Техника, тактика и методика спортивной тренировки
харакат фаоллигини етарли даражада саклаб колишга ёрдам бера олмаслигини курсатувчи маълумотлар олинди.
Шунингдек, I боскич талаба кизлари харакат режимининг номутаносиблиги бир кунлик вактнинг тахминан ярми улар гипокинезия холатида булиб, тунги уйкуни хисобга олганда, уларнинг бу холатда утказган вакти уртача 80% га етгани хам аникланди. Буларнинг барчасига харакат фаоллигини пасилиги сабаб булиб, нафакат касалланиш даражаси юкори (30% гача), балки бунинг окибати таълим олаётган талаба кизларнинг жисмоний ривожланиши, харакат тайёргарлиги ва саломатлигининг даражаси сустлиги хам асосий сабаб булди.
Дастлабки маълумотлар тахлили шуни курсатдики талаба кизларнинг харакат тайёргарлик курсаткичла-ри олий таълим талабалари учун жисмоний тарбия буйича меъёрларда назарда тутилган даражадан анча
пастда булиб чикди. Талаба кизлар соFлиги даражаси буйича дастлабки маълумотлар, мактаб йилларида келиб чиккан харакат фаоллиги етишмовчилигининг салбий окибатлари эканлигини аник тасдиклади.
Адабиётлар:
1. Мирзиёев Ш.М. Миллий тараккиёт йулимизни катъият билан давом эттириб, янги боскичга кутарамиз. Тошкент, 2017.
2. Ачилов А.М., Акрамов Ж.А., Гончарова О.В. Болаларнинг жисмоний сифатларини тарбиялаш. Тошкент, 2009.
3. Юнусова Ю.М. Спорт фаолиятининг назарий асослари.Тошкент, 1994.
4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. 2004. 34 ст.
5. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. 2006. 17 ст.
6. Бакиев З.А. Индивидуализация технико-тактической подготовки борцов на основе автоматизированного анализа соревновательной деятельности. Дис. канд. пед. наук. 2009. 45 ст.
7. Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов (на примере вольной борьбы). Автореф. дис. д. пед. наук. - М., 1999. 78 ст.
Преподаватель С.Ф. СУЛЕЙМАНОВА1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ и ВЕГЕТАТИВНОЙ СИСТЕМ В ПОДГОТОВКЕ ТЕННИСИСТОВ
Аннотация
Annotation
о
CN m
со от г
0
CL
со
1
с
«
В данной статье рассматриваются вопросы необходимости создания информативных средств контроля за тренировочным процессом и количественной оценкой энергетических затрат спортсмена в течение длительного периода тренировочной деятельности.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, вегетативная система, контроль, физическая подготовка, теннис, тренировочные нагрузки.
Ушбу маколада машгулот жараёнини кузатиш ва узок, муддатли машгулот фаолият даврида спортчининг энергия сарфини микдорий бахщашнинг ахборотли воситала-рини яратиш зарурлиги масаласи куриб чикилган.
Калит сузлар: юрак-цон томир тизими, вегетатив тизим, назорат, жисмоний тайёргарлик, теннис, тренировка юкламалари.
This article discusses the need to create informative means of monitoring the training process and a quantitative assessment of the athlete's energy costs over a long period of training activity.
Key words: cardiovascular system, autonomic system, control, physical training, tennis, training loads.
Актуальность. Педагогический эксперимент проводился для выявления, ожидаемого результата и определения эффективности предлагаемых экспериментальных вариантов планирования тренировочных нагрузок, соревновательного периода теннисистов высокой квалификации.
Эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса в два этапа.
На первом этапе эксперимента велось наблюдение, собиралась и анализировалась полученная информация о физическом и функциональном состоянии теннисистов, характеристика применяемой тренировочной нагрузки и результаты соревновательной деятельности. В эксперименте принимал участие 20 теннисистов.
На втором этапе, где решалась основная задача по выявлению адекватности разработанной экспериментальной программы к реальному тренировочному
процессу, принимали участие те же теннисисты. Организация тренировочной нагрузки осуществлялась на основе разработанной программы.
Организация контроля тренировочных нагрузок на подготовке теннисистов осуществлялась с ноября месяца 2020 г. по март 2022 г. В исследовании принимали участие члены молодёжной сборной команды Республики Узбекистан, выступающие в чемпионате Республики Узбекистан. Всего к исследованию были привлечены 20 теннисистов высокой квалификации.
На всех тренировочных занятиях, как во время сборов, так и во время проведения соревнований в специальном протоколе фиксировали все параметры тренировочных нагрузок (время, затраченное на выполнение каждого упражнения, число его повторений, интенсивность, интервалы отдыха, характер пауз, размер площади и количество игроков, принимавших участие в упражнении). ЧСС регистрировалось при
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
помощи мониторов сердечного ритма "POLAR" во время выполнения упражнения на протяжении всей тренировки. Программа была следующей:
С помощью программного обеспечения "POLAR Precision Performance 3.0" в мониторы сердечного ритма устанавливались зоны ЧСС в соответствии с поставленными задачами предстоящего тренировочного занятия. Затем мониторы одевались на теннисистов, и регистрировалась ЧСС покоя. И уже в самом начале тренировки одновременно включались секундомеры и датчики, фиксирующие все изменения ЧСС на протяжении всей тренировки. В это же время в специальный протокол регистрировались все параметры тренировочных нагрузок.
После тренировки индивидуальная информация каждого теннисиста заносилась в компьютер, в дневнике тренировок отмечались все характерные условия дня (погодные условия, день микроцикла, самочувствие спортсмена, задачи и направленность занятия, и т.д.). В последствии вся информация обрабатывалась и передавалась тренерам команды для детального анализа.
Тестирование уровня физической и функциональной подготовленности, контрольные испытания теннисистов осуществлялись на протяжении всего исследования.
Таким образом, в ходе исследования нами были разработаны и обоснованы эффективные варианты тренировочных нагрузок соревновательного периода для подготовки теннисистов с учётом индивидуальных особенностей испытуемых и календаря соревнований, а также предложена методика контроля изменений показателей физического и функционального состояния теннисистов при помощи современных компьютерных технологий. При этом мы учитывались существующие в практике особенности планирования тренировочного процесса и методы подготовки теннисистов.
Цель исследования. Повышение эффективности нормирования тренировочных нагрузок на основе показателей динамики изменения энергетических затрат.
Задачи исследования.
1. Разработать методику использования показателей энергетических затрат при контроле за специальной физической подготовкой теннисистов;
2. Определить величину и направленность тренировочных нагрузок теннисистов в соревновательном периоде;
3. Разработать и обосновать, на основе разработанной нами программы, эффективные варианты тренировочных нагрузок в меж соревновательных циклах.
Результаты исследования и их обсуждение.
Одним из главных факторов совершенствования тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки теннисистов высокой квалификации является поиск новых путей совершенствования двигательного и технико-тактичесокго потенциала игроков за счет разработки новых методических путей. Наиболее оптимальным для роста спортивного мастерства теннисистов, на наш взгляд, является семидневный межигровой цикл. Поэтому для межигрового цикла такой длительности проведены дополнительные экспериментальные исследования.
Для проведения эксперимента была разработана 28 дневная программа, включающая четыре семидневных микроциклов, каждая из которых состояла из пяти тренировочных дней с одноразовыми занятиями, шестой день - календарная игра, седьмой день - отдых.
Учитывалось, что после трёх микроциклов может начаться снижение уровня тренированности или же его относительная стабилизация. Поэтому предложенная тренировочная программа предусматривала включение после трёх развивающих микроциклов один поддерживающий микроцикл. Схематически это выглядит так (рис.1):
6+1; 6+1; 6+1; - развивающие 6+1 - поддерживающий.
Для практической реализации методической системы тренировки на этом этапе использован подход, отличительной чертой которого является сосредоточение на ограниченном этапе нагрузок одной преимущественной направленности и последовательности введении в тренировку упражнений, использование которых обеспечивало бы благоприятные условия для проявления тренировочного эффекта последующих средств [1,3,4,6].
Тестирование уровня физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Тестирование ФС
ССС
Тестирование ФС
ССС
Тестирование ФС
ССС
^ 6-ти дневной МЦ-1^ Календарная игра^
^ 6-ти дневной МЦ-2^ Календарная игра^
^ 6-ти дневной МЦ-3^ Календарная игра^
* 6-ти дневной ПМЦ-4^ Календарная игра^
Рис.1. Схема педагогического эксперимента.
Установлено, что в процессе развития скорост-но-силовых способностей теннисистов целесообразно использовать до 50% времени на развитие способностей специальными средствами, а 50% в форме игр. В других соотношениях рост скоростно-силовых показателей проявляется в меньшей степени [2,5,7,8].
Структура нагрузок на экспериментальном этапе представлена в таблице 1.
Объём нагрузок анаэробной направленности повышался постепенно от первого до четвёртого микроцикла.
Предполагалось, что применение технико-тактических упражнений скоростно-силовой направленности позволит повысить эффективность скоростной техники в условиях соревновательной деятельности. Кроме того, в тренировке теннисистов использовались упражнения специфичные для тенниса, а именно рывки, бег "в гору" и "под гору", изометрические упражнения с быстрым развитием усилия до величены 50-60% от максимального напряжения.
Таблица-1
Структура нагрузок на экспериментальном этапе. (%)
Направленность нагрузки МКЦ 6 + 1 II МКЦ 6+1 III МКЦ 6 + 1 IV ПМКЦ 6 + 1
- аэробная 15 12 13 33
- смешанная (всех видов выносливости и двигательных качеств) 35 28 27 50
- анаэробно-голиколитическая 10 15 10 -
- анаэробно-алактатная 40 45 50 17
СМ
см о см
со
го та t
0
w
1
с го
№3-2022
www.fansports.uz
19
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Теннисисты выполняли упражнения с мячом в двух режимах: обычном и интенсивном. В обычном режиме применялись упражнения смешанности аэробной направленности, в паузах между сериями, где стояла задача по совершенствованию отдельных элементов игры, а также деталей ритмокоординаци-онной структуры основных технических приёмов. Интенсивный режим использовался при выполнении серийной работы технико-тактического характера скоростно-силовой направленности.
Структура и содержание тренировочной программы предусматривали проведение 24 практических занятий за 24 рабочих дня. Объём тренировочной работы составил 36 часов, не считая часов теории и восстановительных мероприятий.
Большинство тренировочных занятий проводилось с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения этой направленности выполнялись после двадцатиминутной разминки, которая состояла из медленного бега, серии обще развивающих и специально подготовительных упражнений "стретчинга" и беговых ускорений.
В процессе проведения тренировок при помощи мониторов сердечного ритма "POLAR" оценивалась физическая нагрузка упражнений.
В начале и в конце эксперимента были проведены контрольные тестирования уровня физической подготовленности теннисистов (Табл. 2)
Анализ результатов тестирования позволил заключить, что достоверный прирост двигательных способностей отмечался уже после первых двух микроциклов. При этом улучшение физической подготовленности наблюдалось как в тестах, оценивающих скоростно-силовые способности, так и скоростную выносливость (р <0.05).
Следует отметить также положительную динамику и по показателям, характеризующим функциональную подготовленность теннисистов (рис. 2). Видно, что после выполнения двухнедельной программы улучшилась адаптация к физическим нагрузкам у большинства теннисистов.
Отмечено достоверное увеличение показателя спортивной формы (р<0,05).
У большинства теннисистов наблюдалось достоверное увеличение показателей, характеризующих "уровень тренированности" (р<0,05), а также уровень "энергетического обеспечения".
Таблица-2
Динамика физической подготовленности теннисистов в ходе педагогического эксперимента (х±«, n=18)
СМ
см о см
оэ
го га t
0 Q. W
1
Сроки тестирования Тесты
Бег 30 м (с) Бег 7х 50 м (с) Пятишаговый многоскок
В начале I МКЦ 4,32 ± 0,03 65,3 ± 0,82 12,85 ± 0,10
В начале II МКЦ 4,30 ± 0,03 64,4 ± 0,91 13,0 ± 0,15
В начале III МКЦ 4,28 ± 0,02 62,6 ± 0,84. 13,10 ± 0,11
В конце эксперимента 4,20 ± 0,01 61,8 ± 0,93 13,20 ± 0,11
Величина и достоверность различий
II-I t=2,02, р>0.05 t=3,13, p<0.05 t=3,51, р<0.05
III - II t=2,36, p<0.05 t=6,22 р<0.05 t=2,28, р <0.05
IV III t=15,45, p<0.05 t=2,72, р <0.05 t=2,87, р <0.05
IV -I t=16,45, p<0.05 t=ll,99, p<0.05 t=10,55, p<0.05
Анализ результатов экспериментальной программы позволил заключить, что нагрузки преимущественно скоростно-силовой направленности привели к значительным функциональным сдвигам в организме теннисистов. Достоверное повышение интегрального показателя уровня физической подготовленности происходит в результате применения нагрузок первого и второго развивающего микроцикла.
1111
I [ИМЯ ■ [ИМЯ КАТЕГОРИИ] КАТЕГОРИИ]
I [ИМЯ КАТЕГОРИИ]
■ [ИМЯ КАТЕГОРИИ]
■ до эксперимента
Рис. 2. Показатели физического состояния в ходе педагогического эксперимента.
Точнее функциональных систем, обеспечивающих специальную физическую подготовленность теннисистов. Вместе с тем, необходимо отметить, что применение скоростно-силовой работы на протяжении трех развивающихся семидневных микроциклов и одного трехдневного поддерживающего, способствует повышению скоростной (специальной) выносливости.
Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу о положительном воздействии упражнений скорост-но-силового характера на эффективность технико-тактических приемов в соревновательной деятельности.
Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости использования в соревновательном периоде, особенно во второй его половине двухнедельных этапов скоростно-силовой направленности. Рассмотренная динамика физической подготовленности в ходе эксперимента подтверждает заключение о нецелесообразности применения нагрузок скоростно-силовой направленности более 14 дней, и позволяют говорить о необходимости после двух недель скоростно-си-ловой работы менять режимы, структуру и методы выполнения упражнений.
Содержание тренировочной программы удержания оптимальной структуры подготовленности во второй половине соревновательного периода, характеризуется следующими значениями педагогических параметров: количество тренировочных дней - 26, количество игр - 4, направленность нагрузки в процентах: аэробная - 24 %, аэробно-анаэробная - 27 %, анаэ-робно-алактатная - 12 %, анаэробно-гликолитическая - 2 %, соревновательная - 35 %: методы тренировки в процентах: переменный - 73 % , повторный - 16 %, равномерный - 8 %, интервально-серийный - 3 %.
После поддерживания режима тренировочной работы методически оправданно проведение одного семидневного микроцикла скоростно-силовой направленности. Рациональная структура нагрузок в таком микроцикле следующая: аэробная (общая выносливость) - 12 %, аэробно-анаэробная (смешанная) -40 %, анаэробно-алактатная (скоростно-силовая) -
Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият Техника, тактика и методика спортивной тренировки
48 % Соотношение специализированных и неспециализированных нагрузок составляет - 50/50 %.
Выводы. 1. Выявлено, что для оперативного контроля над динамикой специальной подготовленности теннисистов наиболее информативным являются показатели работоспособности, полученные при применении созданную нами компьютерной программы для определения энергозотрат теннисистов на основе монитора сердечного ритма "POLAR".
2. Установлено, что уровень специальной подготовленности имеет межгрупповые и межиндивидуальные различия:
- У 75% отмечен низкий уровень МПК;
- У 60% отмечен низкий уровень "ПАНО";
- У 65% отмечен низкий уровень "тренированности";
- У 45% низкий уровень "энергетического" обеспечения.
4. Анализ тренировочных нагрузок позволил установить, что 71,7% нагрузок не отвечают предъявляемым требованиям по специализированности, направленности, величине. Большинство упражнений лишь внешне моделизируют условия соревновательной деятельности. Установлено также, что 28,3% тренировочных средств вызывают в организме адекватные физиологические сдвиги.
5. Анализ динамики состояний организма теннисистов в межгрупповых циклах разной длительности показал, что тренировочные нагрузки большой величины анаэробно-алактатной и анаэробно-глико-литической направленности приводят к утомлению, степень которого зависит от уровня тренированности. Чем выше уровень тренированности, тем процессы восстановления протекают более ускоренно.
6. Обоснованы варианты планирования нагрузок межигровых циклов разной длительности, в частности
при семидневном цикле должно быть таким:
- Частный объем специфических средств - 80%;
- Неспецифических - 20%;
- Сложных средств - 65%;
- Простых -35%;
Такое распределение тренировочных средств привело к тому, что объем ИТТД увеличился с 596 до 714 действий; объем скоростной работы возрос с 1125 до 1921м.
7. Экспериментально обоснована тренировочная программа, имеющая следующую направленность:
- Анаэробная - 24%;
- Анаэробно-анаэробная - 27%;
- Анаэробно-алактатная - 12%;
- Анаэробно-гликолитическая - 2%;
- Соревновательная - 35%;
Повысились и функциональные показатели:
- "МПК" возросло у 26% спортсменов;
- "ПАНО" увеличилось у 73% теннисистов;
- "переносимость" нагрузок у 81%;
- уровень энергетического обеспечения улучшился у 56%;
- уровень "тренированности" возрос у 88%.
Литература:
1. Безверхов В.П. ТЕННИС. - Ташкент Т.: Лидер Пресс, 2018-160
2. Безверхов В.П. Теннис. Учебное пособие. Ташкент, изд. ITAPRESS, 2015. С.150.
3. Болитьери Н. Подача с выходом к сетке: мнения и суждения. Теннис. Ежегодник. М., "ФиС", 2011, С.50.
4. Безверхов.В.П. Комплексная методика развития специальных качеств юных теннисистов. Теннис. Ежегодник. "ФиС", М., 2012, с. 26.
5. Безверхов В.П. Физиологические резервы работоспособности теннисиста. Методические рекомендации. Т: 2012.- с. 28
6. Гемм И. Всемирный теннис. "ФиС", М., 2010.
7. Голено В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Школа тенниса. М., "Дедалус", 2001 - 190 с.
8. Рекомендации ассоциации тренеров и игроков (USA) (www. premiers.com\tennis) Пер. с англ.: А.Пыжьянов Томск, СТЦ. 07.11.2003.
Муаллиф билан боFланиш учун:
info@urdu.uz
Мустакил изланувчи Д.Б. ЯКУБОВА1
1Урганч давлат университет Урганч шахри, Узбекистон
"ТАЛАБА - САЛОМАТАИК ВА СПОРТ ЭЛЧИСИ" ДАСТУРИ БУЛАЖАК ЖИСМОНИЙ МАДАНИЯТ МУТАХАССИСИЛАРИНИНГ КАСБИЙ КОМПЕТЕНТЛИГИНИ РИВОЖЛАНТИРУВЧИ ВОСИТА СИФАТИДА
Annotation
Аннотация
В данной статье раскрывается содержание программы "Студент - посол здоровья и спорта" в реализации мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в стране, а также развитие профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры.
Ключевые слова: здравоохранение, физическая культура, спорт, самостоятельная деятельность студентов, посол здоровья и спорта студентов.
Ушбу маколада "Талаба - саломатлик ва спорт элчиси" дастури оркали мамлакатимизда жисмоний тарбия ва спортни а^оли орасида ривожлантиришга каратилган чора-тадбирларни амалга оширишда, шунингдек, булажак жисмоний маданият мутахассисларининг касбий компетентлигини ривожлантиришда ушбу дастурнинг мазмун мо^ияти ёритиб берилган.
Калит сузлар: ацоли саломатлиги, жисмоний тарбия, спорт, талабанинг мустацил фаолияти, талаба-саломатлик ва спорт элчиси.
This article highlights the content of the program "Student - Ambassador of Health and Sports" in the implementation of measures aimed at the development of physical culture and sports in the country, as well as the development of professional competence of future physical culture professionals.
Key words: ambassador of Public Health, Physical Education, Sports, Student Independent Activity, Student Health and Sports.
eg eg о eg
<?5
ro
TO
о
Q.
СЛ
с
го
№3-2022
www.fansports.uz
21