Научная статья на тему 'Формирование исследовательских умений старшеклассников как фактор повышения качества знаний'

Формирование исследовательских умений старшеклассников как фактор повышения качества знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1496
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадиярова Г. Ф.

Поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов формирования готовности старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности будут способствовать интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских умений старшеклассников как фактор повышения качества знаний»

УДК 37: 001.892

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

© Г. Ф. Мухамадиярова

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел.: +7 (3473) 43 31 52.

E-mail: kiska27-62@mail.ru

Поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов формирования готовности старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности будут способствовать интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями.

Ключевые слова: исследование, учебно-исследовательская деятельность, образовательная функция, воспитательная функция, развивающая функция, творческая деятельность.

Образовательные учреждения работают над повышением интеллектуального потенциала учащихся, их творческой инициативы, готовности учащихся к самореализации и самовыражению, способности адаптироваться к окружающей динамической среде.

В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера [1]. При этом овладение учащимися методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

В законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы основные учебные умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся, и способы их деятельности. Особое значение отводится участию школьников в учебноисследовательской деятельности: выдвижению гипотез, осуществлению их проверки, владению приемами исследовательской деятельности [2].

В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» определены общие учебные умения, навыки и способы деятельности учащегося.

Современный словарь по педагогике термин «исследование» трактует как «процесс и результат научной деятельности, направленный на получение объективно-значимых результатов» [3]. Большой энциклопедический словарь определяет это понятие как процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (воспринимаемой по-разному в различных областях науки).

В философском энциклопедическом словаре под редакцией Л. Ф. Ильичева [4] понятие «исследование» также трактуется как процесс, который характеризуется объективностью, доказательностью, точностью. Различают два его взаимосвязан-

ных уровня: теоретический и эмпирический.

На первом уровне устанавливаются новые факты науки, и на основе их обобщения формулируются теоретические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

В исследованиях В. И. Андреева [1], В. В. Давыдова [5], Д. Б. Эльконина [6] и других подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека, и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

Любое исследование является самостоятельным трудом, конечным результатом которого служит получение нового знания.

Отмечается, что проблема исследовательской деятельности требует разработки синергетического и системного подходов.

Синергетический подход предполагает рассмотрение системы исследовательской деятельности в ходе ее становления как результат предшествующей самоорганизации. Когда же структура сложилась, она, как закон, определяет функционирование системы. Поэтому для анализа исследовательской деятельности важен системный подход, который требует анализа явления в динамике.

Проводя системный анализ процесса формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности необходимо реализовывать данное требование в двух аспектах:

1) в историческом, т.е. проследить как данная деятельность развивалась и видоизменялась в педагогической науке;

2) в системогенетическом, т.е. в плане изучения условий становления функциональной сис-

темы исследовательской деятельности в процессе освоения профессии педагога.

Ретроспективный анализ психолого-педагоги-ческой литературы позволил установить, что понятие «исследовательская деятельность» возникло и развивалось на фоне решения вопросов совершенствования педагогической практики, тесно связанной с общим уровнем социальной жизни. В современных условиях проблема исследовательской деятельности актуализировалась как никогда ранее и рассматривается по-разному:

- соотношение педагогической науки и педагогической практики [7];

- методы исследования педагогической деятельности [8];

- развитие творчества учителей [9];

- изучение, обобщение и распространение передового опыта [10];

- раскрытие природы исследовательской деятельности [11];

- выявление своеобразной «технологии» педагогической исследовательской деятельности [12].

Учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников можно рассматривать в контексте теории деятельности А. Н. Леонтовича [13] и С. Л. Рубинштейна [14], в основе которой лежит принцип единства сознания и деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность старшеклассника представляет собой интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т. е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности.

Учебно-исследовательская деятельность учащегося, отражая универсальность связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет возможности познавательной деятельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков, полученных в исследовательской деятельности, в новую ситуацию.

В назначение учебно-исследовательской деятельности, как и педагогического процесса в целом, входит осуществление образовательной функции (формирование у старшеклассников фундаментальных научных понятий; освоение методических приемов и характеристик научного стиля мышления; освоение умений самостоятельной учебнопознавательной деятельности); воспитательной (формирование диалектического мировоззрения, синергетического мировосприятия, позитивного отношения к основам научного познания, предпосылок для интеллектуального развития и самосовершенствования); развивающей (познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, логического мышления и т.д.) [15, с. 16].

Организация процесса обучения должна побуждать старшеклассников к самостоятельному поиску и переработке накопленного обществом

знания (научной информации) и созданию на его базе своего знаниевого продукта, максимально способствовать «погружению» учащихся в работу с информацией [16, с. 424].

Эффективность формирования учебно-

исследовательской культуры старшеклассников обеспечивается совокупностью педагогических условий, к которым можно отнести следующие: формирование ценностного отношения старшеклассников к исследовательской деятельности и ее результатам; организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе ученик - учитель; создание в образовательном учреждении исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и работу секций ученического научного общества; развитие творческой активности каждого старшеклассника на основе предоставления свободы выбора предмета исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы с учетом индивидуального познавательного опыта; обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.

В рассматриваемой культуре старшеклассника выделяют систему показателей и критериев, руководствуясь которыми можно успешно вести исследовательскую деятельность:

- мотивацию исследования, отражающую интенсивность познавательной потребности, увлеченность поисковой деятельностью;

- научный стиль мышления, т.е. осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования;

- технологическую готовность к учебному исследованию - владение понятийным аппаратом изучаемой темы, приобретение умений и навыков использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащихся;

- творческую активность личности, выраженную уровнем самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степенью знакомства с историей науки и ее актуальными проблемами.

В целом оценка учебно-исследовательской деятельности должна быть двоякой:

- со стороны учащегося - активная образовательная продуктивная работа проблемно-поисковой направленности, основанная на его серьезной мыслительной деятельности, одним из основных результатов которой является приобретение специальных умений;

- со стороны педагога - учебная технология, нацеленная на формирование у учащихся исследовательских умений, являющихся средством развития их самодеятельности в учебно-исследовательском труде.

Исследовательские умения очень часто относят к числу основных критериев учебно-исследовательской деятельности, ее главным итогам.

Формирование исследовательских умений происходит у старшеклассников при использовании как классно-урочной системы, так и внеурочной и внеклассной системы. Многие исследователи указывают на то, что эффективность внеурочной и внеклассной работы для развития исследовательских наклонностей выше, чем классно-урочной системы. Формирование исследовательских умений требует грамотного педагогического руководства.

Как правило, под организацией исследовательской работы старшеклассников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

Исследовательская деятельность обучаемых, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:

- возникновение идеи или проблемы;

- решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с учителем, моделирование);

- реализация идеи на практике.

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного. Английским ученым Г. Уоллсом [17] (1924) были выделены четыре фазы творческого процесса: подготовка, созревание (идеи), озарение и проверка. Таким образом, учебно-исследовательская и творческая деятельность взаимно дополняют друг друга.

Условия формирования исследовательских умений старшеклассников:

1. Мотивированность. Необходимо помогать старшеклассникам видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проходит в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал всех уро-

ков; окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно применять исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления старшеклассников, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном уровне для восприятия старшеклассниками, само исследование - быть посильным, интересным и полезным.

Развитие исследовательских умений дает:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

- возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся -концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Под учебноисследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, научной литературой. Это процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности.

При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

К основным видам творческой деятельности старшеклассников относятся следующие виды работ:

• информационно-реферативные;

• проблемно-реферативные;

• экспериментальные;

• натуралистические и описательные;

• исследовательские.

В целом механизм формирования исследовательских умений может быть представлен последовательностью следующих операций: 1) определение цели действия; 2) обеспечение мотивационной основы действия; 3) опора на хорошо усвоенные знания и собственный опыт учащегося в осуществлении действия; 4) понимание научных основ действия; 5) алгоритм выполнения приемов, входящих в действие; 6) закрепление действия через систему специальных упражнений (под руководством, контролем, поддержке педагога); 7) самоконтроль учащегося за выполнением действия; 8) самостоятельное выполнение действия.

Таким образом, каждый их этих этапов учебно-исследовательской деятельности должен обеспечивать практическую умелость учащегося.

При этом уровень развития самодеятельности учащихся зависит от степени сформированности и качества исследовательского умения. Так, этап освоения специальных действий в интеграции их в исследовательское умение на начальном этапе развития учебно-исследовательского труда соответствует низкому уровню развития самодеятельности учащегося. Этап закрепления специальных умений через систему упражнений в ходе самостоятельной попытки решить исследовательские задачи приводит к развитию самодеятельности до среднего (инициативного) уровня. Самостоятельное оперирование системой исследовательских умений в создании собственного интеллектуального продукта позовляет осуществлять самодеятельность на высоком уровне - творческая самодеятельность.

Научное обоснование педагогических условий эффективности формирования учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, разработка технологии ее формирования в процессе преподавания профильного предмета, выявление динамики ее сформированности позволяют с различных

сторон проанализировать целостный образовательный процесс и подойти к овладению той педагогической технологией, которая послужит основой для разработки методики приобщения к методам научного познания.

Таким образом, в результате участия в исследовательской деятельности у старшеклассников возникает потребность к познанию, изменяется подход к изучению нового материала, тип мышления меняется от интуитивного до теоретического, практического, творческого, повышается качество знаний, умений и навыков по предмету.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. -240 с.

2. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992. -65 с.

3. Современный словарь по педагогике / Под ред. Е. С. Ра-пацевича. М.: Современное слово, 2001. -928 с.

4. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: ИНФРА-М, 2001. -574 с.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -304 с.

7. Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. -159 с.

8. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. -143 с.

9. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли: кн. для учителя / А. Е. Кондратенков. М.: Просвещение, 1989. -206 с.

10. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-

новаторов / Н. М. Таланчук. М., 1991. -181 с.

11. Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987. -192 с.

12. Педагогическая теория и школьная практика: экспериментально-дидактическое исследование на материале обучения учителя мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся / Н. В. Кухарев. Мн.: изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. -296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Леонтович А. В. // Народное образование. 1999. №10. С.152-158.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. -488 с.

15. Петренко М. В. Педагогические условия подготовки старшеклассников к решению познавательных задач в современной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. -22 с.

16. Павлова Ю. А. // Вестник Башкирск. ун-тета. 2007. №4. С. 424.

17. Уоллс Г. Собр. соч.: в 15 т. М.: Правда, 1964.

Поступила в редакцию 06.11.2008 г. После доработки — 24.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.