Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТИПОВ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТИПОВ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / GENDER IDENTITY / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннеханова И.И.

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи уровней профессионального самоопределения и типов гендерной идентичности. Целью исследования является изучение взаимосвязи профессионального самоопределения и гендерной идентификации у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннеханова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INTERDEPENDENCE OF LEVELS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND TYPES OF GENDER IDENTITY

The article deals with the interrelationship between the levels of professional self-determination and types of gender identity. The aim of the study is to study the relationship between professional self-determination and gender identity among students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТИПОВ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

На основе проведенного анкетирования можно сделать вывод, что должна вестись работа, направленная на информирование школьников о проблеме культурных доминант, эти знания, по мнению самих обучающихся, помогут им в дальнейшем. В целом опрашиваемые верно определили некоторые доминанты русской культуры, т.к. к подобным результатам пришли и учёные, занимающиеся этой проблемой (Вежбицкая А., Карасик В.И. и др.)

Использованные источники:

1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.16.

2. Карасик В.И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград: Парадигма, 2015. - 432 с.

УДК 159.9.075

Миннеханова И.И. студент 4 курса факультет психологии и педагогики научный руководитель: Льдокова Г.М., к.психол.н.

доцент ЕИ КФУ Россия, г. Елабуга ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТИПОВ

ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимосвязи уровней профессионального самоопределения и типов гендерной идентичности. Целью исследования является изучение взаимосвязи профессионального самоопределения и гендерной идентификации у студентов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, гендерная идентичность, половые различия.

Minnekhanova I.I. 4-year student Faculty of Psychology and Pedagogy Ldokova G.M., Candidate of Psychological Sciences, docent

EI KFU Russia, Elabuga STUDY OF THE INTERDEPENDENCE OF LEVELS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND TYPES OF GENDER

IDENTITY

Annotation: The article deals with the interrelationship between the levels of professional self-determination and types of gender identity. The aim of the study is to study the relationship between professional self-determination and gender identity among students.

Key words: professional self-determination, gender identity, gender differences.

Формирование профессиональных склонностей - это сложный и многогранный процесс сопоставления личностью потребностей и ожиданий общества и собственных мотивов, интересов, склонностей и способностей.

Профессиональное самоопределение относится к числу наиболее важных жизненных решений. Профессиональное самоопределение, с одной стороны, есть результат воздействия различных взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендер. Исследованиями гендерных особенностей занимались ученые в середине прошлого столетия в значительной мере благодаря феминистскому движению, а также обсуждению вопросов дискриминации женщин, в частности в профессиональной сфере [2]. Следовательно, наша тема исследования является актуальной, и следует отметить, что наиболее часто касаются обнаружения различий в профиле профессиональных интересов юношей и девушек, в профессиональной эффективности, карьере, лидерстве. Гипотезой исследование стало предположение о том, что существует взаимосвязь профессионального самоопределения и гендерной идентификации у студентов [3].

В ходе исследования, нами была выбрана выборка из студентов первого курса Елабужского института КФУ в количестве 48 человек. Мы использовали Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI, предназначен для диагностики состояний и свойств личности, имеющие первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения [1]. В ходе исследование, получили следующие результаты:

- 52% испытуемых обладают фемининностью, что составляет 25 человек (21 девушка и 4 юноши) из всех опрошенных.

- 48% испытуемых обладают маскулинностью, что составляет 23 человек (20 юношей и 3 девушки) из всех опрошенных.

Анализируя результаты можно сделать вывод о том, что та часть девушек, которая обладает таким психологическим полом, как феменинность, имеет такие черты личности, как мягкость, чувствительность, застенчивость, уступчивость, способность к сочувствию и пр. Оставшееся меньшинство девушек обладают маскулинностью. Это может быть связано с тем, что девушки стремятся быть независимыми и самодостаточными.

Большинство юношей обладают маскулинностью. Это означает, что им свойственно стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других наиболее значимых лиц в своих суждениях, поступках и взглядах. Оставшееся меньшинство юношей обладают феменинностью, это может быть связано с тем, что в приоритете у юношей не активность, физическая сила, умение рисковать, а интеллект, сдержанность, снисходительность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Для оценки склонности к различным сферам профессиональной

деятельности была выбрана методика (Л.А. Йовайши) [1], предназначенная для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что при оценке склонности к различным сферам профессиональной деятельности, девушки отдают предпочтение профессиям, склонным к работе с людьми и к работе на производстве. Юноши в свою очередь отдают предпочтение профессиям, склонным к подвижным видам деятельности, а также к умственным видам работ. Также следует отметить, что высокая склонность как у девушек так и у юношей выражена к планово-экономическим видам работ. Это можно объяснить тем, что большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, а притязание на общественное признание, которые носят гендерную окраску[4]. При выборе профессии юноши руководствуются такими факторами, как дальнейшая перспектива, возможность карьерного роста, высокая заработная плата, а главной мотивацией для них является стремление к власти и независимости. Для девушек, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них - это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми. Следовательно, у мужчин доминирует профессионально-деятельностный аспект, а у женщин - социально-психологический.

Для достоверности исследования и подтверждения или опровержения поставленной нами гипотезы был использован коэффициент корреляции Пирсона. Исходя из математико-статистической обработки результатов, была принята гипотеза Н1, что означает - выявлена взаимосвязь гендерных показателей со склонностями к различным сферам профессиональной деятельности, можно констатировать следующее: гендерные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение личности.

Следовательно, мы может сделать вывод о том, что существует взаимосвязь профессионального самоопределения и гендерной идентификации у студентов, цель достигнута, гипотеза подтверждена и задачи реализованы.

Использованные источники:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.

2. Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. - 2004. - № 1.- С. 41-51.

3. Ильин Е.П. Пол и гендер.- Спб.: Питер, 2010. - 686 с.

4. Клецина И.С. Гендерная психология. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.