Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных математических классов как важный фактор воспитания'

Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных математических классов как важный фактор воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACADEMIC AND RESEARCH ACTIVITY / MOTIVATION / FOCUSED PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурзалова Т. В.

В статье рассматриваются воспитательные аспекты учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных математических классов. Эти вопросы являются важнейшими для развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic and research activity of pupils of profile mathematical classes as an important factor of upbringing

In the article the educational aspects of academic and research activity of pupils of profile mathematical classes are considered. These issues are the major for development of ability to research type of thinking, making more active the personal position of pupil in educational process on the basis of acquisition of subjectively new knowledge.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных математических классов как важный фактор воспитания»

болезни и деструктивный выход. Кризисы профессионального становления возможны на стадии оптации; возможен кризис учебнопрофессиональной ориентации из-за несоответствия желаемого будущего и реального настоящего, а также кризис профессионального выбора в период профессионального образования по разным причинам: на стадии профессиональной адаптации несоответствие практической деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. В дальнейшем встречаются кризисы профессионального роста, профессиональной карьеры, кризис социальнопрофессиональной самоактуализации (нереализованные потенциальные возможности), кризис утраты профессиональной деятельности; после ухода на пенсию возможен кризис социальнопсихологической адекватности.

Педагогическая деятельность, связанная с большой психологической напряженностью и

кризисами, в процессе многолетнего выполнения своих обязанностей непременно приводит к профессиональной усталости, к развитию профессиональных деструкций.

Наши наблюдения в процессе непрерывного профессионального становления личности учителя на стадиях оптации (9-11 классы), профессионального образования (педуниверситет) показывают, что при выполнении специальных педагогических условий в контексте психологического сопровождения и педагогической поддержки профессиональное становление учителя происходит благополучно, без кризисов.

Литература

1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. - М., 1991.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: Burzalova@mail.ru

Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.016

© Т.В. Бурзалова

Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных математических классов как важный фактор воспитания

В статье рассматриваются воспитательные аспекты учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных математических классов. Эти вопросы являются важнейшими для развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, мотивация, ориентированное профессиональное образование.

T.V. Burzalova

Academic and research activity of pupils of profile mathematical classes as an important factor of upbringing

In the article the educational aspects of academic and research activity of pupils of profile mathematical classes are considered. These issues are the major for development of ability to research type of thinking, making more active the personal position of pupil in educational process on the basis of acquisition of subjectively new knowledge.

Keywords: academic and research activity, motivation, focused professional training.

Современное общество ставит перед системой образования задачу формирования новых качеств учащихся: инициативности, инновационности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Начинающий профессиональную деятельность человек должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь

принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной сфере и в будущей профессиональной области, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них. Поэтому в настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный вы-

бор, но и представить продукт собственной деятельности. Одной из перспективных форм реализации новой парадигмы образования является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Выполнение исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить поворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных учебных действий, способностей и компетенций учащихся, которые в дальнейшем помогут школьникам легко войти во «взрослую» жизнь (способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы). В процессе учебноисследовательской деятельности происходит формирование и развитие важнейших психических функций на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей и в конечном счете становление субъ-ектности учащихся. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная.

4. Информационная.

5. Коммуникативная.

6. Социально-трудовая.

7. Личностная компетенция - самосовершенствование.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

1) развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и компьютерных экспериментов;

2) развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

3) развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

4) развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в классе, в кружках;

5) формирование чувства ответственности за порученное дело;

6) воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;

7) формирование мотивации занятий учебноисследовательской работой.

Но основной целью учебно-исследовательской деятельности является не столько образовательная, сколько именно воспитательная цель, то есть развитие и воспитание личности

учащегося, а не получение объективно нового знания. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и лично-стно значимыми для конкретного учащегося). По мнению А.И. Савенкова, «исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития» [1]. Начинающий исследователь должен не только получить и предоставить некоторый результат, он должен разносторонне проанализировать и осознать этот результат и выработать к нему собственное, личностное отношение. В итоге у него формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Общепризнанно, что приобщение к исследовательской деятельности должно начинаться со школьной скамьи, а математика как никакой другой учебный предмет обладает огромными возможностями для проведения такой работы. Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках профильного обучения. Учащиеся, которые выбирают математический профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение математики, и педагогам, преподающим в таких классах, необходимо своевременно инициировать, поддерживать, воспитывать и развивать их познавательный интерес. В связи с этим в основу преподавания математики следует положить методологические подходы, активизирующие исследовательскую работу учащихся, которая является средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.

Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.

Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированную задачу, обеспечить педагогическое сопровождение дальнейшей исследовательской работы. В своей учебной деятельности в физико-математических классах школы №19 мы используем элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения и элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют деятельностно-личностному подходу в обучении, так как основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также учат анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Для создания обстановки, способствующей полноценному мышлению, вводим приемы технологии критического мышления и коллективного обучения. На уроках отводится время обучению методам научного исследования, работа спецкурса «Математическое моделирование» позволяет организовать миниисследования по различным проблемам: разработать и провести компьютерный эксперимент, обработать, протестировать и сообщить результаты: анализ, формулирование гипотезы, разработка технологии и методики эксперимента, проведение эксперимента, подведение итогов эксперимента. При таких способах обучения, когда работа организуется в малых группах, у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:

• изучение материала самостоятельно, умение анализировать, сравнивать;

• умение получать и слушать информацию, поставить и сформулировать проблему;

• умение осуществлять организационно -управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке и предоставляет учащемуся возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Можно использовать и практику взаимного обучения, когда старше-

классники становятся руководителями первых работ младших школьников. Это позволяет сохранить не только преемственность, но и формирует целые школьные научные представления. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно -

исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремленностью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для старшеклассников большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций педагога и учащихся. В ходе процесса совместного исследования ученик учится сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Регулярная работа педагога в учебноисследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителей исследовательских работ. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности.

В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателем и является исследователем. В процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. И наконец, на конференции сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников, выступая в роли аналитика. Все это - компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей - формирует уникальный опыт школьника. Исследовательская деятельность формирует компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и

профессиональной адаптации выпускников-компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание.

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности недолжно быть никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Главный критерий - личный интерес и личная увлеченность. Создание ситуации успешности, доброжелательной атмосферы на уроке, во внеклассной работе - все это помогает учащимся лучше усваивать материал. А частая смена видов деятельности на уроке позволяет учащимся долго сохранять активность.

Современный урок нельзя представить и без использования современных информационных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив ученика и учителя. При использовании компьютера учащиеся получают намного больше возможностей самостоятельного планирования компьютерных экспериментов, их осуществления и анализа результатов. Применение современных информационных технологий позволяет не только иллюстрировать те или иные абстрактные положения математики, но и иногда помогает решать новые задачи. В таком сложном предмете, как математика, иногда бывает трудно даже сформулировать правдоподобную гипотезу. Применение современных информационных технологий позволяет правильно выбрать гипотезу в результате обработки большого экспериментального материала. Решение большинства школьных задач по математике, по существу, есть тоже форма эксперимента. Эта форма задач позволяет учащемуся закрепить и «прочувствовать» теоретический материал по данной теме, выдвигать различные гипотезы и затем их доказывать или опровергать, строя конкретные контрпримеры. При исследовании, как правило, не всегда можно получить аналитическое и даже качественное решение математической задачи. Самый яркий пример - нахождение простых чисел. И здесь на помощь приходит численный эксперимент на компьютере для решения уравнений или исследования динамики дискретных систем. Дальнейший анализ полученных данных эксперимента еще на этапе их визуализации позволяет установить некоторые закономерности и характеристики. Это, в свою очередь, стимули-

рует теоретические исследования данной задачи. Так, в 1950 г. Э. Ферми, проведя эксперимент на ЭВМ по численному решению дифференциального уравнения Кортевега - де Фриза обнаружил, что поведение солитонов подобно поведению твердых тел. В [2] приведены примеры визуализации при помощи компьютерной графики некоторых задач теории чисел, помогающие выбрать правильное направление при их решении. Исследовательская деятельность, математическое моделирование и компьютерный эксперимент формируют мировоззрение учащихся, интегрируют знания по разным дисциплинам, позволяют расширить и углубить знания, усилить прикладную и практическую направленность учения, способствуют резкому повышению интенсификации учения. Овладевая технологией компьютерного моделирования, учащиеся развивают свои исследовательские компетенции и предпрофессиональные навыки. Еще одна привлекательная сторона математического моделирования и компьютерного эксперимента — возможность приобщения учащихся к компьютерной технике, в частности, к работе с системой «МаШешайса», которая обладает особенно широкими возможностями для обработки данных эксперимента и моделирования. Наша практика показывает, что «МаШешайса» помогает эффективно работать с момента появления идеи до получения окончательного результата. Так, на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» были представлены работы «Кубическая сплайн-интерполяция» Сальниковой Екатерины (2 место), «Инновационное предпринимательство» Беломестнова Ивана (1 место). Хорошо подготовленное, яркое выступление повышает самооценку ребенка, стимулирует к дальнейшим исследованиям и является мощным развивающим инструментом.

Литература

1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2003. - С. 203 .

2. Фоменко А.Т. Наглядная геометрия и топология, математические образы в реальном мире - М.: Изд-во МГУ, ЧеРо, 1998. - 416 с.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. - М., 2002. - С. 17.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: Burzalova@mail.ru

Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.