Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
исследовательская деятельность / творческие работы / образовательный процесс / познавательные интересы / методы обучения / учащиеся / эффективность обучения / research activities / creative works / educational process / cognitive interests / teaching methods / students / educational effectiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Ю.А.

В статье рассматриваются методы организации исследовательской деятельности в образовательном процессе. Основное внимание уделяется классификации творческих работ учащихся по уровням сложности и целям, а также стратегии вовлечения учеников в исследовательскую деятельность. Анализируется влияние таких работ на развитие познавательных интересов и общую эффективность обучения, подчеркивая важность активного участия и правильной организации работы для достижения значимых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT RESEARCH ACTIVITY IN HISTORY EDUCATION PROCESS

Article examines methods for organizing research activities within the educational process. It focuses on the classification of students' creative works by levels of complexity and objectives, as well as strategies for engaging students in research activities. The impact of such work on the development of cognitive interests and overall educational effectiveness is analyzed, highlighting the importance of active participation and proper organization for achieving significant results.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»

УДК 372.8

Шевцова Ю.А.

учитель истории и обществознания Антрацитовская средняя школа № 3 (г. Антрацит, ЛНР, Россия)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Аннотация: в статье рассматриваются методы организации исследовательской деятельности в образовательном процессе. Основное внимание уделяется классификации творческих работ учащихся по уровням сложности и целям, а также стратегии вовлечения учеников в исследовательскую деятельность. Анализируется влияние таких работ на развитие познавательных интересов и общую эффективность обучения, подчеркивая важность активного участия и правильной организации работы для достижения значимых результатов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, творческие работы, образовательный процесс, познавательные интересы, методы обучения, учащиеся, эффективность обучения.

Одним из ключевых психологических ресурсов личности является интеллект. Интеллектуальные способности индивидуума проявляются, во-первых, в его способности воспринимать, осмыслять и интерпретировать окружающие события, а во-вторых, в том, как он принимает решения в условиях сложных и неопределенных ситуаций.

Образовательные учреждения общего образования должны стремиться к формированию целостной системы универсальных знаний, навыков и умений, а также к обеспечению опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности у обучающихся. Это предполагает развитие ключевых компетенций, которые определяют современное качество образовательного процесса [2]. Таким образом, образовательный процесс должен быть

организован таким образом, чтобы выпускники могли не только ориентироваться в многообразии профессий и адаптироваться к стремительно изменяющемуся миру, но и быть способными к его преобразованию. Это требует не только обладания знаниями, но и умения применять их в рамках самостоятельной научной, исследовательской и творческой деятельности.

Важным аспектом организации учебного процесса является не только передача учащимся фактического материала, который они смогут использовать в будущем, но и обеспечение их погружения в образ жизни, соответствующий будущим условиям, а также развитие навыков эффективного преобразования этого образа жизни. Следовательно, одним из основных результатов правильно структурированного образовательного процесса должно стать развитие у обучающихся способности к исследовательской и творческой деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность представляет собой процесс, целевой ориентир которого - образовательный результат, направленный на формирование у учащихся исследовательского типа мышления [2].

Таким образом, ключевой задачей школы становится вовлечение детей в исследовательскую деятельность, что подразумевает процесс познания окружающего мира, самих себя и своей роли в динамично изменяющемся мире. Основу такого вовлечения составляет развитие умений, необходимых для успешной исследовательской деятельности.

Метод обучения, основанный на исследовательском подходе, предоставляет следующие возможности [3, с. 36-42]:

1. Обеспечивает овладение методами научного познания через процесс активного поиска.

2. Способствует формированию мотивации и потребности в исследовательской деятельности.

3. Предоставляет учащимся полноценные, осмысленные знания, которые можно оперативно и гибко использовать.

4. Содействует развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся представляет собой процесс взаимодействия между учеником и педагогом, направленный на выявление сущности изучаемых явлений и процессов. Этот процесс включает в себя ключевые этапы, характерные для научного исследования: постановку проблемы, изучение теоретических аспектов, относящихся к данной проблематике, выбор методов исследования и практическое освоение их применения, сбор первичных данных, их анализ и обобщение, а также формирование собственных выводов. Каждое исследование имеет подобную структуру.

Основным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный и творческий продукт, который устанавливает истину на основе проведенного исследования.

Процедура организации исследовательской работы в образовательном учреждении включает следующие этапы [1, с. 148-150]:

1. Определение учеников, проявляющих интерес к исследовательской деятельности.

2. Проведение индивидуальных консультаций и работы с учеником со стороны учителя-предметника.

3. Утверждение тем исследований на школьных методических объединениях преподавателей.

4. Представление результатов исследовательских работ учащимися на школьной конференции. Наиболее выдающиеся работы могут быть рекомендованы для участия в муниципальных и региональных научно-практических конференциях.

Исследовательские работы учащихся могут варьироваться по уровню сложности, целевым задачам и степени самостоятельности. При распределении тем исследований среди школьников педагог должен учитывать возрастные особенности ребенка, его интересы, уровень познавательной активности, а также индивидуальные и психологические характеристики. Важно организовать работу таким образом, чтобы учащийся принимал в ней активное участие,

проявлял инициативу и воспринимал исследовательскую деятельность не как обязательный урок для получения оценки, а как увлекательный процесс.

Классификация творческих работ учащихся следующая [4, с. 553-555]:

1. Информационно-реферативные работы - создаются на основе анализа нескольких литературных и архивных источников, а также опросов, с целью всестороннего освещения конкретной проблемы (например, «Проблемы реки Ташмы»).

2. Проблемно-реферативные работы - предполагают сопоставление данных из различных источников и выработку собственной интерпретации рассматриваемой проблемы (например, «Петр I: гений-преобразователь или тиран-злодей?»).

3. Описательные творческие работы - сосредоточены на наблюдении и качественном описании какого-либо явления (например, «Почему жители нашего края не знают апрельских примет?»).

4. Исследовательские творческие работы - выполняются с использованием научно обоснованных методик, включают сбор оригинальных данных, их анализ и формулирование выводов о характере изучаемого явления (например, «Отголоски Гражданской войны»).

Исследовательская деятельность продемонстрировала, что поэтапное развитие познавательных интересов, интегрированное в учебный процесс, наряду с получением знаний, умений и навыков, делает обучение более эффективным и значимым для учащихся. Это способствует развитию их способностей и при благоприятных условиях приводит к положительным результатам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гуд кова Е. А. Индивидуальный проект в процессе обучения истории как средство развития исследовательской культуры старшеклассников / // Молодой ученый. 2023. № 13 (460). С. 148-150;

2. Крючкова Е.А. Особенности исследовательской деятельности учащихся при изучении истории / Е.А. Крючкова. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-pri-izuchemi-istorii (дата обращения: 14.09.2024);

3. Синельников И. Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории / И. Ю. Синельников // Преподавание истории в школе. 2016. № 3. С. 36-42;

4. Щуринова И. А. Технология эффективной организации учебно-исследовательской работы учащихся по истории / И. А. Щуринова. // Молодой ученый. 2023. № 10 (57). С. 553-555

Shevtsova Yu.A.

Anthracite secondary school № 3 (Anthracite, Russia)

STUDENT RESEARCH ACTIVITY IN HISTORY EDUCATION PROCESS

Abstract: article examines methods for organizing research activities within the educational process. It focuses on the classification of students' creative works by levels of complexity and objectives, as well as strategies for engaging students in research activities. The impact of such work on the development of cognitive interests and overall educational effectiveness is analyzed, highlighting the importance of active participation and proper organization for achieving significant results.

Keywords: research activities, creative works, educational process, cognitive interests, teaching methods, students, educational effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.