Научная статья на тему 'Педагогическая технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет'

Педагогическая технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЙ ФУТБОЛИСТ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / THE YOUNG FOOTBALL PLAYER / FAST MOVING-POWER PREPARATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идриев Асламбек Иммамолиевич

В статье представлены материалы исследования, в которых обоснованы эффективные средства скоростно-силовой подготовки юных футболистов их соотношение в тренировочном процессе, определена оптимальная структура годичного цикла скоростно-силовой подготовки спортсменов. На основе анализа годичного тренировочного цикла разработана педагогическая технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов, состоящая из четырех этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Идриев Асламбек Иммамолиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER'S MANAGEMENT TECHNIQUE OF FAST-MOVING POWER TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE AGE OF 15-171

The given paper is devoted to the training process of young football players. Special attention is paid to the effective means of fast-moving-power training of young sportsmen and correlation of these means in the training process. The optimal structure of a year cycle of fast-moving-power training for young football players is presented. On the basis of a year cycle analysis the teachers' management technique of fast-moving-power training of young football players is presented. It consists of four stages.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ

ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 15-17 ЛЕТ

Асламбек Иммамолиевич Идриев, преподаватель Чеченский государственный педагогический институт г. Грозный

Аннотация

В статье представлены материалы исследования, в которых обоснованы эффективные средства скоростно-силовой подготовки юных футболистов их соотношение в тренировочном процессе, определена оптимальная структура годичного цикла скоростно-силовой подготовки спортсменов. На основе анализа годичного тренировочного цикла разработана педагогическая технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов, состоящая из четырех этапов.

Ключевые слова: юный футболист, скоростно-силовая подготовка, педагогическая технология

THE TEACHER’S MANAGEMENT TECHNIQUE OF FAST-MOVING - POWER

TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE AGE OF 15-17

Aslambek Immamolirvich Idriev, the lecturer Chechen state pedagogical institute,

Grozny

Abstract

The given paper is devoted to the training process of young football players. Special attention is paid to the effective means of fast-moving-power training of young sportsmen and correlation of these means in the training process. The optimal structure of a year cycle of fast-moving-power training for young football players is presented. On the basis of a year cycle analysis the teachers’ management technique of fast-moving-power training of young football players is presented. It consists of four stages.

Keywords: the young football player, fast moving-power preparation, pedagogical technology

Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, моральноволевым, психологическим и т.д.).

Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной тренировки юных футболистов в возрасте i5-i7 лет свидетельствуют о нерешённых вопросах управления их скоростно-силовой подготовкой. В современной методической и научной литературе более детально разработана методика развития скоростно-силовых качеств у взрослых футболистов. При этом, имеющиеся результаты научных исследований и методические рекомендации носят общий характер, без учёта различий юношеского и взрослого организмов.

Исследования, проведённые в последние годы передовыми отечественными и зарубежными специалистами в сфере подготовки футболистов, показывают, что умело применяемые упражнения в системе скоростно-силовой подготовки юных игроков в возрасте i5-i7 лет значительно снижают вероятность получения травм и способствуют росту спортивных результатов в будущем (В.М. Бобров, i97i; О.И. Блохин, Д.Б. Аркадьев, i984; Г. Д. Качалин, i986; А.П. Кочетков, 2000 и др.).

В настоящее время существует две позиции относительно использования средств при скоростно-силовой подготовке юных футболистов. Одни специалисты считают, что скоростно-силовая подготовка юных футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие полагают, что часть работы должна проводиться без мяча. Мы поддерживаем эту последнюю точку зрения, исходя из того, что многие юные игроки на занятиях скоростно-силовой подготовкой, особенно при выполнении

упражнений на развитие быстроты и маневренности, основное внимание концентрируют на мяче и потому не могут полностью раскрыть свои физические возможности.

В настоящее время нам не удалось обнаружить работы, которые бы раскрывали сущность, особенности и технологию управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет с учётом рационального соотношения упражнений с мячом и без мяча.

Всё вышеизложенное определяет актуальность и выбор направления нашего исследования.

В процессе исследования выявлялись наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.

Для определения наиболее эффективных упражнений с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов проводился опрос тренеров и специалистов в сфере футбола. В опросе принимали участие 11 тренеров по футболу. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наиболее эффективные средства скоростно-силовой подготовки юных футболи-

стов по результатам опроса тренеров (п=11)

Значимость (ранговое место) Классификация упражнений Сумма рангов

1 Стартовые рывки из различных положений 12

2 Бег с максимальной скоростью по прямой и виражу 25

3 Стартовые рывки на короткие дистанции 38

4 Быстрый бег по линии центрального круга 47

5 Бег с ускорениями с мячом 57

6 Стартовые рывки, соединённые с упражнениями на быстроту реакции 68

7 Стартовые рывки, соединённые с упражнениями на быстроту реакции с мячом 77

8 Ходьба и бег с прыжками 89

9 Упражнения с использованием тренажёров, штанги, гири 101

Развитие физических и волевых качеств у юных футболистов, совершенствование техники работы с мячом и повышение тренированности достигаются во время выполнения разнообразных скоростно-силовых физических упражнений в процессе систематической целенаправленной тренировки. Тренеру и спортсмену важно не только хорошо знать все эти упражнения, но и найти оптимальное соотношение их в занятиях.

Для выявления оптимального соотношения средств в процессе скоростносиловой подготовки юных футболистов был проведён опрос 11 опытных тренеров по футболу. Результаты данного опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение различных средств скоростно-силовой подготовки

юных футболистов по результатам опроса тренеров (в %)

Средства скоростно-силовой подготовки Футболисты

15 лет 16 лет 17 лет

Стартовые рывки, бег с максимальной скоростью 40 35 30

Прыжки и прыжковые упражнения 25 20 15

Стартовые рывки, бег с мячом, упражнения с мячом в движении 15 20 25

Упражнения на быстроту реакции с мячом в движении 15 15 20

Упражнения на тренажёрах, со штангой, гирями 5 10 10

Как свидетельствует анализ проведённого опроса специалистов по футболу, ес-

ли в 15-летнем возрасте повышенное внимание следует уделять стартовым рывкам и бегу с максимальной скоростью без мяча, то по мере взросления юных футболистов акцент должен делаться на выполнении упражнений с мячом на максимальной скорости.

По данным К.И. Бескова, футболисты в возрасте 15 - 17 лет должны затрачивать в подготовительном периоде около 60% от общего времени на разностороннюю скоростно-силовую подготовку и по 20% - на наигрывание тактических вариантов и совершенствование техники. У футболистов - мастеров спорта на разностороннюю техническую и специальную скоростно-силовую подготовку затрачивается по 30% времени, а 40% - на совершенствование игровых тактических схем. В соревновательном периоде время, отводимое на совершенствование техники, увеличивается на 10% и, соответственно, уменьшается время для разносторонней скоростно-силовой подготовки. Эти данные могут служить известным ориентиром при планировании занятий с юными футболистами.

В процессе исследования разрабатывались программа скоростно-силовой подготовки юных футболистов, технология управления этим процессом и экспериментально проверялась их эффективность.

Проведённый анализ круглогодичного тренировочного процесса позволил разработать программу скоростно-силовой подготовки юных футболистов. Структура годичного цикла скоростно-силовой подготовки юных футболистов представлена в таблице 4.

На подготовительном этапе (январь-март) нагрузки скоростно-силового характера составляют до 65% от максимального уровня; специальном подготовительном (апрель) - до 70%; соревновательном (май-октябрь) - до 80% и переходном (ноябрь-декабрь) - до 50%.

При этом на подготовительном этапе доля средств развития силы, быстроты и скоростной выносливости приблизительно одинаковы и составляет 30%; на специальном подготовительном - возрастает доля средств развития скоростной выносливости до 35%, доля средств развития силы снижается до 25% и неизменной остаётся доля средств развития быстроты - 30%; соревновательном - увеличивается доля средств развития скоростной выносливости до 50%, а доля средств развития силы и быстроты снижается до 15% и 20%, соответственно; переходном - доля средств развития быстроты, силы и скоростной выносливости составляет 25%, 20%, 30%, соответственно, а доля средств развития других физических качеств возрастает до 25%.

Таблица 3

Структура годичного цикла скоростно-силовой подготовки юных футболистов в

возрасте 15-17 лет

I 1 II 1 III IV V | VI | VII | VIII | IX | X XI 1 XII

Этапы

Подготовительный Специально- подготовительный Соревновательный Переходный

Распределение нагрузки скоростно-силового характера (% от тах)

65% 70% 80% 50%

Доля средств развития быстроты (в %)

30% 30% 20% 25%

Доля средств развития силы (в %)

35% 25% 15% 20%

Доля средств развития скоростной выносливости (в %)

30% 35% 50% 30%

Доля средств развития других физических качеств (в %)

10% 10% 15% 25%

На основе анализа годичного цикла скоростно-силовой подготовки юных футболистов была разработана технология управления их скоростно-силовой подготов-

кой, состоящая из четырёх этапов: подготовительного, организационного, реализационного, итогового.

На подготовительном этапе необходимо: определить наиболее эффективные средства скоростно-силовой подготовки с мячом и без него; оценить уровень методической подготовленности тренеров по футболу по вопросам проведения скоростносиловой подготовки игроков; определить цели, задачи и показатели скоростносиловой подготовленности юных футболистов; индивидуально оценить уровень скоростно-силовой подготовленности каждого игрока футбольной команды; разрабатывать программу скоростно-силовой подготовки юных футболистов.

На организационном этапе следует: определить оптимальное соотношение упражнений скоростно-силовой направленности с мячом и без него; разработать план скоростно-силовой подготовки юных футболистов, соответствующий целям и задачам этапов тренировки; выработать и принять решение об организации скоростно-силовой подготовки юных футболистов с учётом индивидуальной подготовленности каждого игрока; провести мероприятия по повышению уровня методической подготовленности тренеров по вопросам проведения скоростно-силовой подготовки юных футболистов; определить наиболее эффективные методики развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов.

На реализационном этапе необходимо: рационально распределить нагрузки в ходе скоростно-силовой подготовки с учётом индивидуальных возможностей игроков; проводить тренировочные занятия в соответствии с программой скоростно-силовой подготовки юных футболистов; варьировать различными средствами скоростносиловой подготовки; корригировать «отстающие» технические навыки обращения с мячом на скорости.

На итоговом этапе следует: анализировать и обобщать результаты скоростносиловой подготовки юных футболистов; оценить влияние скоростно-силовой подготовленности игроков на рост их мастерства; сравнить результаты официальных матчей с планируемыми; внести коррективы в процесс скоростно-силовой подготовки.

Разработанная нами программа и технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента.

Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии управления скоростно-силовой подготовки юных футболистов (таблицы 4).

Таблица 4

Показатели физической подготовленности у спортсменов опытных групп до и после эксперимента (ЭГ и КГ по 14 чел.) _________________________________(х ±т)________________________________

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента

Сила. ЭГ 12,2±0,61 15,6±0,52

Приседание со штангой 60 кг КГ 12,6±0,52 11,8±0,78

Быстрота. ЭГ 12,6±0,14 12,0±0,14

Бег 100 м (с) КГ 12,6±0,12 12,1±0,17

Скоростная выносливость. ЭГ 59,8±2,34 57,2±2,25

Бег 400 м (мин, с) КГ 59,7±2,35 59,3±3,27

Гибкость. ЭГ 6,8±0,72 12,33±1,11

Наклоны туловища вперед (балл) КГ 6,3±0,54 8,52±0,92

Проведённые мероприятия с тренерским составом по повышению уровня методической подготовленности в вопросах организации скоростно-силовой подготовки юных футболистов позволили повысить их профессиональный уровень с 3,95 до 4,17 балла (по 5-балльной шкале).

Таблица 5

Динамика показателей психофизиологического состояния юных футболистов опытных групп в конце эксперимента

(ЭГ и КГ по 14 чел.)

(х ±m)

Показатели Испытуемые Исходные данные Данные после игры p

Быстрота мыслительных операций (кол-во правильно решенных задач) КГ ЭГ 43,2±2,3 45,5±2,9 38,1±1,5 43,0±2,2 0,05

Переключение и распределение внимания (с) КГ ЭГ 279,4±18,4 282,6±18,8 308,1±12,0 266,9±14,3 0,05 0,05

Пространственные отношения и сообразительность (кол-во правильных ответов в минуту) КГ ЭГ 4,4±0,2 4,4±0,2 4,2±0,1 4,4±0,2 -

Скорость сложной реакции на свет (с) КГ ЭГ 0,72±0,51 0,81±0,14 0,93±0,48 0,84±0,71 0,05

Скорость простой на звук КГ ЭГ 0,238±0,05 0,251±0,06 0,296±0,05 0,260±0,04 0,05

реакции (с) на свет КГ ЭГ 0,248±0,07 0,267±0,08 0,287±0,05 0,288±0,05 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют о высокой эффективности разработанной программы скоростно-силовой подготовки юных футболистов и технологии управления этим процессом.

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Александрович Макаров, кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) г. Санкт-Петербург

Аннотация

Проблемы исследования толерантности как личностного и профессиональнопедагогического качества и пути их решения. Рассматривается ряд препятствий на пути к формированию оптимального уровня толерантности. Предлагается метод формирования толерантности через познание противоположных стратегий взаимодействия; разделение понятий личностная и профессиональная педагогическая толерантность.

Ключевые слова: толерантность, стратегия, профессиональная педагогическая деятельность

FORMING OPTIMAL TOLERANCE STRATEGY IN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY

Jury Aleksandrovich Makarov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer

Saint-Petersburg State University Saint-Petersburg

Abstract

The problem of tolerance research as personal and professional pedagogical qualities and the ways of the solution. This paper deal with a number of obstacles on the way to the formation of the optimal level of tolerance. Via the cognition of controversial strategies of interaction; the division of the notions “personal” and “professional pedagogical” tolerance.

Keywords: problem of tolerance, professional pedagogical qualities.

Терпимое отношение к ученикам - необходимая составляющая, профессионально важное качество профессии педагога. За последние 10 лет принципиальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.