ISSN 1029-3388
ВОПРОСЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
Елагина В. С., Ковалева Н.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию нововведений в образовательных организациях, к самостоятельному и ответственному принятию решений в ситуациях неопределенности, к активному участию в инновационных процессах, готовом компетентно решать возникающие профессиональные исследовательские задачи. Одним из условий развития готовности учителя к творческой, инновационной деятельности в школе выступает исследовательская деятельность, подготовка к которой является важнейшей задачей педагогического образования.
Организация исследовательской деятельности сегодня приобретает особую значимость, так как выступает фактором саморазвития, самоопределения, самообразования, оказывает огромное влияние на личностно-профессиональное становление будущего педагога. По своей структуре и содержанию она создает в образовательном пространстве колледжа наиболее благоприятные условия для развития мышления, положительной мотивации и познавательного интереса, формирования творческой личности. Вовлечение студентов в фундаментальные исследования позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей [1; 2; 3].
Готовность и способность исследовать педагогический процесс путем реального использования в процессе обучения младших школьников инновационных подходов, технологий обучения и воспитания являются для учителя самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество педагога, отражающее его личностный, профессиональный, творческий, познавательный уровень развития. Оно особенно важно на современном этапе развития отечественного образования, когда возникает необходимость формировать компетенции, вести систематические и целенаправленные исследования образовательного процесса в школе, осваивать новые виды деятельности, а не работать по усвоенным алгоритмам. Безусловно, формирование этого качества будущего педагога следует начинать еще в колледже, создавая образовательную среду, направленную на стимулирование студентов к творческой познавательной и практической деятельности, возбуждая в них интерес к исследованиям разного уровня сложности и направленности, развивая положительную мотивацию.
Следует отметить, что организация исследовательской деятельности студентов в учебном процессе меняет функции преподавателя и студента. Преподаватель организует совместную творческую деятельность, построенную на сотрудничестве в поиске решения актуальных проблем начального образования, поставленных в ходе занятия, выступая при этом в роли координатора, консультанта, тьютора. В деятельности студента ведущими становятся самостоятельная работа, самоуправление и самоорганизация.
36
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение педагога и студента. В отличие от научного исследования преподавателя, целью которого является производство новых знаний, решение крупных научных проблем в различных областях современного образования, учебно- и научно-исследовательская деятельность студентов направлена на формирование исследовательских умений и навыков как универсального способа познания окружающей действительности, развитие познавательной мотивации, приобретение знаний о методах и методиках освоения действительности. Педагог, деятельность которого связана с подготовкой будущих учителей, должен быть сам исследователем, способным к научной деятельности и постоянному саморазвитию.
Рассматривая исследовательскую деятельность студентов как синтез учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, мы вкладываем разное понимание сущности этих видов деятельности.
Так, под учебно-исследовательской деятельностью студентов мы понимаем деятельность, в результате которой они приобретают необходимые навыки творческой деятельности. В процессе решения задач, как правило, уже разработанных в науке, студенты приобретают умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, изучая и анализируя не только учебную литературу, но и дополнительную. С целью развития информационных умений организуется работа студентов по составлению библиографических списков, написанию аннотаций, кратких рефератов, тезисов, докладов и сообщений теме своего исследования, постановки целей и задач исследования, планированию и организации микроэкспериментов, овладению методами и методиками исследования, анализу и обобщению полученных результатов и их объяснению
Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как поисковая деятельность научного характера, направленная на решение задач с неизвестным результатом. Эта деятельность связана с анализом реального образовательного процесса, выдвижением гипотез и их экспериментальной проверкой, построением модели учебного или воспитательного процесса, выявлением педагогических условий эффективного построения образовательного процесса в школе. В результате глубокого теоретического анализа исследуемой проблемы, объяснения педагогических явлений и процессов, установления их связей и отношений, теоретического и экспериментального обоснования фактов, выявления закономерностей посредством научных методов познания студент открывает «новое знание», носящее не только субъективный характер, но и приобретающее определенную объективную теоретическую значимость, новизну для образовательной практики.
Научно-исследовательская деятельность по своему характеру является более самостоятельной, предполагает активную творческую деятельность студентов, обеспечивающую приобретение ими навыков самостоятельного принятия решений задач, уже разработанных в науке. Учебно-исследовательские умения и навыки являются основой, базисом для развития научно-исследовательских умений, критического мышления, творческих способностей.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности важное значение имеют исследовательские способности и умения.
Исследовательские умения следует рассматривать как способ осуществления исследовательской деятельности, включающей и умения видеть проблему, умение ставить
37
ISSN 1029-3388
вопросы, выдвигать гипотезу, умение сравнивать, классифицировать, сформулировать цель, структурировать материал, самостоятельно провести эксперимент, наблюдение, объяснить и доказать правильность своей позиции, идеи.
На основе анализа различных подходов к определению и классификации исследовательских умений в своем исследовании мы выделили три группы исследовательских умений: 1) информационно-коммуникационные умения, включающие умения отбора необходимого для исследования материала, его структуризацию и представление в виде текста исследования; 2) теоретико-методологические умения, в состав которых входят умения разработать методологический аппарат исследования; 3) теоретико-эмпирические умения, составляющие группу умений, включающих владение теоретическими и эмпирическими методами исследования. К этой группе мы относим умения самостоятельного проведения опытно-экспериментальной работы, интерпретации полученных результатов, оформление работы.
Студенты, целенаправленно занимающиеся исследовательской деятельностью, заметно отличаются теми качествами, которые характерны для исследователя. Их характеризует познавательная активность, желание не просто приобрести профессионально важные знания и умения, но и исследовать образовательный процесс в школе, изучить возрастные, психологические особенности учащихся, характер их взаимоотношений друг с другом, с учителями, использовать в организации учебно-познавательного процесса в школе инновационные методы и формы обучения; стремление проверять на собственном опыте педагогические новации, современные педагогические технологии, находить новую информацию из собственного опыта; особая чувствительность к проблемам; способность к дивергентному поиску решения выявленных проблем; способность к рефлексии.
Основными функциями исследовательской деятельности являются: аналитическая, ориентационная, прогностическая, информационная и моделирующая.
Аналитическая функция исследовательской деятельности проявляется в психолого-педагогическом анализе образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В процессе анализа студенты устанавливают причинно-следственные связи между компонентами образовательного процесса -целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых он протекает, и его результатами, определяют влияние процесса на уровень обученности и воспитанности учащихся.
Ориентационная функция направлена на формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего исследования, или выполняемого действия, определение оценочных отношений к предмету исследования. Она выражается в умении студента определять направление исследовательской деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе работы, прогнозировать результаты этой работы.
Информационная функция реализуется через поиск студентами учебной, научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической, справочной, методической информации, а также информации из различных интернет-ресурсов.
Прогностическая функция предполагает наличие у студентов умения предвидеть конечный результат исследовательской деятельности.
Моделирующая функция реализуется в процессе исследования объектов познания на их моделях. Построение педагогических моделей позволяет с достаточной точ-
38
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
ностью описывать реально существующие явления и процессы так, как они проходили бы в действительности. Педагогические модели используются в опытно-экспериментальной работе с целью получения информации о педагогической системе, при необходимости можно скорректировать ее структуру, внутренние связи между составляющими ее компонентами, получить достаточно устойчивые результаты, позволяющие сделать выводы и перенести результаты в образовательный процесс школы.
В процессе исследовательской деятельности у студентов развиваются интегративные качества личности, характеризующиеся способностью будущего учителя к решению исследовательских задач методами научного познания и проявляющиеся в единстве ценностно-мотивационного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов. Полученные навыки ведения исследования продолжают развиваться в процессе практической деятельности студентов. Каждый вид практики сопровождается комплексом заданий исследовательского характера, набор которых варьируется в зависимости от ее вида. Конференции, проводимые по итогам каждого вида практики, позволяют студентам провести самооценку сформированности у них исследовательской компетенции.
В условиях подготовки будущего учителя в педагогическом колледже исследовательская деятельность организуется поэтапно.
На первом этапе происходит первое знакомство с особенностями, содержанием и структурой исследовательской деятельности, развивается положительная мотивация, формируются навыки работы и информацией. На лекциях и семинарских занятиях студенты выполняют различные задания: 1) информационные (подбор, обработка и представление информации, её обобщение, систематизация и классификация и др.); 2) проблемные (обнаружение и разрешение противоречий, подбор и составление задач); 3) экспериментальные (наблюдение, проведение решение экспериментальных задач). Студенты привлекаются к участию в дискуссиях по проблемам; конспектируют научные статьи, составляют схемы и таблицы; самостоятельно определяют и формулируют цели, задачи и ход микроисследования; разрабатывают критерии оценки; проводят научное наблюдение, опрос, анкетирование; оформляют результаты исследования в форме отчета.
На втором этапе студенты выполняют микроисследования, работают над небольшими проектами различной направленности, учатся использовать теоретические и эмпирические методы в исследовании конкретных проблем образования, изучают курс по выбору «Основы психолого-педагогического исследования», в рамках которого у студентов формируются знания по методологии и методике педагогических исследований. Знакомясь с элементами научного исследования, они учатся проводить опытно-экспериментальную работу в образовательных учреждениях, описывать основные компоненты исследования, правильно оформлять библиографический список. Основой для практического применения приобретенных навыков выступает подготовка курсовой работы или исследовательского проекта.
На третьем этапе студенты выполняют выпускную квалификационную работу (ВКР). На этом этапе они разрабатывают программы проведения опытно-экспериментальной работы в школе, осуществляют подбор диагностических методик, в период преддипломной практики в школе проводят исследование образовательного процесса. По итогам реализации опытно-экспериментальной работы студенты осуществляют математическую обработку и интерпретацию полученных результатов, делают выводы и
39
ISSN 1029-3388
составляют рекомендации для учителей и родителей, оформляют тексты квалификационных работ.
Также одним из эффективных условий развития исследовательской компетенции студентов является их участие в студенческих научно-практических конференциях, педагогических чтениях, учебно-практических семинарах, что позволяет осуществлять самооценку индивидуальной исследовательской деятельности и получать экспертную оценку со стороны социальных партнеров (преподаватели колледжа, учителя и члены администрации школ города).
Не менее важной составляющей процесса формирования исследовательской компетенции студентов является их участие в работе постоянных и временных творческих коллективов. Постоянные и временные творческие коллективы - добровольные профессиональные объединения педагогов и студентов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной практической деятельности.
Творческая лаборатория (ТЛ) и временный творческий коллектив (ВТК) является одной из важных форм работы педагогического коллектива. Творческая лаборатория создается для решения той или иной учебной задачи. Участие студентов в работе временных творческих коллективов способствует активизации их деятельности, организации совместной работы с преподавателем и однокурсниками, мобилизации творческого потенциала, самореализации.
Научное общество студентов (НОС) является добровольным объединением студентов, которые активно участвуют во внеучебной научно-прикладной и исследовательской работе под руководством преподавателей колледжа. Основной целью организации НОС является повышение уровня научной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, выявление наиболее талантливых студентов, склонных к научной деятельности, для последующего обучения и пополнения научно-педагогических кадров.
Важно подчеркнуть, что сформированные у студентов учебно- и научно-исследовательские умения способствуют развитию метапредметных знаний и умений.
Способность к самоанализу педагогической деятельности, а также возникающих педагогических проблем и постановке на их основе целей и задач исследовательской деятельности составляет рефлексивный компонент готовности к исследовательской деятельности выпускников. Рефлексируя, студент направляет свои усилия на развитие таких важных качеств, как творческое мышление, ответственность, самостоятельность, умение высказывать свое мнение относительно проблем начального образования, отстаивать свою точку зрения.
Участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах, исследовательских проектах создает предпосылки для развития исследовательских качеств. Опыт, приобретаемый студентом постепенно, от подготовки реферативных исследований до проведения самостоятельной опытно-экспериментальной работы, формирует когнитивный и операционально-деятельностный компоненты профессионально-педагогической компетентности. Демонстрация уровня сформированности исследовательской компетентности каждого из выпускников в полной мере происходит при итоговой государственной аттестации.
Таким образом, формирование исследовательских умений и компетенций студен-
40
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
тов начинается с первых дней их пребывания в колледже и продолжается весь период обучения, затрагивая все сферы деятельности будущего педагога.
Литература
1. Анисимов О С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
2. Аронов А.М., Баженова К.А. Организационно-управленческая деятель-ность педагога - руководителя исследовательской деятельности школьников // Из-вестия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону, 2008. №5. С. 153-158.
3. Волков А.Е., Реморенко И.М., Кузьминов Я.И., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И., Андрущак Г.В., Юдкевич М.М. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междуна-родной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. 39 с.
41