Матасов Юрий Тимофеевич,
доктор психологических наук, профессор, профессор, кафедра олигофренопедагогики, Российский государственный педагогический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Ктай: matasovut@gmail.com
Matusow Yuri Timofeevich,
Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor,
Professor, Department of Oligophrenopedagogy Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia. E-mail: matasovut@gmail.com
ro
CO T
ro
X
< LU
УДК 378:151.8 ББК 74.480.88.40
Е.А. Лихачёва, Н.И. Гуслякова
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИй СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена изучению теоретических аспектов взаимосвязи ценностных ориентаций и самооценки студентов-бакалавров в условиях обучения в вузе. В статье приведены данные эмпирического исследования студентов первого курса.
Ключевые слова: ценностные ориентации, самооценка, терминальные ценности, инструментальные ценности, студент-бакалавр.
Е.А. Likhacheva, N.I. Guslyakova
SPECIFICS OF STUDENTS VALUES BASED ON SELF-ASSESSMENT
The theoretical studies of material values that influence self-assessment of students studying in undergraduate college program are discussed. The empirical study data of the first year students are shown.
Key words: material values, self-assessment, final values, instrumental values, undergraduate student.
Нестабильность современных социально-экономических условий развития общества, снижение престижности ряда профессий, сложность трудоустройства способствуют изменениям мотивационно-ценностной направленности студентов на избранную профессию. В молодежной среде снижается значимость ценностей, связанных с духовными интересами, приоритетными становятся ценности социального удовлетворения, материального благополучия [5].
При воздействии множества разнонаправленных факторов человек должен понимать себя и смысл того, что он делает, самостоятельно оценивать ситуацию, совершать выбор и принимать решения.
Поэтому важна внутренняя регуляция поведения и деятельности субъекта, наличие того, что обеспечивает его внутреннюю личностную устойчивость. В таких условиях проблема ценностной направленности молодых людей на профессиональную деятельность приобретает особое значение.
Выбор студентов педагогического вуза не случаен. В современных социально-психологическихипсихолого-педагогических исследованиях признается, что окончательное становление ценностных ориентациях происходит в юношеском возрасте. Духовное единство народа и объединяющие людей моральные ценности - это такой же важный
фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Будущее нашего мира зависит от того, какими нравственными идеалами, нормами вдохновляется и руководствуется молодежь, какие ценности регулируют ее взаимодействие с миром и с людьми.
Новую ситуацию в образовании в условиях переоценки ценностей можно и следует привязывать к фактору приобщения студентов к ценностям, которые, будучи ориентирами педагогической деятельности, указывают направление движения учителя по избранному пути при достижении цели образования и воспитания. Учитель осуществляет выбор ценностей как ориентиров деятельности, в которых находят свою определенность его представления о должном как для себя, так и для учащихся. Суть такого выбора отражает специфику педагогической деятельности как деятельности, ориентированной на другого, на его развитие как субъекта деятельности. Выбор учителем ценностей есть такой выбор, результаты которого способствуют развитию способности учащегося к созиданию жизни, достойной человека. Приобщение будущего учителя к ценностям обеспечивает моральное взаимопонимание между ним и учащимися, которое является ядром конструктивности нравственности.
Сначала обратимся к основным понятиям.
Понятие «ценностные ориентации» используется в различных науках: философии, социологии, педагогике и т.д. З.И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [3, с. 12].
С.Л. Рубинштейн понимает ценности как производные от соотношения мира и человека, «наличие ценностей есть выражение небезразличия челове-
ка по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [10, с. 383].
А. Маслоу [6] в качестве ценностей рассматривает сами потребности, особенно те, которые носят духовный характер - потребности в защите и безопасности; в принадлежности к социальной общности; в дружбе и любви; в уважении, достоинстве, одобрении, самоуважении.
Тематике ценностных ориентации посвящено достаточное количество работ. Ценностные ориентации были предметом рассмотрения в работах Б.Г. Ананьева, С.С. Бубновой, А.Г. Здравомыс-лова, В.С. Мухиной, Е.В. Шороховой, В.А. Ядова, А.В. Милеева, И.В. Клименко, Л.В. Шутова и др.
В их работах отмечается, что ценностные ориентации представляют собой сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру и вершина её - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.
Милтон Рокич определяет ценность как стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состоянию [7].
Человеческие ценности, по мнению учёного, характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич различает два класса
I-
о о
X
т
X
ф
^
о о
го о
о
I-
ф
т >.
о
СО
о
IX
ф
го
IX
ф
о ><
-О X I-
о о
X
X
ф
^
S I-
о о
X
X
ф
ю о о
о
го ш
Т
ГО X
< ии
ценностей: терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности он определяет, как убеждение в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.
Существует множество исследований, связанных с изучением формирования ценностных ориентаций, их влиянием на профессиональную социализацию студентов, на развитие профессиональной мотивации (Я.А. Сурикова, Е.Е. Бо-чарева, И.Г. Колосова и др.). Однако вопрос о связи ценностных ориентаций с самооценкой личности остается не полностью раскрытым.
Как известно, самооценка представляет собой центральное образование личности, что в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. В последнее время наблюдается расширение поля исследования в области изучения самооценки, которое происходит в первую очередь за счет разнообразия объектов исследования [9]. Это связано с тем, что, по мнению многих исследователей (Л.В. Бороздина, Р. Бернс и др.), результативность отдельного акта поведения или деятельности в целом зависит не только от наличия релевантных данной деятельности качеств человека, но и от их субъективной оценки, выраженной при ее позитивности в ощущении уверенности и компетентности индивидуума.
В психологической литературе, как в отечественной, так и в зарубежной, самооценке уделено большое внимание. Вопросы её онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, И.С. Кона, К. Роджерса, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, при-
нимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира [8].
Л.И. Божович [1] считает, что самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его приходят в течение всей жизни человека.
Самооценка, подобно мотивации, определяет меру активности личности, а адекватное представление о собственных достоинствах и недостатках побуждает человека предпринимать усилия, чтобы добиться дальнейшего продвижения к профессиональному мастерству. Поэтому степень адекватности самооценки, её расхождение или совпадение с внешними социальными оценками могут служить признаком и индикатором прогресса или остановки профессионального развития личности [4].
В юношеском возрасте самооценка изменчива. Повышение степени осознанности своих переживаний сопровождается повышенным вниманием к себе, эгоцентризмом и озабоченностью [12]. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведёт либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту.
Всё вышесказанное побудило сформулировать цель нашего исследования -определить наличие и характер связей между ценностными ориентациями и самооценкой личности.
В исследовании решались задачи:
• Описать особенности развития ценностных ориентаций и самооценки сту-
дентов первого курса в течение одного учебного года.
• Определить наличие взаимосвязи между ценностными ориентациями и самооценкой у студентов-бакалавров педагогического образования.
Гипотезы исследования:
Уровень развития ценностных ори-ентаций и уровень адекватности самооценки в процессе профессиональной подготовки уже к окончанию первого года обучения должны возрастать. Для проверки этой гипотезы в качестве объекта исследования были приглашены студенты первого курса. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.
Между ценностными ориентация-ми и самооценкой наблюдается тесная связь. У студентов с адекватным и высоким уровнем самооценки будет наблюдаться высокий уровень выраженности степени значимости ценностных ориен-таций (здоровье, продуктивная жизнь, интересная работа и др.), и, наоборот, у студентов с низким уровнем самооценки будет недостаточно выражен уровень значимости ценностных ориентаций.
В исследовании приняли участие 88 студентов первого курса естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета четырех профилей: «биология - безопасность жизнедеятельности» (Б/БЖ), «биология - физическая культура» (Б/ФК), «экономика - география» (Эк/Г), «технология - экономика» (Т/Эк). Возраст испытуемых 17-8 лет.
Методики исследования были выбраны в соответствии с целями и поставленными задачами.
1. Методика на выявление уровня притязаний и самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. При-
хожан [2]. Данная методика позволяет определить, как студенты относятся к себе, какое место определяют себе в обществе, какой уровень достижений ставят перед собой в учебе и деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, а также уровни достижений.
2. Ценностные ориентации определялись по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» [11]. С помощью данной методики можно было узнать, какие ценности в приоритете, и, наоборот, какие ценности менее значимы для данной личности. Студентам были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемые присваивали каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Результаты и их обсуждения.
В таблице 1 представлены результаты исследования самооценки на начало и конец года.
В таблице 2 представлены результаты исследования уровня притязаний, то есть желаемого уровня самооценки личности.
Полученные данные по методике Дембо-Рубинштейн позволяют отметить позитивную динамику показателей самооценки у всей выборки (исключение составляет шкала «Характер»)
Что касается уровня притязаний, то отличается рост показателей по двум шкалам («Ум» и «Уверенность в себе»), по остальным шкалам испытуемые внесли корректировки в сторону снижения степени выраженности показателей.
Обратимся к таблице 1 и рассмотрим уровни сформированности самооценки у студентов-бакалавров различных профилей на разных этапах учебного года.
Табл. 1. Распределение средних показателей по шкалам методики Дембо-Рубинштейн (самооценка личности)
Группа Ум Характер Авторитет у сверстников Профессион. способности Внешность Уверенность в себе
1 2 3 4 5 6 7
Начало учебного года
Б/БЖ 56,7 67,1 57,4 56,8 67,3 61,2
Б/ФК 57,4 72,5 56,2 61,2 68,1 63,7
ЭК/Г 62,2 68,7 60,5 57,4 65,8 61,5
Т/ЭК 66,5 79,4 61,7 62,7 69,5 73,4
I-
о о
X
т
а
X
ф
^
о о
го о
о
I-
ф
т >.
о ш о
IX
ф
?
о
го
IX
ф
о ><
.0 X I-
о о
X
X
ф
^
S I-
о о
X
X
ф
ю о о
о
1 2 3 4 5 6 7
Конец учебного года
Б/БЖ 63,6 59,6 59,8 60,4 71,1 66,9
Б/ФК 64,6 63,8 59,0 65,2 71,7 69,9
ЭК/Г 68,7 61,3 63,1 60,6 69,4 66,9
Т/ЭК 72,7 72,7 64,9 66,4 73,8 80,9
Примечаний: низкий уровень самооценки - менее 45 баллов, средний уровень самооценки - 45-59 баллов, высокий уровень самооценки - 60-74 баллов, очень высокий уровень самооценки - 75-100 баллов. Б/БЖ - Биология. Безопасность жизнедеятельности, Б/ФК -Биология. Физическая культура, ЭК/Г - Экономика. География, Т/ЭК - Технология. Экономика.
Табл. 2. Распределение средних показателей по шкалам методики Дембо-Рубинштейн (уровень притязаний)
Группа Ум Характер Авторитет у сверстников Профессион. способности Внешность Уверенность в себе
Начало учебного года
Б/БЖ 87,3 86,5 72,4 84,3 83,6 87,6
Б/ФК 88,5 87,1 75,7 83,5 84,3 88,4
ЭК/Г 91,4 85,4 75,9 78,7 83,8 86,7
Т/ЭК 92,6 91,3 80,6 85,3 86,5 90,2
Конец учебного года
Б/БЖ 90,0 82,9 69,2 81,9 81,0 88,9
Б/ФК 91,0 82,6 71,9 81,9 81,7 90,4
ЭК/Г 94,2 82,2 73,4 76,7 82,3 89,2
Т/ЭК 95,5 89,8 77,8 83,9 85,3 92,0
Примечание: низкий уровень притязаний - менее 60 баллов, средний уровень притязаний - 60-74 балла, высокий уровень притязаний - 75-89 баллов, очень высокий уровень притязаний - 90-100 баллов. Б/БЖ - Биология. Безопасность жизнедеятельности, Б/ФК -Биология. Физическая культура, ЭК/Г - Экономика. География, Т/ЭК - Технология. Экономика.
Анализ данных из таблицы 1 показывает, что большинство студентов первого курса на начало учебного года имеют высокий уровень самооценки, к концу года он остается на этом же уровне, за исключением группы студентов профиля «Технология. Экономика», у которых по шкале «Уверенность в себе» отмечается очень высокий уровень самооценки. Разница между шкалами самооценки составляет от 2,4 баллов («Авторитет у сверстников» в группе Биология. Безопасность жизнедеятельности) до 7,5 баллов («Уверенность в себе» в группе Технология. Экономика). Для проверки значимости различий в выборках в исследовании использовался критерии Манна-Уитни.
При математической обработке данных было выявлено, что и, < и , поэтому
кр эмп у
принимаем нулевую гипотезу: различия в уровнях признака выборок можно считать не существенными.
Анализ таблицы 2 показывает, что на начало года уровень притязаний у студентов высокий, в отдельных случаях у студентов - географов и технологов уровень притязаний имеет очень высокие значения по шкале «Ум» (у географов на начало года - 91,4; в конце года - 94,2, у технологов на начало года - 92,6 и 95,5 соответственно). К концу учебного года по шкале «Ум» у всех групп отмечается очень высокий уровень притязаний, остальные шкалы находятся на высоком
уровне. Все показатели по уровню самооценки и уровню притязаний завышены.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что на данный момент респонденты 1-го курса имеют неадекватную самооценку. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе расходится с тем, каким его считают другие. При завы-
шенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей.
Следующей задачей являлось определение наиболее значимых ценностей для данной выборки с помощью методики М. Ро-кича «Ценностные ориентации» (табл. 3).
Табл. 3. Среднее ранговое место терминальных ценностей в изучаемых группах по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»
Ценность Гр.159 Б/БЖ Гр.160 Б/ФК Гр.171-2 ЭК/Г Гр.181-2-3 Т/ЭК
Активная, деятельная жизнь 8 8 8 14
Жизненная мудрость 11 10 12 12
Здоровье 4 3 4 3
Интересная работа 2 4 3 2
Красота природы и искусство 14 14 16 13
Любовь 12 9 10 11
Материально обеспеченная 3 2 1 1
жизнь
Наличие хороших и верных 15 15 13 6
друзей
Общественное признание 6 7 6 10
Познание 16 17 14 15
Продуктивная жизнь 1 2 2 4
Развитие 9 12 5 9
Развлечения 17 18 18 18
Свобода 18 16 17 17
Счастливая семейная жизнь 10 11 11 5
Счастье других 5 5 9 8
Творчество 13 15 13 16
Уверенность в себе 7 6 7 7
н о о
X
т
а
X
ф
^
о о
го о
о
н ф
т >
о ш о
IX
ф
?
о
го н
X
ф
о ><
.а X
н о о
X
X
ф
н о о
X
X
ф
ю о о
о
Примечание. Б/БЖ - Биология. Безопасность жизнедеятельности; Б/ФК - Биология. Физическая культура; ЭК/Г - Экономика. География; Т/ЭК - Технология. Экономика.
Проанализировав данные из таблицы 3, можно сделать вывод, что из терминальных ценностей у студентов-первокурсников наиболее предпочтительными являются следующие: «Материально обеспеченная жизнь», «Продуктивная жизнь», «Интересная работа», «Здоровье». Низко ценятся терминальные ценности: «Красота природы и искусство», «Творчество» и «Познание». У испытуемых профилей «Экономика -география» и «Технология - экономика» лидирует ценность материально обе-
спеченная жизнь, у группы «Биология -безопасность жизнедеятельности» - ценность «Продуктивная жизнь».
Высокое ранговое место студенты отводят материально-обеспеченной жизни. Примерно 50 % респондентов поставили ценность «Материально обеспеченная жизнь» на первое место, в ответах других студентов этот пункт не занимал ниже 4-го места. На последнем месте в иерархии всех ценностей для будущих педагогов оказались «Развлечения» и «Свобода».
Обобщая полученные данные, мы склонны полагать, что у студентов данной выборки интерес направлен на ма-
териальные ценности, в то время как духовные ценности не являются особо значимыми в жизни.
Табл. 4. Среднее ранговое место инструментальных ценностей в изучаемых группах по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»
Ценность Гр.159 Б/ Гр.160 Б/ Гр.171-2 Гр.181-2-3
БЖ ФК ЭК/Г Т/ЭК
Аккуратность 5 5 4 5
Воспитанность 4 4 5 4
Высокие запросы 12 11 11 12
Жизнерадостность 11 12 12 11
Исполнительность 3 2 1 3
Независимость 6 6 8 6
Непримиримость 15 14 14 15
Образованность 14 17 15 14
Ответственность 1 3 2 2
Рационализм 13 13 13 13
Самоконтроль 10 9 10 9
Смелость в отстаиваниях 2 1 3 1
своего мнения
Твердая воля 9 10 9 10
Терпимость 8 8 6 8
Широта взглядов 7 7 7 7
Честность 16 16 17 18
Эффективность в делах 17 15 16 16
Чуткость 18 18 18 17
Примечаний: Б/БЖ - Биология. Безопасность жизнедеятельности; Б/ФК - Биология. Физическая культура; ЭК/Г - Экономика. География; Т/ЭК - Технология. Экономика.
При анализе инструментальных ценностей (табл. 4) было выявлено, что самыми важными ценностями являются «Смелость в отстаивании своего мнения», «Ответственность», «Исполнительность». Низко ценятся такие инструментальные ценности, как «Чуткость», «Честность», «Эффективность в делах».
Безусловно, положительным является тот факт, что среди первых мест выделены «Ответственность» и «Исполнительность», что очень важно для будущего педагога.
Итак, мы видим, что для студентов-первокурсников характерно стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов, стремление к независимости и высокому материальному благосостоянию. Данные студенты не нуждаются в социальном одобрении своего по-
ведения, довольны размеренным ходом жизни, стремятся к расширению своего кругозора.
Корреляционный анализ, проведённый между самооценкой и ценностными ориентациями, зафиксировал статистически значимую связь между данными феноменами. Критерием оценки наличия связи между интересующими нас переменными послужил коэффициент Спирмена.
В группах выявлены положительные корреляции между «продуктивной жизнью» (г, = 0.94; р < 0,05), «смелостью
в отстаивании своего мнения» (г = 0.99;
х в 7
р < 0,05) и самооценкой студентов. Также отмечаются отрицательные корреляции между показателями самооценки с такими терминальными ценностями, как «развлечения» (г, = 0.99; р < 0,05), «чуткость» (г = 0.95; р < 0,05).
Большинство студентов-первокурсников данной эмпирической выборки ориентированы на материальные ценности, труд для них выступает не потребностью, а только средством, позволяющим заработать деньги.
По-видимому, в условиях «здесь и сейчас» значимый вклад во взаимосвязях названных личностных образований вносят неадекватный (сильно завышенный) уровень самооценки и аналогичный уровень притязаний.
Обобщая все проанализированные результаты, мы склонны полагать, что итоги исследования указывают на то, что между уровнем самооценки и ценностными ориентациями существует статистически значимая связь. Являясь значимыми свойствами личности, ценностные ориентации и самооценка
взаимодействуют и влияют на развитие друг друга.
В то же время, представленные результаты свидетельствуют, что такие личностные образования, как ценности и самооценка становятся действенными регуляторами поведения лишь тогда и в той мере, «в какой личность как субъект своей активности обладает развитой системой, осознанной саморегуляции, интегрирующей их специфически регу-ляторные процессы выдвижения целей активности и управления их достижением» [8, с. 43]. Поэтому перспективой данного исследования является изучение взаимосвязи ценностных ориента-ций и уровня самооценки на последующих этапах профессиональной подготовки в условиях вуза и на расширенной эмпирической выборке.
Библиографический список
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. -СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 519 с. х
3. Васильева, З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. XX в. Россия) о [Текст] / З.И. Васильева - СПб.: Химиздат, 2003. - 336 с. |
4. Гуслякова, Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза [Текст]: монография / Н.И. Гуслякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. - 511 с.
5. Клименко, И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Клименко. - М., 2015. - 34 с. о
6. Маслоу, А. Религиозные ценности и пик переживания [Текст] / А. Маслоу // По направлению к психологии бытия. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - С. 191-269.
7. Михеева, Г.П. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.П. Михеева. - Калуга, 1996. - 19 с.
8. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения [Текст] / В.И. Моросанова, И.Ю. Цыганов, А.В. Ванин, Е.В. Филиппова // Вопросы психологии. - 2015. - №5. - С. 32-45.
9. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 450 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - С. 282-405.
11. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
12. Ширапова, Д.Д. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д.Д. Ширапова. - СПб., 2005. - 165 с.
References
1. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. SPb.: Peter, 2008. P 400. [in Russian].
2. Burlachuk L.F, Morozov S.M. Dictionary of psychodiagnostics. SPb.: Peter, 2002. P. 519. [in Russian].
3. Vasilyeva Z.I. Humanistic values of education and training (90-ies. XX century. Russia) SPb.: Khimizdat , 2003. P. 336. [in Russian].
4. Guslyakova N.I. Psychological mechanisms of formation and development of professional consciousness of students of a teacher training University. Chelyabinsk, 2006. P. 511. [in Russian].
5. Klimenko I.V. Dynamics of motivational-value orientation of students in the professional activity: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Moscow, 2014. P. 34 [in Russian].
6. Maslow A. Religious values and peak experiences. Toward a Psychology of Being / M.: Eksmo-Press, 2002. P. 191-269 [in Russian].
7. Mikheyeva G.P. Formation of values of the future teachers: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Kaluga, 1995. P. 19 [in Russian].
8. Morosanova V.I., Tsyganov I.Y., Vanin A.V., Filippova E.V. Conscious self-control, and attitude to learning: their relationship and contribution to the success of training. Voprosy psikhologii, 2015. № 5. P. 32-45.
9. Rubinstein S.L. Problems ofgeneralpsychology. SPb.: Peter, 2015. P. 450. [in Russian].
10. Rubinstein S.L. Man and the world. Bytie i soznanie. Chelovek i mir.. SP .: Peter, 2003. P. 282-405.
11. Shevandrin N.I. Fundamentals of psychological diagnosis M.: Ed. VLADOS Center, 2003. P. 336. [in Russian].
12. Shirapova, D.D. Psychologicalfactors of professional self-esteem of students: Author. Dis. ... Cand. of. sciences (Psychology). St. Petersburg, 2005. P. 165. [in Russian].
Сведения об авторах: Лихачёва Елена Андреевна,
аспирант,
кафедра технологии психолого-педагогических дисциплин, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: lihacheva_elena@bk.ru
Гуслякова Нина Ивановна,
доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: guslyakovani@rambler.ru
Information about the authors: Likhacheva Elena Andreevna,
Postgraduate student,
Department of Technology
and Psychological
and Pedagogical Disciplines
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk. Russia.
E-mail: lihacheva_elena@bk.ru
Guslyakova Nina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Academic Title of Associate Professor,
Professor, Department of Technology
and Psychological and Pedagogical Disciplines
Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: guslyakovani@rambler.ru
ro m
:<U T
ro
X
< LU