Педагогическая наука и практика
7
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371 Росенко Н.И.,
ГРНТИ 14.15.01 кандидат
педагогических наук,
К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ г. Костанай
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Негізгі сөздер: мұғалімнің
Аңдатпа зерттеушілік құзыреттілігі;
Зерттеушілік құзіреттілікті жалпы алғанда оның кәсіби қызметі; мұғалімнің
кәсіби іс-әрекетіне тікелей әсер ететін мұғалімнің зерттеушілік құзыреттілі-
маңызды құзыреттерінің бірі ретінде қарастыр гінің құрамдас бөліктері мен
ған жөн. Мақалада «мұғалімнің ғылыми-зерттеу функциялары; қалыптасты-
құзыреттілігі» ұғымына автордың түсініктемесі ру әдістері.
берілген, мұғалімнің зерттеушілік құзыреттілігінің Ключевые слова: иссле-
негізгі функциялары айқындалған, оны қалыпта- довательская компетенция
стырудың ең тиімді жолдары тұжырымдалған және педагога; профессиональная
мазмұнды түрде негізделеді. деятельность; компоненты
и функции исследовательской
Аннотация компетенции педагога; спо-
Исследовательскую компетенцию следует отно- собы формирования.
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
сить к числу наиболее важных компетенций педа- Key words: research com
гога, оказывающих непосредственное влияние, в petence of a teacher; profes
целом, на его профессиональную деятельность. В sional activity; components
статье представлено авторское уточнение понятия and functions of a teacher's re
«исследовательская компетенция педагога», выяв- search competence; method of
лены основные функции исследовательской компе- formation.
тенции педагога, сформулированы и содержатель-
но обоснованы наиболее эффективные способы ее
формирования.
Abstract
Research competence should be considered one
of the most important competencies of a teacher,
having a direct impact, in general, on his professional
activities. The article presents the author's clarification
of the concept of “research competence of a teacher”,
identifies the main functions of a teacher’s research
competence, formulates and substantively substantiates
the most effective ways of its formation.
3(41)/2023
8 Педагогическая наука и практика
В условиях формирования но- вышепредставленных определений
вых критериев к профессиональной понятия «исследовательская ком-
деятельности педагога обращение петенция», под исследовательской
к развитию его исследовательской компетенцией педагога будем пони-
компетенции представляется край- мать совокупность знаний, способ-
не актуальным. Обобщенный анализ ностей, навыков и опыта, направ-
понятия «исследовательская компе- ленных на получение нового знания,
тенция» позволил выявить много- нового интеллектуального продукта,
образие подходов и теоретических нового решения проблемы, в рамках
обоснований к его определению. реализации исследований, связан-
Т. Уильямсон определял исследо- ных с образованием и обучением. В
вательскую компетенцию как способ- соответствии с данным определени-
ность к поиску, анализу и интерпре- ем основными показателями поня-
тации информации с целью решения тия «исследовательская компетенция
сложных проблем. Л. Фаррелл ука- педагога» будем считать: научное
зывал на исследовательскую компе- знание, практический навык, кри-
тенцию как на основной показатель тическое мышление, способность к
критического мышления – способ- саморазвитию и самообразованию,
ность критически мыслить, форму- готовность к инновационной дея-
лировать гипотезы, проводить экспе- тельности.
римент и анализировать результаты Исследовательская компетенция
с целью дальнейшей практической педагога в его профессиональной
реализации и расширения научного деятельности реализуется посред-
знания. Исследовательская компетен- ством совокупности функций [1]:
ция в работах Д. Смита представлена • аналитическая – направлена на
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
как способность планировать, орга- анализ деятельности всех субъектов
низовывать и управлять проектами, образовательного процесса, выявле-
репрезентировать результаты иссле- ние и практическую реализацию наи-
дования, согласно общепринятым более эффективных методов, форм и
способам и методам (диссеминация, средств обучения;
отчет, доклад, презентация и т.д.) [4]. • адаптационная – способствует
А. Хуторской определил исследо- организации образовательного про-
вательскую компетенцию как «ре- цесса, в соответствии с возможно-
зультат познавательной деятельно- стями, потребностями и базовыми
сти человека в определенной области характеристиками обучающихся (к
науки, методы, методики исследова- примеру, адаптация образовательных
ния, которыми он должен овладеть, программ с учетом психофизических
чтобы осуществлять исследователь- особенностей обучающихся);
скую деятельность, а также мотива- • оценочная – позволяет педагогу
цию и позицию исследователя, его оценивать собственную деятельность
ценностные ориентации» [6]. и деятельность обучающихся, нахо-
Учитывая основные направле- дить наиболее эффективные способы
ния профессиональной деятельно- ее оптимизации и улучшения;
сти педагога и ключевые аспекты • инновационная – направлена на
3(41)/2023
Педагогическая наука и практика
9
внедрение педагогических иннова- жающей действительности и т.д.
ций, организацию и проведение пе- Во-вторых – регулярное освоение
дагогических экспериментов, а также образовательных программ по по-
оценку их результатов; вышению квалификации. Участие в
• развивающая – способствует профессиональной переподготовке
профессиональному росту педагога, обогащает профессиональную дея-
через его исследовательскую дея- тельность педагогов современными
тельность; инструментами исследовательских
• прогностическая – формиру- практик в образовании.
ет обоснованное предвидение путей В-третьих – чтение и анализ науч-
развития образовательных реалий, но-педагогической и методической
в контексте повышения качества об- литературы. Данная форма развития
разования средствами внедрения в исследовательской компетенции име-
учебный процесс образовательных ет информационную направленность,
трендов и научного знания. направлена на освещение и популя-
Каждая из вышепредставленных ризацию современных педагогичес
функций исследовательской компе- ких исследований. Немаловажным
тенции педагога имеет собственное является тот факт, что чтение и ана-
структурно-содержательное напол- лиз литературы, в том числе способ-
нение, направлена на организацию ствуют повышению собственной пуб
определенного вида исследователь- ликационной активности педагога.
ской деятельности, в целом позво- В-четвертых – участие в деятель-
ляет улучшить ее эффективность и ности профессиональных сообществ,
конечную результативность. Являясь тематических семинаров, конферен-
важной частью профессиональной ций. Присутствие на мероприятиях,
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
компетентности педагога, исследова- посвященных актуальным исследова-
тельская компетенция имеет обшир- ниям в области образования, позво-
ный арсенал методов, форм и средств ляет педагогам ознакомиться с инно-
для развития и совершенствования вационными тенденциями в области
[2; 5]. педагогических исследований, а так-
Во-первых – это участие педагога в же осуществлять обзор результатов
исследовательских проектах, как соб- собственных исследований.
ственных, так и в проектах обучаю- В-пятых – участие в «больших»
щихся. Практическая реализация ис- проектах – общешкольных, регио-
следовательских проектов позволяет нальных, международных и т.д. Вов-
сформировать устойчивые исследо- леченность педагога в значимые для
вательские навыки (умение выявлять педагогического сообщества иссле-
проблему, правильно формулировать довательские проекты может иметь
вопросы, выдвигать гипотезу и т.д.); значительное влияние на его профес-
осуществлять (в рамках проводи- сиональное развитие и обогащение
мого исследования) демонстрацию опыта. Развитие исследовательской
собственного опыта и опыта других компетенции педагога в данном слу-
исследователей; решать конкретные чае осуществляется в ходе межкуль-
проблемы, с целью улучшения окру- турной коммуникации, выполнения
3(41)/2023
10 Педагогическая наука и практика
операций, характерных для больших 4.Исследовательская компетенция:
исследований (выявление стартовых ее сущность и содержание // URL:
позиций, обработка данных, расши- https://apni.ru/article/2147-issledo
ренное структурирование и т.д.) [3]. vatelskaya-kompet (дата обращения
Отдельно следует отметить, что на 12.10.2023).
развитие исследовательской компе- 5.Таубаева Ш.Т. Исследовательская
тенции педагога значительное влия- культура учителя: от теории к практи-
ние имеет его личностная любозна- ке. – Алматы: Ғылым, 2001. – 349 с.
тельность и творческая активность, 6.Хуторской A.B. Компетентност-
внутренние исследовательские уста- ный подход в школе: от проектиро-
новки на уровне качества личности, вания к реализации / А.В. Хуторской
готовность и способность действо- // Диалог культур и партнерство ци-
вать и принимать решения в нестан- вилизаций: VIII Международные
дартных ситуациях, в условиях но- Лихачевские научные чтения, 22-23
визны и неопределенности. Кроме мая 2018 г. – СПб.: Изд-во СПб ГУП,
того, исследовательскую компетен- 2008. – С. 456-458.
цию следует отнести к числу наи-
более важных компетенций педаго-
га, оказывающих непосредственное
влияние, в целом, на его профессио-
нальную компетентность. Высокий
уровень сформированности исследо-
вательской компетенции имеет опре-
деляющее, ключевое значение для
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
развития педагогического мастерства
и становления профессиональной
зрелости педагога.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Исаева З.А. Научно-исследова-
тельская культура будущего специа-
листа // Педагогика: УМК. – Алматы:
Қазақ университеті, 2003. – С. 26- 43.
2.Исаева З.А. Формирование готов-
ности студентов к организации иссле-
довательской работы со школьника-
ми: дис.… канд. пед. наук: 13.00.01.
– Алматы, 1986. – 26 с.
3.Исследовательская компетент-
ность как средство самореализации
педагога // URL: https://infourok.ru/
issledovatelskaya (дата обращения
12.10.2023).
3(41)/2023