом виде деятельности, уровень активности в ней определяются мотивом, которым руководствуется человек. Мотивационную готовность учителей к сотрудничеству можно определить на основе диагностики самоопределения в деятельности. Выделяются три типа самоопределения: индивидуальный, субъектный, личностный. Они характеризуют уровни мотива-ционной готовности преподавателей к поисковой активности.

Первый уровень (индивидуальный тип самоопределения) - интуитивное восприятие цели исследовательской работы, субъект принимает участие в совместной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями и ожиданиями. Второй уровень (субъектный) - нормативное представление о цели поисковой активности, участие в ней как исполнение предписываемых

норм. Третий уровень (личностный) - цель поиска воспринимается как личностно значимое, творческая занятость отвечает потребностям, повышает активность, креативность, самостоятельность.

Если охарактеризовать эти критерии с точки зрения эмоционально-ценностного отношения учителей к исследовательской деятельности, то на первом уровне проявляется в целом положительное отношение к сотрудничеству (то есть как к должному, которое не всегда совпадает с потребностями); на втором - безусловно-положительное (педагог принимает такую деятельность в качестве необходимой для работы, она совпадает с его профессиональным мотивом); на третьем - рефлексивно-положительное (преподаватель не только принимает поисковую активность внутренне, но и размышляет о дальнейшем ее совершенствовании).

Когнитивная готовность учителей изучается по ее проявлению на трех уровнях. Первый обозначен как эмпирический. Он характеризуется тем, что учитель как специалист, владея определенной исследовательской грамотностью, пользуется ею в случае необходимости, не считает ее главным орудием для совершенствования своей работы. Второй уровень - теоретический, когда преподаватель творчески применяет общепедагогическую грамотность, проявляя готовность к поисковой деятельности, чтобы целенаправленно обогащать свой профессиональный опыт инновационными находками. Третий уровень - креативный - предполагает методологическую грамотность, то есть учитель умеет анализировать, задействовать передовую практику других, корректируя и рационализируя подходы согласно своим позициям.

Операциональная готовность учителя также проявляется на трех уровнях. Первый - алгоритмический: специалист может вести исследование при внешне заданном алгоритмическом описании, когда задана цель, ясны ситуация и способы деятельности по ее достижению. Второй уровень - эвристический: преподаватель решает творческую задачу не по готовому алгоритму, а путем самостоятельного приспособления известного общего метода к ситуации. Третий - творческий: педагог креативно пользуется методами научного поиска, находит способ деятельности, подвергает анализу или коррекции программу.

Также изучалась рефлексивная готовность учителей. Первый уровень - рефлексивный контроль: преподаватель обладает квалификационным типом анализа работы, то есть проверяет соответствие творческой деятельности программе, где изложены основные алгоритмы. Второй - исследование: педагог пользуется диагностическим типом анализа поисковой работы, устанавливает, насколько деятельность отвечает показателям ее эффективности. Третий уровень -самореализация: специалист применяет логико-мыслительные критерии активности.

Готовность учителей к решению насущных профессиональных проблем рассмотрена как проявление совокупности качеств и навыков: профессиональных знаний и умения, работоспособности, интеллектуальных, креативных возможностей, предрасположенности к сотрудничеству, ценностно-мотивационных запросов.

Как показывает практика, инновационный потенциал школы рождается тогда, когда носители идей сотрудничают в творческих группах. Из эмпирических наблюдений видно большое значение коммуникации субъектов педагогического процесса для совершенствования школьной жизни и всего дела образования. В этом плане богатое наследие оставлено С.Т. Рубинштейном. В его трудах красной нитью проходит идея о том, что источником саморазвития индивида, средством обеспечения его самореализации и стимулом для дальнейшего личностного роста является взаимодействие с ближайшей средой. Он подчеркивает, что глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с действительностью, другими людьми.

На первую позицию выдвигается идея развития школы, что возможно лишь в том случае, когда учреждение ориентировано на разработку, внедрение, освоение и распространение новшеств в образовательном процессе. Это требует новых идей, подходов к решению практических вопросов и проблем, что в свою очередь обусловлено уровнем поисковой деятельности каждого учителя и качеством активного, творческого сотрудничества преподавателей в рамках коллектива.

Все это предполагает рассмотрение проблемы творческого взаимодействия учителей в организационно-управленческом аспекте. Внутришкольное управление, опираясь на отношения субъектов образовательной деятельности, одновременно обеспечивает и личностное их развитие. Это в свою очередь является источником развития самой школы. Совместная поисковая деятельность преподавателей осуществляется поэтапно в определенной последовательности. Под этапом понимается логически завершенный в смысловом, временном и организационном отношениях отрезок процесса управления, которому отвечают четкие целевые установки, содержание, обеспечение и который отражает соответствующий уровень развития коллективной исследовательской работы.

Выделяются следующие организационно-управленческие этапы в совместной творческой исследовательской активности учителей. Соучастие - деятельность, организуемая в форме «круглых столов», «мозгового штурма» и др., в ходе которой обсуждаются те или иные новшества,

находки, передовой опыт. Соорганизация - комплектование поисковых коллективов, которые находят подходы к рассматриваемым проблемам, оформляют общую тему, разрабатывают программу действий, определяют содержание работы и функции каждого участника. Сотворчество - деятельность группы, предполагающая включение творческих коллективов в решение задачи развития школы, реализацию инновационных идей, проектов, обеспечение экспертизы результатов.

Организация творческого сотрудничества учителей в инновационной деятельности требует соблюдения ряда общепедагогических положений, необходимых психолого-педагогических условий осуществления их взаимодействия, определяющих его эффективность. Продуктивная исследовательская активность возможна, когда созданы творческие и мобильные поисковые группы из педагогов-единомышленников, которые совместимы по профессиональным, психологическим, природным характеристикам.

Эффективность творческих объединений обусловлена креативным общением как преподавателей в них, так и групп между собой. Это обеспечивается созданием особой образовательной среды, включающей в себя целевое, поисковое, рефлексивное пространства, рациональность педагогического управления которой позволяет выработать высокий профессионализм, творчество, самостоятельность, активность учителей в решении задач и закрепить их исследовательский опыт - коллективную норму поиска инновационных подходов. Результатом творческого сотрудничества специалистов в инновационной деятельности является повышение уровня и качества профессионально-педагогического потенциала школы в целом.

Таким образом, творческое сотрудничество учителей в решении насущных проблем развития учреждения, рассмотренное в организационно-управленческой системе, является благодатной почвой повышения инновационного потенциала педагогического коллектива. В свою очередь это обусловливает способность содружества учителей к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов, технологий.

Ссылки:

1. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. 797 с.

3. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление развитием образовательными системами М., 2002. 320 с.

4. Пригожин А.И. Сущность переходных процессов // Социология перестройки / под ред. В.А. Ядова. М., 1999.

5. Локк Дж. Сочинения : в 3 т. М., 1988.

6. Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1966. Т. 5.

7. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 89-95.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М., 1983.

9. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.