Научная статья на тему 'К вопросу об исследовательской компетенции педагога'

К вопросу об исследовательской компетенции педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская компетенция педагога / профессиональная деятельность / компоненты и функции исследовательской компетенции педагога / способы формирования. / research com ­ petence of a teacher / profes­ sional activity / components and functions of a teacher's re­ search competence / method of formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — РОСЕНКО НАДЕЖДА ИВАНОВНА

Исследовательскую компетенцию следует относить к числу наиболее важных компетенций педагога, оказывающих непосредственное влияние, в целом, на его профессиональную деятельность. В статье представлено авторское уточнение понятия «исследовательская компетенция педагога», выявлены основные функции исследовательской компетенции педагога, сформулированы и содержательно обоснованы наиболее эффективные способы ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the research competence of a teacher

Research competence should be considered one of the most important competencies of a teacher, having a direct impact, in general, on his professional activities. The article presents the author's clarification of the concept of “research competence of a teacher”, identifies the main functions of a teacher’s research competence, formulates and substantively substantiates the most effective ways of its formation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исследовательской компетенции педагога»

Педагогическая наука и практика

7

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 Росенко Н.И.,

ГРНТИ 14.15.01 кандидат

педагогических наук,

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ г. Костанай

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Негізгі сөздер: мұғалімнің

Аңдатпа зерттеушілік құзыреттілігі;

Зерттеушілік құзіреттілікті жалпы алғанда оның кәсіби қызметі; мұғалімнің

кәсіби іс-әрекетіне тікелей әсер ететін мұғалімнің зерттеушілік құзыреттілі-

маңызды құзыреттерінің бірі ретінде қарастыр­ гінің құрамдас бөліктері мен

ған жөн. Мақалада «мұғалімнің ғылыми-зерттеу функциялары; қалыптасты-

құзыреттілігі» ұғымына автордың түсініктемесі ру әдістері.

берілген, мұғалімнің зерттеушілік құзыреттілігінің Ключевые слова: иссле-

негізгі функциялары айқындалған, оны қалыпта- довательская компетенция

стырудың ең тиімді жолдары тұжырымдалған және педагога; профессиональная

мазмұнды түрде негізделеді. деятельность; компоненты

и функции исследовательской

Аннотация компетенции педагога; спо-

Исследовательскую компетенцию следует отно- собы формирования.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

сить к числу наиболее важных компетенций педа- Key words: research com­­

гога, оказывающих непосредственное влияние, в petence of a teacher; profes­

целом, на его профессиональную деятельность. В sional activity; components

статье представлено авторское уточнение понятия and functions of a teacher's re­

«исследовательская компетенция педагога», выяв- search competence; method of

лены основные функции исследовательской компе- formation.

тенции педагога, сформулированы и содержатель-

но обоснованы наиболее эффективные способы ее

формирования.

Abstract

Research competence should be considered one

of the most important competencies of a teacher,

having a direct impact, in general, on his professional

activities. The article presents the author's clarification

of the concept of “research competence of a teacher”,

identifies the main functions of a teacher’s research

competence, formulates and substantively substantiates

the most effective ways of its formation.

3(41)/2023

8 Педагогическая наука и практика

В условиях формирования но- вышепредставленных определений

вых критериев к профессиональной понятия «исследовательская ком-

деятельности педагога обращение петенция», под исследовательской

к развитию его исследовательской компетенцией педагога будем пони-

компетенции представляется край- мать совокупность знаний, способ-

не актуальным. Обобщенный анализ ностей, навыков и опыта, направ-

понятия «исследовательская компе- ленных на получение нового знания,

тенция» позволил выявить много- нового интеллектуального продукта,

образие подходов и теоретических нового решения проблемы, в рамках

обос­нований к его определению. реа­лизации исследований, связан-

Т. Уильямсон определял исследо- ных с образованием и обучением. В

вательскую компетенцию как способ- соответствии с данным определени-

ность к поиску, анализу и интерпре- ем основными показателями поня-

тации информации с целью решения тия «исследовательская компетенция

сложных проблем. Л. Фаррелл ука- педагога» будем считать: научное

зывал на исследовательскую компе- знание, практический навык, кри-

тенцию как на основной показатель тическое мышление, способность к

критического мышления – способ- саморазвитию и самообразованию,

ность критически мыслить, форму- готовность к инновационной дея-

лировать гипотезы, проводить экспе- тельности.

римент и анализировать результаты Исследовательская компетенция

с целью дальнейшей практической педагога в его профессиональной

реализации и расширения научного дея­тельности реализуется посред-

знания. Исследовательская компетен- ством совокупности функций [1]:

ция в работах Д. Смита представлена • аналитическая – направлена на

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

как способность планировать, орга- анализ деятельности всех субъектов

низовывать и управлять проектами, образовательного процесса, выявле-

репрезентировать результаты иссле- ние и практическую реализацию наи-

дования, согласно общепринятым более эффективных методов, форм и

способам и методам (диссеминация, средств обучения;

отчет, доклад, презентация и т.д.) [4]. • адаптационная – способствует

А. Хуторской определил исследо- организации образовательного про-

вательскую компетенцию как «ре- цесса, в соответствии с возможно-

зультат познавательной деятельно- стями, потребностями и базовыми

сти человека в определенной области характеристиками обучающихся (к

нау­ки, методы, методики исследова- примеру, адаптация образовательных

ния, которыми он должен овладеть, программ с учетом психофизических

чтобы осуществлять исследователь- особенностей обучающихся);

скую деятельность, а также мотива- • оценочная – позволяет педагогу

цию и позицию исследователя, его оценивать собственную деятельность

ценностные ориентации» [6]. и деятельность обучающихся, нахо-

Учитывая основные направле- дить наиболее эффективные способы

ния профессиональной деятельно- ее оптимизации и улучшения;

сти педагога и ключевые аспекты • инновационная – направлена на

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

9

внедрение педагогических иннова- жающей действительности и т.д.

ций, организацию и проведение пе- Во-вторых – регулярное освоение

дагогических экспериментов, а также образовательных программ по по-

оценку их результатов; вышению квалификации. Участие в

• развивающая – способствует профессиональной переподготовке

профессиональному росту педагога, обогащает профессиональную дея-

через его исследовательскую дея- тельность педагогов современными

тельность; инструментами исследовательских

• прогностическая – формиру- практик в образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ет обоснованное предвидение путей В-третьих – чтение и анализ науч-

развития образовательных реалий, но-педагогической и методической

в контексте повышения качества об- литературы. Данная форма развития

разования средствами внедрения в исследовательской компетенции име-

учебный процесс образовательных ет информационную направленность,

трендов и научного знания. направлена на освещение и популя-

Каждая из вышепредставленных ризацию современных педагогичес­

функций исследовательской компе- ких исследований. Немаловажным

тенции педагога имеет собственное является тот факт, что чтение и ана-

структурно-содержательное напол- лиз литературы, в том числе способ-

нение, направлена на организацию ствуют повышению собственной пуб­

определенного вида исследователь- ликационной активности педагога.

ской деятельности, в целом позво- В-четвертых – участие в деятель-

ляет улучшить ее эффективность и ности профессиональных сообществ,

конечную результативность. Являясь тематических семинаров, конферен-

важной частью профессиональной ций. Присутствие на мероприятиях,

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

компетентности педагога, исследова- посвященных актуальным исследова-

тельская компетенция имеет обшир- ниям в области образования, позво-

ный арсенал методов, форм и средств ляет педагогам ознакомиться с инно-

для развития и совершенствования вационными тенденциями в области

[2; 5]. педагогических исследований, а так-

Во-первых – это участие педагога в же осуществлять обзор результатов

исследовательских проектах, как соб- собственных исследований.

ственных, так и в проектах обучаю- В-пятых – участие в «больших»

щихся. Практическая реализация ис- проектах – общешкольных, регио-

следовательских проектов позволяет нальных, международных и т.д. Вов-

сформировать устойчивые исследо- леченность педагога в значимые для

вательские навыки (умение выявлять педагогического сообщества иссле-

проблему, правильно формулировать довательские проекты может иметь

вопросы, выдвигать гипотезу и т.д.); значительное влияние на его профес-

осуществлять (в рамках проводи- сиональное развитие и обогащение

мого исследования) демонстрацию опыта. Развитие исследовательской

собственного опыта и опыта других компетенции педагога в данном слу-

исследователей; решать конкретные чае осуществляется в ходе межкуль-

проблемы, с целью улучшения окру- турной коммуникации, выполнения

3(41)/2023

10 Педагогическая наука и практика

операций, характерных для больших 4.Исследовательская компетенция:

исследований (выявление стартовых ее сущность и содержание // URL:

позиций, обработка данных, расши- https://apni.ru/article/2147-issledo­

ренное структурирование и т.д.) [3]. vatelskaya-kompet (дата обращения

Отдельно следует отметить, что на 12.10.2023).

развитие исследовательской компе- 5.Таубаева Ш.Т. Исследовательская

тенции педагога значительное влия- культура учителя: от теории к практи-

ние имеет его личностная любозна- ке. – Алматы: Ғылым, 2001. – 349 с.

тельность и творческая активность, 6.Хуторской A.B. Компетентност-

внутренние исследовательские уста- ный подход в школе: от проектиро-

новки на уровне качества личности, вания к реализации / А.В. Хуторской

готовность и способность действо- // Диалог культур и партнерство ци-

вать и принимать решения в нестан- вилизаций: VIII Международные

дартных ситуациях, в условиях но- Лихачевские научные чтения, 22-23

визны и неопределенности. Кроме мая 2018 г. – СПб.: Изд-во СПб ГУП,

того, исследовательскую компетен- 2008. – С. 456-458.

цию следует отнести к числу наи-

более важных компетенций педаго-

га, оказывающих непосредственное

влияние, в целом, на его профессио-

нальную компетентность. Высокий

уровень сформированности исследо-

вательской компетенции имеет опре-

деляющее, ключевое значение для

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

развития педагогического мастерства

и становления профессиональной

зрелости педагога.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Исаева З.А. Научно-исследова-

тельская культура будущего специа-

листа // Педагогика: УМК. – Алматы:

Қазақ университеті, 2003. – С. 26- 43.

2.Исаева З.А. Формирование готов-

ности студентов к организации иссле-

довательской работы со школьника-

ми: дис.… канд. пед. наук: 13.00.01.

– Алматы, 1986. – 26 с.

3.Исследовательская компетент-

ность как средство самореализации

педагога // URL: https://infourok.ru/

issledovatelskaya (дата обращения

12.10.2023).

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.