Мир Науки
парный и тар от-журнаг
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/29PSMN516.pdf Статья опубликована 18.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Науменко М.В. Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков с различным типом гендерной идентичности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/29PSMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 316.62
Науменко Марина Владимировна1
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры «Организационной и возрастной психологии»
Кандидат социологических наук E-mail: [email protected]
Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков с различным типом гендерной идентичности
Аннотация. В статье раскрыто понятие гендер и приведены основные теории гендерной психологии; рассмотрен процесс формирования гендерной идентичности. Актуализированы вопросы относительно роли гендерного фактора в профессиональном самоопределении и становлении профессиональных представлений на этапе подросткового возраста. Автором представлено исследование, направленное на выявление взаимосвязи между профессиональным самоопределением и профессиональными представлениями подростков с различным типом гендерной идентичности, проведённое на подростках 7-8 классов при помощи методик: 1. Методика, направленная на выявление степени выраженности маскулинности/фемининности респондентов (С. Бэм). 2. Дифференциально диагностический опросник (Климов. Е.А.). 3. Опросник, направленный на изучение представлений об объект деятельности (Е.И. Рогов). Сформулированы выводы относительно существования гендерных групп подростков с доминированием андрогинного и полотипичного типов гендера, значимых различий как в профессиональном самоопределении так и в профессиональных представлениях подростков, относящихся к различным гендерным группам, а также относительно существования особенностей во взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков с различным типом гендерной идентичности.
Ключевые слова: андрогинность; гендер; идентичность; личность; подросток; профессиональное самоопределение; профессиональные представления; роль; стереотип; феминность
Понятием гендер в психологии обозначается совокупность культурных и социальных норм, которые общество предлагает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, модели поведения, виды деятельности, психологические качества, профессии и мужчин и
1 344111, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. 40-я Победы, д. 81, кв. 26
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
н д у .. ,1 и й и тер d t - * , р м л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com
женщин. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенными анатомическими особенностями - это означает выполнять определенные назначенные или предписанные гендерные роли.
К основным теориям гендера, принятым сейчас в социальных и гуманитарных науках, относятся: теории социального научения (Коломинский Я.Л.), теория когнитивного развития (Л. Колберг), психоаналитическая теория, а также теория социального конструирования гендера (П. Бергер, Т. Лукман), согласно которой гендер понимается как «организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая социальные отношения в основных институтах общества, а также и определяемая или конструируемая ими [11].
В основе формирования гендерной идентичности (интериоризации мужских или женских черт) лежит процесс взаимодействия «Я» и других, основанный на: гендерной идеологии - системе идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание; гендерной дифференциации - процессе, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации; гендерных ролях -социальных ожиданиях, вытекающих из понятий, окружающих гендер, в виде речи, манер, одежды и жестов [8]. Таким образом механизм влияния психологического пола подростка на его профессиональное самоопределение можно представить как опосредованный социальными стереотипами [7].
В свете новой социальной ситуации, сложившейся в современном мире в целом и в нашей стране в частности, в связи с ломкой социальных стереотипов, ролей и гендерной идеологии остро встаёт вопрос о необходимости учёта социально-культурного понимания гендера в процессе изучения особенностей профессионального становления личности, что в частности подчёркивала Л.М. Митина, понимая гендера как одну из базовых характеристик личности, которая оказывает влияние на другие ее характеристики, в том числе и на профессиональное становление личности, и на особенности процесса формирования самосознания [5].
Процессы становления профессионального самоопределения и формирования генедерной идентичности длительны и, начинаясь в раннем детстве, затрагивают несколько этапов онтогенетического развития. Однако, следуя тематики статьи, остановимся на рассмотрении данных процессов в подростковом возрасте. Гендерные различия подростков оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям [6]. Неоднозначное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты [4]. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. Шаблоны желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения. Е.И. Головаха подчеркивает, что профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, имеют характер мечты [2].
Б. Розен отмечает, что большинство подростков выбирают профессии, соответствующие их гендерной роли [3]. В профессиональном самоопределении девочки-подростки опережают мальчиков. По данным Ю.П. Вавилова и Н.В. Андреенковой среди
Мир Науки
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и Л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com
определившихся с выбором профессии девочек-подростков больше, чем мальчиков (соответственно 33 и 21%). Эту же закономерность выявила и Л.А. Головей: по показателям осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии девочки имеют преимущество.
В основе профессионального самоопределения подростков как правило находятся разнообразные представления о различных сферах профессиональной деятельности. Представления о профессии должны быть полны, адекватны и непротиворечивы, и реальная профессиональная жизнь идентична ожиданиями. Наличие неадекватных представлений о профессии затрудняет процесс ее освоения и усвоения, способствует снижению интереса к выбранной профессиональной сфере. Либо в дальнейшем неправильные представления о профессии приводят к разочарованию в ней. Профессиональное представление следует рассматривать как индивидуально-своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией, в дальнейшем связанных с профессиональной самоэффективностью [10]. В.Н. Обносов определил данное понятие, как совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; он рассматривал данный феномен как динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; таким образом - это отражение человеческого «Я» через профессию.
Специфика формирования профессиональных представлений определяется рядом личностных характеристик, детерминирующих представления о свойствах и качествах объекта профессиональной деятельности, отношение к труду в целом, к реализации профессиональных функций, к процессу обучения. К числу подобных, определяющих профессиональные представления характеристик, относится, в том числе, и гендерная идентичность личности.
В данной связи было проведено исследование, целью которого явилось выявление особенности взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков с различным типом гендерной идентичности.
В качестве объектов исследования выступили подростки с различным типом гендерной идентичности, обучающиеся в 7-8 классах образовательных организаций г. Ростова-на-Дону. Общее количество респондентов составило 95 человек. В исследовании применялись следующие методики:
1. Методика С. Бэм, направленная на выявление степени выраженности маскулинности/фемининности респондентов.
2. Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Климов. Е.А.
3. Опросник, направленный на изучение представлений об объект деятельности (Е.И. Рогов).
В результате выявления типа гендерной идентичности подростков было установлено, что преобладающими являются группы андрогинных мальчиков (31,5%) и девочек (34,7%), причём процент андрогинных мальчиков немного меньше в связи в тем, что группа маскулиных (полотипичных) мальчиков представлена в большей степени (18,9%), чем группа полотипичных девочек - 12,6%. Кроссполотипичные группы (маскулиные девочки и феминные мальчики) представлены минимальным количеством респондентов, в связи с чем были исключены из дальнейшего анализа.
Применение дифференциально диагностического опросника Е.А. Климова позволило выделить существование значительных различий в выраженности склонности к
Мир Науки
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
н д у .. ,1 и й и тер d т - * , р м л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com
профессиональным сферам между группами подростков с различным типом гендерной идентичности.
Доминирующими сферами профессиональных интересов андрогинных мальчиков выступают такие как: человек-природа и человек-человек, такой тип профессий как человек-техника в данной выборке вообще не представлен. Данные результаты могут являться свидетельством большей склонности представителей данного типа гендерной идентичности к выполнению работ, связанных с общением, в которых объектом деятельности выступает другой человек; а также связанных с изучением живой и неживой природы. В группе андрогинных девочек наиболее выражены сферы: человек-художественный образ, человек-человек и человек-природа, при этом доминирующей является сфера человек-художественный образ. Это позволяет предположить, что девочки андрогины, также как и мальчики данного типа гендера, склонны к выполнению обязанностей в рамках профессий социального типа, однако отличительной чертой данной группы является также интерес к творческим специальностям, что совсем не характерно для мальчиков-андрогинов.
Для девочек, имеющих полотипичную гендерную идентичность характерно преобладание склонности к профессиям типа человек-человек и человек-художественный образ, что отличает их от полотипичных (маскулиных) мальчиков, в выборке которых ярко выражено преобладание такой сферы, как: человек-знаковая система, находящейся на низком уровне представленности во всех остальных группах исследуемых респондентов.
Интерес вызывает факт того, что в группах девочек и мальчиков некоторые сферы профессиональной деятельности в зависимости от типа гендерной идентичности либо не представлены либо являются доминирующими. Так, например: в группе феминных девочек сфера: человек-природа - не представлена вообще, а в группе андрогинных девочек - данная сфера относится к числу наиболее выраженных.
Исследование представлений об объекте деятельности и работе подростков с различным типом гендерной идентичности, проведённое при помощи опросника, направленного на изучение представлений об объект деятельности (Е.И. Рогов) показало, что в данных представлениях у исследуемых групп респондентов существуют как общие тенденции, так и различия:
• девочки с андрогинной гендерной идентичностью объект деятельности и саму работу воспринимают как суровые и тяжелые, представляют их расплывчато и неопределенно;
• девочки с феминной гендерной идентичностью объект деятельности видят простым и легким, испытывают уверенность в отношении него. Работа же в их представлениях не конкретизирована, и нет яркого образа, какой она должна быть;
• мальчики с андрогинной гендерной идентичностью не чувствуют уверенности в отношении объекта профессиональной деятельности, не готовы к решению трудных ситуаций связанных с ним, хотя и ясно его представляют, он является для них сложным. А вот работа для них представляется легкой, вызывает уверенность, ее они, как и объект, представляют четко и ярко;
• у мальчиков с маскулинной гендерной идентичностью объект также выступает как трудный и тяжелый, хотя идет четкая его конкретизация и также как и работа видится в деталях и точно.
Для выявления взаимосвязи между профессиональным самоопределением и профессиональными представлениями подростков с различным типом гендерной
Мир Науки
Мир Науки
тер от-жур наг
идентичности был проведен корреляционный анализ при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
На схеме 1 представлены значимые корреляционные связи профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков-девочек с андрогинным типом гендерной идентичности. Так девочки с андрогинным типом гендерной идентичности с интересами в профессиональной сфере Человек-Техника склонны оценивать объект деятельности (г = 0,582, при р = 0,000) как волевой. Так как особенностью технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам и при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий, то это свидетельствует об уверенности, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, связанных с объектом, данных девочек-подростков.
Рисунок 1. Корреляционная плеяда профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков-девочек с андрогинным типом гендерной идентичности
(разработано автором)
Наоборот, проявление профессиональных интересов девочек данного типа гендерной идентичности в сфере Человек-Техника отрицательно взаимосвязано с фактором силы при оценке самой работы (г = -0,433, при р = 0,012). Выявленная взаимосвязь свидетельствует о недостаточном самоконтроле процесса работы, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок, неспособности добиваться желаемого, контролировать ситуацию, настаивать на своем. Возможно такие противоречивые результаты девочек с андрогинным типом гендерной идентичности и профессиональными интересами в сфере Человек-Техника по отношению к объекту деятельности и самой работе по фактору силы, связаны с тем, что в объекте деятельности помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение, с которыми они знакомы, а вот сам процесс работы для них еще непонятен.
Доминирование интереса к профессиональной сфере Человек - Художественный образ у девочек с андрогинным типом гендерной идентичности взаимосвязан с критичным отношением к объекту деятельности, о чем говорит отрицательная корреляционная связь с
Мир Науки
тер от-жур наг
фактором оценки, где г = -0,444, при p = 0,010. Сама же работа для них в большей степени выступает как расплывчатая и неопределенная (г = 0,494, при p = 0,003). Так как основной целью данной профессиональной сферы является создание красоты, эстетики, гармонии для окружающего мира человека, сохранение культурного наследия человечества, благоприятное воздействие с помощью искусства на человека, и условия труда зависят от конкретных задач, которые подростки еще не осознают в полной мере, то и нет четкого представления о деятельности.
На схеме 2 представлены значимые корреляционные связи профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков-девочек с феминным типом гендерной идентичности. Так взаимосвязь выявлена между факторами в представлениях и профессиональными сферами Человек-Человек и Человек-Знаковая система. Объектом деятельности в сфере Человек-Человек выступает человек или люди, и он воспринимается респондентами данной группой как хороший, приятный и вызывает радостные эмоции, где г = -0,614, при p = 0,034.
Для девочек с феминным типом гендерной идентичности как объект (г = -0,819, при р = 0,001), так и сама работа (г = -0,824, при p = 0,001) в профессиональной сфере Человек-Знаковая система выступают как суровые, тяжелые и трудные. Объект деятельности оценивается как инертный и вялый, где г = -0,803, при p = 0,002, а также расплывчатый и неопределенный (г = -0,646, при p = 0,023). Данные взаимосвязи, мы объясняем тем, что в феминной гендерной идентичности доминирует женственность, стремление проявлять ласку к окружающему миру, желание быть хранительницей домашнего очага, а чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки.
Рисунок 2. Корреляционная плеяда профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков-девочек с феминным типом гендерной идентичности
(разработано автором)
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и Л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com
На схеме 3 представлены значимые корреляционные связи профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков-мальчиков с маскулинным типом гендерной идентичности. Так интересы в профессиональной сфере Человек-Техника взаимосвязаны с фактором оценки и фактором активности. Объектами деятельности в данной профессиональной сфере выступают машины, механизмы, материалы, виды энергии, ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты и т.д. и респонденты данной группы оценивают их как печальные и противные, где r = -0,628, при p = 0,005. Для них эти объекты представляют малую ценность.
Объект деятельности
-ч
Фактор ОЦЕНКИ
4 ** ~ 'г = - 0.628, при р=0,005
- - положительная корреляционная связь
..... - отрицательная корреляционная свя)ь
Рисунок 3. Корреляционная плеяда профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков-мальчиков с маскулинным типом гендерной идентичности
(разработано автором)
К самой работе в сфере Человек-Техника мальчики с маскулинным типом гендерной идентичности испытывают определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции, замкнутость и сдержанность, где г = -0,705, при р = 0,001.
Значимых корреляционных связей профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков-мальчиков с андрогинным типом гендерной идентичности выявлено не было.
Таким образом, результаты проведённого исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Наличие гендерных групп респондентов: феминные девочки, феминные мальчики, маскулинные девочки, маскулинные мальчики, андрогинные девочки, андрогинные мальчики, кроссполотипичные из которых представлены менее всего.
2. Выявление значимых различий в профессиональном самоопределении подростков, имеющих различный тип гендерной идентичности по сферам: Человек-знаковая система, Человек-художественный образ, Человек-техника, Человек-природа.
3. Выявление значимых различий в профессиональных представлениях подростков по факторам силы и четкости в отношении работы и объекта деятельности.
4. Существование особенностей во взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональных представлений подростков с различным типом гендерной идентичности.
Мир Науки
Мир Науки
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
»'(<"■« " 'вр о t - ж . р м л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М.Р. Гинзбург // "Вопросы психологии", 1994. №3. - с. 43-52.
2. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха - Киев: Наукова думка, 1998. - с. 144.
3. Ильин Е.И. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.И. Ильин - СПБ.: Питер, 2008. с. - 285.
4. Клецина И.С. Гендерная социализация [Текст] / И.С. Клёцина - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. с. 54-56.
5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л.М. Митина // "Вопросы психологии", 1997. №4. - с. 28 - 38.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. с. - 456.
7. Науменко М.В. Генедер как фактор профессионального самоопределения [Текст] / М.В. Науменко // "Экономические и гуманитарные исследования регионов", 2012. №3. - с. 92-95.
8. Науменко М.В. Социокультурные факторы гендерной социализации подростков в транзитивном обществе [Электронный ресурс] / М.В. Науменко // "Гуманитарные и социальные науки", 2010. №6.
9. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Проспект, 2000. - с. 22-25.
10. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи профессиональных представлений и самоэффективности у студентов-психологов. [Электронный ресурс] / И.А. Панкратова // "Мир науки", 2015. №4.
11. Стреленко А.А. Психологические основы гендерной социализации личности: методические рекомендации [Текст] / А.А. Стреленко - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. - с. 54-59.
12. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола [Текст] / Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева // "Вопросы психологии", 1997. №3. - с. 39-40.
Мир Науки
парный и тар ст-журнлг
Naumenko Marina Vladimirovna
Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Interrelation of professional self-determination and professional representations of teenagers with various type of gender identity
Abstract. In article the concept a gender is opened and the main theories of gender psychology are provided; process of formation of gender identity is considered. Questions concerning a role of a gender factor in professional self-determination and formation of professional representations at a stage of teenage age are staticized. The author presented the research directed to the identification of interrelation between professional self-determination and professional representations of teenagers with various type of gender identity which is carried out on teenagers of 7-8 classes by means of techniques: 1. The technique directed to identification of degree of expressiveness of a maskulinnost/femininnost of respondents (S. Bem). 2. Differentsialno diagnostic questionnaire (Klimov E.A.). 3. The questionnaire directed to studying of representations about object of activity (E.I. Rogov). Conclusions concerning existence of gender groups of teenagers with domination of androgenic and polotipichny types of a gender, significant distinctions both in professional self-determination and in professional representations of the teenagers belonging to various gender groups and also concerning existence of features in interrelation of professional self-determination and professional representations of teenagers with various type of gender identity are formulated.
Keywords: androgyny; gender; identity; personality; teenager; professional self-determination; professional representations; role; stereotype; femininity
Мир Науки
парный и тар ст-журнлг
REFERENCES
1. Ginzburg M.R. Psychological content of personal self-determination of [Text] / Masculine Ginzburg // "Psychology questions", 1994. No. 3. - page 43-52.
2. Golovakh E.I. Vital prospects and professional self-determination of youth [Text] / E.I. Golovakh - Kiev: Naukova thought, 1998. - page 144.
3. Ilyin E.I. Differential psychology of professional activity [Text] / E.I. Ilyin - SPB.: St. Petersburg, 2008. page - 285.
4. Kletsina I.S. Gender socialization [Text] / I.S. Klyotsina - SPb.: RGPU publishing house of A.I. Herzen, 2000. page 54-56.
5. Mitino L.M. Personal and professional development of the person in new social and economic conditions [Text] / L.M. Mitina // "Psychology questions", 1997. No. 4. -page 28 - 38.
6. Mukhina, V.S. Age psychology [Text] / V.S. Mukhina. - M.: Academy, 2007. page -456.
7. Naumenko M.V. Geneder as factor of professional self-determination [Text] / M.V. Naumenko // "Economic and humanitarian researches of regions", 2012. No. 3. - page 92-95.
8. Naumenko M.V. Sociocultural factors of gender socialization of teenagers in transitive society [An electronic resource] / M.V. Naumenko // "Humanitarian and social sciences", 2010. No. 6.
9. Ovcharova, R.V. Technologies of the practical psychologist of education [Text] / R.V. Ovcharova. - M.: Prospectus, 2000. - page 22-25.
10. Pankratova I.A. Features of interrelation of professional representations and self-efficiency at students psychologists. [Electronic resource] / I.A. Pankratova // "World of science", 2015. No. 4.
11. Strelenko A.A. Psychological bases of gender socialization of the personality: methodical recommendations [Text] / A.A. Strelenko — Vitebsk: UO "VOG IPK and PRR and SO", 2008. - page 54-59.
12. Hassan B.I., Tyumeneva Yu.A. Features of assignment of social norms by children of a different floor [Text] / B.I. Hassan, Yu.A. Tyumeneva // "Psychology questions", 1997. No. 3. - page 39-40.