Научная статья на тему 'Особенности спортивной подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов на основе трёхлетнего тренировочного цикла'

Особенности спортивной подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов на основе трёхлетнего тренировочного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТКИ МОЛОДЁЖНЫХ КОМАНД / FEMALE BASKETBALL PLAYERS OF YOUTH TEAMS / СТРУКТУРА / STRUCTURE / МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / METHODOLOGY AND CONTENT OF TRAINING / МНОГОЛЕТНИЕ И ГОДИЧНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЦИКЛЫ / LONG-TERM AND YEAR TRAINING CYCLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаев С. В.

The purpose of the study was to elaborate the structure, methodology and content of long-term training, increasing the individual fitness level of female basketball players of youth teams of professional clubs. The designed structure, methodology and content of long-term training increases the level of physical qualities and abilities, contribute to improving technical skills thanks to numerous components: Planning and organization of training of youth teams on the basis of three-year cycles contributing to improvement of fitness level of female athletes who have gone through all phases of the long-term training in children's basketball. The conversion of technologies and techniques of elite sport into practice of training of female basketball players of youth teams contributes to settling specific problems and methodological orientation of each individual year cycle due to greater correspondence of the effect from their use in training to the goals and objectives of the year training cycle. The experimental findings, achieved sport results and demand for female athlete in the clubs of the Premier League suggest high efficiency of the designed structure, methodology and content of long-term training of female basketball players of youth teams of professional clubs. The findings and conclusions enable recommending using the designed structure, methodology and content in the training practice of female basketball players of youth teams of professional clubs and the suggested method of planning and organization of the long-term training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности спортивной подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов на основе трёхлетнего тренировочного цикла»

УДК: 796.323.2

ОСОБЕННОСТИ

спортивной подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов на основе трёхлетнего тренировочного цикла

С.В. Мухаев

Баскетбольный клуб «Динамо-ГУВД», Новосибирск

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

PECULIARITIES OF SPORT TRAINING OF FEMALE BASKETBALL PLAYERS OF YOUTH TEAMS OF PROFESSIONAL CLUBS BASED ON THREE-YEAR TRAINING CYCLE S.V. Mukhaev

Basketball club «Dynamo-GUVD», Novosibirsk

Key words: female basketball players of youth teams, structure, methodology and content of training, long-term and year training cycles. The purpose of the study was to elaborate the structure, methodology and content of long-term training, increasing the individual fitness level of female basketball players of youth teams of professional clubs. The designed structure, methodology and content of long-term training increases the level of physical qualities and abilities, contribute to improving technical skills thanks to numerous components: Planning and organization of training of youth teams on the basis of three-year cycles contributing to improvement of fitness level of female athletes who have gone through all phases of the long-term training in children's basketball.

The conversion of technologies and techniques of elite sport into practice of training of female basketball players of youth teams contributes to settling specific problems and methodological orientation of each individual year cycle due to greater correspondence of the effect from their use in training to the goals and objectives of the year training cycle.

The experimental findings, achieved sport results and demand for female athlete in the clubs of the Premier League suggest high efficiency of the designed structure, methodology and content of long-term training of female basketball players of youth teams of professional clubs. The findings and conclusions enable recommending using the designed structure, methodology and content in the training practice of female basketball players of youth teams of professional clubs and the suggested method of planning and organization of the long-term training.

Ключевые слова: баскетболистки молодёжных команд, структура, методика и содержание подготовки, многолетние и годичные тренировочные циклы.

Введение. До недавнего времени подготовка баскетбольного резерва в нашей стране осуществлялась через систему ДЮСШ (СДЮСШОР) и УОР. Однако уровень подготовленности выпускниц данных заведений не соответствовал требованиям команд мастеров. Так, в исследовании Л. В. Костиковой и Е. А. Черновой, выполненном в 1996 г., показано, что выпускницы спортивных школ по целому ряду показателей физической и игровой подготовленности уступают баскетболисткам высокой квалификации [3].

Для улучшения качества подготовки резерва Российской федерацией баскетбола (РФБ) было принято решение, обязывающее профессиональные клубы иметь в своей структуре команды, принимающие участие в чемпионате детско-юношеской баскетбольной лиги (ДЮБЛ) и чемпионате молодёжных команд.

Согласно существующей практике клубы занимаются селекционной работой в регионах, отбирая наиболее перспективных детей из ДЮСШ и в течение нескольких лет занимаются воспитанием собственного резерва. При этом из лучших игроков резервных команд профессиональных клубов формируются резервные сборные команды страны (кадетские, юниорские, молодёжные).

Как показало время (чемпионаты ДЮБЛ среди девушек проводятся двенадцатый сезон, а молодёжных команд -шестой сезон), одних организационных решений для повышения качества подготовки баскетбольного резерва оказалось недостаточно. Большинство игроков молодёжных команд, достигнув возрастного ценза, остаются невостребованными клубами Премьер-лиги. В женском баскетболе с каждого возраста в основные составы профессиональных команд попадает примерно 2-5 % от общего количества молодых игроков, прошедших этапы многолетней подготовки. Те немногие, кому удается пополнить ряды профессиональных команд, имеют минимум игрового времени, в основном, когда исход матча уже решён.

По данным тренеров, работающих с резервом, у многих баскетболисток, пришедших из ДЮСШ, слабый уровень физической подготовленности, ограниченный технический арсенал и недостаточно высокий уровень владения скоростной техникой [4].

Ещё одним критерием уровня подготовленности являются результаты выступлений женских резервных сборных команд на международной арене, представленные в табл. 1-4.

Из табл. 1-4 видно, что в 90-е гг. резервные женские сборные команды России были лучшими в европейском баскетболе и входили в число лидеров мирового баскетбола. Постепенно резервные женские сборные команды России утратили лидерство не только на мировой арене, но и в Европе. В настоящее время успехи резервных женских команд в чемпионатах Европы - лишь эпизодические. Слабая подготовленность резерва уже негативно влияет на результаты выступлений национальной команды.

Таким образом, осуществлённые в последние годы решения по созданию новых лиг привели к повышению объёма соревновательной практики в детско-юношеском и молодёжном баскетболе. Однако уровень подготовленности при этом выше не стал. Становится очевидным, что для решения проблемы повышения уровня подготовленности, необходима новая организация тренировочного процесса спортсменок.

Одна из причин отсутствия прогресса в подготовленности баскетболисток - принятая в молодёжных командах система планирования и построения подготовки. Как правило, структура, содержание и методика подготовки тиражируются из одного годичного цикла в другой, что приводит к стагнации и постепенному понижению уровня подготовленности. Главной задачей подготовки игроков резервных команд является достижение ими уровня индивидуальной подготовленности, позволяющего пополнять ряды профессиональных команд. Согласно регламенту игроки в составе молодёжных команд готовятся три года (с 18 лет до 21 года). Поэтому планирование подготовки для решения главной задачи должно быть многолетним, без оглядки на сиюминутные результаты.

Определённые трудности в решении указанной проблемы возникают из-за того, что в этом возрасте исчерпаны возможности роста подготовленности за счёт таких факторов, как возрастное развитие, увеличение соревновательной практики. К 16-18 годам организмы спортсменок сформированы по взрослому типу. Баскетболистки обладают определённым уровнем развития физических способностей и технико-

тактическим арсеналом, ими пройдены все этапы многолетней подготовки в детско-юношеском спорте, освоены высокие тренировочные нагрузки, как по объёму - двухразовые тренировки в команде ДЮБЛ, так и по интенсивности. Также накоплен значительный соревновательный опыт.

Цель нашего исследования - разработка структуры, методики и содержания многолетней подготовки, повышающей уровень индивидуальной подготовленности баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов.

Методы исследования. При проведении исследований использовались:

- теоретические методы анализа и синтеза, позволившие изучить научно-методические документы и литературные источники по вопросам физической, технико-тактической подготовки в спортивных играх, и в частности в баскетболе, изучить вопросы планирования и различные способы построения многолетней тренировки в различных видах спорта с последующей систематизацией материала;

- эмпирические: педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент;

- математико-статистическая обработка материалов исследования.

Были изучены вопросы планирования и построения многолетней тренировки на основе олимпийских циклов подготовки [9]. В результате анализа и систематизации материала были выделены следующие методологические условия повышения уровня подготовленности:

1. В каждом годичном цикле необходимо закладывать фундамент для дальнейшего качественного совершенствования специальной работоспособности в последующих годичных циклах.

2. Периодизация по годам тренировочного процесса должна строиться с учётом преемственности и последовательности решения специфических задач и методической направленности каждого конкретного годичного цикла. При этом каждый годичный макроцикл отождествляется со временем, необходимым для перевода спортсменок на качественно новый уровень интегральной готовности, вбирающий в себя все стороны подготовленности.

3. Новый уровень связан с качественно новым соотношением компонентов, т. е. повышением уровня физических качеств и способностей, совершенствованием технико-тактического мастерства, что потребует перехода от уже достигнутого уровня готовности, к которому наступила адаптация, к дальнейшему поступательному развитию.

Таблица 1. Результаты выступлений кадетских женских сборных команд России на чемпионатах Европы

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

1 1 1 4 2 6 3 5 9 6 9 4 1 6 3 6

Таблица 2. Результаты выступлений юниорских женских сборных команд России на чемпионатах Европы

1994 1996 1998 2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

4 1 3 1 1 1 5 11 3 2 9 5 13 2 5

Таблица 3. Результаты выступлений молодёжных женских сборных команд России на чемпионатах Европы

2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

1 2 1 11 1 7 1 4 1 2 2 6

Таблица 4. Результаты выступлений юниорских женских сборных команд России на чемпионатах мира

1993 1997 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 2013

2 5 2 4 не вышли 6 6 8 не вышли 9

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

Наиболее перспективным направлением реализации представленных методологических условий является конверсия высоких спортивных технологий разных видов спорта в методику и содержание подготовки в баскетболе. Для высоких технологий характерна большая степень соответствия эффекта целям и задачам деятельности. Это обстоятельство и вынуждает прибегать к технологической конверсии [1].

Для решения второй задачи были отобраны следующие технологии спорта высших достижений: переноса тренированности [2], формирования высшего технического мастерства [8], а также некоторые частные методики.

Структурное соотношение различных компонентов нагрузки по годам трёхлетнего цикла было разработано на основе рекомендаций В. Я. Игнатьевой [6], В. С. Рубина [9], Т. Хуцинского [11] и др.

Для решения третьей и четвёртой задач на основе выделенных методологических условий, а также конверсии представленных технологий и методик были разработаны и апробированы структура, методика и содержание трёхлетнего цикла подготовки.

Первый годичный цикл. Первый годичный цикл - «установочный», преимущественно решающий задачи улучшения функционального состояния, общей физической подготовленности спортсменок как базы для последующей специализированной тренировки.

Структура. Соотношение различных компонентов нагрузки (в %): ОФП/СФП на уровне - 60:40; развитие скоростных и скоростно-силовых качеств - 50:50; специальная выносливость/скоростные и скоростно-силовые качества -50:50; физическая/технико-тактическая подготовка - 50:50; совершенствование техники и тактики - 60:40.

За основу планирования подготовки к соревновательному сезону 2007/2008 г. была взята широко применяемая система акцентированной направленности учебно-тренировочной работы во время проведения сборов. Вся подготовка была разбита на пять сборов: «втягивающий» (один микроцикл 4-1), «функциональной подготовки» (пять микроциклов 3-1), «скоростно-силовой подготовки» (четыре микроцикла 3-1), «технико-тактической подготовки» (четыре микроцикла 3-1), «предсоревновательный» (четыре микроцикла 3-1). Последние микроциклы сборов носили восстанавливающий характер со сведением до минимума работы «кондиционной» направленности.

Общая картина подготовительного периода: общая продолжительность - 2,5 месяца (1 августа - 15 октября); тренировочных дней - 55; тренировочных занятий - 93; контрольных игр - 10.

Особенности методики и содержания. За методическую основу организации нагрузок в подготовительном периоде был взят вариант сопряжённо-последовательного применения тренировочной нагрузки. Он подразумевает такой порядок следования нагрузок различной преимущественной направленности: 1 - общеразвивающая работа, включающая в себя большой объём силовой работы; 2 - совершенствование быстроты и скоростной техники на фундаменте, заложенном силовыми нагрузками; 3 - дальнейшее совершенствование технического мастерства в условиях соревновательных нагрузок.

Основной упор в физической подготовке был сделан на развитие общей силы, овладение правильной техникой бега, стартовые и дистанционные ускорения, выпрыгивания,

скоростные перемещения в защитной стойке, укрепление стопы и коленного сустава.

Силовые способности развивались в основном средствами ОФП с целью создания общей силовой базы для нагрузок специальной скоростной направленности, пик которых придётся на третий годичный цикл. Основу силовой подготовки составили двухнедельные циклы, по три занятия в неделю, позволявшие использовать широкий набор упражнений для гармоничного укрепления всей мышечной системы. Упражнения специальной силовой направленности составляли примерно 20 %% от общего количества силовых упражнений.

Скоростная, скоростно-силовая подготовка и развитие скоростной выносливости в большей степени представлены средствами ОФП.

Для развития скоростных качеств за основу была взята методика, разработанная Ю. М. Портновым для спортсменов-игровиков: вид применяемых упражнений -сочетание коротких ускорений с действиями с мячом; длительность однократного выполнения - 5-7 с; интенсивность - максимальная или близкая к максимальной, при которой сохраняется достаточно высокий уровень точности действий; интервалы отдыха между отдельными повторениями - 80-85 с; количество повторений в одной серии - 8-10; интервалы отдыха между сериями - 6 мин; характер отдыха - спокойные бросковые упражнения; продолжительность занятия, включая подготовительную и заключительные части, - 100-110 мин [7]. Указанные параметры применялись для повышения уровня быстроты. При поддержании этого качества на достигнутом уровне применялось 2-3 серии при сохранении остальных параметров нагрузки. Скоростно-силовые качества развивались по схожей методике. Изменялись лишь тренировочные средства.

Специальная выносливость развивалась интервальным методом в подготовительном периоде пробеганием отрезков различной длины с разной интенсивностью на стадионе (общий объём - 2200 м в одном занятии, дважды в неделю. В соревновательном периоде - в зале «челноками» субмаксимальной и максимальной интенсивности, суммарным объёмом 300-900 м за тренировку.

Методической особенностью технико-тактической подготовки было то, что вместо тренировок комплексного характера со множеством решаемых задач использовались однонаправленные тренировки, целиком посвящённые решению одной дидактической задачи, что, по мнению Т. Хуцинского, позволяет добиваться лучших результатов в работе с женщинами [11]. На изучение и совершенствование защитных действий отводилось равное, а в отдельных случаях и большее количество времени, чем на освоение действий в нападении. На каждой тренировке совершенствовалась скоростная техника с использованием методических приёмов сокращения времени, отводимого на выполнение приёма игры (с догоняющим, в меньшинстве, уменьшения пространства, увеличения количества мячей и т. д.).

В соревновательном периоде продолжалась работа по развитию двигательных качеств и совершенствованию технико-тактического мастерства. Тренировочная работа планировалась в зависимости от межигровых интервалов. За основу брался день официальной игры, и планирование велось в обратном направлении: один день до игры - одна-две тренировки, два дня до игры - выходной, три-пять дней -

тренировочный микроцикл. При большем количестве дней добавлялись развивающие тренировочные микроциклы.

Второй годичный цикл. Основные задачи годичного цикла - преимущественное развитие специальной выносливости, а также максимум нагрузки общей силовой направленности при сохранении высокого уровня нагрузки специальной силовой направленности. Объём специальной подготовки увеличивается за счёт повышения количества специально-развивающих упражнений физической подготовки, а также средств сопряжённого формирования.

Структура. Соотношение различных компонентов нагрузки (в %): ОФП/СФП - на уровне 40:60; развитие скоростных и скоростно-силовых качеств - 30:70; специальная выносливость/скоростные и скоростно-силовые качества -65:35; физическая/технико-тактическая подготовка - 45:55; совершенствование техники и тактики - 50:50.

Планирование подготовки к сезону 2008/2009 г. отличалось от такого в прошлом сезоне. Разработанный тренировочный микроцикл последовательно повторялся на протяжении всего подготовительного периода с целью создания долговременных адаптационных перестроек в соответствующих системах организма. Структура недельного микроцикла, направленность работы по дням микроцикла, очерёдность частей занятий, а также комплексы упражнений физической подготовки были стандартизированы, т. е. повторялись в соответствующие дни в одной и той же последовательности, с постепенным повышением нагрузки. Структура микроцикла и характер работы в средствах физической подготовки по дням микроцикла выглядел следующим образом. Понедельник - быстрота в «короткой» работе, силовая подготовка. Вторник - скоростно-силовая, силовая подготовка. Среда - специальная выносливость. Четверг - одна тренировка утром, броски, силовая подготовка. Пятница - скоростно-силовая, силовая подготовка. Суббота - одна тренировка утром, специальная выносливость, сауна. Воскресенье - выходной.

Всего было две волны повышения нагрузки: 1-3-я недели - повышение объёма за счёт увеличения количества повторений в сериях «кондиционных» упражнений и увеличения веса отягощений; 5-6-я недели - повышение интенсивности за счёт уменьшения интервалов отдыха между повторениями, сериями и т. д. В 4-ю неделю в восстановительных целях «кондиционная» работа сводилась к минимуму. Оставались лишь «тонизирующие» силовые упражнения [10].

Всего за подготовительный период: общая продолжительность - 3 месяца (14 июля - 14 октября); тренировочных дней - 60; тренировочных занятий - 103; контрольных игр -10.

Стандартизированный микроцикл применялся восемь раз, остальные четыре недели распределились по микроциклам: «стабилизирующий», «игровой», «восстанавливающий», «предсоревновательный».

В соревновательном периоде подготовка планировалась по алгоритму прошлого сезона. Комплексы упражнений физической подготовки также стандартизировались, причём в каждом последующем комплексе сила их воздействий непрерывно возрастала. Каждый стандартизированный комплекс упражнений повторялся четыре-пять раз. Всего за сезон комплексы упражнений менялись 4 раза.

Методика и содержание. С целью повышения «кондиционности» технических действий за методическую основу

была взята технология «переноса тренированности», разработанная А. П. Бондарчуком [2]. Основу методики составили следующие положения.

1. Применение специальноподготовительных и специ-альноразвивающих скоростных и скоростно-силовых упражнений на основе принципа сопряжённости тренировочных воздействий. Упражнения физической подготовки учитывают характер деятельности баскетболиста: перемещения в стойке, мелкую работу ног, остановки и рывки, смену направлений движения, прыжки. Указанные упражнения применяются как отдельно, так и в работе с мячом (дриблинг, передачи, броски). Для усиления переноса тренированности после применения специальноразвивающих упражнений физической подготовки применяются упражнения технической подготовки, близкие к ним по двигательной структуре и режимам работы мышц.

Основной акцент воздействий в указанных упражнениях - на совершенствовании ритмо-скоростной структуры движений за счёт использования соревновательного метода, метода «облегчающего лидирования» и усложнения условия выполнения движений - со жгутами, отягощениями.

2. Стандартизация комплексов упражнений, частей занятий, микроциклов. Комплексы упражнений на развитие физических способностей стандартизировались, т. е. повторялись в одни и те же дни недельных циклов с постепенным повышением нагрузки внутри них. Каждый комплекс с целью создания долговременных адаптационных перестроек повторялся 4-8 раз. Сохранялась также строгая последовательность частей занятий и отдельных упражнений.

3. Сила воздействия новых комплексов упражнений благодаря новизне и эффективности всё время возрастает, а применяемые упражнения следуют друг за другом в строгой последовательности. Стандартизировалась и интенсивность тренировочных нагрузок. Имеется в виду, что в каждом тренировочном занятии используется постоянное соотношение применяемых зон интенсивности.

Комплексы общеподготовительных, специальноподготовительных, специальноразвивающих упражнений физической подготовки не менялись на всём протяжении подготовительного периода.

Силовая подготовка направлена на максимальное развитие силы мышц ног, спины, плечевого пояса. Упражнения специальной скоростно-силовой направленности по двигательной структуре приближены к игровым приёмам, но превышают их по режимам исполнения за счёт применения отягощений и составляют примерно 40 %% от общего количества силовых упражнений. В тренажёрном зале спортсменки выполняли 3-4 специальных скоростно-силовых упражнения, после чего 5-6 упражнений на развитие силы. Силовые упражнения помимо развития силовых возможностей ускоряют процессы восстановления за счёт активного переключения с одного вида спортивной деятельности на другой (феномен И. М. Сеченова), служат для профилактики перенапряжения миокарда, активизируют структуры коры головного мозга, координирующие интегративную деятельность.

С целью развития специальной выносливости были увеличены объёмы работы в аэробно-анаэробной и анаэробно-лактатной зонах энергообеспечения. Специальноразвиваю-щие средства физической подготовки применялись методом повторно-стандартного упражнения с дозированными интервалами активного отдыха. В результате этого объём работы,

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

направленной на развитие специальной выносливости, вырос в два раза по сравнению с прошлым сезоном. Во избежание перенапряжения миокарда сохранялся высокий объём средств ОФП (50 %).

Упражнениями технико-тактической подготовки выполнялись на высокой скорости во временных интервалах 30-60 секунд с паузами, примерно равными игровым отрезкам, что способствовало развитию специальной выносливости и устойчивости техники движений в условиях утомления. Повышение уровня специальной выносливости позволило более углублённо заниматься совершенствованием различных прессинговых форм защиты.

Третий годичный цикл. Основная задача годичного цикла - комплексное совершенствование технико-тактического мастерства и основных сторон подготовленности. Направленность физической подготовки - комплексное развитие специальных скоростных качеств и специальной скоростно-силовой подготовленности при определённом снижении объёмов нагрузки, направленной на скоростную выносливость. Количество средств специальной подготовки является максимальным по сравнению с предыдущими годами.

Структура. Соотношение различных компонентов нагрузки (в %): ОФП/СФП - 30:70; развитие скоростных и скоростно-силовых качеств - 20:80; специальная выносливость/скоростные и скоростно-силовые качества - 40:60; физическая/технико-тактическая подготовка - 45:55; совершенствование техники и тактики в пропорции - 40:60.

Планирование подготовки к сезону 2009/2010 г. строилось идентично прошлогоднему, за исключением особенностей, указанных в разделе «Содержание и методика».

Всего за подготовительный период: общая продолжительность - 11 недель; тренировочных дней - 60; тренировочных занятий - 100; контрольных игр - 5.

Особенности методики и содержания. За методическую основу был взят принцип «специализированного разнообразия» [5]. В нем предусматривается выполнение разнообразных новых упражнений, в той или иной мере отличающихся от соревновательных. Отличительная черта таких упражнений - остающаяся в них специальная направленность, в том числе и с возможным более высоким проявлением ведущих компонентов подготовленности. Сохранение тренирующего воздействия нагрузки происходит за счёт определённой системы последовательного введения в тренировку более эффективных средств. Функциональные изменения, произошедшие в организме в результате применения одних средств, создают благоприятные условия для реализации последующих. Поэтому предусматривалось планомерное повышение силы и специфичности тренирующих воздействий. Средства, последовательно вводимые в тренировку, не разделены по времени, а постоянно заменяются, как бы вытесняя друг друга.

На практике это выглядело следующим образом. Структура средств, применяемых в тренировочном занятии, микро- и мезоцикле, оставалась неизменной, т. е. стандартизировалась, как в предыдущем сезоне. Основное отличие заключается в том, что в соответствующих частях занятий в каждом новом микроцикле применяются новые, более нагрузочные специализированные упражнения, направленные на развитие того же физического качества. В результате данного подхода, с одной стороны, сохраняется методическая преемственность со вторым годом трёхлетнего цикла,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с другой - решаются специфические задачи третьего года подготовки.

В силовой подготовке, после двух последовательных годичных циклов развития акцент переносится на совершенствование специальной скоростно-силовой компоненты. Основными задачами общей силовой подготовки являются базовое обеспечение специальной скоростно-силовой подготовленности, а также профилактика травматизма и восстановление после специализированных нагрузок. Специальные скоростно-силовые упражнения составляют 60 % от общего объёма силовых упражнений.

Нагрузка специальной скоростной и скоростно-силовой направленности максимальна в третьем годичном цикле, после создания силовой базы в первом и втором годичных циклах. С целью совершенствования скоростных и скоростно-силовых способностей происходит снижение объёма средств скоростной выносливости и общесиловой направленности.

Упражнения технико-тактической подготовки направлены на комплексное совершенствование скоростной техники и основных сторон подготовленности с целью создания условий для максимальной реализации накопленного потенциала. Также большое внимание уделяется совершенствованию «коронных» приёмов.

Апробация экспериментальной методики многолетней подготовки баскетболисток в составе молодёжных команд профессиональных клубов осуществлялась на базе команды «УГМК-Юниор». Педагогический эксперимент проводился на одной и той же группе спортсменок с 2007 по 2010 г. Результаты получены на разных этапах проведения эксперимента и являются зависимыми.

Эффективность разработанной системы подготовки оценивалась по следующим критериям: результатам тестирования уровня физической и технической подготовленности, индивидуальным и командным показателям соревновательной деятельности, спортивному результату, востребованности игроков клубами Суперлиги.

Контроль физической и технической подготовленности проводился при помощи следующих тестов:

1. «Бег на 20 м».

2. «Перемещения в защите» - перемещения в защитной стойке 4х5 м.

3. «Бросок набивного мяча»: выполнялся двумя руками от груди, сидя на полу ноги врозь мячом 3 кг.

4. «Прыжок в длину с места».

5. «Прыжок в высоту с места» с двух ног, с доставанием наивысшей точки одной рукой.

6. «Специальная выносливость» - пробегание 10 площадок на время.

7. «Скоростная техника» - «обводка» 6 фишек, стоящих «змейкой». Две фишки стоят на боковой области штрафного броска, противоположных трапеций, одна - на пересечении центрального круга и средней линии. Две фишки расположены равномерно между первыми тремя, в 1,5 м от боковой линии, а последняя - на углу лицевой и боковой линий противоположной стороны площадки. «Обводка» фишек с атакой кольца и возвращением в том же порядке на время.

8. «Жим штанги лёжа».

9. «Процент попадания средних бросков» - броски со своим подбором со средней дистанции в течение 3 мин.

10. «Процент попадания дальних бросков» - аналогично тесту 9, выполняя броски от трёхочковой дуги.

Тестирование проводилось дважды в сезоне - в начале и в конце соревновательного периода. Динамика тестовых показателей баскетболисток команды «УГМК-Юниор» в течение трёх тренировочно-соревновательных сезонов приведена в табл. 5.

Быстрота бега на отрезке 20 м статистически достоверно (р<0,05) повысилась на третьем году нашего эксперимента по отношению к первому сезону. Во втором сезоне показатели быстроты не улучшились, что, вероятно, связано с большим объёмом силовой работы и работы на специальную выносливость. Статистически достоверно улучшилась и специальная быстрота. В тестах «Перемещения в защите» и «Скоростная техника» рост результатов наблюдается из сезона в сезон. Динамика результатов в тесте «Скоростная техника» свидетельствует о том, что развитие специальной быстроты на основе базы, заложенной средствами ОФП в первом тренировочном году, и средствами СФП во втором тренировочном году, способствует значительным положительным сдвигам в выполнении технических приёмов на высокой скорости.

В конце второго года статистически достоверно по отношению к первому выросли скоростно-силовые возможности мышц рук, что отражается в выполнении теста «Бросок набивного мяча». Результаты прыжка в длину с двух ног статистически недостоверно (р>0,05) увеличились к концу второго года и сохранились на этом уровне до конца эксперимента. Результат прыжка в высоту оставался примерно

на одном уровне в течение трёх лет. Сила мышц рук и плечевого пояса достигла своего максимума во втором тренировочном году и удержалась на этом уровне до конца эксперимента. Специальная выносливость статистически достоверно (р<0,05) улучшилась во втором сезоне и удержалась на этом уровне до конца эксперимента.

Тестирование баскетболисток команды «УГМК-Юниор» показало, что при существующих межигровых интервалах в чемпионате молодёжных команд и тренировочной работе определённой направленности можно не только сохранять подготовленность на уровне предсезонной подготовки, но и превышать его по ряду компонентов.

Показатели соревновательной деятельности приведены в табл. 6, 7.

Динамика показателей соревновательной деятельности в трёх сезонах выглядит следующим образом. Имеется некоторое превышение результатов в сезоне 2007/2008 г. над результатами двух последующих сезонов, а также несколько худшие результаты второго сезона (2008/2009 г.) по сравнению с первым и третьим. Причём прослеживается прямая зависимость качества игровых показателей от количества игрового времени: чем больше времени в официальных играх проводят игроки на площадке, тем лучше их игровые показатели.

Статистические данные табл. 6 слабо отражают игру в защите. Для анализа защитных действий были взяты

Таблица 5. Динамика среднегрупповых значений тестовых показателей команды «УГМК-Юниор»

Тест Сезон 2007/2008 г., п = 8 Сезон 2008/2009 г., п = 8 Сезон 2009/2010 г., п = 5

Подготов. период Соревн. период Подотов. период Соревн. период Подотов. период Соревн. период

X S X S X S X S X S X S

Бег на 20 м, с 3,6 0,1 3,48 0,2 3,47 0,09 3,48 0,14 3,39 0,21 3,34 0,2

Перемещения в защите, с 6,28 0,38 6,32 0,37 5,95 0,29 5,94 0,21 5,897 0,33 5,88 0,22

Бросок меди-цинбола, см 419,3 55,5 415,7 44,4 447 44,8 472 40 471 25,7 479 34,6

Прыжок в длину, см 208,5 19,25 209,4 16,3 207 14 217 14,6 217 16,2 215 15,8

Прыжок в высоту, см 41,7 5,55 38,14 4,44 38,6 4,34 40 4,07 40 3,88 41 4,01

Пробегание 10 площадок, с 64,2 3,15 63,7 3,33 60,09 2,08 59,7 2,09 59,9 2,08 60,2 2,14

Скоростная техника, с 26,27 1,58 25,75 1,12 24,2 1,06 22,8 0,95 21,32 1,07 21,17 1,02

Жим, лёжа, кг 49,64 7,4 50,71 7,4 54 4,38 58 5,36 58 3,64 57 3,72

Броски средние, % 62,4 9,6 66 9,62 72,1 8,35 60,7 9,23 63,4 9,81 64,8 8,7

Броски дальние, % 59,4 8,88 55,7 7,36 56,3 9,1 66,2 8,51 60,3 9,72 59,8 8,9

Х - средняя арифметическая величина. S - стандартное отклонение

Таблица 6. Показатели соревновательной деятельности спортсменок, выступавших за команду «УГМК-Юниор» в течение трёх сезонов (в среднем за одну игру)

Сезон Очки 2-очковые % 3-оч- % штрафные броски % Ап Пх Бш Подборы Пт Фс Ф СВ

ковые сщ чщ вс мин.

2007/08 10.4 9.7/22.4 43.3 4.5/15.1 29.8 8.7/11.9 73.1 2 1.7 0.4 4.2 1.7 5.9 1.4 2.7 2.9 29

2008-/9 7.37 7.3/17 42.9 2.8/8.8 31.8 6.3/8.7 72.4 1.8 1.5 0.3 2.7 1.4 4.1 1.9 2 2.3 21

2009/10 9.87 8.6/20.3 42.4 5/14.8 33.8 7.4/9.6 77 2 2 0.35 2.9 2 4.9 2 2.2 2.4 24

Обозначения: Ап - атакующие передачи; Пх - перехваты мяча; Бш - накрытые броски (блокшоты); сщ - свой щит; чщ - чужой щит; вс - всего подборов; Пт - технические потери мяча; Фс - фолы соперника; Ф - фолы собственные; СВ - сыгранное время.

Таблица 7. Соотношение забитых и пропущенных мячей, а также количество атак в трёх сезонах (в среднем за одну игру)

Сезон Мячи Количество атак

забито пропущено

2007/2008 67.9 67.3 2007/2008

2008/2009 73.7 65.4 2008/2009

2009/2010 74.7 59.6 2009/2010

£ л а

■о с

га

^

О (U л Н

средние показатели очков, пропущенных за одну игру в течение трёх сезонов. Из табл. 7 видно, что защитные действия команды год от года улучшаются. На повышение качества защитных действий, по-видимому, повлияли два фактора. Первый - акцентированная работа в тренировочном процессе (приоритет защиты над нападением). Второй - повышение специальных физических кондиций, позволяющее более плотно и жёстко опекать соперников на протяжении всего матча.

О повышении плотности игры свидетельствует также рост количества проводимых за одну игру атак от сезона к сезону.

Спортивный результат. В сезоне 2007/2008 г. команда «УГМК-Юниор», участвуя в чемпионате страны в Суперлиге, дивизион Б, заняла 13-е место из 16 команд.

В сезоне 2008/2009 г. команда «УГМК-Юниор» принимала участие в первом чемпионате России среди молодёжных команд и заняла 3-е место из 10 команд. Положительному результату способствовали улучшенные физические и технические возможности игроков. По окончании сезона три игрока команды подписали контракты с профессиональными клубами.

В сезоне 2009/2010 г. команда «УГМК-Юниор» также принимала участие в чемпионате молодёжных команд и заняла 1-е место из 10 команд. По окончании сезона контракты с профессиональными клубами подписали ещё пять игроков.

Таким образом, в течение трёх сезонов восемь игроков команды «УГМК-Юниор» подписали контракты с профессиональными клубами.

На основании результатов проведённых нами исследований можно сделать следующие выводы:

1. Планирование и организация подготовки в молодёжных командах на основе трёхлетних циклов способствует повышению уровня подготовленности спортсменок, прошедших все этапы многолетней подготовки в детско-юношеском баскетболе. Достигается это благодаря преемственности и последовательности решения задачи создания фундамента в каждом из годичных циклов для дальнейшего совершенствования специальной работоспособности в последующих годичных циклах. При этом сохраняется возможность достижения высокого спортивного результата в каждом конкретном годичном цикле путем перевода спортсменок на качественно новый уровень интегральной готовности, вбирающий в себя все стороны подготовленности.

2. Конверсия технологий и методик спорта высших достижений в практику подготовки баскетболисток молодёжных команд способствует реализации решения специфических задач и методической направленности каждого конкретного годичного цикла в силу большой степени соответствия эффекта их применения в тренировочном процессе цели и задачам годичного цикла тренировки.

3. Разработанные структура, методика и содержание многолетней подготовки повышают уровень физических ка-

честв и способностей, способствуют совершенствованию технического мастерства благодаря следующим составляющим:

- новому соотношению компонентов нагрузки в каждом последующем годичном цикле, что вынуждает переходить от уже достигнутого уровня готовности, к которому наступила адаптация, к дальнейшему поступательному развитию;

- использованию специальноподготовительных и спе-циальноразвивающих средств физической подготовки, а также широкому применению сопряжённого метода. Средства физической подготовки активно влияют на развитие ритмо-скоростной структуры технических приёмов, способствуют их вариабельности. В свою очередь, средства технической подготовки развивают специальные координационные, скоростные и скоростно-силовые качества, способствуют развитию специальной выносливости;

- периодизации тренировки на основе стандартизации комплексов упражнений, мезо-, микроциклов подготовки, а также частей занятий, повышающей темпы роста подготовленности спортсменок на протяжении годичных циклов подготовки путем более быстрого формирования долговременных адаптационных изменений в соответствующих системах организма спортсменок.

4. Полученные экспериментальные данные, достигнутые спортивные результаты и востребованность спортсменок клубами Премьер-лиги позволяют сделать вывод о высокой эффективности разработанной структуры, методики и содержания многолетней подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов.

Результаты исследований и сформулированные на их основе выводы дают возможность рекомендовать к использованию в практике подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов разработанные структуру, методику и содержание, а также предлагаемый способ планирования и построения многолетней тренировки.

Литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. На-талов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 15-25.

2. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.

3. Костикова Л.В. Сравнительная характеристика показателей специальной подготовленности баскетболисток разной квалификации / Л.В. Костикова, Е.А. Чернова // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 8. - С. 52-56.

4. Мухаев С.В. Анализ состояния физической, технической и тактической подготовленности баскетболисток, выпускниц ДЮСШ / С.В. Мухаев // Сборник материалов XXVI Междунар. науч.-практ. конф.: «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2012. - С. 331-334.

5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г. Озолин. -М.: АСТ Астрель, 2002. - 864 с.: ил.

6. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие / под общ. ред. В.Я. Игнатьевой. - М.: Физическая культура, 2005. - 276 с.

7. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М. Портнов. - М., 1996. - 200 с.

8. Ратов И.П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов - И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.

9. Рубин В.С. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика: учеб. пособие / В.С. Рубин. - М.: Советский спорт, 2004. - 136 с.

10. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. - М.: ТВТ Дивизион, 2004. - 192 с.

11. Хуцинский Тадеуш. Спортивная подготовка женщин-баскетболисток в аспекте полового диморфизма: дис. ... докт. пед. наук / Т. Хуцинский. -СПб., 2004. - 384 с.

References

1. Balsevich, V.K. Conversion of the guidelines of the theory of sports training during physical education / V.K. Balsevich, G.G. Natalov, Yu.K. Chernishenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1997. - № 6. - P. 15-25. (In Russian)

2. Bondarchuk, A.P. Management of training process of elite athletes / A.P. Bondarchuk. - Moscow: Olimpia press, 2007. - P. 272 (In Russian)

3. Kostikova, L.V. The comparative characteristics of special endurance indices of female basketball players with different qualifications - L.V. Kostikova, E.A. Chernova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1996. - № 8. - P. 52-56. (In Russian)

4. Mukhaev, S.V. Analysis of the state of physical, technical and tactical training of female basketball players, graduates specialized children's sport schools of Olympic reserve / S.V. Mukhaev // Proceedings of the XXVI Internat. theor.-pract. conf. «Psychology and pedagogics: methodology and the problems of

practical use» / Ed. by S.S. Chernov. - Novosibirsk: Publ. h-se of NSTU, 2012. - P. 331-334. (In Russian)

5. Ozolin, N.G. Trainer's handbook: science to win / N.G. Ozolin. - Moscow: AST Aprel', 2002. - 864 P.: il. (In Russian)

6. Training of handball players at the phase of elite sport skills: study guide / ed. by V.Ya. Ignat'eva. - Moscow: Fizicheskaya kultura, 2005. - P. 276 (In Russian)

7. Portnov, Yu.M. The fundamentals of control of the training-competitive process in sports games / Yu.M. Portnov. - Moscow, 1996. - P. 200 (In Russian)

8. Ratov, I.P. Biomechanical technologies of athletes' training - I.P. Ratov, G.I. Popov, A.A. Loginov, B.V. Shmonin. - Moscow: Fizkultura i sport, 2007. - 120 P. (In Russian)

9. Rubin, V.S. Olympic and year training cycles. Theory and practice: study guide / V.S. Rubin. - Moscow: Sovetsky sport, 2004. - P. 136 (In Russian)

10. Seluyanov, V.N. Physical training of football players / V.N. Seluyanov, S.K. Sarsaniya, K.S. Sarsaniya. - Moscow: TVT Divizion, 2004. - P. 192 (In Russian)

11. Hutsinsky, Tadeusz Sports training of femal basketball players in terms of sexual dimorphism: doctoral theis (Hab.) / T. Hutsinsky. - St.Petersburg, 2004. - P. 384 (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 27.10.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.8

ВЛИЯНИЕ ЧАСОВЫХ ПОЯСОВ

НА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС КАРАТИСТОВ-ЮНИОРОВ

С.Е. Седенков

Московская городская федерация киокушинкай карате-до Клуб «Gambaгu Dojo», Москва

Ключевые слова: карате, часовой пояс, тренировочный цикл, тренированность.

Практика показывает, что спортсмен может достигать наивысшей спортивной формы не более 2-3 раз в год. Более продолжительное сохранение высокой формы вредно, так как приводит к перетренированности и психической усталости. Поэтому количество больших тренировочных циклов в году, как правило, не должно превышать 2-3.

Исходя из этого при анализе официального календаря предстоящих соревнований из всех них выбирают 2-3 главных, а остальные условно считаются второстепенными. Главные соревнования следует выбирать так, чтобы они соответствовали квалификации и возрасту учащихся и были разнесены во времени не менее чем на 3-4 месяца.

Следует иметь в виду, что для младших категорий занимающихся (юноши 13-15 лет и особенно мальчики 9-12 лет) различия в формах и методах тренировочной работы, характере упражнений в подготовительном и соревновательном периодах большого цикла значительно меньше, чем для спортсменов старших возрастов; предсоревновательная подготовка для них не носит выраженного специального характера, как у взрослых.

Цель исследования - анализ влияния часовых поясов на тренировочный процесс каратистов-юниоров.

Результаты исследования и их обсуждение. В подавляющем же большинстве случаев протяженного соревновательного периода в карате не бывает, так как вся подготовка на уровне учебно-тренировочных групп обычно направлена на выступление в одном, главном, соревновании. Соревновательный период в этом случае структурно состоит из предсо-ревновательного этапа (обычно продолжительностью 1 месяц) и одного дня участия в соревновании.

Необходимо отметить, что высокая скорость, частота и достаточно большой объём боевых действий затрудняют регистрацию боевых действий. С целью удобства регистрации была разработана карта учета количественных характеристик соревновательной деятельности и региональных особенностей изменений поясного времени. С учетом минуты боя была разработана специальная карта, на которой регистрировали показатели на основе исходных результатов и изменений в организме, происходящих в процессе изменения поясного времени, а затем оценивали эффективность технико-тактических действий, их надежность по отношению к числу успешных и всех действий.

Исследуемые показатели специальной физической подготовленности каратистов оценивали с помощью ударного динамометра, предложенного В. И. Филипоновым, З. М. Ху-сяйновым, Ю. Д. Шмаревым. С целью определения надежности применяемых тестов последние подвергались проверке на воспроизводимость и информативность. Было проведено дублирование через день после предыдущего тестирования. Во время тестирования сохранялась одна и та же двигательная установка: выполнять удары максимально быстро (во всех проверяемых упражнениях скорость оказалась больше 0,90, что свидетельствует о достаточно высокой степени надежности.

При изменении часового пояса определение ЧСС показало явное физическое отставание каратистов: не умея работать в указанном техническом ключе, они терялись, допускали паузы, «зависали», в целом вели себя крайне пассивно.

Вывод. Разработанная нами методика позволила выявить недостатки технико-тактической подготовленности каждого спортсмена и определить пути повышения его мастерства.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 17.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.