Научная статья на тему 'Социокультурный аспект развития творческой активности учащихся и студентов'

Социокультурный аспект развития творческой активности учащихся и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Марина Филипповна

В качестве одного из путей решения проблемы развития творческой активности учащихся и студентов в работе предлагается организация сотрудничества педагогов и учащихся и вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. В качестве наиболее эффективной формы такой деятельности автор рассматривает проведение учебно-научных конференций школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Марина Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research suggests cooperation of teachers and students in research work as one of the solutions to the problem of developing high school students' creativity. Educational scientific conferences are regarded by the author to be the most efficient activity of this form.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект развития творческой активности учащихся и студентов»

УДК 373.5

М.Ф. Макарова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

В качестве одного из путей решения проблемы развития творческой активности учащихся и студентов в работе предлагается организация сотрудничества педагогов и учащихся и вовлечение учащихся в учебноисследовательскую деятельность. В качестве наиболее эффективной формы такой деятельности автор рассматривает проведение учебно-научных конференций школьников и студентов.

M.F. Makarova

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF PUPILS’ AND STUDENTS’

CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT

The research suggests cooperation of teachers and students in research work as one of the solutions to the problem of developing high school students' creativity. Educational scientific conferences are regarded by the author to be the most efficient activity of this form.

Современное образовательное учреждение является одним из социальных институтов общества, транслирующих культурные ценности и создающих необходимые предпосылки вхождения его выпускников в культурное пространство. Принципиально важным становится создание в самом учебном заведении поликультурного пространства, обеспечивающего развитие личности в контексте социокультуры. Создание такого пространства в образовательном учреждении делает реальным сочетание индивидуального и социального аспектов образования. Общество заинтересовано в таком выпускнике образовательного учреждения, который способен творчески реализовать себя в определенной производственной деятельности. Поэтому развитие творческой активности ученика, удовлетворение его потребностей и интересов должно стать центральным направлением в работе педагогического коллектива современного образовательного учреждения.

Научное решение проблемы развития творческой активности учащихся и студентов означает не только создание соответствующих педагогических условий, к числу которых относятся совершенствование учебных планов, программ, профилизация обучения, но и изменения процессуально-деятельностного характера учебно-воспитательного процесса, в котором особое место отводится сотворчеству педагогов и учащихся и вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

Благоприятные условия для развития творческой активности и самостоятельности учащихся создает деятельность, направленная на открытие чего-либо нового. Этим новым могут быть знания, добываемые путем самостоятельного поиска, или методы приобретения знаний.

Творческая познавательная деятельность предполагает переход от репродуктивного в продуктивное, преобразующее мышление, которое характеризуется подвижностью, гибкостью, оригинальностью, критичностью. В процессе творческой деятельности осуществляется проникновение в суть изучаемого явления, предмета, устанавливаются новые связи с ранее изученным, применяются знания и усвоенные приемы умственной деятельности в новых ситуациях.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы признается включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, которая является : во-первых, способом освоения действительности и, во-вторых, средством организации учебного процесса.

Многими исследователями признается тот факт, что развитие исследовательских способностей является средством разностороннего развития личности, а результатом ее являются культурное самоопределение и самоидентификация. Это в полной мере отвечает положениям личностно-ориентированной парадигмы образования, ее направленности на саморазвитие индивида.

Кроме того, существует мнение, что развитие способности у обучающихся занять исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания. Становится очевидной необходимость включения учащихся в исследовательскую деятельность и создания для этого оптимальных условий.

Для успешного включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность следует определить исходные педагогические требования к ней.

По нашему мнению, такая деятельность должна:

а) основываться на базовом образовательном стандарте и служить основой для углубления имеющихся знаний и получения новых;

б) способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;

в) содействовать формированию научного мировоззрения;

г) служить условием для получения первичных профессиональных знаний и знаний профориентационной направленности;

д) стимулировать познавательную активность учащихся и развитие творческих возможностей.

Учебная деятельность учащихся и студентов приобретает исследовательский характер (отсюда и проистекает определение «учебно-исследовательская деятельность») лишь при определенной организации обучения и воспринимается ими как собственно исследовательская или поисковая, так как научное исследование приводит к открытию объективно нового знания.

Неотъемлемым компонентом целостного учебного процесса является его организация, включающая использование различных форм обучения, в которых должна предусматриваться последовательная, логическая, постоянно усложняющаяся и совершенствующаяся познавательная учебно-исследовательская деятельность учащихся.

В психолого-педагогической литературе достаточно подробно описаны такие формы организации творческой деятельности как факультативы и спецкурсы. В то же время педагогическими коллективами образовательных учреждений не уделяется достаточное внимание формам организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в силу их недостаточной разработанности.

Многолетний практический опыт работы автора в этом направлении доказывает, что наиболее эффективными формами вовлечения учащихся современных образовательных учреждений в учебно-исследовательскую деятельность являются учебно-научные конференции.

Основными задачами проведения конференций в нашем понимании являются: обучение современным способам введения в учебно-исследовательскую деятельность; ознакомление с современными достижениями науки и техники; формирование творческого сообщества

ученых, педагогов, учащихся; развитие у педагогов навыков организации учебноисследовательской деятельности учащихся.

В процессе написания творческих работ учащиеся приобретают не только умения и навыки анализа, сопоставления, сравнения данных из различных источников и собственных результатов, умения письменно выразить свои мысли и рассуждения, структурировать текст, выделить главное, работать с различными видами источников и т.п., но и навыки использования конкретной научной методики исследования, собственной трактовки особенностей полученного результата.

В процессе публичной защиты выполненной творческой работы на конференции учащиеся получают начальные навыки публичных выступлений, умения защитить свои научные убеждения.

Подготовка творческой работы и ее дальнейшая публичная защита способствуют целенаправленному формированию креативного мышления, обучению технологии мыслительных действий, развитию умений осуществлять познавательный поиск. Включение учащихся в посильный творческий процесс при написании ими различных видов творческих работ оказывает позитивное влияние на эффективность учебной деятельности и школьников, и студентов.

В отличие от традиционных зачетов и экзаменов публичная защита позволяет ученику продемонстрировать не только глубину знаний в выбранном направлении, но и индивидуальную развитость творческого мышления. Немаловажную роль играет при этом развитие у учащихся ключевых компетенций личности и, прежде всего, коммуникативной.

На практике мы сталкиваемся с пятью видами творческих работ: информационнореферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские. Основными отличительными признаками исследовательской работы является наличие методики исследований рассматриваемых явлений, собственно эксперимент, анализ полученных данных, соотнесение данных с теорией и известной практикой, обоснованные выводы.

В гуманитарных областях исследовательская работа состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и в произведенных на его основании выводах. Для сравнения: реферативная работа предусматривает лишь подбор материала, наиболее полно освещающего выбранную проблему; а проблемно-реферативная - предусматривает сопоставление данных различных источников по рассматриваемой проблеме, выявление существующих противоречий и на этой основе выработку собственного мнения о решении проблемы. Проблемно-реферативные работы с глубокой собственной проработкой проблемы вполне можно считать исследовательскими.

Включение учащихся в посильный творческий процесс при написании ими различных видов творческих работ оказывает позитивное влияние на эффективность учебной деятельности школьников и студентов. Следует при этом заметить, что постепенно значительно повышаются уровень сложности и уровень самостоятельности выполняемых работ.

Подготовка учащихся к конференции позволяет установить наличие глубокого интереса ученика к затронутому вопросу, настойчивости в достижении поставленных задач, желания и умения преодолевать затруднения, а при выступлении - выявить умения аргументированно давать ответы на поставленные вопросы, увидеть интерес слушателей к выступлению, что, в конечном счете, позволяет учащемуся утвердиться в самооценке своих возможностей.

Учет склонностей и способностей учащихся реализуется через выявление их интересов к той или иной области научного знания в рамках выбранного профиля обучения, к конкретной теме или вопросу, поиски путей решения которого позволяют полнее раскрыть и развить их способности.

Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как универсальное средство ведения воспитательной работы средствами научного исследования. Личностные качества, сформированные при подготовке творческих работ и их защите, основан-

ные на принципах научной этики, объективности, переносятся учащимися в дальнейшем на другие сферы деятельности, становятся качествами личности молодого человека.

Выявление талантливых и одаренных учащихся в области научного творчества, оказание им поддержки является фундаментом для осуществления непрерывности образования в системе «школа - вуз».

Опыт показывает, что наибольших успехов в овладении специальными знаниями и в дальнейшем профессиональном росте добиваются те студенты, которые в период школьного обучения проявляли глубокий интерес к определенным дисциплинам путем участия в научных конференциях школьников. Зачастую тематика научных исследований студентов зарождается еще в период школьного обучения.

Постепенно в процессе написания творческих работ и участия в конференциях происходит формирование разносторонних творческих связей между учащимися, объединенными общими учебными интересами; учащимися, учителями, студентами и преподавателями вузов, которые являются научными руководителями, рецензентами, членами жюри, что содействует успешному развитию творческой активности учащихся и вовлечению их в учебноисследовательскую деятельность в рамках образовательного учреждения. В результате такого взаимодействия усиливается обмен информацией об используемых приемах интеллектуальной деятельности, творческого поиска.

Межличностные отношения, в которые вступают учителя и учащиеся, преподаватели и студенты в процессе учебно-исследовательской деятельности, с достаточным основанием можно охарактеризовать как социокультурное взаимодействие, благодаря которому происходит социализация личности. Последнее рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования.

Таким образом, при соответствующей организации учебного процесса в школе учащиеся приобретают опыт творческой деятельности, являющийся результатом социокультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Макарова Марина Филипповна -

кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по научно-методической работе Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 37

Статья поступила в редакцию 18.10.06, принята к опубликованию 14.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.