Научная статья на тему 'ТРЕНИРОВКА ФУТБОЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ'

ТРЕНИРОВКА ФУТБОЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ТАЙѐРГАРЛИК ДАВРИ / МАШғУЛОТ ЮКЛАМАЛАРИ ВА МАШқЛАРИ / МУСОБАқА ФАОЛИЯТИ / САМАРАДОРЛИК / ҲАРАКАТ ФАОЛЛИГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давлетмуратов С.Р.

Мақолада мусобақа жараѐнида футболчиларнинг харакат фаолиятини ва техник-тактик ҳаракат самарадорлигини машғулот юкламалари параметрларининг оптималлигини ўзаро боғлиқлиги аниқланган. Қўлланилган машғулот дастурлари натижасида мусобақа фаолияти кўрсаткичлари сезиларли ошган.В работе автором преследуется цель, выявить взаимосвязь оптимальности параметров тренировочных нагрузок с эффективностью технико-тактических действий и двигательной активностью футболистов в процессе соревнований. В результате использованной автором тренировочных программ существенно повышены показатели соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИРОВКА ФУТБОЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»

СПОРТ МАШГУЛОТЛАРИ: ТЕХНИКА, ТАКТИКА, УСУЛИЯТ / ТЕХНИКА, ТАКТИКА И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

С.Р. ДАВЛЕТМУРАТОВ, УзГИФК, ЧИРЧЩ, ТРЕНИРОВКА ФУТБОЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Аннотация. Маколада мусобака жараёнида футболчиларнинг харакат фаолиятини ва техник-тактик хдракат самарадорлигини машгулот юкламалари параметрларининг оптималлигини узаро богликлиги аникланган. ^улланилган машгулот дастурлари натижасида мусобака фаолияти курсаткичлари сезиларли ошган.

Калит сузлар: тайёргарлик даври, машгулот юкламалари ва машклари, мусобака фаолияти, самарадорлик, хдракат фаоллиги.

Актуальность. Каждый период годичного цикла имеет важное значение со своими определенными целями, задачами и представляет свою специфику в планировании и ее реализации. Однако, резкое увеличение в годичном цикле числа соревнований достаточно высокого ранга, которые в настоящее время в большинстве видов спорта охватывают период в 9-10 и более месяцев, требует от ведущих спортсменов участия в соревнованиях практически в течение всего года. Такое положение создало впечатление того, что система периодизации спортивной тренировки вошла в противоречие с передовой спортивной практикой. В связи с этим ряд специалистов [2,3] стали отвергать наличие подготовительного, соревновательного и переходного периодов с присущими им специфическими задачами и содержанием. Вместо этого вводить помесячное и поэтапное планирование с подготовкой к каждому более или менее ответственному соревнованию. Отдельные специалисты [1,4] предлагают устранения существующей периодизации и

рассматривают тренировочный процесс как сплоченную цепь участия в различных соревнованиях.

В то же время, целый ряд ведущих специалистов сходятся во мнении, что вне зависимости от вида спорта, длительности, количества и сроков соревнований в течение года, в структуре макроциклов должны четко прослеживаться самостоятельные, и в то же время, взаимосвязанные по характеру и последовательности

периоды, этапы и микроциклы [5,6]. В этом смысле подготовительный период имеет важное значение, и его наличие в структуре годичного цикла необходимо, другое дело, что сроки периода, соотношение различных по специализированности и направленности нагрузок могут варьироваться в зависимости от состояния спортсмена и специфики вида спорта [7].

Особенно остро стоит проблема подготовительного периода в футболе. Во многом, это касается футболистов Узбекистана. Уже в феврале месяце команды, участвующие в лиге чемпионов Азии, вступают в борьбу. Что касается других команд высшей лиги Узбекистана, то, как показывают наблюдения, тренеры не в полной мере придают значения подготовительному периоду, считая главными задачами этого периода -укомплектование команды и наигрывание состава, при этом прибегая к качеству тренировочного процесса. Выше приведённый анализ уже показывает актуальность изучения подготовительного периода.

Цель. Исследовать взаимосвязь оптимальности параметров тренировочных нагрузок с эффективностью технико-тактических действий и двигательной активностью.

Методы. Использованные упражнения классифицировались по направленности, к аэробной (общей выносливости) направленности относили упражнения длительностью от 3 до 30 минут и более, интенсивность выполнения

упражнения - от умеренной до большой. Средний пульс 150 уд/мин. При этом задания делились на восстановительные, ЧСС 130 уд/мин; задания низкой интенсивности, ЧСС 160 уд/мин; задания высокой интенсивности, ЧСС 180 уд/мин. Наиболее типичные упражнения здесь кросс вокруг футбольного поля или «пересеченной местности».

Анаэробно-алактатную (скоростно-силовую) направленность имели упражнения длительностью до 6 с., выполняемые в максимальном темпе, время отдыха -1-2 минуты между повторениями и 3-5 минут между сериями. В одной серии -6-7 повторений; всего выполняется 5-6 серий. Например, выполнение беговых упражнений 10 раз по 40 метров с максимальной скоростью. Длительность каждого упражнения до 6 с., возращение -ходьба на исходное положение - 10-15 с. Количество повторений может быть увеличено до 40, и они выполнялись в двух сериях по 20 повторений в каждой. Такое количество повторений возможно только в том случае, если максимальная скорость выполнения упражнения не будет снижаться от повторения к повторению. Второе упражнение - выполнение скоростно-силовых упражнений в тяжелоатлетическом зале методом круговой тренировки. Каждый футболист работал на своей станции 15 с. в максимальном темпе, затем пауза -1 минута, во время которой происходила смена станций по кругу. Всего на занятии используются 6-10 станций. Количество повторений зависело от того, на какой станции футболист выполняет упражнение. Единственное требование для всех -максимальная скорость выполнения. Вес отягощений до 20 кг. Если на занятии происходило избирательное совершенствование скоростно-силовых качеств, то количество повторений было большим; упражнения выполнялись в двух-трех сериях по 10 повторений в каждой.

К анаэробно-гликолитической

(скоростной выносливости) направленности относились упражнения длительностью от 30 с. до 3 минут в однократной работе, выполняемые в субмаксимальном темпе. Время отдыха -

3-10 минут. Количество повторений 3-5; к ним относились такие упражнения: 1. Бег на 800 м. в быстром темпе, время пробегания 2-3 минуты; 2. Бег на 1500 м. в быстром темпе, время пробегания

4-6 минут; 3. Челночный бег.

Результаты. В таблице 1. приведена динамика показателей ТТД футболистов в подготовительном периоде в процессе пе д агогического эксперимента. Видно, статистически достоверно улучшились показатели во всех ТТД, кроме двух. Это количество коротких и средних передач t=1,1 при Р>0,05 и количество ведений t=1,6 при Р>0,05. Причиной этому, по-видимому, является то, что, во-первых -достаточно высокий уровень этих простых технико-тактических действий в начале эксперимента; во-вторых - футболисты команды, имеющие хороший уровень функциональной подготовленности играют в атакующем ключе и больше используют длинные передачи и меньше-короткие и средние. И действительно, если посмотреть на количество и эффективность длинных передач, то видна существенность различий. Так, она составляет соответственно t=12,4 в количестве 2,2 в эффективности.

Наблюдается прирост результатов и во всех остальных технико-тактических приемах и t - критерий Стьюдента составляет 2,2 до 2,6. Так, например, в показатели количества ударов по воротам t=2,6, а в эффективности t=2,4. И, наконец, самый высокий прирост отмечен в показатели общего количества всех ТТД -1=3,9 при Р>0,001.

Таблица 1

Динамика показателей ТТД футболистов в подготовительном периоде в процессе

педагогического эксперимента (п=14)

Периоды обследования Январь-март Достове

Стат.показатели ТТД ^^^^

№ Х д V (%) Х д V (%) ер нде тд рь кт -Л о рность различи й

1. Кол-во коротких и средних передач 168 14,5 8,6 197 25,9 13,1 1,1 P>0,05

2. Эффект. коротких и средних передач,% 0,63 0,02 3,5 0,72 0,04 5,06 2,1 P<0,05

3. Кол-во длинных передач 52 5,9 11,3 73 72 10,0 2,4 P<0,05

4. Эффект. длинных передач, % 0,58 0,04 6,5 0,67 0,04 5,4 2,2 P<0,05

5. Кол-во ведений мяча 40 3,6 9,1 53 10,0 18,6 1,6 P>0,05

6. Эффект. ведения мяча, % 0,63 0,03 4,1 0,17 0,03 4,3 2,2 P<0,05

7. Кол-во отбора мяча 54 6,3 11,6 76 9,3 12,1 2,3 P<0,05

8. Эффект. отбора мяча, % 0,59 0,04 7,1 0,68 0,04 6,6 2,2 P<0,05

9. Кол-во перехватов мяча 45 4,4 9,9 56 8,2 14,4 2,5 P<0,05

10. Эффект. перехватов мяча, % 0,57 0,04 6,8 0,66 0,04 6,7 2,2 P<0,05

11. Кол-во приема мяча 104 18,2 17,3 145 30,4 20,9 2,2 P<0,05

12. Эффект. приема мяча, % 0,71 0,05 6,5 0,80 0,03 3,9 2,2 P<0,05

13. Кол-во обводок соперника 49 6,2 12,8 57 5,5 9,6 2,3 P<0,05

14. Эффект. обводок соперника, % 0,56 0,06 11,3 0,69 0,02 3,1 2,3 P<0,05

15. Кол-во ударов головой 47 10,3 21,7 62 11,4 18,3 2,1 P<0,05

16. Эффект. ударов головой, % 0,60 0,03 4,9 0,66 0,02 2,6 2,2 P<0,05

17. Кол-во ударов в ворота 12 8,2 18,6 19 2,4 12,5 2,6 P<0,05

18. Эффект. ударов в ворота, % 0,55 0,07 12,0 0,65 0,07 11,1 2,4 P<0,05

19. Общее кол-во действий 574 54,9 9,5 741 75,2 10,1 3,4 P<0,001

20. Эффект. всех ТТД, % 0,62 0,01 1,9 0,71 0,02 3,4 3,9 P<0,001

В таблице 2 приведены показатели двигательной активности футболистов в подготовительном периоде в процессе педагогического эксперимента. Здесь, наблюдается достоверные различия по всем показателям. Однако, если анализировать объем двигательной активности различных по скорости перемещений то можно отметить и некоторые отличия.

А именно, в показателях ходьба и медленный бег, достоверность по ^ критерию Стьюдента составляет 2,1 при P<0,05. В беге со средней скоростью,! составляет 2,5. Но, в беге с максимальной скоростью, следует заметить, наблюдаются существенные изменения. По данным полученных в процессе эксперимента различия достоверны: 1=2,4 при Р<0,0.

Таблица 2.

Показатели двигательной активности футболистов (м) в подготовительном периоде в процессе

педагогического эксперимента (п=14)

Периоды обследования Стат. показатели Характер передвижений Январь-март 1:-критерий Стьюдента Достоверность различий

Х X % д V (%) Х X % д V (%)

1 Ходьба и медленный бег (1-2,7 - 3,0 м/с) 3694 53 609,4 16,50 3852 50,4 609,3 15,8 2,1 Р<0,05

2 Бег со средней скоростью (1-6 - 7 м/с) 2639 37,9 508,8 19,3 3063 40,0 617,5 20,1 2,5 Р<0,05

3 Бег с максимальной скоростью (1-8 м/с и выше) 632 9,1 54,17 8,6 736 9,6 41,9 5,7 2,4 Р<0,05

4 Общий объем перемещений 6965 100 1098,3 15,7 7653 100 1220,0 15,9 3,7 Р<0,01

Примечание: ^скорость передвижений, м/с

Выводы: 1. Таким образом, анализ данных выполнения ТТД в процессе матчей позволяет констатировать факт о том, что в процессе педагогического эксперимента существенно увеличилась ее количество и эффективность, чему, по-видимому, способствовали предложенные тренировочные программы и упражнения.

2. Если анализировать структуру двигательной активности и их соотношения в процентах, то можно видеть что при примерно одинаковом показателе общего объема передвижений доля бега с максимальной скоростью увеличивается за счет ходьбы и бега с медленной скоростью. Это, на наш взгляд является фактом положительным в нашем исследовании и является следствием увеличения в занятиях доли упражнений

гликолитической и алактатной направленности.

3. В целом подытоживая данные соревновательной деятельности

футболистов, отметим, что для интегральной оценки соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации важное значения имеет как данные количества и эффективности технико-тактических приемов, так определение объема и режима перемещений в процессе матчей. При этом суммарная оценка объема двигательной деятельности является достаточно информативным и надежным показателем оценки подготовленности футболистов. Однако, более высокий показатель объема двигательной активности на максимальной скорости в процессе матча существенно оказывает влияние на результат.

Литература:

1. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры.-Москва, 1993.-№8.

2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов в подготовительном периоде //Фан-спортга, Ташкент.- 2007.- №3.

3. Кирилов А.А. Содержание тренировки в подготовительном периоде у футболистов высокой квалификации: Метод. рекомендации.-М., 1982.

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. -К., 1999.

5. Платонов В.Н. Состояние и перспективы оптимизации построения тренировочного процесса в течении года //Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на этапах годичной подготовки.-М., 1988.

6. Тюленьков С.Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации: Теоретико-методические аспекты. - М.: МГИЦ, 1998.

7. Халмухамедов Р.Д. Технология подготовки единоборцев на этапах годичного цикла: Дис....д-ра.пед.наук.-Т., 2009..

С.Р. Давлетмуратов

В работе автором преследуется цель, выявить взаимосвязь оптимальности параметров тренировочных нагрузок с эффективностью технико-тактических действий и двигательной активностью футболистов в процессе соревнований. В результате использованной автором тренировочных программ существенно повышены показатели соревновательной деятельности.

In the work the author pursues the goal, to reveal the interrelation of the optimality of the parameters of training loads with the effectiveness of technical and tactical actions and the motor activity of the players in the process of competitions. As a result of the training programs used by the author, the indicators of competitive activity were significantly increased.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.