Научная статья на тему 'Исследование возможности формирования профессиональных умений будущих педагогов-психологов в процессе интеллектуальнотворческой игры'

Исследование возможности формирования профессиональных умений будущих педагогов-психологов в процессе интеллектуальнотворческой игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов В. В., Груздова О. Г.

В статье анализируются возможности игры в процессе профессиональной подготовки будущих педагоговпсихологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности формирования профессиональных умений будущих педагогов-психологов в процессе интеллектуальнотворческой игры»

3) в решении проблем преподавания в общеобразовательных школах обратиться за помощью к специалистам педвуза, занимающихся вопросами безопасности жизнедеятельности;

4) создать единый учебно-методический комплекса по школьной дисциплине «БЖ», разработать учебно-методические пособия и дидактические ма-

териалы для школ; создать новую концепцию обучения безопасности жизнедеятельности в средней школе.

Все эти проблемы и вопросы на сегодняшний день находятся в состоянии разработки, это позволяет надеяться, что поставленные в нашем исследовании цели и задачи будут реализованы.

УДК 152.3:002.6

исследование возможности ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ будущих пЕДАгогов-психологов В процессе интеллектуально-творческой иГРЫ

В. В. СОХРАНОВ, О. г. ГРУЗДОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии профессионального обучения

В статье анализируются возможности игры в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.

Деятельность основных социальных институтов России в последние десятилетия характеризуется структурно-содержательными изменениями, которые связаны с динамичным развитием всех сфер общества. Особая роль при этом принадлежит субъективной основе реализуемых процессов, профессиональный облик которой формируется в значительной мере на основе первоначальной профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка будущих специалистов осуществляется сегодня в системе образования, которая находится в стадии динамичного реформирования сферы проблем, связанных с изменением структуры, содержания образования и осуществлением профессиональной подготовки специалистов по новым для России видам профессиональной деятельности. К их числу можно отнести специальность педагога-психолога.

Все это обусловливает потребность в изучении проблем и разрешении противоречий, которые связаны с повышением качества профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, являющихся основой эффективности проявления субъективной позиции в процессе анализа происходящих изменений.

Важным становится анализ процесса дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки, решающими факторами которого становятся компетентность преподавателя и использование им нетрадиционных форм, методов и технологий высшего профессионального образования.

Инновационные основы изменений в системе профессиональной подготовки специалистов связаны, в частности, с обращением внимания педагогов к культурологическим основам этого процесса, среди которых одну из главных ролей играет игровая деятельность интеллектуально-развивающей направленности.

Однако выпускники педагогических университетов, в большинстве имеющие достаточную фундаментальную подготовку, слабо владеют современной

методикой диагностики готовности учителей и учащихся к обучению и воспитанию, акмеологическими и аксиологическими основами психологической коррекции педагогического действия, неквалифицированно оценивают педагогические ситуации.

Налицо противоречие: с одной стороны, повышение требований к психолого-педагогической подготовке выпускников факультетов «Педагогика и психология», с другой - общий недостаточный уровень сформированности их профессиональной готовности, в частности, профессиональных умений, с которыми молодые педагоги-психологи имеют возможность реализовать себя на высоком уровне профессиональной компетентности.

В последние годы в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются проблемы, связанные с использованием активных методов обучения студентов в структуре общепедагогической подготовки.

К активным методам обучения исследователи относят игры, анализ ситуаций, решение задач, игровое проектирование (Е. М. Минскин, О. С. Газман, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев, С. А. Шмаков, Л. Ф. Спирин).

Основные вопросы игры раскрываются на фоне общих закономерностей обучения и развития личности (Л. С. Выготский, А .Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин, а так же Д. Брунер, ж. Дироду, ж. Пиаже и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил нам определить цель исследования - выявить особенности эффективного формирования профессиональных умений будущих педагогов-психологов в процессе интеллектуально-творческой игры.

Опытно-экспериментальная база исследования -факультет психологии Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, МОУ СОШ № 13, 30, 37, 47, 55 (г. Пензы) (с 2002 г. по настоящее время),

Вариативность педагогического действия, его взаимосвязь с постоянно развивающейся личностью студентов объективно предполагает готовность педагога вуза к творческой профессиональной самореализации, в которой не последнюю роль играет профессиональная игра (Э. Берн). Готовность педагога к ее реализации является традиционным компонентом педагогической культуры (М. Монтень, Ж. Ж. Руссо, Л. Ф. Спирин, С. A. Шмаков и др.).

Шобходимость выявления условий эффективности использования игр в профессиональной подготовке студентов, что формирует их готовность использовать игру как средство достижения педагогической цели, обусловлена практическим их отсутствием в традиционном профессионально-педагогическом образовании.

В современных исследованиях, как правило, рассматриваются отдельные грани исследуемого процесса. В одних работах имеются указания на образ профессиональной деятельности и позицию будущих педагогов (H. С. Пряжников и др.); в других, наоборот, исследуются доминанты игровой деятельности и неполностью освещены проблемы, возникающие при использовании игр в профессиональной подготовке и деятельности педагога (О. С. Газман, H. Е. Харитонова и др.).

Чаще всего игра рассматривается в обще культурном и социальном аспектах. Aнализируется роль игры в процессе социализации личности, как правило, в детском возрасте (Л. С. Выготский, С. A. Шмаков) Любая игра в процессе профессиональной подготовки студентов влияет на формирование профессиональной мотивации и потребности в профессиональном самовыражении.

^сомненным является то, что игра как особая форма поведения возникает лишь на определенной стадии профессионального развития личности и ее появление связано с возникновением устойчивой профессиональной потребности в профессиональном саморазвитии как особого периода индивидуального саморазвития.

Взаимосвязь игровой деятельности личности и деятельности, вызванной реализацией той или иной потребности, исследовали A .H. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, Л. С. Славина, Л. И. Божович.

Проблема игры в профессиональной социализации рассматривалась в исследованиях М. я. Басова, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. H. Узнадзе.

Любое профессиональное действие необходимо рассматривать как задачу, имеющую проблематику це-леполагания, структуры, содержания, регулятивности и прогностики. В соответствии с этим были проклассифицированы профессиональные умения: умения целе-полагания, аналитические, деятельностные, оценочнорезультирующие и умения прогностические умения.

В процессе анализа теоретических основ исследуемого процесса были выделены два основных пути формирования профессиональных умений:

- отработка учебно-профессиональных алгоритмов самовыражения педагогов-психологов при разре-

шении специально созданных педагогических игровых ситуаций;

- личностно-ориентированное участие студентов в интеллектуально-творческих играх в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.

В процессе исследования мы понимали под профессиональными умениями способность студентов определять структуру и содержание своего действия в учебной ситуации на основе реализации в ней интеллектуально-творческой игры.

Аналогично анализу сущности понятия «профессиональное умение» в ходе исследования рассматривались понятия «игра».

Игра формирует ценностно-ориентационное единство, стабильность профессиональной позиции личности, побуждает участников игры к проявлению готовности к конструктивной конфликтологии, что особенно важно в настоящее время, когда широкое распространение получают различные клубные игры, где межличностные отношения играют определяющую роль.

Игра является одной из форм профессионального воспитания и профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Эффективность любого направления воспитания, как известно, из исследований В. А. Сухомлинского, А. И. Кочетова и др., взаимосвязано с возможностью соотнесения воспитания с самовоспитанием, которое требует активного участия личности в саморазвитии, что реализуется в игровой деятельности.

Важной особенностью организации игры педа-гогов-психологов является аксеологическая, акмео-логическая и личностно-ориентированная направленность игр (Н. В. Кузьмина). Естественно не любая по структуре, содержанию и складывающимся в ее ходе отношений между участниками игра способствует формированию профессиональных умений на основе прямой мотивации студентов.

Особенность организации и реализации любой игры взаимосвязаны с ее типологией, которая может быть основана на следующих признаках: назначение игры, класс игры, вид игры.

Наибольший интерес в аспекте проведенного исследования представляют интеллектуально-творческие игры.

Обобщая известные в научном знании определение понятия игры, мы можем определить его в контексте нашего исследования следующим образом: интеллектуально-творческая игра - специфический способ организации профессиональной подготовки студентов на основе ситуаций педагогической помощи, в которой студент занимал определенную ролевую позицию и побуждался к вариативному профессионально значимому действию.

В процессе профессиональной подготовки студентов факультета психологии при изучении дисциплин педагогического цикла использовались различные виды интеллектуально-творческих игр. К ним были отнесены: предметные игры; игры творческие, сюжетно-ролевые; игры-путешествия. “Экспедиции”,

“походы”, “поездки”, “путешествия” совершаются студентами в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются способностью к воображению профессиональных ситуаций. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие реализации студентами этой формы игры в учебной ситуации педагогической помощи.

Особое внимание при этом уделяется поиску смыслообразующего компонента игры и модели реализации профессионального умения. Это позволяет развивать у студентов связную речь, память, внимание, наблюдательность и волю.

Результативность игровой деятельности студентов в рассматриваемом аспекте взаимосвязана с системностью, личностной ориентированностью, ак-меологичностью и аксиологичностью использования тех или иных ситуаций и упражнений, что, в конечном итоге формирует у педагогов-психологов готовность к профессиональному саморегулированию.

Особую значимость для развития профессиональных умений студентов имеют игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на их психическую сферу. К ним же относятся игры-тесты-вопросники, тесты-задачи, игры предпочтительного выбора, игры-упражнения целевого назначения.

Исходя из задач проведенного исследования, возможность профессионально значимой самореализации будущих педагогов-психологов в процессе игры играет основную роль в возможности формирования профессиональных умений студентов. В игре студент «открывает себя» (И. С. Кон) не только в аспекте имеющихся личностных возможностей (А. А. Деркач), но и в аспекте будущего профессионального действия.

Обоснование социально-педагогических предпосылок формирования у педагогов-психологов профессиональных умений в процессе игры требует анализа значимости специально организованных педагогами высшей профессиональной школы педагогических ситуаций, побуждающих будущих специалистов к осознанной коррекции поведения.

Изучение структуры и содержания компетентного профессионального влияния педагогического действия на формирование профессиональных умений педагогов-психологов в процессе игры показывает существование детерминирующих и корректирующих факторов, влияние которых определяет меру его успешности в плане воздействия на профессиональное развитие и саморазвитие личности студентов. Среди них особое внимание следует уделить деятельности педагога, побуждающей студентов к игровому поведению, которое отражает профессиональною норму и уровень личностных притязаний в будущем профессиональном действии.

Детерминирующее значение имело равно ответственное побуждение студентов к соотнесению социальной и педагогической значимости профессионального действия и личностной мотивации проявления профессиональных умений в процессе игровой деятельности.

Для преподавателей вуза игра - рациональный метод и технология диагностики готовности студентов к проявлению профессиональных умений еще и потому, что игра - форма их поисково-экспериментального поведения.

Исходя из этого мы определили уровневые характеристики взаимосвязи содержания педагогической деятельности и предмета исследования. Всего было выделено три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень отражения обозначенной взаимосвязи проявлялся при ее процессуальной открытости, технологичности, личностной ориентированности и вариативности.

Средний уровень фиксировался по ситуативному проявлению названных особенностей.

Низкий уровень проявления обозначенных особенностей по определенному академическому алгоритму, усвоенному в процессе обучения. Это было связано с защитной мотивацией выбора профессии педагога-психолога и иллюстративно-наглядными методами авторитарно-алгоритмизованного побуждения студентов к психологическому анализу профессионального действия.

Анализ взаимосвязи педагогической деятельности и формирование у студентов профессиональных умений в процессе игры показывает, что:

- компетентная педагогическая деятельность является корректирующим фактором исследуемого процесса, в случае ее системно-деятельностной направленности;

- обозначенная взаимосвязь наиболее продуктивна в случае реализации в игровом компетентном взаимодействии преподавателя и студентов системно-деятельностного, личностно ориентированного, акмеологического и аксиологического подходов к анализу его процессов;

- сонаправленность компетентного педагогического действия преподавателя и формирование у педа-гогов-психологов профессиональных умений взаимосвязана со степенью информационной насыщенности участников педагогического процесса о технологиях организации игровой деятельности в профессиональном аспекте; уровнем общекультурного и профессионального развития преподавателя и студентов; наличием профессиональной мотивации и потребности в игровом самовыражении;

- соотнесение компетентности преподавателя и формирования у студентов профессиональных умений связано с характером целеполагания в педагогической игровой ситуации, с направленностью реализации ее функций, совокупностью умений, проявляемых участниками педагогического процесса.

Анализ философской, психолого-педагогичес-кой литературы показал, что среди факторов, тем или иным образом влияющих на формирование у педаго-гов-психологов профессиональных умений, можно отметить субъективную основу их учебного действия (К. Д. Ушинский, Л. Ф. Спирин).

Поэтому в ходе исследования особое внимание уделялось анализу сущности методики и технологий

выявления происходящих изменений в деятельности будущих педагогов-психологов в процессе специально организованной игровой деятельности.

При организации экспериментального исследования исходными были следующие положения:

- взаимосвязь концептуальных основ исследования и практической модели их реализации;

- выявление исходного уровня готовности будущих педагогов-психологов к формированию профессиональных умений в процессе игры;

- осуществление анализа критериев, факторов, показателей и условий, определяющих содержание и направленность взаимодействия преподавателей педагогических дисциплин и будущих педагогов-психо-логов;

- определение основных путей, форм, методов и технологии формирования профессиональных умений студентов факультета «Психология» в процессе игры;

- обеспечение объективности проведения констатирующего и преобразующего эксперимента;

- достижение требуемой достоверности данных;

- внедрение результатов исследования в учебновспомогательный процесс вуза;

- побуждение студентов к использованию игры в развитии профессиональных умений, выступающих основой профессиональной компетентности.

Контрольные и экспериментальные группы анализировались по системам родственных признаков, в которых были выделены следующие группы: общность социального облика и условий жизнедеятельности, физиологические и психические отклонения в развитии и их проявление в поведении, средовые условия жизнедеятельности, особенности семейного воспитания, методические традиции обучения, воспитания и социализации учащихся учебно-воспитательных и образовательных учреждений, в которых происходило формирование личности будущего студента; влияние этнических, профессиональных, конфессиональных и прочих групп, общественных организаций и структур на ценностные ориентации юношества; мотивация и направленность профессионального выбора; наличие опыта участия в определенной совокупности игр; ценностные ориентации и потребности студентов; гендерные и индивидуально-личностные характеристики их действий в учебной ситуации (качества, свойства, умения).

К определяющим признакам уровня направленности и содержания реализации профессиональных умений в исследовании отнесены методические традиции обучения, воспитания и социализации студентов и мотивация профессионального выбора той или иной роли и позиции в игре.

Началом диагностирования готовности студентов к формированию профессиональных умений в процессе игры являлось выявление общего уровня развития, изменение которого от низкого до высокого проявления рассматривалось на основе готовности студентов совершать действия от ситуативного алго-ритмированного преподавателем действия до вариативного творческого самовыражения и самопозна-

ния себя в игровой ситуации. Учитывались выводы

А. И. Кочетова, В. В. Краевского, А. С. Гершунского об основной характеристике общего уровня развития основных личностных параметров - «нравственной устойчивости». На этой основе в исследовании проводился анализ проявления активности - двойственного процесса, основанного на проявлении опыта деятельности и личностной интуиции.

Нравственная устойчивость личности в процессе игры позволяет объективно оценивать проявление личностных качеств будущих педагогов-психологов.

Реализация основных компонентов игры требует обоснования ее правил. Для преподавателей, входящих в экспертные группы, правила - основа для постановки задач, решаемых в процессе опытно-экспериментальной работы, как на этапе констатирующего, так и на этапе формирующего эксперимента.

Критериями успешности игрового действия студентов являются: затрата времени на выполнение целей и задач игры; отступление от условий игры; готовность преодолеть препятствия, возникающие в процессе игры; время, ловкость, отсутствие ошибок в игровых действиях; точность и мастерство выполнения игровых действий.

Анализ уровня корреляции личностных ролевых позиций с профессиональной ролью «педагог-психолог» возможен с помощью следующих методов научно-педагогического исследования: анкетирование, наблюдение, ранжирование, беседы, конфликтные ситуации и ситуации выбора , игры, ПДО, задачные технологии, УСК, ОСЛК, КИСС, визуальное изучение основ культуры.

Целью технологии формирования профессиональных умений в процессе игры у будущих педаго-гов-психологов является:

1) формирование готовности к диалогу в процессе игры;

2) формирование профессиональных умений средствами игровой техники.

В процессе опытно-экспериментальной работы разработана модель формирования у студентов профессиональных умений в процессе игры.

В целом рассмотрение процесса формирования профессиональных умений у будущих педагогов-пси-хологов в процессе игры позволяет сделать вывод о том, что:

- это целенаправленный процесс, структура и содержание которого определяется совокупностью факторов, имеющих объективную и субъективную основу. К ним, прежде всего, можно отнести: государственный стандарт профессиональной подготовки педагогов-психологов, профессиограмму выпускника факультета психологии; мотивацию выбора студентами вида профессиональной деятельности; природные данные и социальный опыт будущих педагогов-психологов; опыт участия студентов в специальных играх, имеющих творческую основу; опыт детерминированный объективными социально-экономическими законами определенного этапа социально-экономического развития человеческого общества;

- основными источниками и движущими силами развития профессиональных умений у будущих педагогов-психологов в процессе интеллектуальнотворческой игры являются следующие факторы: потребность государства и общества в подготовке компетентных профессионалов и стремление будущего специалиста сформировать опыт профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки, который обеспечивает самодостаточную основу самореализации личности в семейно-бытовой, профессиональной и социальной культуре;

- для развития профессиональных умений студентов факультета «Психология» в процессе игры важно развитие основ проявления личностью волевой сферы личности, к которым в процессе исследования были отнесены: самостоятельность мышления и поступка, активность целеустремленность, настойчивость и совокупность специальных умений по профессиональному саморегулированию;

- продуктивное использование интеллектуальнотворческой игры для формирования профессиональных умений будущих педагогов-психологов возможно в случае выявление преподавателями педагогических дисциплин и использования в игре профессионально значимых, личностных качеств, необходимые для успешной адаптации студента к условиям проведения специальных видов игр и к требованиям, которые предъявляет будущая профессия. Формирование профессиональных умений в процессе интеллектуальнотворческой игры более успешно может осуществляться в ситуации активного взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечения возможности самореализации личности будущего специалиста в педагогическом процессе вуза;

- формирование у студентов факультета «Психология» профессиональных умений в процессе интеллектуально-творческой игры основано на диагностике уровня готовности будущих педагогов-психологов к образовательной деятельности, дидактическому взаимодействию с преподавателями дисциплин педагогического цикла на основе принципа диалогичности,

«диалога культур», являющихся основой реализации системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к профессиональной подготовке студентов с использованием игровых ситуаций;.

- разработанная технология организации занятий по дисциплинам педагогического цикла с использованием игровых ситуаций позволит более эффективно средствами интеллектуально-творческой игры формировать профессиональные умения педагога-психолога, более успешно адаптироваться им к требованиям, которые предъявляет к специалисту современные условия профессиональной деятельности;

- деятельность студентов факультета психологии в процессе интеллектуально-творческой игры способствует формированию у них профессиональных умений в том случае, если осуществляется компетентное профессиональное влияние на этот процесс со стороны преподавателя вуза, обладающего акмеоло-гической и аксиологической направленностью в процессе личностно ориентированного взаимодействия с будущими педагогами-психологами;

- основными источниками формирования профессиональных умений у будущих педагогов-психо-логов в процессе интеллектуально-творческой игры являются: педагогическая коррекция структуры и содержания профессиональной подготовки студентов средствами игры; мотивация и направленность учебной деятельности студентов; готовность студентов к проявлению профессиональных умений в процессе игровой ситуации и трансляции ее на учебные действия; использование в учебно-игровом взаимодействии преподавателей цикла педагогических дисциплин и студентов специальной модели и алгоритма побуждения студентов к проявлению профессиональных умений.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Груздова О. Г. Интеллектуально-творческие игры как средство профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3. 2006. С. 287-292.

УДК: 371.10 (081)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В. В. СОХРАНОВ, М. К. САЙФЕТДИНОВА, М. В. БАРАНОВ, В. И. ПРОСКУРИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии профессионального обучения Рассматривается проблема взаимосвязи профессиональной социализации студентов с готовностью проявить в учебном действии профессионально значимую компетенцию. Работа адресована коллегам, чьи научные интересы затрагивают обозначенную проблему.

Высшее педагогическое образование в современ- историко-культурного самоизменения движется от ном государственно-общественном устройстве России стадии возникновения к насыщению, относительной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проявляет все известные в научном знании закономер- стабильности, стагнации, кризису и становлению но-

ности и признаки положительно эволюционизирую- вого образа, который является двойственным. Он вме-

щей системы. Как известно, любая система в процессе щают в себя как инновационные, так и консерватив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.