УДК 159.923.5 ББК 88.52
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ГРУППЕ
A STUDY OF THE INTERRELATION OF THE SELF-ESTEEM WITH THE STUDENTS' STATUS POSITION IN A GROUP
Корнева Елена Николаевна
Ассистент Кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: [email protected]
Korneva Elena N.
Assistant lecturer at the Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие самооценки студентов педагогического вуза, также показана взаимосвязь самооценки студентов первого курса со статусным положением в системе межличностных отношений в коллективе.
Ключевые слова: самооценка студентов педагогического вуза, взаимосвязь самооценки студентов первого курса со статусным положением в системе межличностных отношений в коллективе.
Abstract. In this article the author discloses the concept of self-esteem of a pedagogical university's students, as well as the interrelation of the first-year students' self-esteem with the status position in the system of the team interpersonal relations.
Keywords: self-esteem of a pedagogical university's students, interrelation of the first-year students' self-esteem with the status position in the system of the team interpersonal relations.
Студенческий возраст в психологической и педагогической науке исследовался как особая возрастная и социально-психологическая категория. Такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Реан, В. А. Сластенин, характеризовали юношеский возраст повышенной эмоциональной возбудимостью, которая тесно связана с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.
Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным, но в юношеском возрасте идеальное «Я» еще не сформировано, а реальное не оценено всесторонне самой личностью. Такое объективное противоречие в развитии личности в юношеском возрасте способно вызвать неуверенность в себе и сопровождаться внешней агрессивностью, развязностью, чувством собственной неполноценности [1].
На базе факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (ФГБОУ ВО «МПГУ») было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязи самооценки студентов первого курса со статусным положением в системе межличностных отношений в коллективе, в котором приняли участие 60 студентов первого курса по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (бакалавры, очное отделение).
Для анализа результатов использовался метод математической статистики, который состоял из учета средних значений и процентного соотношения полученных результатов.
Для изучения уровня самооценки первокурсников мы использовали методику Дем-бо - Рубинштейн, адаптированную к цели нашего исследования [2].
Результаты исследования показали, что 41,6% первокурсников в данной выборке имеют высокий уровень самооценки, большинство из них переоценивает себя, а также свои способности, вследствие этого - неадекватность поведения, чрезмерная уверенность в себе, трудности в поддержании дружественных контактов.
У 38,4% студентов - средний уровень самооценки, связь между «Я» идеальным и «Я» реальным у них положительная, что свидетельствует об адекватном оценивании своих сил, возможностей. Такие студенты, как правило, чувствуют себя увереннее в группе, им легче адаптироваться к новым условиям, потому что в общении с окружающими они не строят иллюзий.
Низкий уровень самооценки наблюдается у 20% студентов, для них характерна незначительная связь между «Я» идеальным и «Я» реальным, как правило, они недооценивают свои возможности, не уверены в своих силах, не способны выработать адекватную манеру поведения; такие студенты самокритичны, не ставят перед собой труднодостижимых целей.
Таким образом, можно предположить, что большинство студентов в данной группе имеют завышенную самооценку, что свидетельствует о трудностях в адаптации к новым условиям, нахождении друзей среди одногруппников, а также в адекватности оценивания себя.
Нами также был изучен уровень притязаний, для решения поставленной задачи использовалась методика моторной пробы Шварцландера [3].
Полученные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень притязаний имеют 13,3% первокурсников, таким студентам свойственна фрустрированность,
требовательность к окружающим, что может привести к трудностям в межличностных отношениях, а также к малопродуктивности в какой-либо деятельности. Студенты с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают сложности в реализации собственных актуальных планов.
У 38,3% - средний уровень притязаний, такие студенты уверены в себе, общительны, они не ищут самовыражения, как правило, настроенных на успех, личности с таким уровнем рассчитывают собственные силы и соизмеряют свои усилия с ценностью достигаемого.
Низкий уровень притязаний наблюдается у 48,3%, что составляет практически половину обучающихся, таким студентам свойственно неясное представление о будущем, они часто беспомощны и находятся в подчинении, у таких студентов появляются проблемы в планировании своих действий в настоящем и соотнесение их с перспективой.
Исходя из полученных данных работа по коррекции уровня притязаний должна быть ориентирована на согласование представления о желаемом результате с возможностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.
Для определения социального статуса первокурсников был использован вариант методики «Социометрия» в интерпретации Я. Л. Коломинского [4].
По результатам методики, к «звездам» относится 18,4% первокурсников. «Звездами» называют студентов, которые получили наибольшее количество выборов. Это наиболее популярные члены данной группы, у них наибольший шанс на обоюдные выборы, так как в группе они самые важные, к ним прислушиваются, с ними желают дружить, таким, как они, подражают.
«Принимаемые» составляют 48,3% общего количества студентов. Для этой группы характерен средний показатель количества выборов. Испытуемые набрали меньше выборов, чем «звезды», но больше выборов, чем «пренебрегаемые». «Принимаемые» адекватно воспринимаются группой сверстников, к таким студентам прислушиваются, их мнение учитывают, а отношение в группе к ним - прекрасное.
К числу «пренебрегаемых» относится 16,7% от общего количества студентов группы. К данной группе студентов относятся те, чье количество выборов ниже среднего уровня. Такие студенты наименее важны для группы, остаются без внимания сверстников, к ним не обращаются за советом, не волнуются о длительном отсутствии.
К «аутсайдерам» относится 16,6% от общего количества студентов. К этой группе относятся испытуемые, получившие отрицательные выборы (с кем вообще не хотели бы общаться). В лучшем случае такие студенты - «невидимки», в худшем случае они являются изгоями. На занятиях они сидят тихо, ни с кем не общаются, на переменах всегда одни. В группе они настолько не значимы, что очень часто их не воспринимают.
Анализ взаимосвязи уровня адекватности самооценки и социального статуса представлен в таблице.
Как видно из таблицы, к «звездам» мы отнесли 11 испытуемых - 18% от общего количества, из них 10% - звезды с высокой самооценкой, 6,7% - звезды со средним уровнем самооценки и только 1,7% - звезды с заниженной самооценкой.
Таблица
Показатели взаимосвязи уровня самооценки и социального статуса первокурсников
\Социометри-ческий Х^татус Уровень самооценки Звезды Принимаемые Пренебрегаемые Аутсайдеры
чел. % от общего количества чел. % от общего количества чел. % от общего количества чел. % от общего количества
Высокий 6 10,0 8 13,3 6 10,0 5 8,3
Средний 4 6,7 13 21,7 4 6,7 2 3,3
Низкий 1 1,7 8 13,3 - - 3 5,0
Итого 11 18,4 29 48,3 10 16,7 10 16,6
В число «принимаемых» попало 29 испытуемых - 48,3% от общего количества, из них 13,3% - принимаемые с высокой самооценкой, 21,7% - принимаемые со средним уровнем самооценки и 13,3% - принимаемые с низким уровнем адекватности самооценки.
К «пренебрегаемым» мы отнесли 10 человек - 16,7%, из них 10% - пренебрегаемые с высокой самооценкой и 6,7% - пренебрегаемые со средним уровнем самооценки. Заниженная самооценка у них не зафиксирована.
В группу «аутсайдеров» попало также 10 испытуемых - 16,7% от общего количества, из них 8,3% - аутсайдеры с высоким уровнем самооценки, 3,3% - аутсайдеры со средним уровнем самооценки и 5% - аутсайдеры с низким уровнем самооценки.
Таким образом, полученные результаты исследования взаимосвязи уровня самооценки и социального статуса позволяют утверждать, что уровень самооценки зависит от социального статуса студента, а от самой самооценки зависит общение студентов с другими людьми и их взаимоотношения, успешность в какой-либо деятельности, дальнейшее развитие личности.
Самооценка способностей и возможностей выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний влияет на характер первокурсника, на его поведение в коллективе, а также на развитие его моральных качеств, что, в свою очередь, высоко оценивается сверстниками и, как следствие, повышает социальный статус.
Список литературы
1. Сластенин В. А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. - 2006. - № 2. - URL: http://scientific-notes.ru/index. php?page=6&new=2 (дата обращения: 14.01.2018).
2. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.
3. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. - 376 с.
4. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
References
1. Slastenin V. A. Osnovnye tendentsii razvitiya sovremennoy obrazovatelnoy politi-ki v Rossiyskoy Federatsii. Uchenye zapiski: elektron. much. zhurn. Kurskogo gos. un-ta. 2006, № 2. Available at: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=2 (accessed: 14.01.2018).
2. Rubinshteyn S. Ya. Eksperimentalnye metodiki patopsikhologii. Moscow: EKSMO-Press, 1999. 448 p.
3. Vasilyeva I. V. Praktikum po psikhodiagnostike: ucheb. posobie. Tyumen: Izd-vo Tyumen-skogo gos. un-ta, 2014. 376 p.
4. Kolominskiy Ya. L. Sotsialnaya psikhologiya vzaimootnosheniy v malykh gruppakh. Moscow: AST, 2010. 448 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3