Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение профессионального становления будущих учителей математики и информатики'

Психологическое сопровождение профессионального становления будущих учителей математики и информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / MOTIVATION / FOCUSED PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурзалова Т. В.

В статье рассматриваются вопросы психологического сопровождения профессионального становления учителей математики и информатики. Эти вопросы являются важнейшими компонентами профессионально -педагогической подготовки будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of professional development of future teachers of mathematics and computer science

The article deals with the issues of psychological support of professional development of teachers of mathematics and computer science. These issues are critical components of professional and pedagogical training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение профессионального становления будущих учителей математики и информатики»

УДК 378.016 © Т.В. Бурзалова

Психологическое сопровождение профессионального становления будущих учителей математики и информатики

В статье рассматриваются вопросы психологического сопровождения профессионального становления учителей математики и информатики. Эти вопросы являются важнейшими компонентами профессионально -педагогической подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, мотивация, ориентированное профессиональное образование, профессиональное становление.

T.V. Burzalova

Psychological support of professional development of future teachers of mathematics and computer science

The article deals with the issues of psychological support of professional development of teachers of mathematics and computer science. These issues are critical components of professional and pedagogical training of future teachers. Keywords: psychological support, motivation, focused professional education, professional development.

Можно считать, что профессиональное становление охватывает всю жизнь человека от рождения до старости, если включать стадию аморфной оптации (до 12 лет) и стадию прекращения профессиональной деятельности. Мы рассчитываем на плавный, бесконфликтный и

бескризисный сценарий профессиональнопедагогического становления. Наше исследование охватывает стадию оптации и стадию профессиональной подготовки в университете (таблица 1).

Таблица 1

Исследуемые стадии профессионального становления учителя математики и информатики

Стадия Основные психологические новообразования

Оптация Профессионально-педагогические намерения, выбор пути профпедобразования и профпедподготовки, учебное самоопределение

Профессиональнопедагогическая подготовка Профессионально-педагогическая индивидуальность, профессиональное самоопределение на профессию учителя математики и информатики, профессиональнопедагогическая направленность учителя математики и информатики

Надо учитывать, что при переходе от одной стадии профессионального становления к другой могут иметь место кризисы. На стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную (в нашем случае - на учебно-педагогическую деятельность учителя математики и информатики), столкновение желаемого будущего и реального настоящего приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации (сомнения, разочарования). На стадии профессионально-педагогической подготовки может возникнуть кризис профессионального выбора из-за недовольства отдельными учебными пред-

метами, качеством преподавания, неспособности к адаптации к изменившимся условиям. На стадии послевузовской адаптации, на наш взгляд, возможен серьезный кризис из-за несоответствия профессиональной деятельности и сформировавшихся представлений и ожиданий. Это кризис профессиональных экспектаций. Он связан с неудовлетворенностью организацией педагогического труда, служебными и должностными обязанностями, взаимоотношениями с учениками и педагогическим коллективом, условиями работы и зарплатой. Поскольку мы рассматриваем периоды оптации и профессиональной подготовки, то мы не будем останавливаться на кри-

зисах на других стадиях (первичной и вторичной профессионализации, профессионального мастерства). Профессиональное становление имеет индивидуальный характер, поэтому полноценное сопровождение профессиональной жизни также должно иметь индивидуальный характер.

Психологическое сопровождение заключается в целостном изучении, формировании, коррекции профессионального становления индивида. Психологическая помощь должна быть корректной, опираться на внутренний потенциал личности, на право субъекта самостоятельного выбора своего профессионального труда, профессиональной самореализации. Э.Ф. Зеер [2, с. 253] выделяет следующие концептуальные положения психологического сопровождения (ПС) личности:

- наличие социально-экономических условий для самореализации личности в профессиональной жизни;

- необходимость для ПС социальнопсихологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;

- признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;

- принятие личностью на себя всей ответственности за качество ПС и реализации своего профессионально-психологического потенциала;

- гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий.

Исходя из этого, мы выработали технологию психологического сопровождения (ПС) личности учителя математики на выбранных нами для исследования стадиях ПС.

Стадия оптации. В нашем исследовании оптанты - это учащиеся предпрофильного и профильного математических классов. Особое внимание уделяется обучению в предпрофильном классе, когда происходит выбор профиля в контексте формирования реалистического самопознания. Одновременно велась работа по психо-лого-педагогической диагностике: наблюдение, беседы с учащимися, тестирование. Выявляются намерения, интересы, склонности к педагогической работе, математические способности.

С учащимися, проявившими интерес к профессии учителя математики, проводятся беседы, выясняется, насколько хорошо ученик знает особенности этой профессии, отвечают ли лично его психофизиологические данные учительской работе, насколько адекватна самооценка своих возможностей. Изучаются коммуникативные качества, речемыслительная деятельность и другие типологические особенности. Затем вместе с оптантом обсуждаются различные варианты продолжения обучения в профильном классе. Одной из основных задач на этой стадии является активизация самопознания, интереса к себе, выработка адекватной самооценки. Главное при этом состоит в том, чтобы была обеспечена полная самостоятельность в выборе профессии учителя математики, ситуация доброжелательности, доверия, комфортности. Известны случаи, когда у ученика много интересов, ему нравятся математика, литература, биология, физика, он сомневается, кем лучше стать: биологом, учителем математики или учителем литературы. Возможны случаи, когда у ученика есть математические способности, но нет соответствующих психофизиологических данных, не развита речь, нет коммуникативных способностей. В этом случае очень важно внимательное, тактичное психологическое общение, коррекционные меры. Возможны случаи, когда интерес к профессии учителя математики не подтверждается математической подготовкой. В этом случае необходимы всего лишь специальные занятия по математике. Требует психологического вмешательства случай, когда ученик намерен выбрать профессию учителя математики, но родители против этого выбора. Здесь главное состоит в том, чтобы были защищены интересы оптанта. Все сложности, связанные с выбором профессии, следует выявлять индивидуально: выяснить, насколько адекватны намерения оптанта, какие факторы определяют эти намерения, помочь оптанту увидеть свои проблемы и принять самостоятельное решение. В таблице 3 мы приводим технологии психологического сопровождения на профессию учителя математики.

Таблица 2

Психологическое сопровождение оптанта на профессию учителя математики и информатики

Проблемы психологического сопровождения Технологии психологической помощи

Несоответствие между намерениями и возможностями Определить адекватность намерений. В случае адекватности установить причины несоответствия, составить план коррекции

Разногласие в семье по поводу будущей профессии учителя математики Диагностика профессиональных намерений, беседы с родителями, презентация профессии учителя математики и информатики

Многообразие интересов и способностей оптанта; сомнения по поводу правильного выбора учительской профессии Диагностика способностей, презентация различных профессий, помощь в самопознании и адекватной самооценке, беседы о математике, о профессии учителя математики и информатики

Отсутствие выраженных интересов к профессии учителя математики Обсуждение с оптантом его тестового паспорта, портфолио, психофизиологических особенностей, личностных черт; рассказы об известных учителях математики и информатики

Несоответствие между любовью к математике, к профессии учителя математики и статусом учителя, его зарплатой Разбор альтернативных вариантов выбора профессии, перспектив роста оплаты труда учителя, его социального статуса

Неуверенность в своих математических и педагогических способностях Диагностика ценностных ориентаций, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей; психологический тренинг

Стадия профессиональной подготовки

Основные концептуальные положения ориентированного профессионального образования:

- предполагается субъективная активность студента, самоучение и самообразование;

- осуществляется оценка параметров личностного и профессионального развития в процессе мониторинга профессионального становления личности;

- моделирование профессионального образовательного процесса для каждой учебнопрофессиональной ситуации;

- отражение в содержании и технологии обучения социально-профессиональных особенностей личности педагога как фактора профессионального развития студентов;

- дифференциация обучения с целью реализации индивидуальной траектории профессионального становления студентов, самоопределения, самообразования, самостоятельности и са-моосуществления;

- сотрудничество педагогов и студентов как субъектов образовательного процесса, другодо-минантность в их взаимоотношениях, соразви-тие.

В становлении личности будущего педагога в вузе надо постоянно контролировать и оказы-

вать своевременную психологическую поддержку в его ценностной направленности, профессионально важных качеств, социализации, ненасильственного отношения к природе, к обществу и к себе. Очень часто студенты испытывают трудности при адаптации к студенческой жизнедеятельности, при освоении новой социальной роли будущего учителя.

После этапа адаптации идут этапы интенсификации и идентификации профессионального образования. Интенсификация профессионально-педагогического образования будущих учителей математики означает осознанное усвоение специальных математических, психологопедагогических, методико-методологических основ будущей педагогической деятельности, развитие профессионального самосознания, математической и педагогической культуры.

На этапе идентификации происходит активный поиск профессиональной идентичности, формирование педагогической готовности к работе учителя математики. Вместе с тем на этом этапе возможны разочарования в профессии, если педагогическая практика не была удачной.

Варианты психологического сопровождения на стадии педагогического образования приведены в таблице 3.

Таблица 3

Психологическое сопровождение профессионального образования будущих учителей математики и информатики

№ Проблемы психологического сопровождения Технологии психологической помощи

1 Отсутствие навыков логических рассуждений, навыков учебной деятельности Помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности, диагностика готовности к учебнопознавательной деятельности, мотивов учебной деятельности

2 Личностные «Я - препятствия» в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой структурах Помощь в ориентации: ответы на вопросы, сообщение необходимой информации, организация совместной деятельности

3 Недостаточность физического, психического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов деятельности Использование новых для студента средств, способов, подходов; привлечение других или отказ от принципиально нерешаемых проблем

4 Объективные препятствия (методы обучения, отсутствие учебной литературы, стиль взаимоотношений преподавателей со студентами, новая социокультурная среда) Беседы, советы; развитие свойств личности как «значимого другого», создание внутренних условий для саморазвития

5 Фрустрация в связи с отсутствием навыков научно-познавательной деятельности Диагностика личностного и интеллектуального развития; развивающая диагностика; психологическое консультирование; коррекция личностного и интеллектуального профиля; коучинг

6 Боязнь будущей педагогической деятельности в качестве учителя математики Создание познавательных образов и перспектив будущего, помощь в планировании

7 Ожидание того, что все будет происходить само собой, беспечность Помощь в планировании

8 Переживание вынужденного отчуждения будущего Помощь в осознании собственных интересов и ценностей, создание перспектив материального, социального, семейного благополучия

9 Сомнения по поводу правильности выбора профессии учителя математики (неустойчивость профессионального выбора) Выявление интересов и ценностей, коррекция образов будущего, поиск подходящей альтернативы

Педагогическая профессия связана с большими психофизиологическими проблемами, с глубокими переживаниями за развитие и судьбу воспитанников: встречаются трудновоспитуе-

мые дети, неблагополучные семьи, много трудностей в реализации новых гуманистических, личностно-ориентированных, инновационных, информационных технологий; очень часты стрессовые ситуации.

Р.А. Ахмеров выделяет следующие кризисы личности:

- кризис нереализованности - субъективное негативное переживание жизненной программы;

- кризис бесперспективности - отсутствие перспектив профессионального роста, реальных планов на будущее [1, с. 74-78].

Могут возникнуть одновременно несколько из этих кризисов. Тогда возможны разрушение личности, утрата интереса к жизни, душевные

болезни и деструктивный выход. Кризисы профессионального становления возможны на стадии оптации; возможен кризис учебнопрофессиональной ориентации из-за несоответствия желаемого будущего и реального настоящего, а также кризис профессионального выбора в период профессионального образования по разным причинам: на стадии профессиональной адаптации несоответствие практической деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. В дальнейшем встречаются кризисы профессионального роста, профессиональной карьеры, кризис социальнопрофессиональной самоактуализации (нереализованные потенциальные возможности), кризис утраты профессиональной деятельности; после ухода на пенсию возможен кризис социальнопсихологической адекватности.

Педагогическая деятельность, связанная с большой психологической напряженностью и

кризисами, в процессе многолетнего выполнения своих обязанностей непременно приводит к профессиональной усталости, к развитию профессиональных деструкций.

Наши наблюдения в процессе непрерывного профессионального становления личности учителя на стадиях оптации (9-11 классы), профессионального образования (педуниверситет) показывают, что при выполнении специальных педагогических условий в контексте психологического сопровождения и педагогической поддержки профессиональное становление учителя происходит благополучно, без кризисов.

Литература

1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. - М., 1991.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: Burzalova@mail.ru

Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.016

© Т.В. Бурзалова

Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных математических классов как важный фактор воспитания

В статье рассматриваются воспитательные аспекты учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных математических классов. Эти вопросы являются важнейшими для развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, мотивация, ориентированное профессиональное образование.

T.V. Burzalova

Academic and research activity of pupils of profile mathematical classes as an important factor of upbringing

In the article the educational aspects of academic and research activity of pupils of profile mathematical classes are considered. These issues are the major for development of ability to research type of thinking, making more active the personal position of pupil in educational process on the basis of acquisition of subjectively new knowledge.

Keywords: academic and research activity, motivation, focused professional training.

Современное общество ставит перед системой образования задачу формирования новых качеств учащихся: инициативности, инновационности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Начинающий профессиональную деятельность человек должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь

принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной сфере и в будущей профессиональной области, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них. Поэтому в настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.