Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
911
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воропай Елена Викторовна, Ожигова Людмила Николаевна, Удачина Полина Юрьевна

Статья направлена на изучение гендерных особенностей и вопросов профессионального самоопределения старшеклассников. Процесс профессионального самоопределения является результатом многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендерный аспект. В статье изложены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, рассматривается значимость гендерного аспекта в формировании внутренней готовности к реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения выпускников. Полученные данные свидетельствуют о выявленных статистически значимых различиях в выборе типов будущей профессии среди девушек и юношей. Подтверждена связь гендерных характеристик и профессиональных предпочтений у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воропай Елена Викторовна, Ожигова Людмила Николаевна, Удачина Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

The article is aimed at studying gender characteristics and issues of professional self-determination of high school students. The process of professional self-determination is the result of many interrelated external and internal factors, the system of which also includes a gender aspect. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the psychological characteristics of the professional self-determination of high school students, examines the significance of the gender aspect in the formation of internal readiness to realize the prospects of professional, personal and life self-determination of graduates.The data obtained indicate the revealed statistically significant differences in the choice of types of future profession among girls and boys. The connection between gender characteristics and professional preferences among young people has been confirmed.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ»

10. Попович, 1.С. (2019) Психолопя сощальних очжувань особистостi: методолопя, теорiя i практика: навч.-метод. посiб. Херсон / Popovych I.S. (2019) Psykholohiia sotsialnykh ochikuvan osobystosti: metodolohiia, teoriia i praktyka: navch.-method. posib. [The Psychology of Social Science: Methodology, Theory, and Practice]. Kherson [in Ukrainian]. http://ekhsuir.kspu.edu/xmlui/handle/123456789/8892

11. Rene Gille (1959) Le test-film (french) paperback. january 1. 56 р. https://cutt.ly/GyXds8Y

12. Синьов, В.М., Матвеева, М.П., Хохлша, О.П. (2008). Психолопя розумово вщстало! дитини. Кшв: Знання / Synyov, V.M., Matveeva, M.P., Khokhlina, O.P. (2008). Psihologiya rozumovo vidstaloyi dytyny [Psychology of a mentally retarded child]. Kyiv: Knowledge. [in Ukrainian]. https://cutt.ly/lyXdRis

13. Шишменцев, 1.М. (2017) Виховання культури людських взаемин у розумово вщсталих старшокласниюв засобами лтератури : автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. Нац. пед. ун-т iм. М.П. Драгоманова. Кшв / Shishmentsev I.M. (2017) Vihovannya kultury lyudskyh vzayemyn u rozumovo vidstalyh starshoklasnykiv zasobamy ukrayinskoyi literatury [Upbringing Culture of Human Relations of Mentally Retarded Senior Pupils by Means of Ukrainian Literature]: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.03. Nac. ped. un-t im. M.P. Dragomanova. Kiyiv [in Ukrainian]. http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14905

14. Suzanne H. Verver, Mathijs P.J. Vervloed & Bert Steenbergen (2020) Facilitating Play and Social Interaction between Children with Visual Impairments and Sighted Peers by Means of Augmented Toys. Journal of Developmental and Physical Disabilities. Volume 32, 93-111. https://doi.org/10.1007/s10882-019-09680-6

15. Stephens, C., & Breheny, M. (2015). Narrative Analysis in Psychological Research: An Integrated Approach to Interpreting Stories. Qualitative Research in Psychology, 10, 7https://doi.org/ 10.1080/14780887.2011.586103

Психология

УДК 159.923.2

аспирант Воропай Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Ожигова Людмила Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Удачина Полина Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья направлена на изучение гендерных особенностей и вопросов профессионального самоопределения старшеклассников. Процесс профессионального самоопределения является результатом многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендерный аспект. В статье изложены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, рассматривается значимость гендерного аспекта в формировании внутренней готовности к реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения выпускников. Полученные данные свидетельствуют о выявленных статистически значимых различиях в выборе типов будущей профессии среди девушек и юношей. Подтверждена связь гендерных характеристик и профессиональных предпочтений у молодежи.

Ключевые слова: гендер, маскулинность, фемининность, андрогинность, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

Annotation. The article is aimed at studying gender characteristics and issues of professional self-determination of high school students. The process of professional self-determination is the result of many interrelated external and internal factors, the system of which also includes a gender aspect. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the psychological characteristics of the professional self-determination of high school students, examines the significance of the gender aspect in the formation of internal readiness to realize the prospects of professional, personal and life self-determination of graduates.The data obtained indicate the revealed statistically significant differences in the choice of types of future profession among girls and boys. The connection between gender characteristics and professional preferences among young people has been confirmed.

Keywords: gender, masculinity, femininity, androgyny, professional self-determination, professional orientation.

Введение. В период социальных трансформаций актуальным является изучение социального поведения и психологических переживаний личности в изменяющихся условиях. В трудах зарубежных и отечественных исследователей профессиональная социализация рассматривается как непрерывный процесс, наиболее интенсивное развитие, которого приходится на молодые годы. При рассмотрении профессиональной социализации молодого поколения важнейшим периодом является профессиональное самоопределение и профессиональная подготовка к трудовой деятельности, так как именно здесь формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни.

Одной из важнейших задач, которые решает юноша или девушка, является проблема самоопределения [1]: гендерного, социального, профессионального, гражданского, жизненного и др. [5].Самоопределение -процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [3].

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, является центральным новообразованием ранней юности. Самоопределение и стабилизация личности в юности связаны с выработкой мировоззрения.

Профессиональное самоопределение, это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа развития как субъекта труда. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в социуме [4].

Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Молодые люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Профессиональная самоактуализация, призвана совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле, самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей [6]. Развитие способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию самореализации является необходимым условием образования и подготовки молодежи к самоопределению. Ключевым моментом процесса профессионального самоопределения является выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, ограниченной перспективы профессиональной деятельности, поскольку незнание вступающими в профессиональную жизнь молодыми людьми своих способностей, предпочтений и личностных черт не даёт им возможности успешно адаптироваться в обществе [8].

Изложение основного материала статьи. Процесс профессионального самоопределения является результатом многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендерная идентичность. Юношеский период является также периодом построения самоотношения к своей гендерной идентификации. Именно в юношеском возрасте процесс преобразования ранее усвоенных социальных ожиданий в личностной ориентации переходит в реализацию их в гендерном поведении. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции и процесс наблюдения своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли [2]. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности [9]. В результате гендерной социализации юноши и девушки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности [10]. Исследования выявили, что гендерные различия оказывают влияние на жизненный путь и профессиональное самоопределение личности [7].

Отсюда была сформулирована цель исследования - выявить особенности взаимосвязи гендерных характеристик и профессионального самоопределения молодежи.

Для исследования были использованы следующие методики: 1) Опросник С. Бэм «Маскулинность -фемининность» - с целью определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (фемининный, маскулинный, андрогинный); 2) Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова -для выявления склонности человека к определенным типам профессий; 3) Тест Д. Холланда - с целью оценки профессионального личностного типа и для определения социальной направленности личности.

Выборка составила 50 человек - 25 юношей и 25 девушек, в возрасте 17 лет. Учащиеся выпускного класса одной из образовательной школы г.Славянска-на Кубани Краснодарского края.

Для определения наличия статистически значимых различий в исследовании гендерных различий и профессиональных предпочтений в выборках у юношей и девушек был использован t-критерий Стьюдента уровня значимости (p< 0,01). Обработка и анализ данных проводились с помощью пакета статистических программ SPSS 7.5. Использовались: описательная статистика, метод сравнения средних показателей по t-критерию Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции r - Пирсона.

Опросник С. Бэм «Маскулинность-фемининность» для определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (фемининный, маскулинный, андрогинный) (рис. 1), выявил следующее:

1. По результатам диагностики с помощью опросника С. Бэм для определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (фемининный, маскулинный, андрогинный) выявлено, маскулинный тип личности (IS меньше -1) показали (20%) юношей, (8%) девушек; фемининный тип личности (IS больше +1) выявлено у (24%) девушек, (16%) юношей; андрогинность (IS от -1 до +1) выявлена у (68%) девушек и (64%) юношей.

Рисунок 1. Определение гендерных различий у юношей и девушек

Можно сделать вывод, о том, что приоритетным психологическим полом у юношей и девушек является андрогинность. Статистической значимости различий по показателям маскулинности-фемининности не выявлено ^ =0,180 при р =0,85 ), то есть для всех респондентов приоритетным психологическим полом андрогинность - сочетание мужских и женских стереотипов поведения.

2. Результаты исследования профессиональных предпочтений юношей и девушек по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (Е.А. Климова), представим в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования профессиональных предпочтений

профессиональные предпочтения средние показатели выборки Т-критерий Стьюдента p-уровень значимости

юноши девушки

человек-природа 4,72 4,84 0,20 0,84

человек-техника 3,32 1,96 2,77 0,007*

человек-человек 4,68 5,52 1,74 0,088*

человек-знак 4,76 2,4 3,66 0,0006*

человек-художественный образ 2,44 4,76 4,11 0,0001*

*Выявлены статистически значимые различия в показателях по Т-критерию Стьюдента

Результаты исследования профессиональных предпочтений юношей и девушек по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (Е.А. Климова), свидетельствуют о различиях в выборе типов будущей профессии среди девушек и юношей. Согласно полученным данным выявлены статистически значимые различия между юношами и девушками по следующим параметрам:

- в сфере «человек-техника» ^ = 2,77 при р = 0,007), это говорит о том, что юноши по сравнению с девушками характеризуются более выраженной профессиональной направленностью на технические профессии;

- в сфере «человек - знак» ^ = 3,66 при р = 0,0006),можно предположить, что юноши более предпочитают профессии, связанные с проведением обсчетов, цифровыми и буквенными знаками, чем девушки;

- в сфере «человек-художественный образ» ^ = 4,11 при р = 0,0001), можно предположить, что девушки в большей степени склонны выбирать творческие специальности, чем юноши;

- не выявлены статистически значимые различия между юношами и девушками в сфере «человек-человек» ^ = 1,74 при р =0,088 ), это свидетельствует о том, что девушки и юноши предпочитают профессии, предполагающие межличностное взаимодействие с людьми и общение;

- «человек-природа» ^ = 0,20 при р = 0,84), респонденты предпочитают профессии, которые взаимосвязаны с деятельностью в растениеводстве, животноводстве и лесном хозяйстве, можно предположить, что различия между юношами и девушками отсутствуют ввиду регионального аспекта.

Полученные данные свидетельствуют о различиях в выборе типов будущей профессии среди девушек и юношей, это связано с тем, что респонденты типизируют профессии на «мужские» и «женские», что значительно влияет на их профессиональное самоопределение. Юноши по сравнению с девушками характеризуются более выраженной профессиональной направленностью на технические профессии, на специальности, связанные с проведением обсчетов, цифровыми и буквенными знаками. Девушки отдают предпочтение профессиям, предполагающие межличностное взаимодействие с людьми и общение, творческим специальностям. Юноши и девушки в одинаковой мере предпочитают профессии, которые взаимосвязаны с деятельностью в растениеводстве, животноводстве и лесном хозяйстве, предположительно, ввиду регионального аспекта.

3 .Для оценки профессионального личностного типа и для определения социальной направленности личности был проведен тест Д. Холланда. Результаты исследования профессионального личностного типа у юношей и девушек, представим в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования профессионального личностного типа

Профессиональные предпочтения средние показатели выборки Т-критерий Стьюдента p-уровень значимости

юноши девушки

Реалистичный 7,24 6,56 1,38 0,72

Интеллектуальный 7,84 5,48 4,17 0,0001*

Артистический 5,52 7,52 3,25 0,002*

Социальный 7,4 8,68 2,74 0,008*

Предпринимательский 7,52 6,48 2,03 0,004*

Конвенциальный 6,56 7,36 1,46 0,15

*Выявлены статистически значимые различия в показателях по Т-критерию Стьюдента

Результаты исследования профессионального личностного типа выявили статистически значимые различия в показателях по Т-критерию Стьюдента между юношами и девушками по следующим параметрам: интеллектуальный тип личности ^ = 4,17 при р = 0,0001), артистический ^ = 3,25 при р = 0,002), социальный^ = 2,74 при р = 0,008),предпринимательский^ = 2,03 при р = 0,004).

Не выявлены статистически значимые различия у юношей и девушек в показателях по Т-критерию Стьюдента: реалистичный тип личности^ = 1,38 при р = 0,72), конвенциальный ^ = 1,46 при р = 0,15).

Рисунок 2. Диаграмма распределения преобладающего профессионального типа

По результатам проведенного обследования были выделены различные типы социальной направленности личности.

Реалистический тип выявлен у юношей (7,24), у девушек (6,56),это связано с тем, что юноши более активны, предпочитают трудовую деятельность среди материальных объектов (техника, мужские профессии), для чего необходимы практическое мышление знания о важных свойствах предмета труда.

Интеллектуальный тип выявлен у юношей (7,84) в большей мере, чем у девушек (5,48), это говорит о том, что у юношей проявлен интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, гораздо выше, чем у девушек, профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин.

Социальный тип выявлен в большей степени у девушек (7,4), чем у юношей (8,68), это связано с тем, что девушки имеют более высокий уровень общительности и предпочитают профессиональную деятельность, связанную с широкими социальными контактами, чем юноши.

Конвенциальный тип выявлено у девушек (7,36) более, чем у юношей (6,58), можно предположить, что девушки в большей мере, чем юноши предпочитают систематизировать информацию, знаковые системы, требующие структурированности, склонны к порядку, уверенно чувствуют себя в условиях стабильности и предсказуемости.

Предпринимательский тип проявлен у юношей (7,52) более, чем у девушек (6,48), можно предположить, что юноши предпочитают профессии, позволяющие проявить доминантность, руководить и организовывать, более, чем девушки.

Артистический тип выявлен у девушек (7,52) более, чем у юношей (5,52), это говорит о том, что девушки предпочитают творческие виды деятельности, в связи с высоким уровнем экспрессивности, выражением эмоций, что является важной составляющей работы с художественными образами.

4.Для проверки полученных результатов по методикам Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климова), Профессиональный тип личности (Д. Холланд), Полоролевой опросник (С.С. Бем), мы использовали коэффициент ранговой корреляции г - Пирсона, была проведена качественная обработка результатов исследования, результаты которой представлены в Таблице 3.

Таблица 3

ДДО Полоролевой опросник (С.С. Бем) Профессиональный тип личности (Д. Холланд)

Реалистический Интеллек туальный Артистический Социальный Предпри-нимате-льский Конвен-циальный

ПОЛ Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М

ЧП -0,56 * 0,18 0,17 0,49 * 0,06 0,19 0,26 0,08 0,10 0,13 0,09 0,05 0,25 0,47

ЧТ 1,00** -0,04 -0,26 0,25 0,06 0,13 0,06 0,31 * 0,16 0,18 0,15 0,19 0,16 0,71 * *

ЧЧ 0,76** -0,20 0,34* 0,08 0,14 0,27 0,19 0,40 * 0,41 * 0,01 0,04 0,02 0,20 0,17

ЧЗ 0,19 0,34* -0,06 0,15 0,3* 3 0,48 * 0,09 0,04 0,28 0,26 0,01 0,02 0,01 0,05

ЧХО 0,94** 0,51* -0,17 0,08 0,12 0,09 0,24 0,00 0,13 0,50 * 0,16 0,19 0,24 0,16

* ЧП - Человек-Природа, ЧТ - Человек-Техника, ЧЧ - ЧеловекЧеловек, ЧЗ - Человек-Знак, ЧХО - Человек Художественный образ *коэффициент Пирсона г ху= "сильная от 0.7 до 1;

*средняя от 0.3 до 0.7; слабая или нет от 0.3 до 0.0

Для оценки возможных взаимосвязей между тендерными характеристиками и профессиональными приоритетами личности был использован коэффициент ранговой корреляции г - Пирсона. С учетом того, что вся выборка имеет высокие показатели по андрогинности можно все-таки выделить группы юношей и девушек с более высокими показателями по шкалам «маскулинность-фемининность».

У девушек с более выраженными показателями по фемининности было выявлено, что у этих девушек наблюдаются положительные корреляционные связи (сильная взаимосвязь) между психологическим полом, выраженностью профессиональных склонностей категории «человек - человек» (0,76) и показателями реалистического типа личности (-0,34). Выявлены отрицательные корреляционные связи между показателями реалистического типа личности (-0,34) и выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-человек». Наблюдаются положительные корреляционные связи (средняя взаимосвязь), между выраженностью профессиональных склонностей категории «человек - человек» (0,41) и показателями социального типа личности (0,41). Выявлены положительные корреляционные связи (сильная взаимосвязь) между выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-художественный образ» (0,96).

У девушек с более выраженными показателями по маскулинности наблюдаются положительные корреляционные связи (сильная взаимосвязь) с выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-техника» (-1,00). В остальных показателях выявлены незначительные взаимосвязи.

У юношей с более высокими показателями по маскулинности наблюдаются положительные корреляционные связи (сильная взаимосвязь) между психологическим полом, с выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-техника» и показателями конвенциального типа личности (0,71). Выявлены отрицательные корреляционные связи (средняя взаимосвязь) между показателями выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-техника» показателями артистического типа личности (-0,31). Наблюдаются положительные корреляционные связи (средняя взаимосвязь) между показателями выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-человек» показателями артистического типа личности (0,40).

У юношей с более высокими показателями по фемининности наблюдаются отрицательные корреляционные связи (средняя взаимосвязь) между выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-знак» (-0,34) и показателями интеллектуального типа личности (0,71). Наблюдаются положительные корреляционные связи (средняя взаимосвязь) между выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-художественный образ» (0,51) и показателями социального типа личности (0,71). Выявлены положительные корреляционные связи (средняя взаимосвязь) между выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-природа» и показателями реалистичного типа личности (0,49). Выявлены положительные корреляционные связи (средняя взаимосвязь) между выраженностью профессиональных склонностей категории «человек-природа» и показателями реалистичного типа личности (0,49). Наблюдаются положительные корреляционные связи у девушек (0,94) и юношей (0,51) между выраженностью профессиональных склонностей категории «человек - художественный образ».

В итоге на основе корреляционного анализа можно предположить, что у юношей и девушек более высокими показателями по маскулинности проявляются высокие показатели по типу «человек-техника» и «человек-знак». Таким образом, по результатам исследования профессиональных предпочтений выявлены статистически значимые различия между юношами и девушками по следующим параметрам: в сфере «человек-техника», «человек - знак». Не выявлены статистически значимые различия между юношами и девушками в сферах: «человек - человек», «человек - природа».

Выводы. По результатам проведенного анализа исследования выявлена связь между показателями гендерных характеристик у юношей и девушек и профессиональными склонностями, предпочтениями и личностной направленности в профессиональной сфере. Рассматривая результаты сформированности профессиональных склонностей у юношей и девушек с учетом гендерных характеристик, было выявлено, что у юношей и девушек маскулинного типа проявляются высокие показатели по типу «человек-техника» и «человек-знак». Девушки и юноши, выявившие фемининный тип, по показателям являются типом «человек -

человек», «человек - художественный образ»; респонденты, выявившие андрогинный тип, по показателям соответствуют типу «человек - природа», «человек - человек», «человек - художественный образ».

Результаты изучения личностной направленности в профессиональной сфере с учетом гендерных характеристик выявили следующие результаты: у юношей, выявивших маскулинный тип, отмечаются высокие показатели по реалистическому, интеллектуальному типам личности. Девушки и юноши с фемининным типом, выявили преобладание показателей артистического и социального типов личности. Девушки и юноши с андрогинным типом личности, выявили конвенциальный, предпринимательский, социальный типы.

В итоге, главным результатом исследования стало то, что подтверждено, имеющееся в науке предположение о том, что существует взаимосвязь гендерных характеристик и профессионального самоопределения у молодежи. Уточнено, что девушки и юноши, выявившие склонность фемининному типу скорее всего будут выбирать профессии типа «человек - человек», «человек - художественный образ»; респонденты, выявившие андрогинный тип скорее всего будут выбирать профессии типа «человек -природа», «человек - человек», «человек - художественный образ».

Можно сделать вывод, что большая часть девушек и юношей проявляют андрогинные черты личности, стараясь сочетать стратегии поведения, присущие мужским и гендерным ролям, гибко используя их (роли) в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Таким образом, полученные результаты свидетельствует о том, что гендерные характеристики, как отражение гендерных стереотипов в структуре личности, влияют на процесс профессионального самоопределения молодежи.

Литература:

1. Белых И.Л, Самоопределение личности: философский, социологический, психологический, педагогический аспекты // Вестник Красноярского государственного аграрного университета, 2013, № 3. -С. 170-173.

2. Вержибок Г.В. Семейные ценности студенческой молодежи как матрица построения будущего // Южно-Российский журнал социальных наук, 2018, Том 19, №3. - С. 75-96

3. Данилова О.Р., Самодурова Т.В. Феномен личностного самоопределения: постановка вопроса в науке // Успехи современной науки и образования, 2016, Том 2. № 12. - С. 32-37.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.

5. Ковешникова О.Т. Модель процесса формирования гражданского самоопределения старшеклассника // Инновационные проекты и программы в образовании, 2015, № 2. - С. 45-48.

6. Маслоу А. Психология личности / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с.

7. Ожигова Л.Н., Лупенко Н.Н. Гендерная и профессиональная самооценка у мужчин на первом этапе профессионального становления // Общество: социология, психология, педагогика. 2016, № 7. http://domhors.rU/rus/files/arhiv_zhumala/spp/2016/7/psychology/ozhigova-lupenko.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Armstrong P.I., Day S.X. McVay J.P., Rounds J. Holland's RIASECModel as an Integrative Framework for Individual Differences // Journal of Counseling Psychology. - 2008. - Vol. 55

9. Connell R. Gender in World Perspective. Polity Press. Cambridge. - 2009. - 180 p

10. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies. Stanford University Press. - 1992. - 216 p.

Психология

УДК 159.923.2;740

студентка Даниленко Александра Николаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

старший преподаватель кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей развития гармоничной личности подроста в условиях цифрового мира. В статье анализируются причины развития тревожности, депрессии, возможные причины отставания в психологическом развитии подростка в ходе исторического развития общества и появление цифровой среды, как одной из причины, ухудшающей эмоциональное состояние молодежи. Также были обоснованы основные условия образовательной среды, которые будут способствовать гармоничному развитию и становлению полноценной личности подростка в социо-культурном пространстве.

Ключевые слова: развитие личности, подростковый возраст, цифровая среда, образовательная система.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the features of the development of a harmonious personality of undergrowth in the digital world. The article analyzes the reasons for the development of anxiety, depression, possible reasons for the lag in the psychological development of a teenager in the course of the historical development of society and the emergence of the digital environment as one of the reasons that worsen the emotional state of young people. Also, the basic conditions of the educational environment were substantiated, which will contribute to the harmonious development and formation of a full-fledged personality of a teenager in the socio-cultural space.

Keywords: personality development, adolescence, digital environment, educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.