УДК 378 ББК 74.580
РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ
THE IMPLEMENTATION OF FORMATIVE ASSESSMENT IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' SELF-ESTEEM
Корнева Елена Николаевна
Ассистент кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета E-mail: alenku@mail.ru
Korneva Elena N.
Assistant at the Department of psychology of educational,Moscow Pedagogical State University (MSPU) E-mail: alenku@mail.ru
Аннотация. В данной статье автор раскрывает понятие самооценки студентов педагогического вуза, а также понятие «формирующее оценивание», формирование самооценки студентов психолого-педагогического направления в процессе формирующего оценивания.
Ключевые слова: самооценка студентов педагогического вуза, формирующее оценивание, самооценка студентов в процессе формирующего оценивания.
Abstract. In this article the author discloses the concept of self-esteem of students of a pedagogical University, as well as the concept of «formative assessment», the formation of the self-esteem of students of psycho-pedagogical direction in the process of formative assessment.
Keywords: self-assessment of students of a pedagogical University, formative assessment, self-assessment of students during formative assessment.
Студенческий возраст в отечественной психологической школе (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Е. М. Никиреев, П. А. Просецкий, А. А. Реан, В. А. Сластенин, Е. И. Степанова) исследовался как особая возрастная и социально-психологическая категория. Он характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, развитием эмоциональности, индивидуально-личностных свойств человека, самосознания и самооценки.
Самооценка в данном возрасте осуществляется путем сравнения идеального «Я» с «Я-реальным». Идеальное «Я» еще не выверено, а реальное не оценено самой личностью. Такое объективное противоречие в развитии личности студента способно вызвать у него неуверенность в себе и сопровождаться внешней агрессивностью, чувством собственной неполноценности.
Для формирования адекватной самооценки должны быть созданы определенные условия. Необходимо, чтобы образование в вузе было направлено на развитие личной рефлексии и готовило студентов к решению проблем самоопределения.
Актуальной становится задача поиска таких средств, которые позволят развивать самооценку, способности студентов выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, что создает для них основания быть успешными в любой деятельности. Л. С. Подымова подчеркивает важность стимулирования способов самообучения студентов, способности к це-леполаганию, осознанию своих возможностей, рефлексии способов учебной деятельности [1, с. 143-178].
Нельзя обойти вниманием подход к пониманию формирования самооценки студентов педагогического вуза, предложенный В. А. Сластениным. По его мнению, работа по соизмерению своих результатов с идеалом личности должна начинаться как можно раньше, с первого курса [2, с. 47].
Для развития самостоятельности, самооценивания, самоопределения и самоорганизации студентов существует разнообразный, подтвердивший свою эффективность в зарубежной школе инструментарий внутригруппового оценивания - формирующее оценивание.
Как отмечает М. А. Пинская, формирующее оценивание - это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение. Это оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идет процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и, если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации внести в него необходимые изменения [3, с. 4].
Апробация условий организации формирующего оценивания как механизма развития самооценки студентов проводилась в ходе эмпирического исследования на базе факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), в котором приняли участие 50 студентов первого курса по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (бакалавры, очное отделение).
В рабочую программу «Психолого-педагогический практикум» для оценивания результатов усвоения курса были введены модифицированные техники формирующего
оценивания, разработанные для высшего образования. Курс включал в себя лекционные и практические занятия, в который были внедрены следующие техники формирующего оценивания: «Недельные отчеты», «Рубрики», «Тесты», «Кластеры понятий», «Сформулируй вопросы».
Представим результаты развития самооценки студентов после внедрения курса «Психолого-педагогический практикум» с техниками формирующего оценивания. Для анализа результатов использовался метод математической статистики, который состоял из учета средних значений и процентного соотношения полученных результатов.
С помощью методики исследования самооценки личности С. А. Будасси мы диагностировали уровень самооценки испытуемых для сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности, а также через сравнение себя с другими людьми [2, с. 68].
Анализ результатов показал, что 10% испытуемых имели значимую отрицательную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», а также неадекватную самооценку. Это свидетельствует о несоответствии или расхождении представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальной жизни. 34% студентов имели значимую положительную связь «Я-реального» и «Я-идеального», а также адекватную самооценку.
Такие результаты показывают, что самооценка этой группы студентов отражает реальный взгляд личности на саму себя. Студенты объективно оценивают свои возможности, свойства и качества. 26% испытуемых имели незначительную связь между «Я-ре-альным» и «Я-идеальным». Студенты данной группы имеют нечеткие представления о себе идеальном и реальном. 30% студентов имели значимую отрицательную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Это свидетельствует о несоответствии или расхождении представлений студентов о том, какими они хотят быть, и тем, какими они являются в реальности. Такие студенты обычно ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.
Для проверки уровня самооценки студентов после внедрения курса был проведен повторный срез по той же методике. Анализ данных выявил положительные сдвиги в изменении уровня самооценки студентов. Положительная динамика заметна на низком и неадекватно высоком уровне - 0% испытуемых. Увеличился процент испытуемых, уровень самооценки которых находится на среднем уровне (40%).
Эти студенты адекватно оценивают свои возможности и соотносят их со способностями, стремятся реально смотреть на успех и неудачи, они достаточно критично к себе относятся, ставят перед собой достижимые цели. Достигнутое стараются оценивать не только по себе, но и по меркам близких людей. Как правило, у них не возникает проблем с общением в группе. Уровни самооценки выше среднего (34% студентов) и высокий (22%) характеризуются тем, что испытуемые незаслуженно ценят и уважают себя, они довольны собой. Как правило, у таких студентов развито чувство собственного достоинства.
Студенты с уровнем ниже среднего (4%) не уверены в себе, оценивают свои возможности ниже реальных. Они не могут реализовать свои способности в полной мере. Испытуемые слишком критичны к себе, не ставят перед собой труднодостижимых целей,
Уровни самооценки студентов до и после внедрения курса
■ До ■ После
0,88
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно
Высокий
Рис. Средние показатели исследования самооценки студентов до и после внедрения курса «Психолого-педагогический практикум»
ограничиваются решением обычных, стандартных ситуаций. Они менее общительны, испытывают трудности при построении межличностных отношений.
На рисунке представлены показатели уровней самооценки студентов до и после внедрения курса с использованием формирующего оценивания.
Обработка полученных результатов с помощью линейной корреляции Пирсона дала ряд статистически значимых корреляций между уровнем самооценки и технологиями «Недельные отчеты» и «Рубрики» в курсе «Психолого-педагогический практикум» (г = 0,399, р = 0,004).
Проведенный анализ полученных данных позволил констатировать ряд перемен, полученных при реализации технологии формирующего оценивания: изменение самооценки студента в образовательном процессе; активности в учебной деятельности (повышение мотивации), в оценке профессиональных компетенций и личностных достижений студентов; повышение уровня оценочной самостоятельности и успеваемости.
Таким образом, формирующее оценивание оказало позитивное воздействие как на процесс обучения, так и на его результат, вовлеченность студентов в образовательный процесс, оценочную самостоятельность, личностные достижения обучающихся. Использование формирующего оценивания способствовало получению эффективных обратных связей «преподаватель - студент» и определило степень содействия в формировании самооценки при переходе студента на новый уровень развития.
Список литературы
1. Подымова Л. С. Личностная парадигма инновационного образования // Педагогическое наследие В. А. Сластенина: Горизонты будущего: моногр. / под. ред. Л. С. Подымовой, А. В. Лукиновой и др. - М.: МПГУ, 2015. - С. 143-178.
2. Будасси С. А. Защитные механизмы личности. - М.: Модус, 1998. - 112 с.
3. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: практическое руководство для учителя. - М.: Логос, 2010. - 264 с.
4. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
References
1. Podymova L. S. Lichnostnaya paradigma innovatsionnogo obrazovaniya. In: Pody-mova L. S., Lukinova A. V. et al. (eds.) Pedagogicheskoe nasledie V. A. Slastenina: Gori-zonty budushchego: monogr. Moscow: MPGU, 2015. Pp. 143-178.
2. Budassi S. A. Zashchitnye mekhanizmy lichnosti. Moscow: Modus, 1998. 112 p.
3. Pinskaya M. A. Formiruyushchee otsenivanie: otsenivanie v klasse: prakticheskoe rukovod-stvo dlya uchitelya. Moscow: Logos, 2010. 264 p.
4. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shiyanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Shkola-Press, 1997. 512 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 6