Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка в системе «Педагог–ученик»'

Педагогическая поддержка в системе «Педагог–ученик» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭМПАТИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL SUPPORT / EMPATHY / HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурзалова Татьяна Васильевна

В данной статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения личности ученика. Показывается, что системапедагогической поддержки является одним из необходимыхусловий развитияучащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support in the system “teacher-student”

This paper deals with the issues of pedagogical support of the student's personality. It is shown that a system of pedagogical support is one of the necessary conditions for the development of students.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка в системе «Педагог–ученик»»

Бурзалова Т.В. Педагогическая поддержка в системе «педагог-ученик»

пользованием компьютерной системы «МаШешайса». Некоторые задачи нами были решены в профильных классах на этапе оптации. На этапе профессиональной подготовки этот эксперимент был проведен в расширенном варианте и направлен на укрепление мотивации учебной деятельности и развитие творческих способностей студентов, их профессиональное становление как будущих учителей математики и информатики.

При прохождении курса математики школьники знакомились с различными эвристическими приемами, учились применять их на разно-

образных задачах. Основное внимание уделялось не изложению готового доказательства теоремы или решения задачи (хотя и это обсуждалось), а процессу поиска доказательства или решения, процессу самостоятельного открытия новых математических фактов. На каждом занятии сообщались образцы некоторых наиболее характерных задач, которые будут рассматриваться на следующем. Обязательное решение этих задач не требовалось, но каждый школьник имел возможность почувствовать степень сложности этих задач, мог осознать, что именно в задаче вызывает у него затруднение.

Литература

1. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов вузов. - М: Академия, 2001. - 304 с.

2. Лук А.М. Психология творчества. - М., 1978.

3. Шавырина Г.В. Пути формирования культуры мышления учащихся на этапе профессионального выбора // Психологическое сопровождение выбора профессии. - М., 1998.

4. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. - М.; Л., 1965.

5. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. - СПб. : Союз, 2000.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: Burzalova@mail. ru

Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.016

© Т.В. Бурзалова

Педагогическая поддержка в системе «педагог-ученик»

В данной статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения личности ученика. Показывается, что система педагогической поддержки является одним из необходимых условий развития учащихся. Ключевые слова: педагогическая поддержка, эмпатия, гуманизация образования.

TV Burzalova

Pedagogical support in the system «teacher-student»

This paper deals with the issues of pedagogical support of the student's personality. It is shown that a system of pedagogical support is one of the necessary conditions for the development of students. Keywords: pedagogical support, empathy, humanization of education.

Гуманизация отношений «педагог-ученик» исключает насильственное воздействие. Педагогическая задача состоит в том, чтобы обеспечить условия самосовершенствования, осознание личностью происходящих в ее психике процессов развития, вызвать их мотивацию, обеспечить развитие самосознания. При этом следует регулировать и оказывать ненасильственное воздействие с учетом социальных, наследственных и психогенных факторов развития личности. Педагог не должен рассматривать себя выше ученика, он наставник, тьютор, партнер в процессе развития личности. Поэтому он обязан обеспе-

чить партнерские отношения в системе «педагог-ученик» взаимопонимание, взаимопринятие и взаимодоверие. Это достигается в диалогическом общении, когда ставится цель установления глубинного педагогического общения, когда формируется гармоническое единство системы «педагог-ученик». Здесь уместна педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение развития личности ученика.

Педагогической поддержкой С.В. Кульневич [1] называет вид педагогической деятельности, направленный на раскрытие и привлечение личностных качеств ученика для преодоления пре-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

15 /2013

пятствий при достижении им поставленной цели.

Различают следующие этапы педагогической поддержки [1]:

- анализ состояния ученика в данной проблеме;

- определение цели поддержки;

- отбор способов влияния на самочувствие ученика;

- практическое воздействие с целью коррекции состояния;

- наблюдение за проживанием состояния и отношения;

- рефлексия.

На каждом из этих этапов благодаря помощи педагога ученик должен сам определить свои действия, самостоятельно справиться с трудностями и проблемами. Профессиональное обеспечение педагогической поддержки способствует становлению ученика субъектом своего личностного развития.

При практической реализации педагогической поддержки учитель должен добиться профессионального взаимодействия с учеником, перевести социальную ситуацию в ситуацию поддержки, создать позитивный настрой ученика, веру в возможность преодоления трудностей. На практике необходимо следовать золотой середине, а не прибегать к крайностям.

Если взять за основу принцип максимального развития субъектности школьника, то есть такого личностного качества, которое означает способность соотносить свое Я с окружающим миром и сознательно строить свое поведение, то возможны, например, следующие формы воздействия: просьба (взамен приказа), совет (взамен решения за ученика), доверительная беседа (вместо допроса), акцент на достоинствах (вместо критики), симпатия (вместо «ярлыка»), проекция результата (вместо угрозы), «стать на позицию воспитанника» (вместо нравоучения), «обсуждение на равных» (вместо «ухода от решения проблем ученика»), возложение полномочий (вместо сверхопеки), акцент на результат деятельности (вместо акцента на личном успехе).

К. Роджерс разработал фундаментальные для ситуации помощи установки: безусловное принятие личности человека, которому оказывается помощь, и его внутренних переживаний; отсутствие оценок в отношении к нему; эмпатия, то есть понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему. Поэтому педагог должен принимать ученика как данность, признавая его индивидуальное своеобразие и право проявления своего Я. Принятие не означает по-

ложительную оценку отрицательных качеств, а признание (безоценочное) того, что есть. Это условие, без которого педагогическая поддержка как таковая невозможна. Педагог безошибочно определяет неблагоприятное состояние ученика и обязан предотвратить его закрепление в виде отрицательного качества. Состояние человека оценивается по его переживаниям под воздействием среды, поэтому следует, прежде всего, изучить среду и через нее, ее умение изменить неблагоприятное состояние ребенка.

В настоящее время педагогическая поддержка получила достаточно широкое распространение в научном мире. Она вызвана необходимостью гуманизации личностного подхода к развитию ребенка. Практическая реализация педагогической поддержки предусматривает философскую, психологическую, социально-педагогическую направленность педагогического мышления [1].

Философская направленность предполагает:

- сложившееся мировоззрение;

- личностное сознание и присвоение высших ценностей;

- безусловное уважение личности;

- взаимодействие с позиции «человек-человек»;

- гуманистическая позиция участников педагогического процесса;

- учет истории жизни личности;

- уважение достоинства своей личности и личности ученика;

- доверие и понимание;

- признание интересов, ожиданий и устремлений ученика.

Психологическая направленность обеспечивает:

- безоценочное восприятие;

- принятие личности ребенка как данности;

- собственный самоанализ и саморегуляция;

- стимулирование самоанализа и саморегуляции ребенка;

- рефлексия и сопереживание;

- умение гибко изменять поведение, установку во имя развития личности.

Социально-педагогическая направленность порождает:

- принцип совместно-разделенной личности;

- диалогическое общение;

- вера в успешное решение проблемы, в ресурсы личности;

- готовность оказать содействие при решении проблемы;

- признание права ученика на свободу выбора;

Бурзалова Т.В. О модульной технологии обучения в профильных математических классах

- поощрение самостоятельности и ответственности ученика;

- акцент на сильных сторонах личности;

- готовность и способность быть на стороне ученика.

Педагогическая поддержка - это реализация личностного подхода в образовании (в его гума-

нистическом проявлении), она требует развитого педагогического мышления для оказания помощи ученику в неблагоприятный момент его саморазвития. Мы рассматриваем систему педагогической поддержки как одно из необходимых условий профессионального самоопределения учащихся в профильных классах.

Литература

1. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 1997. - 235 с.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: Burzalova@mail.ru

Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.016

© Т.В. Бурзалова

О модульной технологии обучения в профильных математических классах

В данной статье рассматривается модульная технология обучения в профильных математических классах. Показано, что такая технология в целом интенсифицирует учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: образовательная технология, познавательный интерес, модульное обучение.

T.V Burzalova

On modular technology of teaching in specialized mathematical classes

This article considers the modular technology of teaching in specialized mathematical classes. It is shown that in general such technology intensifies educational process.

Keywords: educational technology, educational interest, modular training.

Образовательная технология - это определенная система педагогических действий, последовательное выполнение которых должно по замыслу обеспечить желаемый результат. В отличие от технологии методика обучения предполагает разнообразие способов реализации теоретических положений, более гибка, но менее инструментальна и предсказуема по ожидаемому результату. Преимуществом методики является возможность выбора и изменения педагогического действия по ходу обучения, поэтому она допускает творческий подход к обучению.

Ю.Г. Фокин на основе подробного анализа различных определений технологии обучения приходит к ее пониманию как «прикладной педагогической науки, изучающей закономерности и способы преобразования положений теории обучения и требований программы учебной дисциплины в процессуальные рекомендации, реализация которых обеспечивает решение заранее поставленной дидактической задачи занятия при объективном диагностировании результатов ее решения» [1].

Предмет исследования технологии обучения

- закономерности и процедуры постановки дидактических задач, предусматривающих достижение объективно диагностируемых результатов обучения и способов разработки технологических предписаний для преподавателей, способствующих реализации дидактической задачи.

Объект исследования технологии обучения -процессы постановки и реализации дидактических задач с учетом известных дидактических, психологических и эргономических закономерностей.

Технологическая модель обучения - перечень и указание последовательности технологически и дидактически обоснованных процедур, необходимых для достижения заданной цели обучения.

Технологическое предписание обучения -дидактически обоснованная последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи.

Существует множество основных направлений введения и использования образовательных технологий в учебном процессе: поисково-исследовательская (задачная) технология, технология критериально-ориентированного обучения, модульная технология обучения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.