ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГОГО ДЕТЬМИ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ Кузьм ина А.Н.1, Гайфуллина Н.Г.2 Email: Kuzmina642@scientifictext.ru
1Кузьмина Анна Николаевна - студент, факультет психологии и педагогики;
2Гайфуллина Наталья Геннадьевна - старший преподаватель, кафедра психологии, Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Республика Татарстан
Аннотация: в статье анализируется понимание себя и другого детьми в подростковом возрасте. Исследование было проведено при помощи следующих методик: Методика «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина), метод социометрии, тест Куна и Макпартленда "Кто я?". Исследование показало, что для подростков характерен достаточно низкий уровень самооценки и самопринятия своего внешнего облика; самооценка своей внешности у большинства детей имеет относительный характер кроме того, школьники имеют достаточно высокий уровень осознания своего физического Я. При этом, довольно много подростков воспринимаются другими школьниками как недостаточно красивые или вовсе некрасивые; в отношении способностей школьники воспринимают своих ровесников довольно однобоко - либо как очень способных (умных), либо как очень неспособных (глупых); среди школьников преобладает восприятие своих ровесников как определенно плохих, злых людей.
Ключевые слова: понимание, отношения, эмпатия, самооценка, принятие, особенности.
UNDERSTANDING YOURSELF AND OTHER CHILDREN IN
ADOLESCENCE Kuzmina A.N.1, Gayfullina N.G.2
1Kuzmina Anna Nikolaevna - Student, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY; 2Gayfullina Natalia Gennadievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, ELABUGA INSTITUTE OF KAZAN (PRIVOLZHSKY) FEDERAL UNIVERSITY, ELABUGA,
REPUBLIC OF TATARSTAN
Abstract: the article analyzes the understanding of themselves and other children in adolescence. The study was conducted using the following methods: the Method of "Tell me about yourself (A. M. Shchetinina), the method of sociometry, test Kuhn and Mcpartland "Who am I?" The study showed that adolescents are characterized by a fairly low level of self-esteem and self-acceptance of their appearance; self-esteem of their appearance in most children is relative in addition, students have a sufficiently high level of awareness of their physical self. At the same time, quite a lot of teenagers are perceived by other students as not beautiful enough or even ugly; in terms of abilities, students perceive their peers quite one - sided-either as very capable (smart), or as very incapable (stupid); among students, the perception of their peers as definitely bad, evil people prevails. Keywords: understanding, relations, empathy, self-assessment, acceptance, features.
УДК 740.159.9
Одним из важных компонентов межличностного общения является понимание и идентификация личности. Одним человек, вступая в контакт с окружающими, с легкостью создает хорошее впечатление о себе, другой, в силу особенностей поведение, вызывает у партнера по общению отрицательные впечатления о себе. Большое значение проблема идентификации личности имеет в подростковом возрасте, в период становления личности. В подростковом периоде возникают разнообразные психологические трудности, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Подросток начинает по-новому оценивать себя и других. Понимание себя и другого является важной основой осознания подростком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми. В своем исследовании была поставлена цель изучить особенности понимания себя и другого детьми в подростковом возрасте. Предполагалось, что существует взаимосвязь между представлением школьников о самих себе и представлении о них ровесников.
В исследовании приняли участие 30 школьников в возрасте 12-13 лет МБОУ СОШ №2 города Елабуги в республике Татарстан. Для диагностики представлений школьников о самих себе и о ровесниках были исследованы такие диагностические методики, как методика «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина) [25, с. 15 - 18]; метод социометрии для выявления психологической структуры неофициального или неформального порядка, формирующейся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий школьников, отражающей их представление друг о друге; тест Куна «Кто я?».
С помощью методики «Расскажи о себе» было выявлено, что низкий уровень самооценки и самопринятия Я- физического характерен для 26,7% (8) подростков, средний - для 60% (18 ), высокий - для 13,3% (4) школьников. Далее, в отношении Я - физического конкретная самооценка выявлена у 6,7% (2) детей школьного возраста, относительная самооценка характерна для 66,7% (20) детей, абсолютная для 26,7% (8) школьников. Осознание Я-физического на среднем уровне характерен для 70% (21) участников исследования, для остальных 30% ( 9) школьников характерен высокий уровень.
Изучение особенностей восприятия школьниками своего идеального Я показало, что в данном отношении низкий уровень самооценки и самопринятия характерен для 3,3% (1) школьников, средний уровень для 53,3% (16), высокий уровень для 43,3% (13) школьников. Отношение детей к своему идеальному Я как обладающему строго определенными характеристиками, выявлена у 13,3% (4) школьников. 50% (15) участников исследования, выстраивают образ своего желаемого Я на основе сравнения себя с окружающими. Наконец, 36,7% (11) подростков, выстраивают свое Я- идеальное без какой бы то ни было связи с мнением других людей. С точки зрения осознанности представлений школьников о Я- идеальном, низкий уровень данного показателя выявлен у 26,7% (8) школьников; средний - у 63,3% (19) , высокий - у 10% (3) из них.
Для 30% (9) подростков характерен низкий уровень восприятия деятельностного Я, для 60% (18) детей средний и для 10% высокий. В отношении Я - деятельностного конкретный характер самооценки характерен для 73,3% (22) подростков, для 26,7% (8) подростков характерна относительная самооценка деятельностного Я. Что же касается уровня осознания Я - деятельностного, низкий уровень выявлен у 6,7% (2) подростков, средний - у 70% (21) , высокий - у 23,3% (7) из них.
По результатам социометрии было выявлено, что 13,3% (4) школьника являются лидерами по критерию «внешность». К числу предпочитаемых по красоте детей отнесены 20% (6) детей, пренебрегаемыми являются 33,3% (10).
В отношении способностей, популярными в группе испытуемых являются 23,3% (7) подростков, чьи качества в данном аспекте высоко оцениваются большинством других детей. Предпочитаемыми являются 3,3% (1) подростков. Пренебрегаемыми в данном отношении является также 3,3% (1) подростков, которые получили меньше среднего значения положительного выбора. Изолированными являются 23,3% (7) подростков, они не оцениваются ровесниками ни как умные, ни как глупые. Довольно значительное число детей отнесены к отвергаемым, их ровесники в большинстве своем оценивают их как неспособных - таковых среди школьников 46,7% (14).
В отношении такого качества как доброта популярными среди ровесников являются 20% (6) подростков. Предпочитаемыми в данном отношении являются 6,7% (2) подростков. К числу пренебрегаемых отнесено 10% (9) детей школьного возраста. Изолированными являются 16,7% (5) подростков. Остальные 46,7% (14) детей отнесены к отвергаемым, то есть они воспринимаются ровесниками как определенно плохие (злые).
По результатам методики Куна- Макпартленда «Кто я?» высокий уровень дифференцированности суждений о себе не характерен ни для кого из подростков, в то время как средний проявили 83,3% (25) учащихся, для остальных 16,7% (5) подростков характерен низкий уровень дифференцированности суждений о себе. Высокий уровень обобщенности оценок характерен для 60% (18) подростков, средняя обобщенность характерна для 30% (9) школьников, низкая обобщенность оценок характерна для остальных 10% (3) учащихся. Высокий уровень самоотношения характерен для 16,7% (5) подростков, 83,3% (25) имеют средний уровень самоотношения.
Проведя экспериментальное исследование проблемы понимания себя и другого детьми в школьном возрасте, можно сказать, что для школьников характерен достаточно низкий уровень самооценки и самопринятия своего внешнего облика; у большинства детей самооценка своей внешности имеет относительный характер; школьники имеют достаточно высокий уровень осознания своего физического;
Большинство школьников довольно высоко оценивают то Я, к развитию которого они стремятся, причем построение такого идеального образа самих себя у школьников может примерно в равной степени как опираться на мнение других людей, так и не зависеть от них, а само представление о своем Я- идеальном у многих детей достаточно размыто.
Довольно значительное число школьников негативно оценивают деятельностную сторону самих себя, выделяя в данном аспекте восприятия самих себя конкретные свои поступки или действия; при этом, уровень осознания Я- деятельностного у детей школьного возраста, в целом, достаточно высок.
Довольно много школьников воспринимаются другими школьниками как недостаточно красивые или вовсе некрасивые; в отношении способностей школьники воспринимают своих ровесников довольно однобоко - либо как очень способных (умных), либо как очень неспособных (глупых); среди школьников преобладает восприятие своих ровесников как определенно плохих, злых людей.
Расчет критерия корреляции показал, что подтверждается существование взаимосвязи между уровнем самооценки школьниками собственной внешности и восприятием ее другими, а также между уровнем самооценки школьниками собственной доброты или злобы и восприятием данного качества другими; взаимосвязь же между пониманием школьниками своих способностей и восприятием их другими отсутствует.
Список литературы /References
1. Анчакова Е.С. Особенности восприятия подростком окружающего мира //
Молодой ученый. 2016. № 7-6. С. 19-20.
2. БатаршевА.В. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2016. 176 с.
3. Гредюшко О.П. Психологические трудности подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3. С. 118-119.
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ Кузьм ина А.Н.1, Гайфуллина Н.Г.2 Email: Kuzmina642@scientifictext.ru
1Кузьмина Анна Николаевна - студент, факультет психологии и педагогики;
2Гайфуллина Наталья Геннадьевна - старший преподаватель, кафедра психологии, Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Республика Татарстан
Аннотация: в статье рассматриваются взаимосвязь самооценки с социометрическим статусом в группе среди подростков 12-13 лет. Исследование было проведено при помощи методики Щетининой А.М. "Расскажи о себе" и метода социометрии. Выявлено, что чем более высоко внешность и способности школьников оценивается их ровесниками, тем более высоким является их самоотношение. Одной из центральных проблем современной психологии является проблема самопонимания человека, выстраивания им образа своего Я. Известно, что освоение человеком мира, равно как и собственное развитие, начинается с познания самого себя, своего внутреннего мира. Сфера изучения понимания личностью самой себя рассматривается в числе ведущих областей исследования сложных процессов становления человеческой личности, ее взаимоотношений с окружающим миром, а также построения мира внутреннего, обладающего целостностью и уникальностью. Ключевые слова: самопонимание, самооценка, идентификация, эмпатия, рефлексия.
THE RELATIONSHIP OF SELF-ESTEEM WITH SOCIOMETRIC
STATUS IN THE GROUP Kuzmina A.N.1, Gayfullina N.G.2
1Kuzmina Anna Nikolaevna - Student, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY; 2Gayfullina Natalia Gennadievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, ELABUGA INSTITUTE OF KAZAN (PRIVOLZHSKY) FEDERAL UNIVERSITY, ELABUGA,
REPUBLIC OF TATARSTAN
Abstract: the article deals with the relationship of self-esteem with sociometric status in the group of adolescents 12-13 years. The study was conducted using the technique Shchetinina A. M. "Tell me about yourself and the method of sociometry. It is revealed that the higher the appearance and ability of students is estimated by their peers, the higher is their self-attitude. One of the Central problems of modern psychology is the problem of self-understanding of man, building his image of his self.it is Known that the development of the world by man, as well as his own development, begins with the knowledge of himself, his inner world. The sphere of studying the understanding of the personality itself is considered among the leading areas of research of complex processes of formation of the human