Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников'

Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2619
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / RESEARCH / TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES / RESEARCH SKILLS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадиярова Г.Ф., Усманова С.Г.

Поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов формирования готовности старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности будет способствовать интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями. Это отвечает требованиям современного общества о необходимости сформировать профессионально и социально компетентную, мобильную личность, способную делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамадиярова Г.Ф., Усманова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Finding and using the most modern and effective forms and methods of formation of readiness of students to teaching and research activity will contribute to the intellectual development of the individual, improving the quality of education, continuing education in accordance with professional intentions. It meets the requirements of modern society about the necessity to generate and socially competent, mobile person, capable of making professional and social choice and responsibility. The search for new theoretical and practical solutions to the problem of formation of readiness of students to teaching and research activity is of special interest due to several circumstances: the period experienced by the country, when many of the tools and methods of teaching and research activity of students effective in stable conditions proved to be ineffective; there is an underestimation of the role of educational research in educational process of the school; teaching and research activities are considered as an integral part of specialized education of high school students interested in continuing education in colleges and universities. The increasing role of science and modernizing schools require teaching youth the skills of creative and independent obtaining knowledge. The acquisition of general skills, ways of activity as essential elements of culture is a necessary condition for the development and socialization of students. All this confirms the importance of teaching and research activity and shows the growing requirements of the society to the formation of readiness of students to teaching and research activity in modern conditions, due to the reform of society and the education system.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников»

ISSN 1998-4812

279

УДК 371

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Г. Ф. Мухамадиярова*, С. Г. Усманова

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453100 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел.: +7 (34 73) 21 9 7 31.

* Email: dekanat67@yandex.ru

Поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов формирования готовности старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности будет способствовать интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями. Это отвечает требованиям современного общества о необходимости сформировать профессионально и социально компетентную, мобильную личность, способную делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Ключевые слова: исследование, учебно-исследовательская деятельность, старшеклассники, исследовательские умения.

Актуальность поиска новых теоретических и практических решений проблемы формирования готовности старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности обусловлена рядом обстоятельств: 1) переживаемого страной текущего периода, когда многие средства и методы учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, эффективно действующие в стабильных условиях, оказались нерезультативными; 2) имеет место недооценка роли учебно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе школы; 3) учебно-исследовательская деятельность рассматривается как составная часть профильного обучения старшеклассников, ориентированных на продолжение обучения в колледжах и вузах и др.

Возрастающая роль науки и задачи модернизации школы требуют обучения молодежи умению творчески, самостоятельно добывать знания. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся. Познавательная деятельность включает «использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследование несложных реальных связей и зависимостей, изучение сущностных характеристик изучаемого объекта, участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными приемами прогноза». Все это подтверждает значимость учебно-исследовательской деятельности и свидетельствует о возрастающих требованиях общества к формированию готовности старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности в современных условиях, обусловлен-

ных реформированием общества и системы образования.

Современный словарь по педагогике «исследование» трактует как «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение объективно-значимых результатов» [1]. Большой энциклопедический словарь определяет «исследование» как процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (воспринимаемый по-разному в различных областях науки).

Желание современных педагогов приблизить учебную деятельность к познавательной, а в некоторых случаях и заменить одно на другое, постепенно становится реальностью. Универсальным инструментом для осуществления указанных действий может послужить обращение к исследовательским методам. «В исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом» [2].

В рассматриваемой культуре учащегося выделим систему показателей и критериев, руководствуясь которыми можно вести исследовательскую деятельность: мотивацию исследования, отражающую интенсивность познавательной потребности, увлеченность поисковой деятельностью; научный стиль мышления, т.е. осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования; технологическую готовность к учебному исследованию — владение понятийным аппаратом изучаемой темы, приобретение умений и навыков использования

методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащегося; творческую активность личности, выраженную уровнем самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степенью знакомства с историей науки и ее актуальными проблемами.

Эффективность формирования учебно-исследовательской культуры учащихся обеспечивается совокупностью педагогических условий, к которым относят следующие: формирование ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе ученик-учитель; создание в образовательном учреждении исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и работу секций ученического научного общества; развитие творческой активности каждого учащегося на основе предоставления свободы выбора предмета исследования, использования инте-гративного характера содержания исследовательской работы с учетом индивидуального познавательного опыта; обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.

Исследовательские умения рассматриваются как общеучебные умения, а умения и навыки, составляющие операционный компонент исследовательского умения, могут быть отнесены к частным (специальным) умениям и навыкам.

Выявлено, что в основе исследовательской деятельности человека лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс (по И. П. Павлову) или исследовательский рефлекс (по П. В. Симонову), относящийся к группе безусловных рефлексов саморазвития, ориентированных на освоение новых пространственно-временных сред, обращенных к будущему.

Считается, что исследовательские умения являются сложными и состоят из трех компонентов: операционного (система умений и навыков), содержательного (система исследовательских знаний), мотивационного, проявляющегося в виде познавательного интереса. Учебными исследовательскими умениями нужно считать три:

1) умение работать с научной и научно популярной литературой;

2) умение проведения наблюдения;

3) умение постановки эксперимента.

В зависимости от характера работы учащихся содержательный и операционный компоненты формируются, развиваются и отрабатываются на конкретном материале, который может изменяться. Содержательной основой для формирования исследовательских умений, а также умений и навыков, их составляющих, являются исследовательские знания.

Таким образом, формирование и развитие исследовательских умений напрямую зависит от того,

насколько сформированы элементарные умения и навыки, составляющие операционный компонент данного исследовательского умения, а также от того, насколько оперировать исследовательскими терминами и понятиями.

Любое исследование является самостоятельным трудом, конечным результатом которого служит получение нового знания.

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для развития исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

1. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков школьных предметов, окружающего мира с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт. Одна из задач учителя — поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Развитие исследовательских умений дает: возможность освоения методов исследования и использования их при изучении материалов любых

дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Исследовательская деятельность обучаемых как творческая по характеру проходит следующие этапы:

- возникновение идеи или проблемы;

- решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);

- реализация идеи на практике.

В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся — концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой. Это процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности.

При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий;

конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия);

• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

• специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Все вышеперечисленные умения и навыки исследовательской работы формируются как на уроках, так и на специальных занятиях, посвященных научно-исследовательской работе учащихся.

В назначение учебно-исследовательской деятельности, как и педагогического процесса в целом, входит осуществление образовательной функции (формирование у учащихся фундаментальных научных понятий; освоение методических приемов и характеристик научного стиля мышления; освоение умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности); воспитательной (формирование диалектического мировоззрения, синергетического мировосприятия, позитивного отношения к основам научного познания, предпосылок для интеллектуального развития и самосовершенствования); развивающей (познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, логического мышления и т.д.).

В своем развитии учебно-исследовательская деятельность проходит через несколько этапов, организация содержания каждого требует активной позиции педагога.

Так, конкретизируются функции учителя на каждой стадии работы над исследовательским проектом следующим образом: на подготовительной стадии учитель знакомит учащихся с идеей проектного подхода, мотивирует и помогает в постановке целей; на стадии планирования оказывает помощь в определении источников информации, знакомит со способами ее сбора и анализа. Помогает выработать план действия, сформировать задачи. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения. В данной ситуации учитель-советник, косвенный руководитель деятельности школьников. На этапе «отчет» (устный, письменный с демонстрацией материалов) он рядовой участник обсуждения, слушает, задает вопросы. И, наконец, на заключительном этапе учитель оценивает усилия учеников, креативность, качество использования источников, а также неиспользованные возможности, потенциал продолжения и качество субъекта.

По мере приобретения обучающимся умений проводить исследование педагог увеличивает долю опосредованного руководства, благодаря чему возрастает доля самостоятельности, инициативы, творчества учащегося. «При этом большая успеваемость обеспечивается, если учащийся самостоятельно преодолевает трудности, ищет новые способы решения проблем, опираясь на ранее приобретенные знания и умения» [3].

Исследовательские умения вторичны по отношению к самой деятельности. Они не могут быть сформированы вне учебно-исследовательской работы, являются ее производными. Изучение исследовательского умения начинается с понимания того, что как специальное, оно несет в своей основе общеучебное умение.

Специфику умения выводят из соотношения двух видов знания, которые несет в себе любой учебный предмет: предметно-содержательный (факты, понятия, законы, теории); методологический (указания на учебные действия с предметно-содержательной информацией). Различные сочетания их определяют природу учебных умений: специальные или общие. Естественно, что основу первых составляют методологические знания, вторых — предметно-содержательные. При этом процесс становления учебного умения отражает характер связей между элементами предметно-содержательного вида знания, когда устанавливаются связи жесткой, логической последовательности, причинно-следственные и т.д. Между элементами методологического знания — связи развития, управления, функциональные, «... но лишь между разноприродными знаниями возникают новые виды связей — связи порождения и преобразования».

В педагогической литературе выделяют три основные группы умений и навыков, имеющих значение в выполнении учащимися исследовательской работы: интеллектуальные, связанные с логическими методами научного поиска (наблюдение, анализ, синтез, аналогия, гипотеза ...); решение учебных заданий, переработка полученного знания и примыкающие к ним вспомогательные (конспектирование, тезирование, работа с библиографией ...); специфические для данного предмета.

Исходя из целей и компонентов учебно-исследовательской деятельности, исследовательские умения систематизируются следующим образом: процессуальные — умения анализировать, сравнивать, уточнять цель исследования, выдвигать гипотезы, осуществлять поиск решения проблемы, описывать наблюдаемые процессы и явления, защищать свою точку зрения; мотивационные — умения ориентироваться в ситуации выбора с учетом собственных познавательных интересов, стимулировать свою деятельность, ориентируясь на успех в интеллектуальном развитии; содержательные — умения отбирать необходимый учебный материал для выполнения исследования, осуществлять поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений; организационные — умения обучающихся применять приемы самоорганизации в учебно-исследовательской деятельности, планировать, регулировать, контролировать свои действия, производить волевые усилия в затруднительных ситуациях для достижения поставленных целей; коммуникативные — умения применять приемы сотрудничества в процессе обсуждения заданий; распреде-

ление обязанностей, оказание взаимопомощи, взаимоконтроля, обсуждение результатов совместной деятельности; технические — умения отбирать и использовать учебно-справочную дополнительную литературу, оформлять результаты исследования; результативные — умения определять уровень своих интеллектуальных, социальных и нравственных достижений.

Исследовательские умения определяют как способность самостоятельно:

- осуществлять наблюдения;

- производить опыты;

- ставить эксперименты;

- разбираться в новом оборудовании и приборах;

- работать с научной литературой;

- организовывать свой труд исследователя;

- обрабатывать и обобщать результаты исследований.

В целом механизм формирования исследовательских умений может быть представлен последовательностью следующих операций: 1) определение цели действия; 2) обеспечение мотивационной основы действия; 3) опора на хорошо усвоенные знания и собственный опыт учащегося в осуществлении действия; 4) понимание научных основ действия; 5) последовательность (алгоритм) выполнения приемов, входящих в действие; 6) закрепление действия через систему специальных упражнений (под руководством, контролем, поддержке педагога); 7) самоконтроль учащегося за выполнением действия; 8) самостоятельное выполнение действия.

Исследовательское умение — это сложное формирование, состоящее из множества действий, каждое из которых требует тщательной отработки и последующей интеграции в единое целое.

Реализация предложенного механизма формирования исследовательских умений становится возможной при:

- активной познавательной позиции самого учащегося, которая во многом зависит от мотива-ционной устойчивости к необходимости приобретения знаний и специальных дополнительных умений;

- функционировании соответствующей технологии обучения, которая учитывает природу способов деятельности, специфику исследовательских задач, возрастные особенности и возможности обучающихся.

Отмечается, что проблема исследовательской педагогической деятельности относится к числу тех, разработка которых требует синергетического и системного подходов.

Синергетический подход предполагает рассмотрение системы исследовательской педагогической деятельности в ходе ее становления как результат предшествующей самоорганизации. Когда же структура сложилась, она как закон определяет функционирование системы. Поэтому для анализа педагогической деятельности важен системный

подход (Ю. А. Конаржевский, Ф. Ф. Королев, В. П. Кузьмин, И. Р. Раченко, В. Н. Сагатовский, В. Д. Шадриков и др.). Он требует анализа явления в динамике.

Проводя системный анализ процесса формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности необходимо реализовы-вать данное требование в двух аспектах:

1) в историческом, т.е. проследить как данная деятельность развивалась и видоизменялась в педагогической науке;

2) в системогенетическом, т.е. в плане изучения условий становления функциональной системы исследовательской деятельности в процессе освоения профессии педагога.

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что понятие «учебно-исследовательская деятельность» возникло и развивалось на фоне решения вопросов совершенствования педагогической практики, тесно связанной с общим уровнем социальной жизни.

Специфика исследовательской деятельности педагога определяется и своеобразием диагностики готовности учителя к творческому поиску, обусловленному взаимодействием трех подсистем:

1) профессиональной культуры педагога;

2) уровнем педагогического мастерства;

3) эффективностью творческой исследовательской педагогической деятельности.

Таким образом, исследовательские умения старшеклассников рассматриваются в основном как «свойство его личности, проявляющееся во внешнеречевой и предметной деятельности в форме интеллектуальных операций, определяющих содержание и состав его учебного исследования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшина Г. М. Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися Детского эколого-биологического центра // Одаренный ребенок. 2006. №»5. С. 90-97.

2. Аюпов Р. Р. Воспитание самостоятельности как важный фактор развития творческих способностей учащихся // Башкортостан укытыусыЬы. 2008. №»4. С. 86-87.

3. Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. 2008. №3. С. 83-86.

4. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. 56 с.

5. Блинова Т. В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 100-104.

6. Всесвятский Б. В. К практике исследовательского метода. М., 1985. 186 с.

7. Габидуллин Ф. Реферат - один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся // Башкортостан укы-тыусыЬы. 2007. №2. С. 91-92.

8. Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, 2006. 48 с.

9. Кленова Н. В. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников // Учитель. 2006. №5. С. 23-24.

10. Козионова Н. Ф. От игр к исследовательской деятельности // Башкортостан укытыусыЬы. 2008. №8. С. 60-61.

11. Леонтович А. В. Воспитательная работа в летней комплексной исследовательской экспедиции // Народное образование. 2007. №3. С. 189-193.

12. Масюкова Н. А. Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности // Педагогика. 2008. №1. С. 48-56.

13. Поздняк С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №3. С. 52-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Рыкунова М. Н. Организация исследовательской работы учащихся в условиях сельской школы // Исследовательская работа школьников. 2005. №»4. С. 147-153.

15. Садакова Л. Г. Развитие самодеятельности школьников: теория и практика. Киров, 2008. 160 с.

16. Слободчиков В. И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования // Исследовательская работа школьников. 2006. №»1. С. 34-38.

17. Современный словарь по педагогике / Под ред. Е. С. Ра-пацевича. М.: Современное слово, 2009. 928 с.

18. Тюменова С. И. Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности // Методист (библиотека журнала). 2006. №5. С. 29-33.

19. Федоровская Е. О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью // Дополнительное образование. 2005. №9. С. 49-53.

20. Шумунова Т. В. Исследовательская деятельность как средство управления качеством педагогических ресурсов // Исследовательская работа школьников. 2004. №2. С. 196-201.

Поступила в редакцию 31.01.2015 г.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

© G. F. Mukhamadiyarova*, S. G. Usmanova

Bashkir State University, Sterlitamak branch 49 Lenin Ave., 453100 Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (34 73) 21 9 7 31.

*Email: dekanat67@yandex.ru

Finding and using the most modern and effective forms and methods of formation of readiness of students to teaching and research activity will contribute to the intellectual development of the individual, improving the quality of education, continuing education in accordance with professional intentions. It meets the requirements of modern society about the necessity to generate and socially competent, mobile person, capable of making professional and social choice and responsibility. The search for new theoretical and practical solutions to the problem of formation of readiness of students to teaching and research activity is of special interest due to several circumstances: the period experienced by the country, when many of the tools and methods of teaching and research activity of students effective in stable conditions proved to be ineffective; there is an underestimation of the role of educational research in educational process of the school; teaching and research activities are considered as an integral part of specialized education of high school students interested in continuing education in colleges and universities. The increasing role of science and modernizing schools require teaching youth the skills of creative and independent obtaining knowledge. The acquisition of general skills, ways of activity as essential elements of culture is a necessary condition for the development and socialization of students. All this confirms the importance of teaching and research activity and shows the growing requirements of the society to the formation of readiness of students to teaching and research activity in modern conditions, due to the reform of society and the education system.

Keywords: research, teaching and research activities, research skills of students.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Akhmetshina G. M. Odarennyi rebenok. 2006. No. 5. Pp. 90-97.

2. Ayupov R. R. Bashkortostan ukytyusyhy. 2008. No. 4. Pp. 86-87.

3. Bannikov V N. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. No. 3. Pp. 83-86.

4. Belykh S. L. Upravlenie issledovatel'skoi aktivnost'yu uchenika: metodicheskoe posobie dlya pedagogov srednikh shkol, gimnazii, litseev [The management of research activity of student: methodical manual for teachers of secondary schools, gymnasiums, lyceums]. Moscow: Zhurnal «Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov», 2007.

5. Blinova T. V. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2003. No. 1. Pp. 100-104.

6. Vsesvyat-skii B. V. K praktike issledovatel'skogo metoda [On the practice of research method]. Moscow, 1985.

7. Gabidullin F. Bashkortostan ukytyusyhy. 2007. No. 2. Pp. 91-92.

8. Zimnyaya I. A. Issledovatel'skaya rabota kak spetsificheskii vid chelovecheskoi deyatel'nosti [Research as a specific kind of human activity]. Izhevsk, 2006.

9. Klenova N. V. Uchitel'. 2006. No. 5. Pp. 23-24.

10. Kozionova N. F. Bashkortostan ukytyusyhy. 2008. No. 8. Pp. 60-61.

11. Leontovich A. V Narodnoe obrazovanie. 2007. No. 3. Pp. 189-193.

12. Masyukova N. A. Pedagogika. 2008. No. 1. Pp. 48-56.

13. Pozdnyak S. N. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2006. No. 3. Pp. 52-56.

14. Rykunova M. N. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2005. No. 4. Pp. 147-153.

15. Sadakova L. G Razvitie samodeyatel'nosti shkol'nikov: teoriya i praktika [The development of initiative abilities of students: theory and practice]. Kirov, 2008.

16. Slobodchikov V. I. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2006. No. 1. Pp. 34-38.

17. Sovremennyi slovar' po pedagogike [Modern dictionary of pedagogy]. Ed. E. S. Rapatsevicha. Moscow: Sovremennoe slovo, 2009.

18. Tyumenova S. I. Metodist (biblioteka zhurnala). 2006. No. 5. Pp. 29-33.

19. Fedorovskaya E. O. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2005. No. 9. Pp. 49-53.

20. Shumunova T. V. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2004. No. 2. Pp. 196-201.

Received 31.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.