Педагогика
УДК 376.1
магистрант Стародубцева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бандуристова Дарья Андреевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Еременко Анна Сергеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ЧТЕНИЯ
Аннотация. Авторами данной статьи сделан анализ исследования проблемы формирования фонематического анализа и синтеза у обучающихся с нарушениями зрения и чтения (дислексией) на уровне начального общего образования. В работе актуализируется необходимость формирования фонематических представлений у детей с дислексией и с пониженным зрением в условиях семьи. Авторами статьи представлены результаты диагностического обследования особенностей развития фонематических представлений у младших школьников с дислексией и нарушенным зрением (косоглазие, амблиопия, астигматизм). Обозначено содержание и направления коррекционной работы по развитию фонематических представлений у данной категории обучающихся, которое включает использование интернет-технологий в процессе преодоления нарушенных навыков чтения и письма в домашней среде.
Ключевые слова: дислексия, нарушения зрения, младшие школьники, семейное воспитание, фонематические представления.
Annоtation. The authors of this article analyzed the study of the problem of phonemic analysis and synthesis formation in students with visual and reading impairments (dyslexia) at the level of primary general education. The paper actualizes the need for the formation of phonemic representations in children with dyslexia and low vision in family conditions. The authors of the article present the results of a diagnostic examination of the peculiarities of the development of phonemic representations in younger schoolchildren with dyslexia and impaired vision (strabismus, amblyopia, astigmatism). The content and directions of correctional work on the development of phonemic representations in this category of students are indicated, which includes the use of Internet technologies in the process of overcoming impaired reading and writing skills in the home environment.
Key words: dyslexia, visual impairment, primary school children, family education, phonemic representations.
Введение. Модернизация нормативно-правовых документов в области образования ориентирована на целостное развитие обучающихся на уровне начального общего образования. Внедрение федеральных основных образовательных программ начального общего образования ставит перед педагогом задачу целостного обучения всех детей, в том числе и с особенностями в развитии и здоровье в условиях инклюзивного образования. Скорость освоения программного материала, темп зрительного восприятия, анализа и понимания текста у всех детей проходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, но при этом различные нарушения в здоровье не позволяют ребенку в полной мере его освоить [4]. Соответственно перед педагогом возникает необходимость использовать дополнительное время на повторение и объяснение материала, что не всегда является возможным в условиях инклюзии.
Для обучающихся с нарушениями зрения характерно своеобразие речевого развития (Л.С. Волкова, Г.В. Никулина, Т.В. Соколова и др.) [2, 3, 6]. Более того в исследованиях О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной и др. у обучающихся начальных классов показаны трудности в освоении навыка чтения (дислексии), которое характеризуется определенными стойкими специфическими ошибками. Количество детей, имеющих нарушения чтения с каждым годом увеличивается, а обучающиеся с нарушениями зрения (функциональными расстройствами зрения) после коррекционных групп дошкольного образования попадают в инклюзивную школьную среду, что обусловливает высокий научный интерес к организации условий обучения данной группы детей в инклюзии.
В практике работы на уровне начального общего образования встречаемся с проблемой билингвизма и с нарушениями зрения у обучающихся с дислексией, что усугубляет работу учителя. Нагрузка урочной и внеурочной деятельности не позволяет в полной мере компенсировать нарушения с учётом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, поэтому семья, является главным помощником для учителя [8]. У обучающихся с нарушениями зрения и чтения по наблюдениям и научным исследованиям чаще всего нарушено фонематическое восприятие и анализ.
В современной логопедической литературе достаточно много разработок по коррекции фонематических нарушений у обучающихся с дислексией, но у детей с сочетанными нарушениями (зрительными) в условиях семьи имеется дефицит.
Изложение основного материала статьи. Нарушения чтения в современной науке широко раскрыто в исследованиях Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Л.Г. Парамоновой, О.А. Токаревой, А.В. Ястребовой и др. У младших школьников с нарушениями чтения выявлены своеобразные ошибки в смешении или перестановке букв, пропуске или перескакивании строчек, более того наблюдается «догадывание слов или фраз».
Как отмечается в исследованиях М.Е. Хватцева именно узнавание букв играет важную роль при чтении, и основную роль играет зрительная техника [7]. Так, даже при сохранном зрении у обучающихся отмечается синхронное движение глаз вдоль строки, бинокулярное восприятие букв, скорость движения глаз. Соответственно у детей с нарушениями зрения выделяются специфические особенности зрительного восприятия, что ведет к медлительности, напряжению и быстрой утомляемости при чтении.
Основываясь на дифференцированном подходе к разным видам ошибок у обучающихся с нарушениями зрения при чтении необходимо учитывать этапы коррекционной работы: развитие зрительного и пространственного восприятия и сенсорных эталонов; зрительной памяти, анализа и синтеза (Р.И. Лалаева) [5].
Данные формы коррекционной работы доступны для взаимодействия в семье. Поэтому родители могут по заданию учителя-логопеда выполнять ежедневно, недолго, интересные мотивационные задания способствующие развитию и коррекции навыка чтения. При этом очень важно соблюдать офтальмо-гигиенические указания врача офтальмолога, или рекомендации соответствующие зрительному нарушению у ребенка [3].
Нами было организовано исследование направленное на развитие фонематических представлений у обучающихся с нарушениями зрения и чтения в условиях семьи. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 6 п. Юловский и МБОУ СОШ № 4 г. Батайска Ростовской области.
Были обследованы обучающие 1 классов в возрасте от 7 до 8 лет. Обследование проводилось в середине третьей четверти. Выборка составила 58 детей. Из них выявлено 15 детей с нарушениями зрения (по заключению офтальмолога), и у 14 детей нарушения чтения, которые и были взяты в исследование. В период проведения констатирующего этапа эксперимента дети, вошедшие в выборку исследования, учились в 1 классе, их возраст составил 7-8 лет; на формирующем и контрольном этапах их возраст составил 7-9 лет.
Экспериментальное исследование проходило поэтапно и включало следующие периоды:
• выявили индивидуальные уровневые показатели нарушения фонематических представлений;
• разработали индивидуальные задания по развитию фонематических представлений у детей с нарушения зрения в условиях семьи с применением интернет-технологий;
• повторное определение уровня сформированности фонематических представлений младших школьников после реализации предложенной системы работы для определения ее результативности.
Для проведения экспериментального исследования для обучающихся с нарушениями зрения (14 детей) были адаптированы диагностические методики по выявлению фонематических представлений у детей с нарушениями чтения Р.И. Лалаевой: уровень развития зрительного восприятия, зрительной памяти, пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза [5].
Основанием для выбора диагностических методик послужили следующие аспекты:
- соответствие возрастным характеристикам испытуемых;
- соответствие цели исследования;
- точность и надежность фиксации выраженности исследуемых качеств;
- возможность объемного представления качественной и количественной характеристики изучаемого явления.
Данные задания были выбраны в связи с тем, что их целесообразно использовать для диагностики учеников 1-2 классов
в возрасте 7-9 лет. Также они помогают получить целостную картину об уровне сформированности фонематических представлений младших школьников с нарушениями зрения и чтения, что соответствует цели и задачам исследования, а также позволяет подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
С целью получения общего результата по развитию фонематических представлений был подсчитан общий балл по всем диагностическим заданиям и определен общий уровень: высокий, средний, удовлетворительный, недостаточный, низкий.
В результате констатирующего обследования детей с нарушения зрения выявлено:
• уровень развития зрительного восприятия: 8% - высокий, 21% - средний, 36% - удовлетворительный, 14% -недостаточный, 21% - низкий уровень;
• уровень развития зрительной памяти: 0% - высокий, 14% - средний, 29% - удовлетворительный, 21% -недостаточный, 36% - низкий уровень;
• уровень развития пространственного восприятия: 0% - высокий, 8% - средний, 36% - удовлетворительный, 42% -недостаточный, 14% - низкий уровень;
• уровень развития зрительного анализа и синтеза: 0% - высокий, 0 % - средний, 29% - удовлетворительный, 21% -недостаточный, 50% - низкий уровень.
У многих детей возникли затруднения при определении буквы в правильном положении, не могли добавить букве недостающий элемент, запомнить изменения последовательности букв не связанных по смыслу, но похожих по написанию, сложности в определении пространственного расположения предметов относительно других объектов, путали буквы в зеркальном расположении, подборе слов с заданным звуком, а также при подборе слов и выборе картинок с заданным количеством звуков и т.д.
Следовательно, результаты проведенной диагностики обосновывают актуальность выбранной темы исследования, что, в свою очередь подтверждает необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, по разработке и апробации системы работы по развитию фонематических представлений младших школьников в условиях семьи с применением интернет-технологий.
В ходе формирующего эксперимента был создан Интернет-портал, на котором размещались методические материалы для родителей: конспекты домашних занятий, памятки и рекомендации. Родители младших школьников, вошедших в экспериментальную группу, направлялись на сайт, с помощью которого они выполняли дома задания и упражнения в соответствии с заданиями учителя-логопеда, учителя начальных классов и специалистов ППк. Родители обязательно распечатывали задания с учетом зрительных возможностей детей, или проговаривали с ребенком задания. Также они имели возможность в домашних условиях корректировать свои действия по развитию зрительного восприятия, зрительной памяти, пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза у своих детей [1]. Для родителей были составлены правила и советы по выполнению заданий, памятки и рекомендации по охране зрения, которые были размещены в соответствующем разделе. Также для родителей создали на портале дополнительные упражнения, задания и игры.
Созданный портал для развития фонематических представлений младших школьников с дислексией и нарушениями зрения в условиях семьи включает следующие разделы:
1) Конспекты занятий.
2) Игры и упражнения.
3) Артикуляционная гимнастика.
4) Речевые и зрительные физкультминутки.
5) Памятки и рекомендации.
6) Рекомендуемая литература.
7) Фильмы для детей и родителей.
В разделе «Конспекты занятий» собраны разработки сценариев домашних занятий с целью закрепить пройденный материал на уроках. На начальном этапе разработки и заполнения портала представлены конспекты по следующим темам:
- Звуки [М] и [М'];
- Звуки [Т] и [Т']»;
- Звуки [Д] и [Д'];
- Звуки [Т] - [Д], [Г] - [Д']»;
- Звуки [П] и [П'];
- Звуки [Б] и [Б'];
- Звуки [Б] - [П]; [Б'] - [П'];
- Буквы [К] - [Ж];
- Буквы [А] - [Л] - [Д];
- Буквы [Р] - [Б] - [Г];
- Буквы [Ь] - [В] - [З];
- Буквы [И] - [М] - [Н] - [П] и т.д.
Целью каждого занятия являлось развитие фонематических представлений. Конспекты имеют определенную структуру: приветствие, зрительная гимнастика, артикуляционные упражнения, зрительные и речевые задания, физкультминутка, зрительные упражнения, дидактические упражнения и игры. Задания позволяют развивать умения и навыки, входящие в состав фонематических представлений или являющиеся фундаментом данного процесса: умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на определенный звук, умение подбирать слова с определенным количеством звуков, умение дифференцировать слова по их звуковому составу, фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Таким образом, система работы по развитию фонематических представлений у обучающихся с нарушениями зрениями и чтения в условиях семьи предполагала создание интернет-портала и размещение на нем полезной информации: конспектов домашних заданий, комплексов зрительной, артикуляционной и моторной гимнастики, речевых и зрительных физкультминуток, упражнений и игр, а также памяток и рекомендаций для родителей. Благодаря собранной на портале информации родители получали необходимую педагогическую поддержку по вопросам организации процесса выполнения логопедических домашних заданий и дополнительных занятий от учителя начальных классов в условиях семьи. Правильно организованная обратная связь (продуктивные результаты выполненных домашних заданий) способствовала сближению родителей с детьми и пониманию и адекватному отношению к речевым и зрительным дефицитам.
На контрольном этапе использовались аналогичные диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Диагностические мероприятия были организованы в индивидуальной форме во внеурочное время (после окончания уроков) по согласованию с родителями учеников первых классов.
В результате контрольного обследования детей с нарушения зрения выявлено:
• уровень развития зрительного восприятия: 65% - высокий, 21% - средний, 14% - удовлетворительный, 0% -недостаточный, 0% - низкий уровень;
• уровень развития зрительной памяти: 21% - высокий, 50% - средний, 29% - удовлетворительный, 0% -недостаточный, 0% - низкий уровень;
• уровень развития пространственного восприятия: 29% - высокий, 50% - средний, 21% - удовлетворительный, 0% - недостаточный, 0% - низкий уровень;
• уровень развития зрительного анализа и синтеза: 21% - высокий, 29% - средний, 42% - удовлетворительный, 8% -недостаточный, 0% - низкий уровень.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что большинство детей выполняли задания безошибочно или допускали единичные ошибки, тем не менее необходимо продолжить занятия по развитию зрительного анализа и синтеза, на основе комплексного подхода.
Полученные данные в результате контрольного этапа позволяют заключить, что у детей присутствует выраженная динамика показателей уровня сформированности фонематических представлений. Обучающиеся стали допускать намного меньше ошибок по всем заданиям. Следовательно, уровень сформированности фонематических представлений повысился.
Выводы. Анализ проведенного исследования по формированию фонематических представлений у обучающихся с нарушениями зрения и чтения в домашней среде показывает положительную и высокую динамику результатов после проведенной коррекционной работы. Развитие фонематических представлений у обучающихся с нарушениями зрения и чтения при соблюдении комплексного и дифференцированного подходов при применении интернет-технологий дает положительные результаты. Родители являются главными тьюторами в сопровождении и соблюдении офтальмо-гигиенических требований и развитии процесса чтения у собственных детей, более того это позволяет компенсировать нарушения и повысить статус ребенка в классе.
Литература:
1. Болдинова, О.Г. Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп: методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / О.Г. Болдинова, Е.А. Иванова, Н.Ф. Маркова, С.Л. Антонова, В.М. Скляднева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. - 70 с.
2. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей: Учеб. пособие / Л.С. Волкова. -Ленинград: ЛГПИ, 1982. - 68 с.
3. Зрительное восприятие: диагностика и развитие [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Никулина Г.В. [и др.]. - Киров: МЦНИП, 2013
4. Коробейников, И.А. Психолого-педагогическая диагностика развития произвольного поведения и деятельности у детей с нарушениями зрения / И.А. Коробейников, О.Г. Болдинова // Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 12-21
5. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция: учеб.-метод. пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Союз, 2004. - 218 с.
6. Филичева, Т.Б. Персонификация в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Соколова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 8. - С. 18-22
7. Хватцев, М.Е. Недостатки речи у детей и их устранение [Текст]: Пособие для учителей. - 2-е изд., перер. - Москва: Учпедгиз, 1939. - 88 с.
8. Goryunova, L. Online gaming parent club as a means of transforming the interaction between teachers and parents of preschoolers / L. Goryunova, O. Boldinova, N. Markova // E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, 24-26 февраля 2021 года. - Vol. 273. - Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021.