Оммавий жисмоний тарбия ва спорт
сохани ривожлантириш га йуналтирилган туртинчи устувор йуналишида таълим илм-фан, тарбия, ада-биёт, санъат ва спорт сохаларини такомиллаштиришга алохида эътибор каратилгани бежиз эмас.
Респондентларининг 97,2% республикпмизда хотин-кизлар спорт буйича олиб борилаётган ис-лохатлар хакида етарли маълумотга эга эканлигини билдирганлар.
Юртбошимиз хар бир киши "Узининг саломатлиги хакида шахсан гамхурлик килиб бориш маданиятини ёшликдан, оила, мактаб, махалла, согликни саклаш тизими, жисмоний тарбия ва спортнинг кумагида сингдириш керак", деб бежиз айтмаган. Зеро, "Соглом, билимли ва фидойи фарзандлари булган халк албатта узининг келажагини барпо этади", деган курсатмаси биз учун дастури амал саналади.
Хулоса. Эришилган ютуклар билан бирга олдимиз-да уз ечимини кутиб турган бир катор муаммолар ва вазифалар борлигини хам эътироф этишимиз лозим:
- махаллаларда хотин-кизлар спортини риво-жлантиришда, таълим муассасалари, оила, хокимият органлари фаолиятини аник харакат дастури асосида мувофиклаштириш;
- махаллаларда спорт инструктори штатини жорий этиш ва шу оркали утказиладиган спорт мусобака-ларини режалаштириш, мувофиклаштириш, ташкил этиш. Махалла худудидаги спортга кизикиши бор, иктидорли ёшларни аниклаш ва уларни истикболли йуналтириш;
- спорт сохасидаги хотин-киз укитувчилар ва му-
Массовая физическая культура и спорт
раббийлар малакасини ошириш жараёнига жах,ондаги етакчи олимлар ва мутахассиларни жалб этиш.
Хулоса килиб айтганда, х,озирги кунда республика-мизда яратиб берилаётган кенг имкониятлар туфайли хотин-кизлар спорти кундан-кунга юксалиб бормокда. Бу энг аввало, келажак авлодни яратувчи опа-сингил-ларимиз соглигини мустах,камлашга, улар уртасида соглом турмуш тарзини шакллантиришга хизмат килмокда, колаверса, спорт сохдсида х,ам кизлари-миз жах,он спорт майдонларида юкори марраларни забт этиб, узбек аёллари ва кизлари нималарга кодир эканликларини намойиш этиб келмокда.
Адабиётлар:
1. Узбекистан Республикаси Президенти Ш.Мирзиёевнинг Узбекистан Республикасини янада ривожлантириш буйича "Харакатлар стратегияси тутрисида"ги 2017 йил 7-февралдаги фармони. Т., Халк, сузи газетаси 2017 йил 8 февралдаги 28 (6722)-сони.
2. Узбекистан Республикаси Президентининг 2018 йил 2 февралдаги "Хотин-кизларни куллаб-кувватлаш ва оила институтини муста^камлаш сохасидаги фаолиятни тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари тутри-сида"ги ПФ-5325-сон фармони.
3. Узбекистан Республикаси Президентининг 2018 йил 27 июндаги "Узбекистан Республикасида оила институтини муста^камлаш консепци-ясини тасдиклаш тугрисида"ги ПК-3808-сон карори.
4. Tolametov A.A., Yusupkhanova F.A. . (2021). The difficult problem of growing athletes among women living in rural areas and border territories of the republic of Uzbekistan. current research journal of pedagogics (2767-3278), 2(09), 136-141. https://doi.org/10.37547/pedagogics-crjp-02-09-30.
5. А.А Толаметов. Жисмоний тарбия ва спорт буйича мутахассислар-ни кайта тайёрлаш ва малакасини ошириш тизимида ахборот-коммуника-цион технологияларидан фойдаланишнинг илмий-педагогик масалалари/ ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ 4 (7).
6. А.А.Толаметов. Спорт турлари буйича тренер-укитувчиларни малакасини оширишда электрон дарсликлардан фойдаланиш/Academic research in educational sciences 2 (9), 83-90.
Информация для связи с автором:
neymadjon@bk.ru
Кандидат педагогических наук, доцент Н. МАМАДЖАНОВ1
Ферганский государственный университет город Фергана, Узбекистан
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Annotation
Аннотация
CN CN
о
CN
го ст t
0 о. сл
1
с
го
В статье рассмотрены вопросы проверки практической применимости метода канонеских величин при исследовании взаимосвязи телосложения и моторики детей, а также определить канонические величины и канонические корреляции между указанными группами обучающиеся в школах Ферганы и не занимающиеся спортом.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, коэффициент корреляции, канонические величины, морфо-метрические показатели, моторика.
Введение. Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является проведение масштабной работы, направленной на дальнейшее
Маколада Фаргона мактабларида тах,сил олаётган ва спорт билан шугулланмайдиган болалар-нинг жисмоний ва моторли куникмаларининг узаро богликлигини урганишда каноник кийматлар усулининг амалий кулланилишини текшириш, шунингдек, курсатилганлар уртасидаги каноник кийматлар ва каноник корреляцияларни аниклаш масалалари куриб чикилган.
Калит сузлар: жисмоний ривожланиш, жисмоний тайёргарлик, корреляция коэффициенти, каноник щийматлар, морфометрик параметрлар, царакатчанлик.
The article deals with the issues of checking the practical applicability of the method of canonical values in the study of the relationship of physique and motor skills of children, as well as determining the canonical values and canonical correlations between these groups of students in schools in Ferghana and those who do not go in for sports
Key words: physical development, physical fitness, correlation coefficient, canonical values, morphometric parameters, motility.
развитие физической культуры и массового спорта. С этой целью Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 3 июня 2017 года Постановлением
64
www.fansports.uz
№4-2022
Детско-юношеский спорт
№ ПП-3031, в том числе «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта» и 5 марта 2018 года Постановлением №2 ПФ-5368 «О мерах по коренному совершенствованию системы спорта», 16 июня 2021 года Постановлением № ПП-5148 «Об организационных мерах по внедрению системы оценки уровня физической подготовки населения» поставлена задача провести масштабную работу по организации. Это включает в себя последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта в Узбекистане, созданию необходимых условий и инфраструктуры для пропаганды здорового образа жизни среди населения, особенно среди молодежи, обеспечению достойного участия страны на международных аренах, определяет необходимость развития.
Актуальность. Одним из основных направлений модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях является внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Зависимость результатов физических упражнений у детей от особенностей их телосложения издавна привлекает внимание исследователей [1,2]. Решение этой проблемы имеет особое значение для создания обоснованной системы нормативных оценок физической подготовленности детей. В частности, для дальнейшего усовершенствования тестовые упражнения «Алпомиш» и «Барчиной». Известно, что во многих физических упражнениях результаты зависят от тотальных размеров тела ребенка [1,3,5]. Так, преимущества' в метаниях имеют более тяжелые дети, в прыжках в высоту - более высокие. В упражнениях, где достижения определяются величинами относительной силы (например, в подтягиваниях), преимущество остается за теми, кто имеет небольшой собственный вес [5].
Ранее предлагалось два способа для устранения этого нежелательного влияния антропометрических показателей на оценки, которые получают дети по итогам тестирования их физической подготовленности. Первое предложение заключалось в том, чтобы при работе с детьми использовать в качестве тестов только такие двигательные задания, на результатах которых не сказываются особенности морфологического строения их тела. Данное предложение, однако, весьма затруднительно для реализации по двум причинам. Во-первых, подобного типа упражнений сравнительно мало; во-вторых, это привело бы к исключению, например, тестовые упражнения для оценка уровня физической подготовленность, весьма популярных физических упражнений -метаний, прыжков в высоту, т. е. всех движений, связанных с преодолением сопротивлений, создаваемых весом собственного тела. Второв путь, наметившийся в практике ряда зарубежных стран, состоит в том, чтобы вводить различного рода индексы, учитывающие влияние тотальных размеров тела на результаты в отдельных физических упражнениях. Практическая сложность здесь, однако, заключается в том, что при таком подходе для каждого физического упражнения или в лучшем случае для
их однородной группы (например, для всех метаний) необходимо использовать различные индексы. Эго проистекает из того очевидного факта, что зависимость результатов в разных физических упражнениях от антропометрических признаков неодинакова [5].
Если попытаться сформулировать описанные выше подходы в более строгих терминах математической статистики, то первое из указанных предложений соответствует попыткам искать такие двигательные задания, результаты в которых не коррелируют с морфо-функц-нональнымн признаками, а второе - определению множественных коэффициентов корреляции и расчету уравнений множественной регрессии между достижением в каком-либо физическом упражнении, с одной стороны, и группой морфологических признаков с другой.
Цель исследования. Нам представляется, что определенный прогресс в решении поднятой проблемы может быть достигнут, если обратиться к расчету так н а зываемых канонических величин и канонических корреляций [8]. В отечественной научной литературе по физическому воспитанию и спорту метод канонического корреляционного анализа практически не использовался.
Задача нашего экперимента заключалась в том, чтобы провери практическую применимость метода канонеских величин при исследовании взаимосвязи телосложения и моторики детей, а также определить канонические величины и канонические корреляции между указанными группами показателей у детей 8-17 лет. Испытуемыми были мальчики (8-17 лет), обучающиеся в школах Ферганы и не занимающиеся спортом. Сведения о них приведены в табл. 1.
Организация и методика тестирования. Тесты физической подготовленности состояли как из общеизвестных, так и из сравнительно мало распространенных двигательных заданий (всего 25). Все тесты прошли проверку на воспроизводимость методом повторного тестирования (test re-test m eth o d s). Обращалось специальное внимание на мотивацию испытуемых. Морфофункциональные показатели включали 37 признаков. Процедура измерений соответствовала общепринятой антропометрической практике [2]. Измерение проводили с помощью металлического антропометра системы Р. Мартина.
Таблица 1
Данные об испытуемых
Возраст, лет Количество Длква тела, см Вес тела, кг Процент мускульной ткани тела
x±a x±a x±a
128 120,00±5,03 22,96 + 3,79 44,25 + 2,60
10 120 129,60 ± 3,91 28,27 + 2,79 43,72 ± 3 ,49
12 125 138,60+ 8,44 32,84 + 6,11 45,79 ± 2 ,45
14 132 151,60+7,30 41,80 + 6,62 46,43 ± 3 ,23
17 125 166,90 + 5,15 56,81+6,12 50,04 ±2,91
Кожные складки брали по схеме, разработанной отечественными антропологами, с помощью калипера Таннера. Абсолютная масса мускульной ткани, вес абсолютной массы жира и подкожный жир определялись по формуле Matiegka, а абсолютная поверхность тела -по формуле Isakson.
см см о см
го га t
0
Q. W
1
с го
№4-2022
www.fansports.uz
65
Математическая обработка проводилась в два этапа. На первом для каждого возрастного контингента рассчитывались одномерные статистические характеристики, корреляционные матрицы и выполнялся факторный анализ (использовался метод главных компонент с ротацией референтных осей по Вари-макс-критерию). На основе факторного анализа отбирались девять морфофункциональных показателей и восемь двигательных тестов, дающих наибольшее факторные веса на выделившихся факторах. На втором этапе проводился канонический анализ на двух выделенных множествах переменных.
Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая значительный объем полученных данных, в этой статье мы ограничимся только итогами канонического анализа и приведем лишь наивысшие канонические коэффициенты корреляции и соответствующие им канонические величины, полученные в группе 12-летних мальчиков (табл. 2).
Таблица 2
Канонические величины морфометрических показателей и результатов двигательных тестов (п=125 человек, канонический коэффициент = 0,768)
Исследуемые величины x±o Канонические величины
I | II | III
Морфофункциональные показатели
1. Длина тела, см 138,6 + 8,44 1,594 1,746 2,550
2. Длина плеча, см 25,90 ±2,11 -1,310 0,021
3. Длина ноги, см 74,97 ± 5 ,22 -0,998 2,146 1,817
4. Длина голени, см 31,91 ± 3 ,0 4 2,040 -1,459
5. Акромиальный диаметр, см 30,7 2± 1,85 0,013 0,991 0,016
6. Обхват плеча, см 20,1 0±2,07 -2,036 1,143 0,014
7. Средняя толщина подкожного жирового слоя с кожей, см 3,034 ± 0,87 1,266 0,017 0,879
8. Процент подкожного жира 6,08 ± 1,99 0,196 -0,673 -0,024
9. Процент мускульной ткани 45,79 ± 2,45 0,742 -0,638 0,620
Тесты физической подготовленности
1. Бег 30 м, с 5,852 ± 0 .4 0 0,581 -0,848 -0,272
2. Бег челночный 3 х 1 0 м, с 9,768 ± 0 .6 2 -0,676 0,028
3. Метание набивного мяча из положения спиной вперед, сидя ноги врозь, м 456,2 ± 129,9 0,960 -0,164
4. Бег 500 м, с 131,6±22,0 -0,302 -0,017
5. Отжимание в упоре лежа (колич. раз) 11,76±5,00 -0,139 -0,015 1,282
6. И. п. - о. с. 1-упор присев; 2- упор лежа; 3- упор присев, с 12,77 ± 1,82 -0,139 -0,015
7. Наклон вперед из положения сидя, см 5,08 ± 4,45 0,513 0,153 -0,794
8. Тест на равновесие Флейшмана, с 12.22 ± 5,0 4 0,235 -0,259
СМ
см о см
го га t
0
w
1
Проиллюстрируем значения полученных показателей. Канонический коэффициент корреляции равен в этом случае 0,768. Это говорит, очевидно, о весьма тесной зависимости достижений в двигательных тестах от морфофункциональных показателей. Следует при этом отметить, что метод канонической корреляции позволяет автоматически избежать так называемых «ложных» корреляций (или во всяком случае значительной их части), проистекающих из существования корреляции между признаками, принадлежащими к одному и тому же множеству. Например,
Детско-юношеский спорт
корреляция между результатами прыжка в высоту и длиной туловища может быть «ложной» и быть зарегистрированной лишь потому, что длина туловища коррелирует с длиной ног, а последняя действительно непосредственно влияет на высоту прыжка.
Столь большая величина канонического коэффициента корреляции, видимо, определяется тем, что использованные нами морфофункциональные показатели, например, такие, как процент жировой и мышечной ткани, непосредственно о т ражают состояние двигательной функции ребенка. Приведенные в табл. 2 канонические величины могут быть использованы для расчета индексов, наиболее точно оценивающих как морфофункциональный статус ребенка, так и его физическую подготовленность. Так, в частности, если значение морфофункциональных показателей, зарегистрированных у испытуемых, умножить на соответствующие канонические величины и затем полученные значения суммировать, то итоговая сумма будет представлять собой канонический индекс, значение которого наиболее высоко коррелирует с результатами в двигательных тестах. Поскольку такой канонический индекс тоже является случайной величиной и имеет статистическое распределение, то канонические индексы отдельных детей будут отличаться друг от друга. Эта вариация может быть использована, с одной стороны, для оценки морфофункционального статуса ребенка, а с другой - элиминорования влияния различий в морфофункциональном статусе при оценке физической подготовленности. Это можно сделать, например, путем введения различных норм для детей с разным морфофункциональным статусом. Подобные процедуры будут оправданны при проведении нормативных исследований на больших совокупностях испытуемых.
Выводы
1. Для оценки взаимосвязи морфофункциональных показателей и двигательных возможностей детей предлагается использовать метод к а нонического анализа.
2. Определены канонические величины и канонические коэффициенты корреляции для батареи из 17 тестов (предварительно отобранных по результатам факторного анализа) у 12-летних мальчиков, не занимающихся спортом.
Литература:
1. Гурьев С.В. "Современные информационные технологии в физической культуре и спорте" /Монография, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, 2014. 96 с.
2. Mamadzhanov N., Relationship of age and dynamics of physical development of children and adolescents in fergana in ontogenesis/ current research journal of pedagogics 2(10): 138-146, October 2021 DOI: https:// doi.org/10.37547/pedagogics-crjp-02-10-26 ISSN 2767-3278
3. Mamadjanov N., Maktab o'quvchilarning jismoniy madaniyat qadriyatlariga munosabati/ Международная научно-практическая конференция «Теоретические - практические проблемы теории и методики физической культуры, спорта» 29 январ 2022 год
4. Tolametov A.A., Yusupkhanova F.A. . (2021). The difficult problem of growing athletes among women living in rural areas and border territories of the republic of uzbekistan. current research journal of pedagogics (2767-3278), 2(09), 136-141. https://doi.org/10.37547/pedagogics-crjp-02-09-30
5. Tolametov A.A. Jismoniy tarbiya va sportda axborot-kommunikatsiya texnologiyalari // Darslik. T.: Umid Design, 2021.
66
www.fansports.uz
№4-2022