Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФОРМНОГО И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФОРМНОГО И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1460
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
CONFORMITY / CONFORMAL BEHAVIOR / SCHOOLCHILDREN / RELATIONSHIP / DEVIANT BEHAVIOR / КОНФОРМНОСТЬ / КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким Ксения Васильевна, Гузеева Любовь Михайловна

Актуальность выбранной темы заключается в исследование конформного поведения, как о предпосылки к девиантному, отклоняющемуся от нормы поведению. Целью данной работы является исследование взаимосвязи конформного и девиантного поведения. В ходе исследования будут использованы следующие методики: 1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). 2. Тест - личностный опросник «Конформность-внушаемость» С.В. Клаучек и В.В. Деларю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ким Ксения Васильевна, Гузеева Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФОРМНОГО И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 159.9

Психолого-педагогические науки

Ким Ксения Васильевна, канд.псих. наук, доцент кафедры психологии и социальных наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К.

Аммосова, Россия, г. Якутск Гузеева Любовь Михайловна, студент института психологии,

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова,

Россия, г. Якутск

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФОРМНОГО И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: Актуальность выбранной темы заключается в исследование конформного поведения, как о предпосылки к девиантному, отклоняющемуся от нормы поведению. Целью данной работы является исследование взаимосвязи конформного и девиантного поведения.В ходе исследования будут использованы следующие методики:

1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

2. Тест - личностный опросник «Конформность-внушаемость» С.В. Клаучек и В.В. Деларю.

Ключевые слова: конформность, конформное поведение, школьники, взаимосвязь, девиантное поведение.

Abstract: The relevance of the chosen topic is the study of conformai behavior as a prerequisite for deviant, deviant behavior. The purpose of this work is to study the relationship between conformai and deviant behavior.The research will use the following methods:

1. Method of diagnostics of propensity to deviant behavior (A. N. Orel).

2. Test-personal questionnaire "conformity-suggestibility" by S. V. Klaucek and V. V. Delarue.

Keywords: conformity, conformal behavior, schoolchildren, relationship, deviant behavior.

Изучение конформности начались в середине XX-го века в рамках социальной психологии. Исследования по изучению конформности провели американские психологи Музафер Шериф и Соломон Аш. В российской психологии исследованием данного вопроса активно занимался А.В. Петровский.

Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства.

Конформное поведение - чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им каких-либо стандартов, мнений свойственных группе, меру подчинения давлению группе [7].

Конформность дается в большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко: конформность - в первую очередь это процесс изменения мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в ситуации, когда нет прямого требования соглашаться с группой [6].

Конформизм - это подчинение суждения или действия человека групповому давлению во многом мнению большинства в неконтролируемой ситуации конфликта между его собственным мнением (неким опытом) и мнением большинства [2].

Конформность может быть определена как изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей [1].

Конформность - это склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению группового большинства. Нонконформизм -демонстрация своего собственного мнения или поведения, отталкивающего от собственного опыта и при этом независимо от мнения или поведения группового большинства [3].

Таким образом, конформность это такое психологическое явление, которое является в форме подчинения мнению большинства, при котором человек перестает считать своё мнение важным. Конформное поведение широко распространено в подростковом возрасте оно проявляется в форме стадного чувства, слепому следованию за большинством.

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» и отбирает несколько основных его вариантов: уклонение от учебной и трудовой работы, антиобщественные действия насильственного, меркантильного, характера, скитальчество, азартные игры, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ [5].

По Змановской: «Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может определятся в форме общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания» [4].

По мнению С. А. Беличевой: «для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью в действиях личности». При этом поведение не должно быть следствием нестандартной или срочной ситуации (например, поведение в рамках тяжёлого психического состояния, возникающего в результате единичного или повторяющихся события), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни) [8].

Девиантное поведение относится к отклоняющемуся виду поведения, оно проявляется в отрицание и нарушение норм наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. Проявляется оно в форме противостояния обществу и агрессии. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Девиантное поведение говорит о социальной дезадаптации человека к меняющимся условиям.

Результаты исследования по конформному поведению В данном исследование приняло участие 30 человек из них 12 учеников 7 класса в возрасте 13-14 лет, 3 ученика 8 класса в возрасте 15 лет и 15 учеников 9 класса в возрасте 15-16 лет. Результаты представлены на рис. 1

Из рис.1 видно, что в 7-8 классе у школьников имеется 73% умеренной внушаемости, что говорит о том, что люди со средним уровнем внушаемости по большинству факторов занимают промежуточное место между высоко - и низковнушаемыми людьми, они являются открытыми, прямыми, и непосредственными людьми, им присуще независимость, ориентация на чужие решения.

А в 9 классе было выявлено у 80% умеренной внушаемости, что говорит об увеличение и скорее преобладание среднего параметра уровня внушаемости.

В 7-8 и 9 класса у прошедших опрос был выявлен также слабый уровень внушаемости - это в 7-8 классе у 27%, в 9 класса у 20%, что говорит о недостаточно развитым уровнем самоконтроля. Для них характерна энергетическая расслабленность, спокойствие, внутренняя удовлетворённость своим положением, в большей степени зависят от поведения коллектива.

После проведён расчет критерия Манна-Уитни на сравнивание психологических показателей у двух испытуемых групп, это 7-8 класс и 9 класс, также разделили группы по биологическому гендеру. По результатам данные были в зоне незначимости, это означает, что проявления конформизма и девиантного поведения универсальны. Является универсальным

инструментом в применении, как к отдельной личности, так и группе в целом. Независимо от возраста, класса и пола.

Уровень конформности -внушаемости

73% 80%

27% 20%

7- 8 КЛАСС 9 КЛАСС

■ умеренная внушаемость ■ слабая внушаемость Рисунок 1. Данные по конформному поведению у школьников

Результаты исследования по девиантному поведению Из рис.2 видно, что в 7-8 классе преобладает склонность на установки социально-желательного ответ 46%, что говорит о настороженности по отношению к данному опроснику или может означать о лживости данных ответов. Можно также отметить средний 40% и высокий уровень 27% по склонности к преодолению норм и правил, что свидетельствует о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма. По шкале склонности к аддиктивному поведению мы видим низкий уровень зависимости у 87%. По шкале склонности к самоповреждающему поведению заметен средний уровень у 40%, что говорит о склонности к риску. По шкале склонности к агрессии 47% заметен средний уровень проявления агрессивного поведения, как способ решения проблем. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций, мы видим, что преобладает средний уровень 53% и имеется высокий уровень 27% эмоционального самоконтроля. Что говорить по шкале склонности к делинквентному поведению здесь не было замечено тенденций к противоправному поведению.

8 7/

6 7/

6 0/ 3/ 3/

160/ 5 7/ 5 О

4 0/ 0 0/ о

7% 7% 3/ >7/ 7/ 3 3/

2 0/

13/0% 0/ 0/ 0/

1 ШКАЛА 2 ШКАЛА 3 ШКАЛА 4 ШКАЛА 5 ШКАЛА 6 ШКАЛА 7 ШКАЛА ■ низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень

Рисунок 2. Результаты по 7-8 класс

В 9 классе имеется высокая склонность к социально-желательному ответу 16%, что говорит о настороженности по отношению к данному опроснику, также был выявлен средний 40% и высокий 27% уровень в склонности к преодолению норм и правил, что говорит о характерной чрезвычайном проявление негативизма к определенным нормам и правилам. По шкале склонности к аддиктивному поведению был выявлен низкий уровень у 87%, что говорит о не зависимом поведение. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению заметен у 27% средний уровень, что говорит о малой вероятности проявления данного поведения. По шкале склонности к агрессии у 40% средний уровень, но по сравнению у 60% низкий уровень агрессивного поведения, можно сказать, что он особо не преобладает. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций заметен спад в области самоконтроля, мы видим, что возрос низкий уровень. Также мы видим появление склонности к делинквентному поведению, что говорит о высокой готовности к реализации противоправного поведения.

( 3% 0

3%

3%

6 О 6 0%

¿0/ 4 7% 7%

4 0% 4 0% 0

7% 7% 7%7%

2 1% 16% — —

7%0% 0% 0% 6%

1 ШКАЛА 2 ШКАЛА 3 ШКАЛА 4 ШКАЛА 5 ШКАЛА 6 ШКАЛА 7 ШКАЛА ■ низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень

Рисунок 3. Результаты по 9 классу

Анализ взаимосвязи между конформным и девиантным поведением. Далее была проведена взаимосвязь конформного-внушаемого поведения с опросником по отклоняющемуся поведению. по всем семи шкалам. Взаимосвязь была проведена с помощью математического метода по критерию Пирсона.

Таблица ¡.Результаты взаимосвязи конформного поведения с девиантным поведением

Коэффициент корреляции по 1 шкале -0,134391713

Коэффициент корреляции по 2 шкале -0,045377765

Коэффициент корреляции по 3 шкале -0,175032763

Коэффициент корреляции по 4 шкале -0,305095562

Коэффициент корреляции по 5 шкале -0,289439107

Коэффициент корреляции по 6 шкале -0,086480858

Коэффициент корреляции по 7 шкале -0,12867428

По шкале склонности к установке социально желательного ответа видно, показатель является отрицательным, что говорит об отсутствии связи.

И так далее по остальным шкалам, данные результаты являются незначимыми, связи нет. Говорить о наличии связи можно если коэффициент больше или равно 0,5 (до 1) или -0,5 (до -1)

ВЫВОД:

1) По исследованию конформного поведения с помощью проведенного теста-опросника С.В. Клаучеком и В.В. Деларю на 7-9 классах, были выявлены умеренный и слабый уровни внушаемости. При этом можно отметить, что с увеличением школьного возраста от 13 и более идет возрастание уровня внушаемости. По расчету критерия Манна-Уитни, сравнивая показатели 7-8 классов и 9 классов, разделив группы по биологическому гендеру, данные были в зоне незначимости, это означает, что проявления конформизма и девиантного поведения универсальны.

2) По результатам диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) в сравнение возрастов 13 - 16 лет, и 7-8, 9 классов.

В возрастной группе 15 лет (9 класс) был выделены: низкий процент правдивости и индивидуализм ответов, а также преобладающие девиантное поведение в шкалах склонности к делинквентному поведению и преодолению норм и правил. В этом возрасте или чуть раньше молодые люди более активно пытаются соответствовать сложившемуся и устоявшемуся безнравственному поведению среди молодежи.

В сравнение по классам, можно отметить: с увеличением возраста увеличивается и социальное давление на подростков, что может привести к малому эмоциональному контролю (это видно по процентному соотношению в диаграммах).

3) Из коэффициента корреляции стало видно, что связь между конформным и девиантным поведением не является значительной, но из-за наличия весомого процента ответов по установке на социальную желательность нельзя утверждать их точность.

Библиографический список:

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 1999. -517 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с. (Серия «Кафедра психологии»).

3. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии. - М.:, 1996.-С. 237-239.

4. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е. В. Змановская. - М., 2003.

5. Кривова Ю.Е., Пшеничнова И.В. анализ понятия «Девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе// Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»

6. Майерс Д. Социальная психология. 7-ое издание. / Д. Майерс. -СПб.: Питер, 2004. - 800 с.

7. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь. 4-ое издание, расширенное. / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ МОСКВА; СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.

8. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / С. А. Беличева, О. В. Кардашина, Н. Д. Линде и др. / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999. - 498 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.