Научная статья на тему 'Развитие самоотношения студентов в ходе вузовской подготовки'

Развитие самоотношения студентов в ходе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1926
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / САМОРУКОВОДСТВО / САМОПРИНЯТИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / САМОУВАЖЕНИЕ / STUDENTS / SELF-ESTEEM / АУТОСИМПАТИЯ / САМОИНТЕРЕС / САМОУВЕРЕННОСТЬ / САМООБВИНЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / SELF-RESPECT / AUTOSYMPATHY / SELF-INTEREST / SELF-ACCEPTANCE / SELF-GUIDANCE / SELF-CONFIDENCE / SELF-BLAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблева Светлана Владимировна, Бирюкова Алина Александровна

в статье рассмотрена проблема самоотношения студента как формирование его позитивной направленности. Представлены теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания, самооценки и самоуважения. Представлены результаты эмпирического исследования самоотношения, проведенного на выборке студентов 1–4 курсов. Выявлены общие черты в самоотношении студентов. Установлены существенные различия по факторам самоотношения: самоинтерес, самопринятие, саморуководство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article considers the problem of self-relationship as the formation of its positive orientation. Theoretical bases of understanding of self-relationship as a component of self-consciousness, self-esteem are presented. The results of an empirical research of self-attitude conducted on the sample of 1st and 4th courses students are presented. Common features in self-attitude of students have been identified. There are significant differences in the factors of self-attitude: self-interest, self-acceptance, self-guidance.

Текст научной работы на тему «Развитие самоотношения студентов в ходе вузовской подготовки»

Psychology

УДК 378:37.03 DOI 10.21661/r-130525

С.В. Кораблева, А.А. Бирюкова

Развитие самоотношения студентов в ходе вузовской подготовки

Аннотация

В статье рассмотрена проблема самоотношения студента как формирование его позитивной направленности. Представлены теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания, самооценки и самоуважения. Представлены результаты эмпирического исследования самоотношения, проведенного на выборке студентов 1-4 курсов. Выявлены общие черты в самоотношении студентов. Установлены существенные различия по факторам самоотношения: самоинтерес, самопринятие, саморуководство.

(Ключевые слова: самоотношение, самооценка, самоуважение, аутосимпатия, студенты, самоинтерес, самопринятие, саморуководство, самоуверенность, самообвинение.

S.V. Korableva, A.A. Biryukova

Students' self-relationship development during university preparation

Abstract

The article considers the problem of self-relationship as the formation of its positive orientation. Theoretical bases of understanding of self-relationship as a component of self-consciousness, self-esteem are presented. The results of an empirical research of self-attitude conducted on the sample of 1st and 4th courses students are presented. Common features in self-attitude of students have been identified. There are significant differences in the factors of self-attitude: self-interest, self-acceptance, self-guidance.

I Keywords: self-attitude, self-esteem, self-respect, autosympathy, students, self-interest, self-acceptance, self-guidance, self-confidence, self-blame.

Актуальность. Проблема становления самоотношения в студенческом возрасте, формирование его позитивной направленности приобретает особую важность в силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной средой, но и формирует внутреннюю, индивидуальную среду развития личности. Самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной средой, но и формирует внутреннюю, индивидуальную среду развития личности. Это особенно ярко находит своё отражение в избранной профессиональной деятельности, где на пути следования ей каждый человек сталкивается с осознанием своего места в жизни, которое определяется тем,

насколько личность ценит и уважает себя, принимает и понимает свои поступки, критично оценивает собственные успехи. Следовательно, в студенчестве самоотношение становится неким выражением и олицетворением смысла «Я» [1; 2].

В отечественной психологии под самооценкой понимается особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения [3].

В понимании содержания самооценки, она отражает такую сторону отношения человека к себе как его

Interactive science | 5 (15) • 2017

71

Психология

чувство «за» или «против» себя. При этом традиционно рассматривается как устойчивая личностная черта (свойство), которая складывается постепенно и приобретает привычный характер [2].

В психологической литературе можно встретить такие специфические обозначения чувства человека в адрес самого себя как гордость или стыд, высокомерие, тщеславие, самопочитание, заносчивость, чувство собственного достоинства, и противоположные им -скромность, смирение, сострадание, застенчивость, уничижение, сознание собственного позора, чувство неполноценности, недовольство собой. Близким самооценке по своей содержательной нагрузке является разработанная в рамках аналитической психологии категория «чувство уверенности в себе [2; 4].

Цель исследования - выявить какова динамика самоотношения личности студента.

В нашей работе был изучен процесс самоотношения студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», экспериментальную выборку составили студенты 1-4 курса (69 респондентов) психолого-педагогического факультета. Диагностическое исследование осуществлялось по методикам: «Методика самооценки личности Будасси», тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), тест на самоуважение. Методика шкала М. Розенберга.

Исследование по тест-опроснику самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) по шкале глобальное самоотношение, проведенное с 1 по 4 курс дало следующие результаты: у 46% студентов 1 курса выявлен средний уровень, у 50%

2 курса высокий уровень, у 44% студентов 3 курса средний уровень, у 62% студентов 4 курса высокий уровень глобального самоотношения. Это говорит о том, что у студентов 2 и 4 курса достаточно развито глобальное самоотношение.

У студентов-психологов с 1 по 3 курс выявлен низкий уровень самоуважения, что говорит о том, что они балансируют между самоуважением и самоуничижением, уважение к себе у них зависит от успехов и неудач, суждение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону. У студентов 4 курса у 43% выявлен высокий уровень, что свидетельствует о уважении себя как человека, личность, профессионала и делают все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваются, совершенствуются в профессии, духовном и интеллектуальном плане. Это говорит о достаточном уровне саморазвития студентов 4 курса.

Шкала аутосимпатия показывает, что у 46% студентов-психологов 1 курса средний уровень, у 44% 3 курса низкий уровень, у 50% испытуемых 2 курса и у 43% 4 курса высокий уровень аутосимпатии. Низкий уровень аутосимпатии говорит о том, что студенты видят в себе по преимуществу недостатки, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самопри-

говоров («и поделом тебе»). Высокий уровень свидетельствует о одобрении себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку.

Шкала ожидаемое отношение показывает, что у 61% студентов 1 курса выявлен высокий уровень, у всех студентов 2 курса средний уровень, у 56% испытуемых низкий уровень, по 44% у студентов 4 курса низкий и средний уровень. Это свидетельствует о том, что студенты ожидают позитивное или негативное отношение к себе окружающих.

По шкале самоинтерес у 54% студентов-психологов 1 курса и у 56% студентов 3 курса выявлен низкий уровень, у 64%студентов 2 курса высокий уровень, у 38% студентов-психологов средний уровень. По данной шкале можно сказать, что у студентов 2 и 4 курса есть интерес к собственным мыслям и чувствам, что они готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других. А студентам 1 и 3 курса нуждаются в психологической помощи по развитию интереса к себе.

У 38% студентов 1 курса высокий уровень самоуверенности, что говорит о ощущении силы собственного «Я», высокой смелости в общении, у них доминирует мотив успеха, они уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. У 50% студентов 2 курса, у 68% 3 курса и у 50% студентов-психологов низкий уровень по шкале самоуверенности. Это свидетельствует о неуверенности в своих возможностях, о сомнении в своих способностях, не доверии своим решениям, о сомнениях в способностях в преодолении трудности и препятствии, достижении намеченных целей. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

По шкале отношение других у большинства студентов 1 курса у 54%, у 72% студентов 2 курса выявлен средний уровень, у 76% студентов 3 курса и у 56% студентов 4 курса низкий уровень по шкале отношение других, что говорит о позитивном или негативном отношении к себе окружающих.

У 54% студентов-первокурсников низкий уровень самопринятия, это свидетельствует о негативном фоне восприятия себя, о склонности воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения. У 50% студентов 2 курса и у 38% 4 курса выявлен высокий уровень. Это говорит о том, что студенты воспринимают все стороны своего «Я», принимают себя во всей полноте поведенческих проявлений, у них положительный общий фон восприятия себя. Они часто ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности, свои недостатки считают продолжением достоинств. У студентов 3 курса у 44% выявлен средний уровень самопринятия, что свидетельствует о избирательном

РБусЬо!оду

отношении к себе, о склонности принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

По шкале саморуководство у 62% первокурсников выявлен средний уровень, т.е. они раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. У большинства студентов 2 курса 58%, у 49% студентов 4 курса высокий уровень саморуководства. Это говорит о том, что основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов студенты считает себя. Они переживают собственное «Я» как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. У 50% студентов 3 курса выявлен низкий уровень саморуководства, т.е. у них волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с ними признают внешние обстоятельства.

По шкале самообвинение выявлено, что у 46% первокурсников, а также у 57% студентов 2 курса и у 44% студентов 3 курса, и у большинства студентов 4 курса 62% выявлен низкий уровень. Это свидетельствует о тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Собственное «Я» они защищают путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барье-

ров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.

По шкале самоинтерес выявлено, что у 46% первокурсников и у всех студентов 4 курса выявлен средний уровень, у 71% студентов 2 курса высокий уровень, у 62% студентов-психологов 3 курса низкий уровень. По данной шкале можно сказать, что у студентов 1, 2 и 4 курса есть интерес к собственным мыслям и чувствам, что они готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересно-сти для других. А студенты 3 курса нуждаются в психологической помощи по развитию интереса к себе, что возможно развить в ходе разработанного нами тренинга.

По шкале самопонимание: у большинства первокурсников 54% и у 43% студентов 2 курса выявлен средний уровень. У 44% студентов 3 курса и у 43% 4 курса высокий уровень самопонимания, что свидетельствует о процессе наблюдения и объяснения человеком своих мыслей, чувств и мотивов поведения.

Наше исследование предусматривало изучение уровня самооценки студентов.

Результаты методики самооценки личности по С.А. Будасси показали, что у 50% испытуемых

1 курса, а также у 85% студентов

2 курса и у 46% студентов 4 курса

выявлен средний уровень самооценки. Это говорит о том, что студенты правильно оценивают свои способности и возможности, относятся к себе достаточно критично, реально смотрят на неудачи и успехи, ставят перед собой реальные цели. Оценку своих достижений они проводят как со своей точки зрения, так и с точки зрения других людей.

Высокий уровень самооценки выявлен у 25% первокурсников, у 15% студентов 2 курса, у 38% студентов 3 курса, в у 23% студентов 4 курса. Это свидетельствует о правильном реагировании на замечания других и незначительном сомнении в своих действиях, а также в постановке перед собой высоких целей, которые они желают и могут достичь, у них высокий уровень притязаний, что не всегда соответствует их возможностям. У студентов 3 курса выявлен средний уровень у 31% испытуемых.

Также выявлен низкий уровень самооценки в трёх группах: у 25% первокурсников, у 31% студентов 3 курса, у 31% студентов 4 курса, а у студентов 4 курса низкого уровень не выявлен. Низкий уровень самооценки характеризует студентов как неуверенных в себе, пассивных, у них присутствует «комплекс неполноценности» - индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, а также неумение осознанного планирования деятельности. Это отражается

Рис. 1. Результаты изучения самооценки у студентов 1-4 курсов

Иегасйуе Баепсе | 5 (15) • 2017

73

Психология

и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Далее мы изучали уровень самоуважения студентов 1-4 курсов по методике шкала М. Розенберга. Выяснилось, что у всех студентов 1 и 3 курса (100%) и у 86% студентов 2 курса, а также у 88% студентов 4 курса средний уровень самоуважения, т.е. они адекватно оценивают свои достоинства и недостатки, могут согласиться с тем, что бывают неправы, сохраняют уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься обвинением себя (самобичеванием).

Также у 14% студентов 2 курса и у 12% студентов 4 курса выявлен высокий уровень самоуважения. Это свидетельствует об уважении себя как человека, личности, профессионала и делают все для того, чтобы продолжать уважать себя в дальнейшем. Также у 86% студентов 2 курса и у 88% студентов 4 курса выявлен средний уровень самоуважения.

Проведенное нами исследование показало:

1. Первокурсникам надо развивать самоуважение, самоинтерес, самопринятие. У них преобладают все три уровня по определенным шкалам. Студентам 2 курса надо развивать самоуважение и самоуверенность. У них в основном преобладают средние и высокие уровни. Студентам 3 курса также надо поработать над самоуважением, самоинтересом, самоуверенностью, саморуководством, а преобладает в основном низкий уровень. У студентов 4 курса в большинстве случаев высокие уровни по определенным шкалам, но надо развивать уверенность в себе.

2. У студентов 1, 2, 4 курсов доминирует адекватная самооценка. У студентов 3 выявлена завышенная самооценка. Также у 2 курса отсутствует заниженная самооценка.

3. Средний уровень самоуважения ярко выражен у студентов 1-4 курсов. У студентов 2 и 4 курсов выявлен высокий уровень самоуважения, а у студентов 1 и 3 курсов данный уровень отсутствует. Также у студентов 1-4 курсов отсутствует низкий уровень самоуважения.

Литература

1. Степкина Т.В. Проблема развития самопонимания у студентов // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире / Под ред. О.Г. Петушковой. - Магнитогорск: МаГУ 2005. -С. 166-170.

2. Пантелеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия по социал. психологии личности / Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2007. - С. 208-229.

3. Ведерникова Л.В. Профессионально-ценностное самоотношение студентов педвузов / Л.В. Ведерникова. -М., 2012. - С. 116.

4. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - СПб.: Питер, 2007. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.