Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность как фактор повышения качества профессионального развития педагога'

Исследовательская деятельность как фактор повышения качества профессионального развития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно­ исследовательская деятель­ность / организация / функция педагога / исследовательская компетентность / современная практика обучения. / ғылыми­ зерттеу қызметі / ұйымдастыру / педагог функциясы / зерттеу құзыреттілігі / оқытудың заманауи практикасы / research activity / organization / function of a teacher / research competence / modern practice of learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — ТОМСКАЯ ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

Научно-исследовательская деятельность является одним из видов интеллектуальной деятельности. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Исследовательская дея тельность предполагает определенную исследовательскую компетентность, которая позволяет достичь понимания, каким образом можно получить ответы на сложные вопросы, диктуемые современной образовательной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research activity as a factor in improving the quality of professional development of a teacher

Research activity is one of the types of intellectual activity. When organizing research activities, the function of the teacher radically changes: he ceases to be the main source of information for students and becomes the organizer of their actual cognitive activity. Research activity involves a certain research competence that allows to achieve the understanding of how you can get answers to problematic questions dictated by modern educational practice.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность как фактор повышения качества профессионального развития педагога»

Педагогическая наука и практика

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГА

Аңдатпа

Ғылыми-зерттеу қызметі зияткерлік қызметтің бір

түрі болып табылады. Ғылыми-зерттеу қызметін ұйымдастыру кезінде педагогтың қызметі түбегейлі өзгереді: ол оқушылар үшін негізгі ақпарат көзі болуды тоқтатады және олардың танымдық іс-әрекетінің

ұйымдастырушысы болады. Зерттеу қызметі қазіргі

білім беру практикасы талап ететін күрделі сұрақтарға

қалай жауап алуға болатындығын түсінуге мүмкіндік

беретін белгілі бір зерттеу құзыреттілігін қамтиды.

Аннотация

Научно-исследовательская деятельность является

одним из видов интеллектуальной деятельности. При

организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для

учеников и становится организатором их собственно

познавательной деятельности. Исследовательская

дея­тельность предполагает определенную исследовательскую компетентность, которая позволяет достичь

понимания, каким образом можно получить ответы

на сложные вопросы, диктуемые современной образовательной практикой.

Abstract

Research activity is one of the types of intellectual

activity. When organizing research activities, the function

of the teacher radically changes: he ceases to be the

main source of information for students and becomes

the organizer of their actual cognitive activity. Research

activity involves a certain research competence that

allows to achieve the understanding of how you can

get answers to problematic questions dictated by modern

educational practice.

3(41)/2023

Томская Л.М.,

учитель русского языка и

литературы,

общеобразовательная

школа №7,

г. Костанай

Негізгі сөздер: ғылыми-­

зерттеу қызметі, ұйымдастыру, педагог функциясы,

зерттеу құзыреттілігі, оқытудың заманауи практикасы.

Ключевые слова: научно-­

исследовательская дея­тель­

ность, организация, функция

педагога, исследовательская

компетентность, современная практика обучения.

Keywords: research activity,

organization, function of a

teacher, research competence,

modern practice of learning.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

11

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

12

Педагогическая наука и практика

Сегодня процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых

условиях особое значение для развития

человека приобретают умения собирать

необходимую информацию, целесооб­

разно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения,

что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому

учит такое направление в обучении, как

организация научно-исследовательской

деятельности.

Иными словами, научно-исследовательская деятельность является одним

из видов интеллектуальной деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность,

связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая

наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.

Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории

уделяется учителю. При организации

научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция

педагога: он перестает быть основным

источником информации для учеников

и становится организатором их собственно познавательной деятельности.

Главная функция учителя – управление

процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Учебно-исследовательскую работу

он организует с учащимися по двум направлениям:

• урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и

лабораторные занятия, урочные внут­

ришкольные проекты, творческие домашние задания, международные про-

екты и др.;

• внеурочная

учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением

урочной деятельности: реферативная

работа; проектная работа по интересам;

курсовые работы по предмету; учебно-исследовательские работы; научные

работы; интеллектуальные марафоны;

олимпиады; конференции.

Роль педагога на этапах организации

исследовательской деятельности различна.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является

доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель

уже выступает в роли консультанта.

Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику

предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ученики) – равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и

учитель анализируют причины неудач,

выбранные пути решения.

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет

и особые требования к педагогу:

• положительное отношение к ребенку;

• проявление уважения к личности

и поддержание чувства собственного

достоинства в каждом;

• признание права личности быть

непохожей на других;

• предоставление права на свободу

выбора;

3(41)/2023

• оценка не личности ребенка, а

его деятельности, поступков;

• учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Руководство учебно-исследовательской деятельностью помогает творчески развиваться и самому педагогу.

Например, в процессе работы учитель может усовершенствовать методику исследования или обобщение результатов исследования и др.

Иными словами, проектная культура

учителя – составная часть его профессионально-педагогической культуры,

совокупность «проектных» способов

инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования,

конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений,

процессов и систем. Проектно-деятельностный уровень умений учителя сегодня определяет его профессионализм.

Исследовательская деятельность –

это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного

учителя, обеспечивающая организацию

всех других ее видов, оказывающая

влияние на развитие профессиональной

компетентности педагога и выполняющая функцию средства этого развития;

деятельность, направленная на формирование и развитие личности педагога

как активного субъекта собственной

дея­тельности, способного к самореализации и самоактуализации; деятельность, основанная на внутренней познавательной потребности и активности

субъекта и направленная, с одной стороны, на познание, на поиск новых знаний

для решения образовательных задач, с

другой стороны, на воспроизводство, на

совершенствование образовательного

процесса в соответствии с целями современного образования. Это деятель3(41)/2023

13

ность, в процессе которой происходит

формирование и развитие важнейших

психических функций, существенный

прирост исследовательских умений и

способностей к исследованию, обучению и развитию.

Исследовательская деятельность педагога имеет свое воплощение в творчес­

ком подходе к достижению результатов

современного образования, требующих

активного вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую

деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания

на практике.

Новые стандарты образования ориентированы не на отдельные элементы

инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и

их эффектов.

Одной из таких технологий является

исследовательская технология, направленная на формирование самостоятельности мышления школьника, позволяю­

щая наработать опыт мыслительной

деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций

и самостоятельно «добывать» новые

знания логическим путем. Несомненно,

что условием ее реализации является

владение педагога навыками собственной исследовательской деятельности

и организации исследовательской деятельности учащихся.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.

Учебно-исследовательская

деятельность требует высокого уровня знаний,

в первую очередь от самого педагога,

хорошего владения методиками исследования, наличия солидной библиотеки

с серьезной литературой, и, вообще, же-

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

14

Педагогическая наука и практика

лания углубленно работать с учащимися по изучению темы исследования.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена в следующих видах:

1.Информационный проект, который

направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.

Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо

определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся

(нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся, или они

сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь

также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного

сообщения в классе или выступления

перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т. д.). Основной общей учебной

задачей информационного проекта является именно формирование умений

находить, обрабатывать и представлять

информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли учас­

тие в разных по продолжительности и

сложности информационных проектах.

В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

2.Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и

методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно

сов­падающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование

темы, определение проблемы и задач

исследования, выдвижение гипотезы,

определение источников информации и

способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как

правило, продолжительные по времени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и нередко являются экзаменационной

работой учащихся или конкурсной работой.

3.Практико-ориентированный проект, который предполагает реальный

результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер

(например, оформить выставку горных

пород для кабинета географии). Тип

учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект

по изучению местности может носить

исследовательский характер, а может

– практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме исследования.

Исследовательская

деятельность

школьников, как показывает опыт, не

возникает сама по себе. Необходимыми

условиями ее осуществления являются.

• готовность учащихся к этому

виду работы;

• желание и готовность преподавателей руководить этим видом деятельности.

Педагоги таким образом берут на

себя еще одну новую функцию – руководителя исследовательской деятельности

учащегося. При этом основными задачами педагогов становятся: актуализация исследовательской потребности

учащегося; вовлечение его в поисковую

деятельность; поиск средств, активизирующих процесс познания; содействие

в осознанном целеполагании; оказание

помощи учащемуся в достижении результата.

Исследования в образовательном

процессе являются инструментом в

руках учителя, они способствуют раз3(41)/2023

витию творческих способностей, приобретению школьником новых знаний,

умений, активизации познавательной

активности и т. д. Все это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов

организации образовательного процесса, который дает высокий педагогичес­

кий результат. Содержание учебного

исследования базируется на классичес­

ких канонах ведения научной работы,

основах методологии научного исследования, традициях оформления такого

рода работ. Исследовательская технология требует от учителя перестройки

в первую очередь образа мышления,

методического подхода к организации

учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня

одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя. Новая

система оценивания всех субъектов образовательного процесса, укрепление

связи образовательной практики и нау­

ки призывают учителя к осмыслению

собственной деятельности с научных

позиций, к овладению навыками исследовательской деятельности.

Таким образом, в отличие от других

профессиональных задач, стоящих перед педагогом, исследовательская деятельности предполагает определенную

исследовательскую

компетентность,

которая позволяет достичь понимания,

каким образом можно получить ответы

на сложные вопросы, диктуемые современной образовательной практикой.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Муканова С.Д., Мухатаев А.А. Организация учебно-методической работы

в системе повышения квалификации:

Методические рекомендации. – Кара3(41)/2023

15

ганда: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Карагандинской области, 2015. –

34 с.

2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан

на 2011-2020 гг. – [ЭР]. Режим доступа:

http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118

(дата обращения: 10.06.2023 г.).

3.Возгова З.В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного повышения

квалификации научно-педагогических

работников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6. – 730-734 с.

4.Кохановский В.П. Основа философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский (и др.). 3-е

изд., Ростов-на-Дону, 2006. – 61с.

5.Новиков А.Г. Роль науки в современном образовании. – [ЭР]. Режим

доступа: http://do.gendocs.ru/download/

docs-291715/291715.doc (дата обращения:10.06.2023 г.).

6.Кусаинов А.К. Качество образования в мире и в Казахстане. – Алматы,

2013. – 165 с.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.