УДК 378.016 © Т.В. Бурзалова
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к профессиональному развитию будущего учителя математики и информатики
В статье рассматриваются вопросы профессионального становления учителей математики и информатики, которые являются важнейшими компонентами профессионально-педагогической подготовки будущих учите. лей.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, мотивация, ориентированное профессиональное образование, деятельностный подход, профессиональное становление.
T.V. Burzalova
Personality oriented and activity-based approaches to professional development of a future teacher of mathematics and computer science
This article discusses the issues of professional development of teachers of mathematics and computer science. These issues are critical components of professional and pedagogical training of future teachers.
Keywords: personality oriented approach, motivation, professional formation.
В настоящее время наблюдается тенденция выдвижения на первый план личностноориентированного подхода в образовании как в школе, так и вузе. Такой подход позволяет точнее учитывать личностные особенности школьников и студентов, использовать внутренние психогенные факторы развития личности и тем самым обеспечить гуманизацию развития образования. Однако расчет только на личностный подход может привести к отклонениям в соци... альном самоопределении, к отрыву от реальной действительности.
Если рассматривать деятельностный подход, то он может оказаться более эффективным и эвристичным при решении некоторых задач образования и при этом обеспечить развитие определенных личностных структур. Освоение реальной действительности, ценностей культуры невозможно без деятельности. Поэтому деятельностный подход имеет широкое распространение в обучении и бывает эффективным при решении задач развития личности, в которых проявляется зависимость психики от деятельности. Однако деятельностный подход оказывается ограниченным при решении проблем творческого развития, самоактуализации личности, когда требуется интеграция бессознатель... ного и сознания.
Можно согласиться с утверждением об изначальной направленности феномена деятельности на описание и исследование репродуктивных процессов, а не продуктивных. Учитывая, что при решении одних задач более эффектив... ным оказывается деятельностный подход, а при решении других - личностный, а также то, что личностное начало в человеке не сводимо к деятельностному началу, мы приходим к выводу о
oriented professional education, activity-based approach,
необходимости сочетания обоих подходов. Поэтому следует более внимательно рассмотреть отдельно каждый из них.
На психологическом уровне деятельность определяется как совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением [1]. Деятельность направлена, с одной стороны, на активное преобразование мира (опредмечивание), а с другой стороны, на изменение самого субъекта благодаря интериоризации, когда деятельность, выполняе... мая совместно с другими людьми во внешней форме переходит во внутреннюю деятельность и связана с формированием психологических но... вообразований - знаний, умений, способностей, мотивов и т.д.
Поскольку мы рассматриваем развитие мо... тивации учебной деятельности как фундаментальный фактор профессионального развития на стадии профессиональной подготовки, то отметим, что учение только тогда является деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Н.Ф. Талызина [2] указывает, что знания, на овладение которыми направлено учение, выступает и как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, и одновременно как цель этой деятельности. Если у ученика нет познавательной потребности, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. Знания в этом слу... чае, являясь целью действия, не выполняют функции мотива.
Становление мотивов в целях (целеобразо... вание) - это сложный творческий процесс, кото. рому следует научиться субъекту деятельности, чтобы деятельность была направленной и
Т.В. Бурзалова. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к профессиональному развитию будущего учителя математики и информатики
осмысленной. На основе целеобразования строится план деятельности как совокупность последовательных действий, направленных на достижение поставленных целей. Планирование деятельности осуществляется на основе совокупности знаний, которую называют ориентировочной основой деятельности [3].
Деятельность реализуется в системе действий, под которыми понимается операция или совокупность операций, выполняемых субъектом для достижения конкретной цели. Совокупность знаний, определяющих возможность сознательного выбора операций для достижения цели действия и правильного осуществления этого действия, Ю.Г. Фокин называет ориентировочной основой действия [3]. Операция - способ осуществления действия в условиях имеющейся или созданной ситуации.
Доминирующим мотивом педагогической деятельности в экспериментальной непрерывной системе обучения «школа - вуз» является обеспечение профильно-профессиональной направ... ленности личности будущего учителя математики и информатики.
Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др. выделяют диагностическую, ориен... тационно-прогностическую, конструктивно-
проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно-
стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую функции педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из этих функций.
Диагностическая функция означает постоянный контроль уровня развития профессио... нальной направленности личности учащихся и студентов, уровня развития мотивации учебной деятельности. Результаты диагностики становятся предметом анализа и внесения коррективов в педагогическую деятельность по профессиональному развитию обучающихся для рефлексии и уточнения индивидуальной траекто... рии развития.
Исследовательско-творческая функция педагогической деятельности выражается в развитии творческого отношения учащихся и студентов к себе, к окружающей действительности, к саморазвитию и самореализации. Особое значе... ние имеет осуществление творческой функции педагогической деятельности учащихся. Истоки многих неудач в профессиональной деятельности педагогов заключены в детстве, в школе, в отсутствии в обучении творческого начала. Все дело развития и воспитания должно быть посвящено раскрытию и развитию творческого потенциала личности учащихся, обеспечению
свободного развития. Творческая личность - это свободная личность, способная быть самой собой. Мы считаем, что главное в том, чтобы создать условия для самоактуализации личности, для интеграции сознания и бессознательного, не подавлять интуицию ученика, развивать положительную эмоциональную сферу, самостоятельность, уверенность в себе, воображение, поощрять инициативу, умение рисковать, применять в обучении творческие методы. Профессия учителя - творческая профессия, но творчество учителя требует воспитания с самого начала са... моопределения. Поэтому мы в нашей модели большое значение придаем привлечению учащихся и студентов к исследовательской деятельности, обучению специальным эвристическим приемам решения задач.
Наиболее последовательно деятельностный подход к обучению нашел воплощение в по. этапном формировании умственных действий, разработанных П.Я. Гальпериным [4]. Нам интересна эта методика, потому что она объединяет деятельностный подход к обучению с личностно-центрированным подходом, поскольку она переводит деятельность учащихся во внеш... ней форме во внутреннюю умственную форму, благодаря чему осуществляется интериоризация содержания обучения и появляется возможность управления учебной деятельностью учащихся и студентов. Особенно актуальна эта методика в обучении математике, поскольку индукция и дедукция, свойственные этой дисциплине, позволяют поэтапное формирование математических действий и понятий. Для создания необхо... димых условий для осуществления основных этапов формирования умственных действий предварительно следует провести диагностику уровня мотивации овладения действием на основе познавательного интереса. Если этот уро... вень недостаточен, то в процессе совместной с учителем или преподавателем деятельности следует развить мотивацию. Перед началом упраж... нения необходимо ознакомить обучающихся с предметом освоения, составить ориентировочную основу формируемого действия или понятия, чтобы было понимание того, что и как надо освоить. Эти два этапа - мотивационный и ориентировочный, являются предварительными. Далее, ход выполнения действия дается четырьмя основными этапами.
Первый этап - материальный. Здесь усваи... вается содержание действия, выясняется, как должны быть выполнены операции, составляющие данное действие.
Второй этап - внешнеречевой. На этом этапе учащийся проговаривает вслух все элементы
действия; благодаря словесному описанию конкретных объектов увеличивается мера обобще. ния действия.
Третий этап - этап речи про себя (беззвучной устной речи), когда учащийся быстро про себя устно выполняет все операции, относящие.. ся к выполняемому действию.
Четвертый этап - этап умственного дей. ствия, когда операции осуществляются в уме, мысленно, во внутренней речи.
Таким образом, данная технология форми. рования умственных действий осуществляет интериоризацию внешней деятельности и является реализацией идеи превращения деятель. ностного подхода в личностно-
ориентированный подход.
Покажем, как методика П.Я. Гальперина по формированию умственных действий и понятий может быть использована при изучении понятия производной.
Мотивационный этап (предварительный). На этом этапе необходим познавательный инте.. рес. Этот интерес может быть создан различными путями. Одним из способов развития интере.. са к дифференциальному исчислению является принцип историзма в обучении. Он заключается в том, чтобы развитие понятия проходило, по. вторяя в свернутом виде свой исторический путь становления, свой генезис. В результате такого историко-генетического подхода обучающиеся как бы заново «открывают» знание, са. ми выделяют понятие, изучают его свойства, вводят определения, термины.
Историко-генетический подход облегчает определение понятия, обогащает словесный фонд, создает эффект «открытия». Историзм в обучении раскрывает сущность изучаемого понятия в его историческом развитии, когда в про.. цессе их учебной деятельности оно как бы зарождается и проходит через все этапы своих ка. чественных изменений от одного состояния к другому в генетической взаимосвязи. А.Н. Ши. мина справедливо отмечает, что «организация процесса усвоения понятий на основе признания их происхождения из предметно-практической деятельности приводит к полноценному овладе.. нию содержанием понятий, ибо усваивается ре. альный путь становления понятий и вместе с этим решается такая фундаментальная для процесса обучения задача, как формирование и развитие способности мыслить» [5].
Ориентировочный этап (предварительный). На этом этапе, который неотделим от мотиваци. онного и непосредственно относится к первому основному этапу, выясняя, что подлежит усвое..
нию, составляется схема ориентировочной осно... вы будущего понятия производной.
На первых двух предварительных этапах рассказывается, как исторически возникло понятие производной, почему Ньютону оно потребовалось. Поэтому вводится понятие скорости движения как производной пути по времени:
у(0 = 1тд(< + А<)-?(<)
д*-»о
При этом вводится понятие приращения пу...
д? = ^(7 + А?) — ^(7) ~
ти ' '. понятие средней скоро...
V
сти в промежутке времени [1, 1+ А А ^ .
Затем раскрывается необходимость введения скорости движения в момент времени ^ для чего оказывается необходимым предельный пе... реход
у(0 = 1йпуд7
Д/ —>0
Решение этих задач, исторически приведших к открытию дифференциального исчисления, сопровождается рассказом о жизни и научной деятельности Ньютона, что также способствует развитию мотивации. После этого у сту... дентов уже появляется готовность (мотивация и ориентировочная основа) к введению понятия производной по схеме П.Я. Гальперина.
I этап. Студенты непосредственно на абстрактной функции у=Дх), отвечающей необходимым условиям, усваивают содержание действий по определению производной:
1 шаг: вычисляется приращение функции,
Дт
отвечающее некоторому приращению ^ аргу... мента ■ 4>’= /(*„+Л*)-/(*„).
Ду
2 шаг: находится приращение ^ ;
Нш —
о Ах—>0
3 шаг: вычисляется предел: ^ , вводит...
ся обозначение и термин.
II этап: все произведенные действия громко комментируются и записываются.
III этап: осуществляется проговаривание выполненных действий про себя.
IV этап: все действия выполняются мысленно, умственно, во внутренней речи. Действия становятся совершенно самостоятельными, процесс полностью осваивается.
В.И. Ваганова, Т.Г. Ваганова. Реализация компетентностного подхода к процессу обучения физике бакалавров технического направления
Наш личный педагогический и исследовательский опыт показывает, что не следует отли... чать деятельностный подход от личностного подхода в обучении. Без деятельности нет обучения, но педагогическая деятельность, реализуемая в действиях и операциях, должна быть личностно-центрированной. Без этого деятельностный подход будет преимущественно внешнецентрированным, знаниеориентирован... ным, малопродуктивным в смысле развития личности. Поэтому в нашей модели речь идет о личностно-ориентированном деятельностном подходе. Для этого деятельность должна быть самостоятельной, самоконтролируемой и ре-флексируемой, творческой, осознанной. Студент (или школьник) должен осуществить целеобра. зование своей учебной деятельности, которая рассматривается в широком смысле, построить собственную траекторию своего профессио...
нального развития, развивать свою мотивационную сферу, осознавать, что речь идет именно о развитии личности, а не о формальных знаниях.
Литература
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М: Академия, 2001. - 304 с.
2. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). - М., 1984.
3. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.
- 240 с.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.,1976.
5. Шимина А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. -М.: Изд-во МОПИ, 1981.
Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Burzalova Tatyana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of applied mathematics, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 378.147:53 © В.И. Ваганова, Т.Г. Ваганова
Реализация компетентностного подхода к процессу обучения физике бакалавров технического направления
В статье анализируются проблемы теории и практики компетентностно-ориентированного образования, рассматривается классификация компетенций. Представлена структура обобщенных групп предметных, профессиональных, общих компетенций и соответствующих модулей курса физики, направленных на их формирование. В качестве технологии реализации компетентностного подхода предлагается модульная технология.
Ключевые слова: компетентностное обучение, предметные компетенции по физике, модульное обучение, классификация компетенций.
V.I. Vaganova, T.G. Vaganova
Implementation of competence-based approach to teaching physics to bachelors of engineering
The article is devoted to the theory and practice of competence-oriented education, considers a classification of competences. There is a structure of generalized groups of subject, professional, general competences and relevant modules of physics course aimed at their formation. A modular technology is proposed as the technology of the competence-based approach.
Keywords: competence training, subjects competences in physics, modular training, competences classification.
Высокий статус университета ставит перед техническими вузами ряд задач, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Выпускник технического университета должен быть готов к инновационной инженерной деятельности - к разработке и созданию новых техник и технологий, доведенных до вида товарной продукции, обеспечивающей новый социальный
и экономический эффект, а потому и конкурен... тоспособной.
Физика является не только базовой составляющей инженерного образования, но и мировоззренческой дисциплиной. Знания современного инженера должны быть фундаментальными и профессионально и практически ориенти... рованными.