Научная статья на тему 'Исследования в области изучения взаимосвязи оптической дислексии и нарушения зрения'

Исследования в области изучения взаимосвязи оптической дислексии и нарушения зрения Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оптическая дислексия / нарушения зрения

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Городилова Светлана Александровна, Майстрова Маргарита Олеговна

В статье рассматривается оптическая форма дислексии, её специфические проявления у детей с нарушениями зрения. Изучается вопрос взаимосвязи нарушений зрения и оптической дислексии. Освещается проблема важности диагностики оптической дислексии с последующей коррекцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Городилова Светлана Александровна, Майстрова Маргарита Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования в области изучения взаимосвязи оптической дислексии и нарушения зрения»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-445-448

Исследования в области изучения взаимосвязи оптической дислексии и нарушения зрения

Городилова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Майстрова Маргарита Олеговна,

Студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье рассматривается оптическая форма дислексии, её специфические проявления у детей с нарушениями зрения. Изучается вопрос взаимосвязи нарушений зрения и оптической дислексии. Освещается проблема важности диагностики оптической дислексии с последующей коррекцией. Ключевые слова: оптическая дислексия, нарушения зрения.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2018 году на 100 тыс. населения приходится 5713.3 в возрасте от 0 до 14 лет с болезнями глаза и его придаточного аппарата. Патология органа зрения составляет особую медико-социальную проблему [1]. Роль зрительного анализатора в акте чтения - тема, интересующая специалистов разных областей. Вопрос о взаимосвязи нарушений зрения и оптической дислексии породил множество противоречий. Продолжительное время патология зрительного гнозиса была первоначальной точкой всех поисков в области дислексии (Вербург, П. Раншбург и др.). Цель данной исследовательской работы - опровергнуть «офтольмологические» гипотезы дислексии. Нами были использованы такие методы, как анализ, сравнение и обобщение научной литературы.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Чтение - процесс восприятие и переработки информации, получаемой посредством символов-букв. Для успешного протекания акта чтения необходимо управление рядом зрительных функций, которые посылают скоординированную информацию в зрительную кору. Чтение включает в себя зрительно-моторный контроль и лингвистическую обработку прочитанного.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное недостаточностью высших психических функций, проявляющееся в ошибках стойкого характера. Дислексия разнообразна в соответствии с механизмами и проявлениями. Рассмотрим актуальную классификацию дислексии -классификацию Р. И. Лалаевой, которая разработана на основе психолингвистического подхода. Автор выделяет 6 форм дислексии: фонематическая, семантическая, мнестическая, аграмматическая, оптическая, тактильная. Нам в рамках исследования интересна оптическая форма дислексии. Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Причины оптической дислексии: нерасчлененность зрительного восприятия форм; недефференцированность представлений о сходных формах; недоразвитие оптико-пространственного восприятия и представления; нарушения зрительного гнозиса; нарушения зрительного анализа и синтеза. Рассмотрим специфические ошибки при оптической дислексии, наблюдаются смешения и замены букв, отличающихся дополнительными элементами, например, Л-Д, З-В и букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве, таких как Т-Г, Н-П-И.

Чтение представляет собой сложный навык, требующий не только правильной интерпретации зрительной информации, получаемой при распознавании каждого слова, но также способности анализировать и интегрировать информацию, поступающую в разные отделы мозга для осмысления прочитанного. В связи с этим патологические изменения на разных уровнях обработки зрительной информации (получения, проведения и осмысления) обусловливают проявления оптической дислексии, имеющие технический и смысловой характер.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Нарушения технической стороны чтения проявляются медленной скоростью, по-слоговым способом чтения, многочисленными устойчивыми ошибками. Смысловые нарушения связаны с неверным пониманием прочитанного текста и сложностями передачи его содержания [2, 4]. Для оптической дислексии более характерны ошибки технической стороны чтения.

Рассмотрим специфику проявления оптической дислексии при нарушениях зрения. Затруднения в чтении проявляются в том, что воспринимаемые буквы текста вибрируют, двоятся, переворачиваются, имеют разную контрастность и четкость. Белый лист вызывает зрительное утомление, текст воспринимается затертым, может сползать вниз или подниматься вверх, казаться объемным в разных частях листа. Эти явления объясняют, почему ребенок при чтении пропускает или заменяет слова, пропускает или сливает со словом предлоги, пропускает строки. Анализируя движение глаз у детей с дислексиями, Н. Лезевр выявила некоторые характерные особенности. Осуществляя процесс чтения, дети с дислексией делают гораздо большее количество лишних движений по сравнению с нормотипичными детьми. Эти движения являются как позитивными, направленными слева направо, по ходу чтения, так и негативными, направленными в противоположную сторону, т. е. справа налево. В процессе чтения у детей с дислексиями отмечается зрительно-моторная дискоординация [3].

В рамках статьи мы теоретически рассматриваем наличие взаимосвязи между нарушением зрения и оптической дислексией. Анализ исследовательских работ позволяет констатировать, что прямой связи нет. Оптическая дислексия свойственна для детей и с нормальным, и с нарушенным зрением. Оптическая дислексия не является прямым следствием нарушений зрения, поскольку это проявление недостаточности высших психических функций. Следовательно, прямой закономерности между нарушением зрения и оптической дислексией нет, нельзя сказать, что одно вытекает из другого.

Дислексия может ошибочно рассматриваться педагогом и родителем как лень, немотивированность ребенка. Взрослые могут попытаться воздействовать

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

на него дисциплиной, но это не окажет положительного эффекта, так как проблема не в этом. Ребенок может обвинять себя в том же, не понимая почему его сверстники успешно справляются с поставленной задачей на уроке чтения, а он раз за разом попадает в ситуацию неуспеха. Как следствие всего этого уроки чтения сопровождаются негативными эмоциями, что может значительно ухудшить ситуацию, вызвав негативизм у ребенка к занятиям чтению. Именно поэтому важно своевременно выявить и обосновать причины нарушения чтения у учащегося. Для этого необходима логопедическая диагностика. В нашей стране для школьников со второго по шестой класс используется Стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) [4]. В массовых профилактических осмотрах детей 6-8 лет используют методику раннего выявления дислексии (МРВД) [4].

Таким образом, оптическая дислексия представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, значимую роль в которой играют зрительные нарушения. Однако, прямая взаимосвязь между нарушениями зрения и оптической дислексии не доказана.

Библиографический список

1. Сибирякова Н. В. Оценка распространенности заболеваемости органа зрения среди детского населения / Н. В. Сибирякова, О. А. Чапрасова, Е. П. Го-лянова [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал, 2021. №2. С. 104.

2. Мошкова О. М. Ретардация визуального восприятия как критерий раннего выявления дислексии // Образование и наука, 2014. № 10. С. 105-117.

3. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р. И. Лалаева. М.: Просвещение, 1983. С. 136.

4. Основы логопатологии детского возраста : клинич. и психол. аспекты / А. Н. Корнев. СПб.: Речь, 2005. С. 378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.